Наблюдательность
Наблюдатели или надзиратели есть везде: в обществе, например, это международные наблюдатели ООН, особенно необходимые во время военных конфликтов, наблюдатели ОБСЕ и других организаций в процессе политических выборов; в церквах – епископы (таково значение этого служения в переводе с греческого). И даже в Сети есть модераторы, в какой-то мере цензоры, контролирующие сетевое общение, наблюдающие за соблюдением правил поведения собеседников. Как заметил мудрый Экклезиаст: “Над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший“ (Еккл. 5:7). Этим занимаются Ангелы и Сам Господь, очи Которого “обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему“ (2 Пар. 16:9). Псалмопевец Давид однажды принял мудрое решение: “Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим“ (Пс. 38:2). “Наблюдайте за собою…” (Лк. 17:3) – говорил Христос. Соломон рекомендовал: “Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению“ (Еккл. 4:17). “Наблюдайте, как вы слушаете” (Лк. 8:18), – напоминал Спаситель. “Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять то, над чем мы трудились и получить полную награду” (2Ин. 1:8), – писал апостол Иоанн. “Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией” (Евр. 12:15), – советовал апостол Павел.
Многие гениальные люди умели погружаться в себя, в свой подсознательный мир настолько, что даже веселили окружающих. Например, Ньютон, готовя себе завтрак, бывало, варил часы в кастрюле, а куриное яйцо держал в руке.
Сократ мог стоять на одной ноге несколько часов, размышляя над новыми идеями.
А Иван Петрович Павлов приказал высечь на здании в Колтушах слово “наблюдательность”, чтобы оно напоминало научным работникам о необходимости концентрироваться на изучаемых предметах. Сосредоточение – важнейший инструмент познания божественных законов и самих себя.
В условиях экстремальной борьбы за жизнь человеку следует быть наблюдательным за внешними обстоятельствами, чтобы не угодить в пасть хищного зверя или под колёса автомобиля. Тут ему не до сосредоточения на себе. Тогда и приходят открытия. “Вникай в себя и учение”, – предписывает апостол Павел. “Познай самого себя”, – вторит ему житейская мудрость.
Как-то царевич Кир гостил у своего дяди, мидийского царя Астиага. Однажды он пожелал сам подать Астиагу чашу с вином.
Тогда по обычаю служитель, подававший царю вино, должен был отпить из чаши, чтобы царь убедился, что вино не отравлено. Мальчик Кир этого не сделал.
Почему ты не попробовал вино? – спросил его царь.
– Я побоялся, что оно отравлено, как это было в день твоего рождения.
– С чего ты взял, что оно было отравлено?
– А я видел, что когда ты и твои гости выпили это вино, вы стали ссориться, кричать друг на друга, хвастались своей силой и храбростью, а когда всем надо было встать, вы не могли удержаться на ногах, – сказал Кир.
Такая наблюдательность сделала его мудрым правителем. Так и нам необходимо вникать, наблюдать, познавать себя и Бога – ради духовного усовершенствования – ведь таков смысл нашей жизни.
Свидетельство о публикации №213031901697