Манифест Неосимволизма

1. Синтез

     Современная эпоха постмодернизма тяготеет с одной стороны — к синтезу во всех сферах культуры, а с другой — к отрицанию всяких абсолютных критериев, норм и правил (в искусстве), к размыванию вообще грани между творчеством, компиляцией и стилизацией, между высоким искусством и массовой культурой. Но наряду с этим все явственнее раздаются призывы к традиционализму и классичности, к признанию неких далее не разлагаемых и не отрицаемых основ, без которых невозможно ни сохранить, ни развивать искусство, и в частности, поэзию. Поэтому задача Неосимволизма (далее НС) — разработать некие общие позиции, с которых можно было бы далее развивать русскую литературу, и вокруг которых можно было бы объединить единомышленников.
     Прежде всего предполагается синтез традиционализма (классичности) и модернизма в стиле художественного произведения, что должно с одной стороны обеспечить прочную связь с корнями, а с другой — сообщить произведению все черты современных тем и проблем.
     Методологический синтез предполагает использование приемов тех литературных направлений, которые наиболее адекватно отвечают позиции автора и задачам произведения. Более конкретно речь идет о некоем романтическо-модернистском синтезе с теми или иными лирическими, пасторальными, метафизическими или же героическими модификациями. Исторически это — поэтика эллинизма, трубадуров и миннезингеров, ренессанса (Данте, Петрарка, Ариосто, Т.Тассо, П.Ронсар) барокко (Л.де Гонгора, Джон Донн и англ. поэты-метафизики), традиции немецкого и английского романтизма, затем — парнасцев и французских символистов. В русской поэзии это прежде всего ориентация на поэтику Жуковского, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока, Ф.Сологуба, Мандельштама, Пастернака.

     2. Трансценденция

     НС предполагает трансцендирование в содержании литературного произведения. Под последним понимается целенаправленное преодоление обычного состояния личности (героя лит. произведения) с обыденным видением мира и выход к сверхценным идеям-образам, но не через логико-понятийное осмысление (которое есть предмет и задача философии), а через символ и систему символов (как предельно развитый художественный образ), через необычную тематику и проблематику.
     Обоснование. Обычное состояние человека и выражение его в художественном произведении, как правило, примитивно и ограничено. Для преодоления этой ограниченности необходимо постоянно расширять познание и творчество. Подлинное же расширение личности связано с нахождением неких надличностных ценностей, которые могут быть либо сверхчеловеческими, либо традиционно-религиозными. Но обыденное состояние религиозного сознания и религиозной практики (культа) и их выражение в литературе также неудовлетворительно для НС. Поэтому необходимо предельное просветление всяких фидеистических установок философско-критическим и эстетическим мышлением, причем в трансцендировании должны совмещаться как иррациональный, так и рациональный уровень.
     Цель Т. есть максимальное раскрытие трансцендентных идей через символы худож. произведения, их интерпретация и познание.

     3. Рациональность (разумность)

     НС выступает против традиционного иррационализма декаданса — за диалектический неореализм духа.
     Традиционный европейский иррационализм, оказавший большое влияние на модернизм и авангардизм (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Э. Гартман, особенно — З.Фрейд и А.Бергсон) — во многом исчерпал себя. Такой иррационализм, проявившийся более всего во франц. символизме, дадаизме, кубизме и сюрреализме отрицал или ограничивал гносеологические возможности философского и эстетического разума, сводя его к обыденному рассудку, который, естественно, ограничен. Поэтому НС выступает как против односторонней рассудочности, так и против обыденной эмоциональности и ложной аффектации в литературе — за изображение здоровой просветленной чувственности и всей гаммы проявлений человеческого духа, за ориентацию не на подсознательное, а на сверхсознательное. Подсознательное лишь в первоначальном приближении и при чрезмерном преувеличении кажется чем-то загадочным и даже мистическим, обладающим более глубоким и разносторонним содержанием. На самом деле подобный уровень есть до-и-вне-сознательное Я, т.е. чистая психика, которая скорее бедна, чем богата, и скорее натуралистична, чем мистична. Справедливо выступая против односторонности, механистичности и ограниченности рассудочного подхода, сторонники бессознательного в искусстве прошли мимо подлинного разума и разумности в действительном философском смысле слова.


