Саратов
Я родился и вырос в Саратове, детство и юность пришлись на последние годы СССР. Дальше - 2 апреля 1991 года (переход к рыночной экономике). Надолго город не покидал, и могу объективно сравнивать - что было, с тем что стало.
Что такое вообще город? Из истории припоминается, что это вроде, когда часть крестьян превратилась в ремесленников, и этот новый социальный слой стал образовывать поселения, располагаясь на транспортных торговых путях. Вроде как-то так. Короче, города породил рабочий класс и развитие производства.
Наш Саратов тоже не явился исключением, и ещё за долго до революции был крупным промышленным центром, а уж в Советскую эпоху окончательно стал заводским городом. И если я ничего не путаю, считался закрытым и стоял на 6-м месте в списке объектов подлежащих уничтожению ядерными ударами НАТО.
Город состоял из самодостаточных микрорайонов, которые строились и обслуживались базовыми предприятиями. Каждый завод имел свои ЖКХ, детские сады, профтехучилища, парковые зоны, жилые дома, стройки. И всё это сосредотачивалось на одной территории, людям не было необходимости далеко ездить на работу, всё располагалось поблизости.
Жильё получали от предприятия, в садики детей отводили по пути на работу и так же забирали, и всё это за символическую плату, никак не оскудняющую бюджет семьи. Микрорайоны утопали в зелени, потому что территории обслуживались базовыми предприятиями, и озеленением занимался специальный штат. Летом, каждый день все насаждения орошали поливальные машины, зимой бульдозеры расчищали снег.
Кроме того, было как-то принято сажать деревья в своих дворах. Люди сами и повсеместно делали это с удовольствием. Не только в парковых зонах, но и во многих дворах летом журчали и веяли прохладой многочисленные фонтаны, в которых почти всегда плескались и визжали от восторга дети. Повсюду, начиная от дворов окраин и заканчивая центральными зонами отдыха, притомившихся прохожих поджидали удобные скамейки.
В центр города ездили просто прогуляться, сходить в кино, на свидание. По утрам в будни не было никаких потоков стремящихся в центр на работу.
На Волге с началом навигации жизнь била ключом. У пристани стояло по несколько теплоходов, следующих как на Астрахань, так и вверх, билеты стоили дешевле любого другого транспорта. Ещё активно функционировал скоростной флот на подводных крыльях, состоящий из Ракет и Метеоров (70 км в час - большая скорость для водной среды) Это надо было видеть - словно паук-водомер, Метеор, полностью вылезший корпусом из воды и имея видимый просвет под килем, распластавшись нёсся над поверхностью, опираясь только на пилоны подводных крыльев. До Хвалынска этот пожиратель водных расстояний "долетал" за 3 часа (примерно 200 км по воде), билет кажется стоил в районе 3-х рублей. А пригородная акватория кишела частными катерами, и соответственно лодочными базами, места на которых не пугали ценами за аренду.
В аэропорту, круглый год было многолюдно, шум винтов и свист турбин являлись обычным фоном. Правда у нас не могли сесть большие самолёты (аэродром ограничен городом и взлётка короткая), только Ан-24, Як-40, Як-42(с 83 года), Л-410, Ан-2(кукурузник), и дотягивались без посадки не дальше 2000 км. Зато благодаря процветанию малой авиации, в районные центры люди летали недорого и быстро. За городом часто, на небольшой высоте, подобно снарядам проносились Л-410, или медленно "проплывали" рокочущие АН-2 (эти летали в небольшие посёлки и садились на грунтовое поле). В другие города летали среднемагистральные Ан-24, Як-40 и Як-42, например, до Казани (600 км.) билет стоил рублей 15 (6-8% зарплаты). А за 4-5 рублей можно было просто ради прогулки, пару раз в месяц сгонять развеяться в какой-нибудь уютный областной городишко, наслаждаясь видами под крылом самолёта с небольшой высоты.
Что ещё? Путёвки в санатории, дома отдыха, детские лагеря тоже имели какую-то небольшую стоимость. Спортивные секции, кружки - бесплатно. Турбазы и профилактории от предприятия - бесплатно. На территориях многих заводах имелись свои поликлиники, спортзалы, столовые. По сути, это были мини-города, не выходя из которых можно питаться, заниматься спортом, лечиться - и всё бесплатно. На всех предпритиях были столовые, обеспечивающие трудящихся качественным и недорогим питанием (комплексный обед 50 копеек, это 1/20 часть дневного заработка).
Большинство крупных заводов имело свои профтехучилища, которые готовили молодых специалистов для конкретного предприятия, разумеется бесплатно + небольшая стипендия (30-40 руб.) + сухой паёк на месяц + элементарная одежда. За это выпускник был обязан отработать на нём 3 года. Иногородним предоставлялось место в общежитии (бесплатно). Вырос в деревне - езжай учись на благо страны, с родителей ничего тянуть не надо, а с тебя только желание и прилежность. Да, забыл - их ещё в заводской столовой в рабочие дни бесплатно кормили завтраками и обедами.
