Октавий Уинслоу. Свободное оправдание

СВОБОДНОЕ ОПРАВДАНИЕ
Октавий Уинслоу
'''[http://www.gracegems.org/W/r28.htm'''];
 
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил.
Рим.8.30
 
Здесь третье звено в этой золотой цепи небесной истины. Те, кого Бог предназначил ко спасению Своей действенной благодатью, и те, кого Он таким образом призвал через Своего Духа, Он, безусловно, оправдывает через Своего Сына. Мы должны предположить, что здесь Божественное откровение ограничивается простым и кратким изложением истины и говорит о существенном шаге в прогрессе верующего от осуждения к славе. "Кого призвал, тех и оправдал".
О необходимости оправдания нам не надо говорить очень долго. Если нет осуждения там, где достигнуто оправдание, ясно, что где нет условий оправдания, закон остается в его полной силе.  Само положение доказывает необходимость этого Если бы было возможным для нашего падшего человечества восстановиться к прежнему состоянию святости и в силу этого быть принятым Богом собственными усилиями, то разве Бог стал бы обеспечивать столь колоссальный и дорогой Него для способ оправдания человека, который являет Евангелие? Полная неспособность грешника оправдать себя оставляет открытым путь для проявления бесконечной мудрости Бога, Его святости и благодати. Его замысел подготовил развитие Его великой цели оправдать грешников, оставаясь простым, подлинным, неуклонным и неизменным. Но необходимость Божия способа оправдания опирается не только на неспособность человека спасти себя, но и на характер морального правления Бога. Поскольку Бог свят, Он может простить и оправдать лишь на основании праведности, которое полностью поддерживает чистоту Его природы, величие Его закона и славу всей Его моральной власти. Вот две крайности бытия: святой осуждающий Бог, и нечестивый и осужденный грешник. Предполагается, что они предстоят друг другу, и что между ними может быть установлено совершенное примирение и мир. Но на каком основании? И как это может быть осуществлено без посредничества? Бог находится под "свободной необходимостью" поддержания достоинства Своего трона, святости Своей природы и праведности Своего закона. Если бы Он оправдывал грешника на основании простого милосердия, помимо полного удовлетворения Своего правления, то что было бы с Его справедливостью и святостью? Правда ли, что Он может утверждать, что "Его очи чисты, чтобы смотреть на беззаконие"? Итак, если человек спасен, если осужденный грешник оправдан, совершенно ясно, что это должно совершиться на основе искупления, которое не должно ставить под угрозу правду Божественной власти, но должно таким образом согласовать все атрибуты Бога, так удовлетворять все требования Его справедливости, святости и истины, чтобы позволить Его милосердию проявиться во всей Его благодати, и поднять оливковую ветвь примирения для восставшего и осужденного мира. Такой замысел был разработан, такая основа была предоставлена, и такое искупление было совершено. Теперь мы подходим ближе к предмету, лежащему перед нами.   
Термин "оправдание" - судебный и относящийся к судопроизводству. Мы находим иллюстрацию этого в Слове Божием: " Если будет тяжба между людьми, и они приходят в суд, и судья должен рассудить их, то он должен оправдать праведного и осудить нечестивого". Как видно из этого отрывка, это слово противостоит состоянию осуждения, и в этом смысле оно используется и в нашем тексте. Оправдать в надлежащем смысле слова значит освободить от всякого осуждения. Сейчас важно, чтобы мы не перепутали эту доктрину, как Римская церковь, с другими, родственными ей учениями. Мы должны отличать оправдание от освящения. Они тесно связаны, и в то же время они полностью отличаются. Одно - это изменение статуса, другое - это изменение состояния. Одним мы переходим от вины к праведности, другим - переходим от греха к праведности. В оправдании мы оказываемся рядом с Богом, в освящении мы делаемся подобными Ему. Первое ставит нас пред Ним, второе преобразует нас в Его образ. Тем не менее Римская церковь соединяет обе вещи вместе, и в своих формулировках она учит вмененному освящению, тогда как Библия учит вмененному оправданию. Следует также отличать оправдание от помилования. Оправдание является высшим актом. Актом помилования мы спасены от ада, но по указу об оправдании мы принимаемся в Царство Небесное. Первое освобождает душу от наказания; второе дает