     4. Символ

     НС представляет сочетание в содержании и форме лит. произведения символической многоплановости и акмеистической ясности с возможными умеренно-футуристическими новациями в лексике и ритмике.
     Символ понимается: а) в мировоззренческом плане – как особое связующее звено между трансцендентным Логосом и миром личности, за которым стоят обычные социальные и природные отношения и объекты, хотя данные реалии могут использоваться в качестве развернутых символов иного порядка. Б) в эстетическом плане — как максимально содержательный образ в аспекте своей многозначности, не предусматривающий однозначной интерпретации (прочтения), но имеющий одну широкую смысловую доминанту. Как известно, символ не дан, но задан автором, который, в свою очередь, пытается раскрыть его заданность имманентным Логосом. Символ, т.о., имеет много значений в пределах одного или нескольких, но предельно обозримых смыслов. Подлинный символ всегда конкретно-всеобщ, образ в нем тождественен идее, а абстрактное — конкретному. При перевесе абстрактного момента С. расширяется и становится невнятным, при перевесе конкретного — заужается и становится образом-эмблемой или аллегорией.
     В отличие от классич. символистов, настаивающих на прочтение символа в акте мистич. интуиции только, не отвергая этого метода, НС считает его слишком расплывчатым, односторонним и невнятным, не дающим должной аподиктичности в интерпретации, а лишь затуманивающим проблему, т.к. само мистико-интуитивное нуждается в уточнении и интерпретации. Поэтому необходимо познание и прочтение символа прежде всего а акте интеллектуальной интуиции и эстетическо-разумного размышления.      

     5. Персонализм

     Под П. понимается особое место и роль Личности в творчестве, предполагающее раскрытие человека ни как существа биологического, или социального, или биосоциального, но как морально-духовного, стремящегося преодолеть свою конечность различными способами, трансцендирующего (в общем смысле слова). Не человек есть часть природы или общества, но наоборот, природа и общество — только части, моменты человека, далеко не исчерпывающие его сущности и понятия. НС предлагает преодолеть крайности модернистского субъективизма, но не в сторону объективации, а с выходом на транссубъективный уровень, выступая против обезличивания человека как в природе, так и в обществе. НС предполагает также преодоление традиц. модернистского нигилизма и релятивизма в сторону воссоздания положительных духовных ценностей, имеющих личностно-всеобщий характер.

     6. Особенности литературного произведения

     НС считает, что само литературное, а особенно поэтическое произведение должно быть своеобразной трансценденцией, переживанием или размышлением, изображиющим духовные искания автора или героя, а не примитивным бытописательством или описательством. Все компоненты предметной изобразительности: пейзаж, ин-терьер, портрет, бытовые детали — должны выступать не сами по себе, как самодостаточные ценности, но как вехи изображения высшей (основной) идеи произведения.
     В лексике и тропике стиха должно постоянно преодолеваться прозаическое мышление. Стихотворение должно быть предельно поэтичным — такова основная максима НС. Оно должно также быть эстетичным, мелодичным, ярко-образным. Отдельные прозаизмы допустимы лишь иногда, и скорее в поэмах и прозе, чем в обычной поэзии.
     НС не принимает к.л. болезненных форм изображения, всякую откровенную патологию и натурализм, особенно в поэзии. В иронических и любовно-иронических стихах это допускается в зависимости от контекста.
     Большое внимание уделяется внутреннему монологу, размышлениям воспоминаниям автора-героя, прозрениям, сновидениям, сдвигу событий в сюжете, неожиданностям в завязке и развязке.
     НС напоминает, что еще В.Брюсов не считал такие черты современной ему поэзии как мистицизм, яркость тропики, новизну сюжета и даже музыкальность стиха — чертами символизма, подчеркивая, что всем этим не исчерпывается его сущность, которую он видел в том, чтобы то или иное явление описывать намеками, выражая мысль о нем не во всей содержательной полноте и логической связности, а лишь в самом начале ее выражения, называя вообще символизм поэзией намеков. НС частично согласен с такой трактовкой, но вносит два уточняющих момента: 1. Описание с пропуском логич. звеньев вовсе не обязательно должно выражать к.-л. мысль в начальной ее стадии, но и в центральной, и в завершающей, или же в самых общих, ключевых ее пунктах на всех стадиях развертывания. 2. Сущностью метода НС должна являться все же поэтич. трансценденция, а не одни лишь намеки на что-либо, причем предмет данной трансценденции вовсе не обязательно должен быть сугубо мистическим или религиозным, но и — лирическим, пасторальным и т.д.   
     Лексически это означает, что не все, но большинство слов и образов в стихе должны нести в себе двойную и n-значную смысловую наполненность, где под n понимается оптимальная, но обозримая многозначность, при одной или нескольких более-менее четко эксплицируемых смысловых доминантах, причем к намеку должно относиться лишь внешнее слововыражение символа, но не его смысловыражение, в противном же случае символы превратятся в мимолетные поэтические грезы со случайным набором чувствований, не несущих в себе никакой поэтической и духовной и глубины и не поддающихся к.-л. интерпретации.
    Т.о. НС предлагает принципы, наиболее полно отвечающее самому духу поэзии во всех жанрах.

