Города и страны

    Города и  страны




«На запад, на запад, на запад!» – стучат колёса. Поезд до Бреста, а там… двенадцать дней по европейским городам и весям. На автобусе. Ночи в отелях.
Пока же катимся по  России, с болотами, полями, убогими домишками. Леса много. На него, как на воду или огонь, можно смотреть бесконечно. Паустовский вспоминается. Но ни Лешему, ни Кикиморам в этом лесу комфортно бы не было. Партизанам – пожалуй. Только тут должно быть много комаров, загрызут ночью.
В Бресте садимся в международный автобус с двумя водителями-поляками, которые повезут нас (по очереди) по всей «петле» – по югу Германии, Люксембургу, Бельгии, Нидерландам, Германии (но уже северной). Польша – транзитом в оба конца.
За полчаса проскочили предрассветный чистенький советский Брест, таможня задержала не очень, движемся  по Польше.
Гид наша Елена Аркадьевна в первые же минуты перезнакомила группу, то есть, каждый представился, немного рассказав о себе. Само по себе интересно, и возникает некая общность под названием «наши». Это не «русо туристо», народ опытный и знающий, скучно быть не должно, и глупых вопросов ждать не следует.
Смотрим фильм про великих поляков, потом звучит Шопен, спокойно, неназойливо, можешь слушать, можешь спать. Выясняется, что не взяла с собой дорожную подушку. Как говорят, досадно, да ладно. А за окнами Польша. Небольшие городки-хутора и яблоки, яблоки… Чистота кругом, но ландшафт весьма однообразный, скучновато.
Обед, довольно поздний, в чудной  корчме под соломенной крышей. Вкусно, обильно, недорого.
Всё бы хорошо, да одно нехорошо – вдоль трассы появились, явно не так давно, высоченные заборы из непроницаемых щитов, кое-где с обеих сторон. И нет уже Польши, есть бесконечный тоннель, по которому неприятно передвигаться, страшновато. Благо, не везде.
Польские города где-то вдалеке, только указатели. Дороги неплохие. Ах, если бы не эти заборы! Автобусный туризм погибнет. Кому захочется смотреть на жёлтые (синие, серые, зелёныё) щиты?

