Чарльз Сперджен. Оправдание

ОПРАВДАНИЕ
Чарльз Сперджен

 
"Как человеку оправдаться перед Богом?" (Иов 9.2). Речь идет о вопросе бесконечной важности для всех детей Адама; но это вопрос, на который мы никогда бы не ответили, не прояви Господь Своей суверенной благодати по отношению к Своим отступившим творениям. Это далеко не просто спекулятивное утверждение; оно пронизывает всю систему христианства и лежит в основе личной религии, и определяет весь наш взгляд на характер и моральное правление Бога. Что бы ни считалось безразличным или несущественным, это таковым быть не может; это центр положений веры, однажды преданной святым, и ошибка здесь может оказаться фатальной навечно. Лютер называл это "статьей, с которой Церковь стоит или падает", то есть вопросом, от которого зависит существование или распад ее. Это и есть тема, на которую мы хотим обратить внимание читателей в этом эссе.
 
Природа оправдания
 
Термин "оправдание" - судебный, он касается судебной процедуры и означает объявление человека праведным в соответствии с законом. Это не делает человека праведным путем сообщения ему святых привычек или изменений от греха к святости, как освящение, но это акт Судии, оправдывающего от всяких обвинений. Именно в этом простом смысле понятие оправдания используется и в Ветхом, и в Новом Заветах. Например, сказано: "Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят" (Втор.25.1). Здесь очевидно, что оправдать грешника - не значит сделать его праведным, но объявить таковым, так же как осуждение нечестивого не делает его нечестивым, но объявляет таковым (ср. также Притч.17.15, Пс.143.2, Лк.7.29-35, Рим.2.13, 8.33). Мы не должны смешивать оправдание с освящением, ибо хотя они неразрывно связаны, они весьма и в значительной мере различны, и если речь идет о пути принятия грешника Богом, они должны рассматриваться отдельно. Оправдание рассматривает человека в правовом смысле, является конкретным актом благодати и ведет к изменениям характера. Освящение  рассматривает его в личностном смысле, является продолжением работы благодати и заканчивается в реальных изменениях характера. Первое - дело Христа вне нас; второе - работа Святого Духа в нас. Первое предшествует как причина, второе следует как эффеки. Оправдание - это изменение статуса в глазах закона и Законодателя. Оно включает в себя прощение, но это нечто большее, чем просто прощение.  Среди людей и перед земным судом эти вещи противоположны друг другу, ибо один и тот же человек не может быть одновременно помилован и оправдан, но пред судом Божьим тот, кто помилован, оправдан, и тот, кто оправдан, прощен. Когда человек помилован, он считается преступником, но когда он оправдан, он считается праведным. Помилованный преступник освобождается от обязанности страдать до смерти за свои преступления, но оправданный признается достойным жизни невинного человека. Таким образом, в оправдании есть две составные части: прощение грехов и принятие нас лично; удаление вины и осуждения и право на жизнь.   
 
