Православным людям достались красивейшие места
Православным людям достаются самые красивые места планеты
Когда путешественник собирается в Грецию первый раз, то глаза у него разбегаются. Хочется побывать и на островах Эгейского моря, и Афинский акрополь посмотреть, и в море покупаться…
А ещё есть и горы, лучше которых могут быть только Метеоры — тоже горы, но совершенно необыкновенной, божественной красоты. Когда узнал о скалах высотой с десятиэтажный дом и больше, что вопреки законам физики нависают над Фессалийской равниной близ города Каламбака, то сразу решил, что обязательно побываю там, чего бы это ни стоило. Стоило это недорого. Шведские берега россиянам после запуска российских паромов «Принцесса Анастасия» и «Принцесса Мария» из Санкт-Петербурга — теперь как родные, а самолеты ирландского лоукостера Ryanair, действующие в европейском небе как воздушные маршрутки, в два счета доставляют пассажиров из бывшего военного аэропорта близ Скавсты, что недалеко от Стокгольма, в греческие Салоники. Отсюда же в провинцию Трикала идут экскурсионные и рейсовые автобусы, а самостоятельному путешественнику лучше всего проехать в одну сторону на автобусе, а в другую — на поезде, чтобы получить больше впечатлений. К тому же какое путешествие без поезда?
Парящие под небесами
Метеоры, сразу оговоримся, не имеют отношения к падающим из космоса метеорам и метеоритам. Они земного, а ещё вернее — подводного тектонического происхождения. Их причудливые формы и гладкие исполинские бока сформировались под напором дождя и ветра за миллионы лет. Начался же этот процесс после того, как с Фессалийской равнины примерно 60 миллионов лет назад ушло море. В переводе с греческого Метеоры — это «парящие в воздухе». Начиная с десятого века нашей эры здесь, в труднодоступных местах, стали селиться монахи. Их привлекала защищенность мест как от нападавших на Грецию турок и сербов, так и от мирской суеты. Вдали от людей было удобно вести подвижнический образ жизни и предаваться молитвам.
Сто лет назад к монастырям дорог ещё не было, и каменные ступени для восхождения к храмам не были проложены. Монахи и редкие гости могли попасть к зданиям в вышине только по подвесной лестнице либо в специальных сетках, которые тянули монахи. Удивительно, но и строительные материалы были подняты наверх таким же ручным способом. Один русский религиозный деятель, посетивший эти места в 1896 году, так описывает свое путешествие в этой сетке: «Мучительный подъем, канат постоянно раскачивался в разные стороны, и я — вместе с ним, пока наконец-то не оказался наверху. Меня уронили, когда тянули к деревянной платформе, и я оказался прямо над бездной. Я в ужасе закрыл глаза и чуть было не потерял сознание».
Гостеприимная Каламбака
Сегодня Метеоры — второе по численности после Афона и первое по посещаемости сосредоточие православных монастырей в Греции. В отличие от Афона, где существует «Автономное монашеское государство Святой Горы», на Метеоры специального разрешения паломникам не требуется, а потому туристов здесь больше. К святой горе Афон ежегодно добираются только десять тысяч паломников, а к Метеорам приезжает более миллиона туристов.
Шесть действующих святынь близ Каламбаки — четыре мужских и две женские обители — обосновались на вершинах огромных утесов, что тянутся в высоту до 600 метров над уровнем моря. Всего на протяжении истории открытой монашеской республики в Метеорах существовало 24 монастыря вместе со множеством одиночных келий, часовен, скитов, пещер, затворов, столпов, рассеянных по всем горным закоулкам, но не все остались обитаемыми. Сегодня приток монахов, как ни странно, сдерживают туристы. По мнению многих ортодоксов, Метеоры превратились в комплекс музеев.
Разевать рты путешественники начинают сразу в Каламбаке, когда за углом гостиницы их вдруг встречает утес-великан. Кстати, отелей и кемпингов в Каламбаке едва ли не больше, чем жилых домов. Из города в горы ежедневно ходит рейсовый автобус, но посмотреть сразу и все за один день невозможно. У монастырей сложное расписание по приему гостей. С утра открыты одни, а к вечеру — другие... В полуденный зной все монахи закрывают ворота перед гостями. Поэтому приезжающие на автобусную экскурсию обречены ознакомиться максимум с одним-двумя монастырями. Это намек на то, что к Метеорам надо приезжать не раз. Здесь отчетливо проступают четыре времени года, и каждое вносит своё великолепие в природно-монастырский ландшафт.
Мне повезло, потому что благодаря Интернету и сайту гостеприимных людей прошлым летом смог подыскать греков, которые совершенно бесплатно согласились принять меня в их сельском доме в пяти километрах от Каламбаки. Два дня на машине фермеры возили меня по горам. В первый день, кстати, мы попали лишь к закрытию «Великого метеора». Пробежать более сотни ступеней вверх за пять минут — это недостойно странствующего пилигрима, и я легко представил себе боль и отчаяние путешественника, который проделал столь большой путь и не посмотрел главного. На второй день, когда открылись его ворота, мы около трех часов посвятили внутреннему убранству соборов главного из монастырей, арочкам и открытым террасам, с которых открывается вид на захватывающие дух горные пейзажи, соседние обители и селения где-то там, далеко внизу.
Кстати, за вход в каждый монастырь требуют небольшую плату, от двух до пяти евро, но для местных жителей вход свободный. При входе, пока мои греческие друзья о чем-то тихо беседовали с монахами, я помалкивал, а потому вполне сошел за эллина и сэкономил денег на сувениры. Их здесь множество, и особенно потрясают православные деревянные иконки, очень похожие на наши, русские, но более строгие и с другим шрифтовым обрамлением. Удивляют также своеобразная вышивка, плетеные четки и другие предметы церковной утвари.
Когда двигались по серпантину дорог меж монастырей и восторгам моим не было предела, машина останавливалась, чтобы русский путешественник смог насладиться видом гор и сфотографировать невиданные красоты. Метеоры, кстати, часто мелькают среди победителей на туристических порталах и сайтах любительской фотографии. Больно уж причудливыми получаются снятые через объектив пейзажи. «Раз в месяц мы объезжаем Метеоры, чтобы полюбоваться горами, год за годом это занятие нам не надоедает, — рассказали мне супруги Папанастасиос. — Впрочем, мы, кроме Трикалы, нигде и не были, а потому нам кажется, что и весь мир таков».
Возможно, греческим фермерам, любезно принявшим меня, мир без Метеоров покажется не столь интересным, а может, наоборот. Разумеется, я пригласил Николаса и Софию совершить ответный визит. В Новгородской области действующих монастырей не меньше, и расположены они также в удивительных по красоте местах. Пусть убедятся, что православным людям достаются самые красивые места на планете, будь то оставленные морем или ледником территории.
Опубликовано также:
http://novved.ru/obshestvo/23114.html
Свидетельство о публикации №213031901657