Бхагавад-гита всем. глава 18. совершенство отречен

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.64–65.

64.И снова выслушай Мои Высшие наставления, наиболее сокровенные из всех. Ты должен служить мне (желанен Мне), поскольку разумен (тверд), поэтому Я говорю для твоей пользы.
65.Думая обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняясь Мне, выражай Мне почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе, потому что ты Мне дорог.

Комментарий.
Несомненно, Арджуне было очень непросто внимать Богу. Говорить с Богом Лично – великая удача, не имеющая себе равных. Но говорить с Богом о Божественных делах – непомерный труд, высочайшая ответственность и доверие, которое очень сложно осознать, быть достойным,  пережить. Иллюзорные энергии Бога могут ослаблять, притушевывать это чувство, но когда идет серьезный разговор – иллюзия отступает и человек оказывается лицом к лицу с пониманием высочайшего порядка: с ним говорит Бог. От такой милости воистину может дрожать тело,  потоком лить слезы,  и есть единственное желание - пасть ниц. Но… Бог удерживает. Не время. Не сейчас. Бог смягчает ситуацию, но это чувство не убирает никак. Редкие свидетели таких высоких диалогов никогда не смогли бы толком поведать,  как это происходит, откуда в тебя входит Божественное Слово и все проясняет, откуда в тебе в ответ рождаются мысли, вопросы, участие… Как получается, что ты можешь возражать Богу, временить с ответом, входить в паузу и как рождаются у тебя мысли и мнения там, где ты мыслью еще не бывал, к чему и сам не знаешь своего личного отношения… Все как бы спонтанно, но мягко, на некоей Божественной волне Бог устремляет тебя и твою мысль к тому берегу, со стороны которого Бог и ожидает… Бог мерно, постепенно, шаг за шагом, терпеливо, крайне доброжелательно вовлекает в диалог высочайшего порядка, где никак не выбиться из Божественного Плана, из потока идущей информации. Разумный понимает: не для него, не ради него, но и для него и ради него… Все тонкости души, малейшее движение мысли, все неотступно сопровождает Бог, на все тотчас отзывается и снова побуждает… Такое чувство, что не ты сам слушаешь, не ты сам мыслишь, не ты сам отвечаешь… Бог и с той и с этой стороны. Но ты – подходишь, ибо отвечаешь, мыслишь, излагаешь с Богом, но так, как только и умеет твоя душа, твой уровень понимания. Бог мыслит в тебе твоими категориями,  твоими знаниями, твоим опытом и с тем, чтобы  многое отмести, отвергнуть, как отжившее и отработавшее себя понимание, и не только твое. Бог в тебе самом расчищает место от устаревшего, сыгравшего свою роль и свое привнесшего понимания и знания и тотчас без промедления устанавливает лучшее знание, буквально вводит в тебя, утромповывает  и говорит: ЭТО. И без вопросов. Так должно мыслить теперь. Так должно выбирать. Это следует знать, и к этому устремляться. И доказывает, убеждает, один раз, второй, третий… сколько надо и так  каждое новое Свое Мнение. Глупец не поймет. Арджуна – да. Потому, что многие рождения Сам Бог готовил его, проводя через определенный опыт и практику, знания и служение, через догмы и нравственность, через жизнь и смерть, добро и зло, через то, что казалось материальной практикой, но пригодилось, ибо у Бога все идет в дело, как в дело пойдет тот материальный опыт, который Бог дает каждому. Ибо все повторяют  свой путь Арджуны через материю, через нравственность и безнравственность свои и чужие,  никто не простаивает, нет никого, кто был бы здесь, в этих знаниях немощен, у кого бы волею Бога не было бы того  духовного и материального багажа за все рождения, которые бы не благоприятствовали постижению Вед. Все без исключения есть наследники, сторонники, защитники этого высочайшего труда, этого кладезя знаний, этой великой милости Бога для всех и на всех, единственно выводящей на Свет через торжество совершеннейших, абсолютных, не имеющих аналогов Знаний.
Воистину, все сказанное Богом не могло при всех качествах Арджуны должным образом остаться в нем, становясь утвердившимися знаниями, ибо для этого крайне необходима духовная практика, достаточно продолжительная, со всеми элементами поклонения, со всеми ритуалами, жертвоприношениями, ограничениями, аскезами, всем направленным на Бога, посвященным Богу, с определенным образом мышления, не привязанным к плодам, с использованием тех совершенных знаний, которые только что были изложены Богом Кришной.

