Из записных книжек - 5

*** На уроке литературы:
            - Вовочка, что тебе известно о Чехове и Пушкине?
            - Чехов – это город, и Пушкин – город.
            - А кто же тогда Толстой?
            - А Толстой – это лев.
 
1. Из дневниковых записей Л.Н. Толстого:
 *** «Ум наш есть способность отклоняться от инстинкта и соображать эти отклонения».
Не думаю, что Лев Николаевич возносит здесь хвалу уму, противопоставляя его инстинкту. Скорее – это просто призыв не следовать слепо, без раздумий, инстинкту. Например, на войне инстинкт советует пехотинцу сидеть в окопе, а не идти в атаку по команде.
 *** «Критика только тогда плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно».
Разумеется. Сейчас говорят «критика должна быть конструктивной».
*** «Романы оканчиваются на женитьбе героев. Это все равно, как обрывать роман о путешествии на том, как путешественник попал к разбойникам»
Забавно. Особенно интересно при размышлении о взаимоотношениях Л.Н. с Софьей Андреевной.
               
2. *** Мудрая мысль у Л. Успенского:
«Человек живет, конечно, в настоящий момент (что ему до прошлого и будущего?) Но язык связывает его с далеким и недалеким прошлым, и позволяет ему обратиться к потомкам».
Невольно приходит в голову мысль о том, что примитивизация разговорного и «компьютеризация» письменного языка не могут не нарушать связь как с прошлым, так и будущим.
 
3. *** Очень точное чье-то замечание: «Бог – гениальный режиссер. Его актеры -  люди Земли. Каждый из них уверен, что играет главную роль в пьесе жизни».
Бог вообще гениально устроил человеческое общество. Так же точно говорят, что Бог справедливее всего распределил между людьми мозги: почти никто не жалуется, что его обделили.
 
4.  *** «Разница между образованным человеком  и необразованным – такая же, как между живым и мертвым». Аристотель, 4- век до н. э.
Такой плакат достоин того, чтобы его вывесили и неустанно объясняли эту мысль в современной школе.
 
 
 


Рецензии