Основания для оправдания
 
Если оправдание, как мы видели, суть судебный приговор, освобождающий человека от вины и принимающий его как праведного, то такой приговор может быть вынесен лишь на некоторых веских основаниях, которые следует прояснить, ибо Тот, Кто оправдывает - это Бог, Святой и Праведный Судия. Что же человек пред Богом? Я отвечаю: без оправдания все мы по своей природе под виной и осуждением. В первых трех главах Послания к Римлянам, где учение об оправдании обсуждается логически, апостол Павел установил его как неоспоримую истину, ибо каждый человек в естественном состоянии находится под справедливым осуждением Бога, как восставший против Него. Бог благоволил явить Себя людям всеми способами, будь то дела творения, закон, написанный в их сердцах, или откровение благодати. Павел также отмечает, что Бог намеревался установить только один способ оправдания для людей, ибо Он Своим провидением допустил, что все они виновны. Ибо если бы кто-то мог быть избавлен иначе, было бы два различных пути оправдания и, следовательно, две истинных религии и две истинные церкви, и верующие не имели бы единства общения, которое дает благодать. Писание "всех заключило под грехом", и все виновны. Апостол Павел доказывает обращением к неоспоримым фактам, что и язычники и евреи виноваты пред Богом, и делает следующий неизбежный и очевидный вывод: "делами закона не оправдается никакая плоть", то есть нашем собственное послушание, даже самое искреннее, не оправдает никого, чтобы люди были приняты Богом как праведники. Никакой закон, человеческий или Божий, не может оправдать преступление, и закон Божий далек от того, чтобы оправдать преступника, но осуждает его на погибель. "Ибо все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою, ибо написано: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона".  Мы видим, что нет никакого принятия Богом на основании закона без совершенного послушания. Такое послушание не может оказать никто из человеческого рода, и отсюда следует, что ни один человек не может обеспечить своего оправдания. Есть два способа, которыми он может попытаться это сделать, но ни вместе, ни порознь ими он не осуществит этого. Во-первых, возможно попытаться вернуться к прежнему послушанию. Но этого никто не сможет сделать: для этого грех должен потерять власть над человеком, а возвращение к послушанию есть акт, требующий больше энергии, чем настойчивость на пути к нему. Поскольку человек не может достичь своего оправдания, он и не попытается этого сделать. Он полностью отчужден от жизни Божией, как по незнанию Бога, так и по твердости своего сердца; в нем есть плотской ум, который суть "вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряется, да и не может".   
Во-вторых, человек должен дать удовлетворение правосудию. Будучи добавлено к послушанию, это позволит осуществить возмещение и в результате достичь оправдания. Но как для человека невозможно возвращение к послушанию, так невозможно и возмещение вреда, нанесенного бунтом моральному правлению Бога. Все, что может сделать человек, ни при каких обстоятельствах не заменит того, что он уже должен был сделать. Как бы хорошо ни поступал человек, он уже не сможет ничем компенсировать того, что он уже сделал плохого. Старый долг не может быть возмещен регулярными выплатами в будущем. Грешный человек ничем не может заслужить своего оправдания. Я должен особо заметить, что оправдание не может происходить на основе компромисса. Человек должен быть оправдан полностью законом или полностью по благодати. Если он оправдывается законом, он должен соблюдать закон идеально; если же по благодати, он должен полностью положиться за заслуги Другого. Здесь не может быть никаких компромиссов, никакой мешанины. Сильные выражения Павла по отношению к галатам, извращавшим Евангелие, здесь вполне применимы: "Если вы обрезываетесь, вам не будет никакой пользы от Христа. Вы, оправдывающие себя законом, отпали от благодати". Павел исключает все дела любого рода, совершенные до и после возрождения, моральные и церемониальные, он не допускает спасения делами даже Авраама, отца верующих (Рим.4.2, 11.6, Тит 3.5, 2 Тим.1.9). 
Что же тогда является достойной почвой оправдания грешника? Если все человечество грешно и под осуждением, если Верховный Правитель мира не может оправдать никого без совершенной праведности и не будет этого делать, и если такая праведность не может быть создана человеком, то абсолютно необходимо, чтобы такая праведность была вменена нам. Где же, если не в совершенном деле Иммануила, мы можем найти эту праведность, исполняющую закон, удовлетворяющую справедливость и воздающую честь Богу? "Освободи его, ибо найдено умилостивление". Правосудие Божие было попрано, и оно должно быть удовлетворено; закон Божий был нарушен, и он должен был быть исполнен; завет и долг были нарушены, и требовалось освобождение; дар Неба был потерян, и он должен был быть восстановлен, ибо грешник не может воздать честь ни одному атрибуту оскорбленного величия Бога, не исполнив каждого требования Его неизменного закона. Никаким другим способом закон не может быть исполнен так, чтобы при этом была оказана милость виновным. Потому Бог посылает Сына Своего, Христа, принять наше отчаянное состояние, сказав: "Вот Я пришел исполнить волю Твою, Боже".  Чтобы совершить это, Он берет на Себя нашу природу, чтобы как наш Родственник-Искупитель, иметь право совершить выкуп. Правосудие Божие признает Его как Поручителя грешников, и взыскивает с Него полное наказание за грех. Бог вкладывает чашу гнева Своего в Его руки, и Иисус испивает ее до последнего дна. Меч от Иеговы поражает Пастыря, и рассеиваются овцы. Поэтому Он обращается к представителям правосудия: "Вы ищете Меня? Вот Я". "Он был изъязвлен за грехи наши, он был мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились". "Христос", говорит апостол, "искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою". Если бы здесь не имело места ничего, кроме наказания по закогну, люди были бы только освобождены от наказания за грех. Если бы они должны были лишь получить награду послушания за соблюдение предписаний Божиих, то это было сделано Иисусом Христом в высшей степени. Каждому требованию святого закона Божия Он оказал полное и безгрешное послушание; каждую заповедь и каждый запрет Он полностью соблюл, воздав этим Богу честь. Праведность Иисуса, следовательно, двояка: она состоит в Его безупречном послушании и достойных страданиях, и потому это та праведность, которой грешники оправдываются пред Богом. Так и только так моральный Правитель вселенной может помиловать грешника и простить его в суде. Потому сказано, что "Господь наша праведность и сила", и все семя Израилево оправдано и прославлено. "Не знавшего греха Он сделал грехом, чтобы мы могли в Нем стать праведными пред Богом". "Послушанием Одного сделались праведными многие". Это послушание Сына Божия воздает большую честь закону и Законодателю, чем могло бы воздать послушание всей человеческой расы даже при том условии, чтобы Адам никогда не грешил.