     Примечание

     Под трансцендентным Логосом здесь понимается субъектно-смысловое и ре-чевое выражение 2-й ипостаси Триединства, задающее все прочие логосы и символы, выступающей конкретным источником божественного вдохновения.
     Под имманентным Логосом понимается ближайшим образом связанный с тр. Логосом и со всеми прочими символами худ. произведения некий единый и ос-новной смысл, как правило в произведениях (стихотворениях), написанных в не-реалистическом методе, открывающийся автору еще до написания. Можно так-же сказать, что И.Л.— это заостренная идея художественного произведения. Именно с нее начинается создание самого произведения, а не отдельно с выяснения деталей содержания и формы и их согласования друг с другом. Главная проблема здесь — в адекватности восприятия этого логоса — оно может быть полным и частичным, ясным и смутным, частым и редким.
     Т.о. общая иерархия символовыражения может быть представлена следую-щим образом: Трансцендентный Логос;имманентный логос (и идея пр-я);конкретные символы худож. пр-я;обычные средства худ. пр-я.

     Под этим Манифестом подписываемся мы, Руководитель и члены правления Союза поэтов Санкт-Петербурга:

Алексей Атлантов
Зинаида Коннан
Александр Плисковский
Ирбис Руа

                СПб, 1.10 2008


Рецензии
Все верно. Я с вами.

Рене Маори   01.10.2018 11:13     Заявить о нарушении
Тогда присоединяйтесь и печатайтесь в нашем журнале!

Алексей Атлантов   02.10.2018 22:32   Заявить о нарушении
Куда присоединяться? И нужны ли вам постмодернисты? До мозга костей символисты и всякие экзистенциалисты? Авторы антироманов и всякие иностранцы? Точнее, все это в одном лице?

Рене Маори   03.10.2018 06:46   Заявить о нарушении
Присоединяться к авторам нашего журнала ГОлоса Петербурга. ИНф. на стр. Стихи ру. Голоса. Пб. Символисты, экзистенциалисты--это еще не пост-модерн. Последний хорош только для эпатажа, но в целом--явление разрушительное и негативное. Но все нужны, главное. чтобы не натурализм и бытописательство!

Алексей Атлантов   04.10.2018 22:35   Заявить о нарушении
Кажется, я не попадаю. Я не из Петербурга, хотя мои предки из него. Меня нет в Контакте. Через несколько месяцев у меня выходит сборник поэзии "Андрогин", и я собираюсь делать в Москве презентацию.
Экзистенциализм для меня не эпатаж, а моя собственная жизнь с самого детства и до настоящего времени, но он больше проявляется в прозе.что же касается постмодерна, то культурологи определили мое место там, а специально я ничего не искал. Иногда они даже называют то, что я пишу - пост-постмодерном.

Рене Маори   05.10.2018 09:13   Заявить о нарушении
Но если вас устраивают все мои отклонения, то могу на пробу прислать пару миниатюр. Это было бы для меня рекламой, а лишняя реклама еще никому не мешала. А потом будет видно. Если можете, то ответьте лучше не почту congo2@bigmir.net

Рене Маори   05.10.2018 09:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.