Надо знать, что у Бога ни для кого не бывает  хоть сколько-нибудь возможных исключений. Никогда Бог не даст знания без великого и личного труда, без духовной практики, без поклонения Богу, без качеств Божественных, которые могут быть основаны, произрастать только из совершенных духовных знаний и религиозного пути и здесь регулирующих принципов. Как бы Арджуна не усвоил все здесь поведанное, он такой льготы от Бога получить не мог. Более того, из всего, здесь сказанного, не смог бы должным образом выделить,  почувствовать, осознать, что первично, а что нет. С чего начинать? Что взять за основу вначале пути?  Не знает он, не знает и любой неофит. Поэтому Бог из всех знаний выделяет, обращает внимание Арджуны и всех на те, которые есть азбука, основа основ, неопровержимая причина успеха в религиозном пути, указанном Богом. Эти знания здесь Бог собирается изложить, потребовать их исполнение, следование им, как главным, непререкаемым, абсолютным. Кто примет их, кто сделает их  своим началом, своим первоочередным шагом, тому успех гарантирован при условии приложения великих усилий в заданном Богом направлении.
Бог требует от Арджуны служения Себе, отождествляя это с пониманием, что Арджуна нужен Ему. Воистину, Богу нужны преданные. Но нужен ли Богу Арджуна, как преданный? Вот, он, лично, нужен? Нуждается ли в его служении Бог? И да и нет. Следует понимать правильно. Нет, не было и не будет ни одного конкретного живого существа из миллионов и миллиардов, которое бы было нужно Богу. Богу нужны все. Это – Божественное кредо. Это – принцип справедливости Бога. На избранников у Бога Божественное табу. Стоит ли говорить, что Бог самодостаточен. Нет никого и ничего, чтобы могло помочь Богу, что могло бы как-то повлиять на дела Бога, нет избранников ни в этом мире, ни в другом. И в то же время Бог работает над каждым с великой тщательностью, столь скрупулезно, что нет ничего, что бы Бог не знал о живом любом существе, о малейшем движении любой души, о положении всего движущегося и неподвижного. Все пронизывая Собой, Бог остается во всем и каждом полным Своим целым, ибо все есть тело Бога, Его неотъемлемые энергии. Развивая живые существа, Бог развивает Себя и в этом смысле все Богу нужны, все в Боге развиваются Богом непрерывно,  и дух и материя идут по пути великого и нескончаемого обожествления. Бог непостижим. Величие Бога не соизмерить, Воля Бога сокрыта, Божественный замысел непостижим. Но главное понять. Бог никого не предпочитает. Для него одинаково дороги и последний преступник и великий преданный, ибо нет и не было того великого преданного, который бы не был в свое время великим преступником. Все святые в материальный мир приходят не из духовного плана, а через пути перерождений, через опыт, страдания, Божественные уроки, что позволяет и развить ум и разум, качества и выстроить в итоге стену запрета греховной деятельности, чему способствуют  все религии мира. Святость – лишь ступень развития человека, причем весьма условная, зарабатываемая в колесе сансары. В каждого Бог вкладывает Великие силы, можно сказать несметные Божественные усилия, пока из неподвижного живого существа  не сотворит человека и далее…  Все дороги, все дети, всех жалко, все – Сам Бог в миниатюре с качествами в миниатюре…
Но говоря с Арджуной, учитывая его все же высокую, но не достаточно высокую ступень, Бог несколько смягчает слова, угождает амбициям того, кто еще может нежиться и вероятно будет нежиться в пеленках материи. Бог очень терпелив, Бог очень внятно и настойчиво может говорить, Бог непременно спускается на ту лестницу понимания и говорит на том языке с человеком, которые ему пока свойственны. Бог может обещать, приласкать словами, может и утешить, но никогда отругать, разве что пожурить, едва. Потому Личность Бога всегда привлекательна любому. Бога мыслью и чувствами боготворят, падают ниц перед Ним с великой любовью и слезами. Познать Личные качества Бога  очень непросто, еще сложнее передать, ибо каждому Бог открывается  Лично, уникально, очень трогательно. Нет аналогов в отношениях и пониманиях на Земле. В Боге все обезоруживает. Взгляд, внешность, голос, отношение, понимание, любовь, чистота, качества, милость, терпение. После человеческих отношений… Бог – это чудо, радость, торжество, любовь. Частица в Боге нежится и готова Ему служить всеми своими частичками, всей своей сутью. И здесь постигает  твердость Бога, принципиальность, надежность, и понимание величайшего порядка. И когда Бог непросто учит, живое существо готово сносить все, ибо Бог  умеет учить, умеет жалеть и глубоко понимает живое существо. Бог восхвалил Арджуну, ибо тот устал, ему предстояло сражаться, ему надо было определиться. Его следовало поддержать, похвалить, дать надежду и уверенность. И одно слово, сказанное Богом,  окрыляет, дает силы великие и понимание совершенное.
Вот, из всего, сказанного Богом, самое первичное, драгоценное лучшее требование достойное того, чтобы заучить наизусть, сделать для себя первоочередным смыслом жизни, своей единственной идеей, своей целью. Эту молитву нужно вибрировать, с нею ложиться спать и вставать, ее передавать другим с великим почтением и радостью. Эти слова Бога столь великолепны, столь проникновенны, что легко можно впасть в транс от наслаждения, от чувства присутствия Бога, от милости Бога:

Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
Мам эвайшйаси сатйам те пратиджане прийо’си ме

Думая обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняясь Мне, выражай Мне почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе, потому что ты Мне дорог.

Что хочет Бог от Арджуны, от того, кто желает себе духовного выздоровления, кто желает получить Милость Бога, личностные отношения с Богом, преодолеть колесо сансары? Что самое главное, без чего не обойтись? и все другое  будет тщетно и погрязать в хоре материальных иллюзий. Это три вещи, важнейшие, наипервейшие, абсолютные: мыслить о Боге всегда, Поклоняться Всевышнему всегда, выражать почтение Богу всегда. До конца дней своих, изо дня в день, на уровне мысли, чувств, желаний, деяний. Это – непросто. Но именно это требование Бога и условие вырывает любого из прочных объятий смерти – колеса перерождений. И это не столь легко. Это – великая и неизменная непрекращаемая аскеза, которая не терпит личного подвижничества и предпринимательства. Она в свой час дается тому, кто готов, кого материя взрастила и воспитала по всем Божественным законам, провела через все преграды, страдания, нравоучения, связи и долги. Здесь необходимо внутри себя дорасти до того момента, когда свой голос и голос Бога в тебе сольются в одном желании и Сам Бог потребует и даст согласие на практику преданного служения. Когда этот момент настанет, душа  не только почувствует дыхание нового в себе пути, но и будет доподлинно знать о его неотвратимости, о том, Кто дал желание и с Кем в унисон можно и надо идти, не прося себе ничего взамен, никаких благ, превратив свою жизнь в одно служение Богу, где все качества обострятся настолько, что не пожелают более ничего общего иметь с материей, будучи ей благодарными, но только с Богом Кришной.
Мысль о Боге превратится в великий нектар, ибо на уровне мысли и завяжется тот священный диалог, который будет уподобен диалогу Бога с Арджуной. Личная жизнь преданного Волею Бога превратится в личную Бхагавад-Гиту, в священное личное писание, скрупулезно поясняющее человеку  законы Бога, постулаты Бога, Его Волю, Его требование, Его милость. Мыслить о Себе Бог, однако, позволит в рамках совершенных духовных знаний, направленных своей практикой на опыт, знания, качества и служение человека. В диалоге с Богом через Божественные энергии преданный будет получать лучшие наставления и руководства, будет получать направление аскез, общения, связей духовных и материальных.