Средства оправдания
 
Как грешник получает интерес к этой правде в целях оправдания? Писание очень ясно по этому вопросу: только верой (Рим.3.21-28, 4.24-25, 5.1, Гал.2.16, Деян.13.38-39). Вера - назначенное Богом средство союза со Христом, правда Которого вменяется верующим. "Так Давид называет блаженным человека, которому Господь вменяет праведность независимо от дел". Сама природа веры такова, что она уводит грешника от себя, подрывая его уверенность в себе и чувство своей безгрешности, к совершенному делу Иисуса. Поэтому мы говорим, что оправдываемся верою, а не любовью или смирением, или любой другой благодатью, но только верой, ибо вера противопоставляется здесь всем делам, и только благодать оправдывает нас. Но это совершается не ради веры и не за счет веры, как если бы сама вера была нашей праведностью или ради нее мы были оправданы. Это видно из следующих соображений. Никакая человеческая вера не совершенна и не может сравниться с требованиями закона. То послушание, которым оправдывается грешник, называется праведностью от веры или праведностью через веру. Следовательно, оно не может быть самой верой, как видно из Фил.3.9. Опять же, если мы оправданы самим актом веры, то, поскольку существуют степени веры, то некоторые верующие оправданы больше, а некоторые меньше той же совершенной праведностью, пропорционально силе или слабости их веры, а это полный абсурд. Вера так же необходима в оправдании, как праведность Христа, но они необходимы для различных целей. Вера есть рука, которой мы хватаемся за Христа, глаз, который смотрит на Христа, ухо, что слышит голос Христа, ноги, которые идут на зов Христа: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".  Я могу добавить лишь, что это оправдание по вере является совершенным и полным сразу, как только грешник уверует в Иисуса, так что он может триумфально бросить вызов, хотя бы вся вселенная обвиняла его. "Кто обвинит избранных Божиих? Бог оправдывает их. Христос умер, но и воскрес; Он одесную Бога, Он и ходатайствует за нас". Это так же необратимо и вечно; будучи раз оправдан, верующий больше не может подпасть осуждению. "Нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе... Кого Он оправдал, тех и прославил" (Рим.8.1,30). Не оправданный человек уже мертв, он никогда не сможет достичь славы; но все верующие хранятся силой Божией к окончательному и вечному спасению.
 
Свидетельства оправдания
 
Наконец, свидетельством оправдания являются добрые дела (Тит 3.8, Мих.6.8, Иак.2.17-18,26). Таким образом, окончательный суд будет совершаться по делам людей (Мтф.25.34-46). Заметим, однако, что хотя сказано, что люди будут судимы по делам их, не сказано, что они оправдываются в соответствии с их делами. Праведные приходят на суд, чтобы быть признанными как люди Господа. Они уже оправданы в глазах Бога и в своих собственных, но теперь они должны быть оправданы в глазах людей и ангелов, и таким образом справедливость Божия суда станет очевидной для всех. Это значит, что дела будут рассматриваться в качестве плодов и доказательств союза со Христом, в силу которых праведные оправдываются. Итог всего сказанного таков: мы получаем оправдание даром, по благодати Божией, в силу праведности Христа, через веру и оно свидетельствуется добрыми делами.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
 


Рецензии