ей статус, ведущий к славе. Но главный вопрос относится к Божию способу оправдания. И это самый важный пункт. Господь Иисус Христос оправдывает всех предопределенных и призванных в народ Божий. "Им оправдан всякий верующий". "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Это шаг, который касается статуса Его Церкви. Чтобы совершить его, необходимо, чтобы это совершилось в соответствии с законом, ибо Сам Сын Божий выше закона, и потому не может поддаваться его предписаниям. Но когда Он стал Сыном Человеческим, это было подобно тому, как если бы суверен огромной империи сложил свои царские регалии и стал другим человеком. Тот, Кто превосходил весь закон, Своим таинственным Воплощением поставил Себя в рамки закона. Тот, Кто был Царем славы, явился среди вещей дольних. "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, от жены, подчиниться закону, чтобы искупить подзаконных". Как это было дивно! Как смирился Сын Божий, сойдя с высот Своей славы! Царь Царей, Господь господствующих, согласился встать под Свой закон, подчинить ему Себя, Законодатель становится Тем, Кто исполнил закон. Смирив таким образом Себя, Он был готов, как жертвенный Агнец, взять и понести грехи Своего народа. Пророчество, которое предсказало, что Он должен "понести наказание за беззакония их" и "оправдать многих", получило в Нем свое буквальное и полное достижение. Таким образом, на Иисуса были возложены все беззакония, и все проклятие за них, и полнота наказания всех, принадлежащих к Церкви Божией. Этот личный и тесный контакт с грехом никак не повлиял на Его нравственную природу, ибо Он по существу Своему был безгрешен, и наши беззакония никак не могли испортить Его чистоту. Он стал проклят, как козел отпущения за Израиль, когда Аарон возложил на его голову грехи народа, но как вменение греха не может сделать животное морально греховным, хотя оно и рассматривается как таковое, так и вменение греха Христу не могло ни на мгновение поколебать Его личную святость. С какой отчетливостью Дух открыл, и с какой строгостью Он охранял совершенную безгрешность искупляющего Спасителя! "Он, не знавший греха, стал грехом за нас, чтобы мы сделались в Нем праведными пред Богом". О, благословенная весть для тех, кто не только видит грех в себе, но чувствует его скверну в своих самых святых делах, и опирается только на помилование через Жертву безупречного Агнца Божия! Для них это поощрение и утешительная гарантия того, что Тот, Кто безгрешным вошел между Святым Богом и их душой, принят как их замена, и в Нем они рассматриваются как праведные! И это - Божий метод оправдания. Встав на место Церкви, Христос есть "Господь оправдание наше", а мы "сделались в Нем праведными пред Богом".
Существует передача греха невинному, и, в свою очередь, есть передача праведности виновным. В этом способе оправдания нет никакого насилия, как и во всем, что делает моральное правление Бога. Он бесконечно далек от любой тени на Его славу, сияние которой было бы навсегда сокрыто от нас, если бы не искупление человека Христом. Бог никогда не является как Он есть, когда Он предстоит грешнику как Судия и определяет его положение пред Ним. Но вот совершено удовлетворение Его закона, оказанное Сыном Божиим за нас виновных. Бог является здесь как бесконечно Святой, но и бесконечно добрый, бесконечно справедливый, но бесконечно милосердный. Любовь, которая ждала исхода, теперь с радостью стремится вперед, ко грешникам, тогда как справедливость, святость и истина взирают на чудесное зрелище с бесконечным довольством и восторгом. И разве мы не остановимся и не вознесемся мыслью с восхищением и благодарностью Тому, Кто добровольно встал на наше место, в эту юдоль разрушения и горя, чтобы мы могли стать на Его место в праведности и славе? Какая чудесная любовь! Какая колоссальная благодать! Он был готов взять на Себя наш грех, проклятие и горе; как унизителен для Него был этот обмен! Чтобы Он мог поднять нас, Ему пришлось согнуться. Он мог освободить нас, только понеся наши оковы. Он мог избавить нас от смерти, только Сам умирая. Он мог передать нам безупречные одежды Своей чистой правды, лишь завернув Себя в прокаженную мантию нашего греха и проклятия. О, как драгоценно это для сердца каждого верующего! Какой любви, какого служения, каких жертв, какой преданности заслуживает Он от нас. Господи, измени мое сердце, чтобы оно давало Тебе все самое лучшее!