Поклонение Богу  будет начинаться с тех уровней, которые признанны преданными, под руководством Шастр и духовных учителей. Но и здесь у каждого форма поклонения может в зависимости от Воли Бога выходить за известные границы в сторону усиления аскез, жертвоприношений, изучения Вед, иногда минуя общие ритуалы, отходя от общения даже с преданными, уходя в строгое уединение, так считывая  в себе Волю Бога и ей однозначно следуя, так зарабатывая пред Богом свою индивидуальную Милость и действуя не в соответствии с Ведами. Такое тоже есть. Главное – направление на Бога, качества и  развитая Божественность до того уровня, когда безошибочно человек понимает в себе Бога и следует Его в Себе Воле. Но это очень высокая ступень, которая имеет и более упрощенное начало. Этого, такой духовной самости бояться не надо, хорошо понимая в себе, что никто и никогда не отклоняется от Воли Бога в себе. Но благо, когда человек доподлинно знает эту Волю и находит свои качества правильными и подходящими для  индивидуального пути.

Выражение почтения к Богу – есть уровень осознания Величия и Высоты Бога. Сюда не входят аскезы, жертвоприношения, добродетель. Это – само собой. Сюда входит Любовь к Богу, знание энергии Любви Бога к себе и безусловно знание великолепных качеств Бога до той степени, когда ты будешь содрогаться от чужой речи человека, абсолютно видя в нем присутствие Бога. Непросто увидеть Бога в ребенке, в женщине, в больном, в муравье, в во всех животных, в старце, старушке, в калеке, в убийце, не ведающем, что творит…  Столь великое многообразие проявления Бога, столь великое Его творение… Когда устремив взгляд в ночное небо ты поразишься тем, что все – Бог, во всем – Бог, всем управляет Бог. Именно Бог в мельчайшем и малейшем, на всех ступенях развития, Лично Сам, Высочайший,  играет роли-уроки с теми, кого ты и в упор не видишь, ведя всех по ступеням развития каждого, становясь по качествам и уровню мышления, чтобы вести диалоги, меньше меньшего… Когда ты воистину увидишь Бога во всем и в каждом, когда материальный мир станет для тебя одухотворенным, где нет  и местечка без Бога и Воли Бога… -  вот тогда в тебе будет чувство величайшего, не искусственного почтения к Богу, только тогда ты исполнишься великой любви к Творцу. Но сначала ты просто обязан постичь, осознать Бога и его Волю в своей собственной жизни и самых близких людей. Ты должен увидеть Бога в каждых глазах, в каждом желании другого, в каждом повороте своей судьбы, в гневном и милостивом, в убийце и праведнике, до той степени, когда ты перестанешь проявлять к ним какое либо чувство, типа участия, гнева, зависти, гордыни, ибо все есть Бог, развитие Бога, а потому все идет правильно, как бы ни показалось, все и каждому во благо, ибо все и каждый поднимаются только вверх по личной и общей лестнице развития…  и сегодняшний убийца завтра станет праведником, ибо Бог через страдания и наказания разных уровней выкорчевывает навсегда греховные помыслы. И другого пути нет и не будет. Богу нужны не временные слуги, не временные качества, но абсолютные и навсегда. А выращиваются они только из материи от рождения к рождению. Вот когда ты охватишь своим умом и разумом деяния Бога, принцип Его работы и развития творения, когда ты на себе увидишь, как скрупулезен Бог над каждым, тогда, при таких условиях ты  упадешь пред Богом ниц воистину,  и твои чувства к Богу будут реальными, а не надуманными и не потому, что так хочет духовный учитель или требуют Святые Писания, но потому, что иного ты уже не знаешь, иначе мыслить и чувствовать не можешь, другая причина не существует. Тогда твое почтение к Богу будет необратимым твоим качеством  и единственным правом Служить Богу.


Рецензии