Отель, наконец. Помыться и спокойно выспаться. Радуемся возможности «принять форму дивана». А кое-кто из группы отправился осматривать город Легница (рядом с Вроцлавом). Нам достаточно вида из окна на прекрасный старинный костёл. Костёлы здесь повсюду.
Утром после приличного завтрака переезжаем в Германию. Пейзаж повеселел, деревеньки-хутора очень живописные, и тоже кирхи везде островерхие.
Лужица (Лаузица). Здесь живёт православная народность лужичане, говорящие всё же по-немецки. « Бог подарил нам Лужицу, а чёрт закопал здесь уголь» –  это земля  Саксония, угольная страна.
Имеем время, и Елена завозит нас в незапланированный Бауцен – небольшую крепость на Шпрее. Основана в 1232 году. Здесь сербский центр. Возле крепости небольшое кладбище. Специальное место для леек и инвентаря, никто не приносит с собой. Ухожено кладбище так же тщательно, как и всё вокруг, включая участки, где идёт реставрация.
В автобусе после экскурсии – фильм о Дрездене, который проплывает где-то справа. Гид добавляет истории от себя. «Немецкие женщины, немецкая верность, немецкое вино, немецкая песня…»  –  поётся в гимне Германии. Проезжаем мимо Веймара (Гейне, Гёте, Бухенвальд, Гитлерюгенд). 
Городок Айзенах – родина Баха, и здесь  три года учился Мартин Лютер. Городки и селения безлюдны – суббота, отдыхают немцы.
Из Киссена, где ночевали в отличном отеле, едем к Рейну, к Лореляй, к старинным замкам на холмах и бесконечным виноградникам. Едем вдоль реки, наслаждаемся пейзажами. Говорят, в долине Рейна 300 замков, и ни один не похож на другой.
Дроссельхоф (двор дроздов) – дегустационный зал. Прекрасные рейнские вина и неплохо говорящий по-русски продавец-экскурсовод.
В этот же день ещё Трир. И под сильнейший ливень после страшной жары переезжаем в Люксембург, в гостиницу «IBIS». Крошечное государство живёт размеренной, добропорядочной, благополучной жизнью. Нет общих для Европы проблем, нет преступности. «Если ты в молодости не был революционером – у тебя нет души, если в старости ты не ретроград – у тебя нет мозгов».
На Бельгию у нас два дня и две ночи в одном отеле. Сразу нет того спокойного порядка, как в Люксембурге и Германии, грязно и суетно. Может, потому, что посещаем очень людные места. И с отелем не повезло – нет кондиционера, а окно открывается лишь на щель, очень неудобный санузел и всего одно полотенце на персону. Хорошо ещё, что окно выходит в безлюдный двор. Часть номеров обращены к привокзальной площади, там не спали – площадь «кипела» обе ночи. Зато фламандская кухня – это «французское качество и немецкое (или польское) количество».
Антверпен. На реке Шельде. «Бог дал нам Шельду, а Шельда всё остальное». По дороге на Брюгге – фильм «Фландрия и Брюссель». В Брюгге – монастырь бегинок (косноязычных женщин) Бегинхоф, XIII век. Каналы, вдоль них здания XII века, в том числе госпиталь и странно-приимный дом (!) на 200 коек. Собор со статуей Мадонны Микельанджело, тайно вывезенной из Флоренции, и скульптурные фигуры четырёх всадников Апокалипсиса: Чума, Голод, Ересь, Война. Рыночная площадь IX-го века перед Ратушей. Получасовая прогулка на лодке по каналу вдоль средневековой улицы.
Гент – это прежде всего знаменитый гентский алтарь с беременной на последнем месяце Евой. Авторы – художники  братья Губерт и Ян ван Эйк. Алтарь был завершён в 1432 году. Затем пятничный рынок, дом мясной гильдии (XV в.) и «требушиный домик», где беднякам по пятницам бесплатно раздавали требуху. Далее – пешая прогулка по исторической части города, тот же XV век.
Туалеты.  Дело не последней важности, когда весь день на колёсах или экскурсиях. Самое примечательное в Бельгии – общественные писсуары на улицах с живописным знаком, смысл которого – «большие дела» запрещены. Для женщин таких заведений не предусмотрено, хотя при крайней необходимости можно и воспользоваться. Другие туалеты платные, 50 евроцентов – 1,5 евро за посещение, даже, если ты – гость кафе. Так же в Польше и Германии. Бесплатно только на заправках. В Люксембурге и Голландии туалеты в кафе бесплатны и общедоступны. И очень дорогая (на туристических тропах) питьевая вода.
«Писающий мальчик» кое-где писает пивом. Есть в Брюсселе и писающая девочка, далеко не так популярная. Находится эта скульптурка-фонтан в одном из кафе «Чрева Брюсселя». И ещё одна есть скульптурка на эркере старинного здания – мальчик, занятый значительно более серьёзным делом. Он обращён к прохожим спиной, и его занятие сомнений не оставляет. Хулиганский город!
Вторая половина рабочего дня, а улицы заполнены праздными людьми. Рано приступают к работе и рано заканчивают? Безмятежны и довольны жизнью. Очень много туристов из Китая. Они любознательны, выносливы, достаточно состоятельны – без конца что-то покупают и без конца что-то едят.
Что, кроме «писающего мальчика», можно назвать визитной карточкой Брюсселя? Морепродукты и шоколад. Никто отсюда не уедет без коробки шоколада,  не отведав мидий. По улочкам исторической части города хочется бродить бесконечно, но нас ждёт Голландия.
Делфт, а, значит, Вермеер. Фильм о нём посмотрели в пути. Кажется, страна пересела на велосипеды. Модификации иногда просто фантастические – для мамы и ребёнка, для хозяина и собаки, «грузовые», с багажниками и спереди и сзади, трёхколёсные для пожилых, вело-прицепы… электрокары, как в Канаде. Люди спокойны, не спешат никуда, улыбаются. «Бог создал землю, а голландцы – Голландию». Основательно и надолго создали. И сегодня есть, чему поучиться. Наше знакомство со страной, конечно, очень поверхностное, чисто внешнее, хоть и сопровождается рассказами Елены о том и о сём. Воспринимать уже «некуда».
Волендам – рыбачья деревня, городок на побережье Северного моря. Бродим по главной торговой улице, наблюдая начало рабочего дня. С чего начинают хозяева маленьких лавочек и кафе? С мытья окон, дверей, столов. «Плохая хозяйка моет окна раз в неделю». В Москве плохих хозяек, понятно, нет. Чистота вокруг первозданная, как в Германии и Люксембурге. Жареные и копчёные угри на каждом шагу. Очень жирная и очень вкусная небольшая рыбка. Приготовленная, на змею уже не похожа.
Заанс Сханс – этнографический музей под открытым небом, маленькая старая Голландия. Можно посмотреть, как готовят голландский сыр и производят кломпы, деревянные башмаки.
Заандам. Домик Петра. Плотник Пётр Михайлов жил в этом доме, пока учился корабельному делу. Портрет Петра не похож на привычные нам, а его «спальня»  заставляет задуматься, как при его росте можно было поместиться в такую клетушку. Сидя, что ли, спал? Гид объясняет – голландцы тогда спали сидя, боясь уподобиться трупу. Вместо кроватей мастерили такие вот комнатушки с постелью прямо на полу. И Петру выделили такую. Хранят в Голландии память о нём.
Амстердаму посвящены два дня. История, речной трамвай по каналам, пешая экскурсия, и вечером второго дня «Улицы красных фонарей» с зажигательными красотками в витринах. Это, конечно, туристическая «завлекалка». Зачем платить так дорого, когда за углом «кафе-шоп», местечко, где свободно продают «травку» и где девушки абсолютно ничего не стоят, разве что порция гашиша или пива? Но – «улицы красных фонарей», каких в других местах не встретишь.
Всё-таки четыре страны за одну поездку – чуть многовато. Завтра начинаем обратный путь по северу Германии, потом тем же транзитом через Польшу к Бресту, и дальше – поезд на Москву.
«Хорошо, что есть на свете
Это счастье – путь домой» –  поют «Земляне».



Рецензии
"Всё-таки четыре страны за одну поездку – чуть многовато." Вместе с тем, удалось многое увидеть и получить представление о каждой стране.

Светлана Самородова   13.02.2016 22:56     Заявить о нарушении
Слава Богу, успели до мигрантов.Хорошая была поездка.

Гертруда Арутюнова   14.02.2016 07:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.