Но каким образом это великое благословение оправдания становится нашим? Другими словами, что является инструментом, посредством которого оправдывается грешник? Ответ очевиден. "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру" (Рим.3.24-25). Вера и только вера делает эту праведность Божию нашей. "В Нем оправданы верующие". Но почему это только и исключительно по вере? Ответ опять ясен: потому что вера по благодати! Если бы оправдание совершалось любым другим способом, нежели вера, идеальная свобода благодати не была бы обеспечена. Выражение "оправдание даром по благодати Его" подразумевает, что оно безвозмездно, абсолютно бесплатно. Мало того, что Бог ни в каком смысле не оправдывает грешника делами, но суверенитет Его закона, а также Его любви требует, чтобы при применении ко грешнику величайшего блага Его правления Он не делал этого никаким иным образом, чем совершенным актом милости со стороны дающего, и только получением со стороны получающего, который ничего не платит. Таким образом, все, что дополняет веру в вопросе оправдания грешника, будь то крещение или любой другой обряд, или любые дела и условия, исполняемые тварью, делает этот акт недействительным и полностью теряющим силу. Оправдание грешника верой столь свободно, сколь может совершить его Бог благодати и любви.
Скажем более: вера является не только инструментом. посредством которого мы получаем свободное оправдание по благодати, но она гармонизирует внешний акт Бога с внутренними чувствами верующего сердца. Таким образом, в оправдании сердце Оправдывающего и сердце оправданного начинают биться в самый совершенный и святой унисон. Это колоссальный акт со стороны Бога, но не такой, который не встречает никакого ответа со стороны человека. О, нет! Сердце верующего течет в благодарности к сердцу Божию, видя Его могущество и величие Его спасающей любви, и таким образом встречает Христа, как единого Посредника между Богом и человеком. Здесь верующий осознает свой жизненный союз с оправдывающим его Господом. Он чувствует, что он един со Христом. Его праведность вносится в его душу, и вера по благодати объединяет в реальный личный союз оправданную душу и Воскресшего, живого Спасителя. "Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух с Господом". О близкий и благословенный союз! Оправданные Богом приняты во Христе; их осуждение невозможно. Я стою в Божественном присутствии, как Иисус стоял пред лицом Господа, или как женщины стояли пред Спасителем, виновные пред Обвиненным, но я нахожусь в присутствии Того, Кто сейчас сидит на престоле как мой Судия, но висел на Кресте, как мой Спаситель. И облекая меня в Свои безупречные одежды, Он начинает произносить приговор: нет никакого осуждения! "Сие пишу вам, чтобы радость ваша была совершенна".
В заключение этой темы мы видим, таким образом, как закладывается основа самой глубокой радости, столь же стимулирующая высшую святость. Некоторые считают, что упомянутая цепь истины неполна, ибо в ней не хватает конкретного упоминания об освящении. Но это не совсем так. Апостол не считает необходимым сказать, что "кого Он оправдал, тех и освятил" просто потому, что в предыдущем стихе он уже сильнейшим образом подтвердил, что люди Божьи предопределены быть подобными образу Сына Его. И это самый высокий порядок освящения. Ни один грешник не может быть прощен и оправдан без внедрения в его душу Святым Духом ростка святости, так что его путь - это "яркий свет, который сияет все более и более светлеет до полного дня". Полностью и свободно, во веки веков оправданный, о, какой мощный мотив он имеет, чтобы вполне отдать себя Богу!  «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, Богу для разумного служения вашего".
Мы должны научиться различать наше оправданное состояние и существование пребывающего греха. Первое не обязательно включает уничтожение второго. Не видя ясно эту разницу, многие из народа Божьего подвергаются большой бед ума. Чтобы проиллюстрировать это, предположим, что акт помилования передается преступнику, который уже смертельно болен. Он выходит из камеры, но в нем есть червь, который питается самым корнем жизненного принципа и обрекает его на мучительное угасание. Так часто бывает с оправданными людьми. Им нет никакого осуждения, и это проливает луч света на их лица. Тем не менее они несут в своих душах тяжелую нравственную болезнь, которая не перестанет их мучить, пока они не сложат тело греха и смерти и не проснутся совершенными в образе своего Господа.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn 


Рецензии