А можно было поступить ещё проще - прямо после школы придти на любое предприятие и заявить: "Хочу у вас работать" (без опыта и специальности). С вами побеседует кадровик и подберёт специальность по душе, а на месте прикрепят к наставнику учеником, если иногородний - тоже дадут жильё в общаге.
********************************
Что представляет собой Саратов сегодня? Большинство заводов перестало существовать. Их корпуса и территории превратили в бесчисленные рынки, магазины, развлекательные центры, а то и просто они стоят пустые и заброшенные. Микрорайоны, которые были под их опекой никто не поддерживает в порядке. Большинство детских садов переделаны под что-то другое (например, один в СПИД-центр, другой в клинику Парамонова, в третьем сидят какие-то судебные приставы, и т.п.).
Деревья никто больше не сажает, а наоборот, в середине 90-х появилось какое-то странное поветрие - вырубать деревья. Сначала, потому что они закрывают рекламные плакаты и названия новых частных магазинов, теперь под стоянки и точечные застройки. Да и сами люди, будто заразились каким-то чудовищным вирусом дерево-ненавистничества, и по собственной инициативе стали всё чаще выходить во двор не с лопатой и саженцем, как раньше, а с ножовкой - и кромсать, кромсать.
С появлением на рынке бензо-косилок, нередко утренние грёзы может оборвать их трескотня. Выглянешь в окно, а там мужики-траваборцы под корень выбривают высокие заросли (а попутно и молодые саженцы деревьев, если они совсем ещё слабые), которые тоже вносили свою лепту в насыщение кислородом загазованного воздуха, а что ещё важнее - предохраняли почву от пересыхания и разрушения, да и вообще были своеобразными мини-экосистемами с жучками, червячками.
В общем, с каждым годом становится меньше зелени и больше асфальта, бетона, стекла, пластика, рекламных плакатов, ну и конечно автомобилей, которые тераризируют пешеходов уже и на самых мелких переулках и дворах. Если дворы социалистической эпохи имели много жизненного пространства с детскими площадками и насаждениями, то территории новых построек минимизированы, полностью заасфальтированы и заставлены автомобилями. Ни газонов, ни деревьев, ни площадок. А на уютные участки между Советских домов регулярно покушаются точечные застройщики высоток, стоянок, магазинов, с перспективой всё закатать в асфальт.
Скамейки повсюду подверглись ещё большему истреблению чем деревья. Значительную их часть, из-за силумина (лёгкий нержавеющий цветной металл, из которого были отлиты несущие части скамеек), по ночам выкопали маргиналы и сдали в приёмку "цветмета". Не меньшую долю истребили владельцы многочисленных кафешек - чтобы негде было посидеть, кроме как у них. С дворовыми лавочками расправились агрессивные подростки, воспитанные на боевиках и ужастиках. В итоге - просто посидеть на улице в хорошую погоду стало не на чем.
Деятельность большинства горожан прямо или косвенно связана с гипертрофированной торговлей и какими-то услугами. Саратов из промышленного превратился в торгашеский. Устроиться на работу даже с нужной специальностью и опытом становится всё труднее, а в службе занятости вам предложат какую-нибудь каторгу за 8-12 тыс. в месяц, на которой нужно будет ещё демонстрировать живость и общительность.
С каждым годом всё больше кавказцев, которые оккупировали рынки, а их подростки - спортивные, крепкие и сплоченные, в возрастающем количестве стайками клубятся по всему городу. Поскольку заводов почти не осталось, а торговые супер, гипер, мега, трейд, сити молы и маркеты, а также многочисленные офисы и банки сконцентрированы большей частью в центре города, то многие и многие ездят на работу из удалённых районов. Утром, с периферии, потоки транспорта движутся в центральную часть города, вечером наоборот. А так как город старый - с узкими дорогами, и не имеет метро, то автомобильные пробки и загазованность стали повседневной нормой, с которой кажется никто не собирается бороться. А просто воспринимают, как единственно-возможную форму существования, проводя часть жизни в пути.
Зарплаты простых рабочих и продавцов 12-17 т. р. Жители окраин превратились в супер-жаворонков, обрывая свои сны в 5 утра и отчаянно пытаясь добраться на работу до пробок. В трамваях и троллейбусах обитают представители одной из самых "собачьих" профессий - кондукторы, которые протискиваясь своим туловищем сквозь тесноту салона и вызывая недовольные гримасы у выгнутых натиском пассажиров, в течении всей рабочей смены сотни раз громогласно произносят одну и ту же фразу: "Здесь что у нас за проезд?!"
В автобусах платят при выходе, поэтому приходится пробираться через весь салон к передней двери. Летом в них настоящая парилка, так как они не имеют форточек (рассчитано на работу кондиционеров, которых никогда не бывает). Поэтому, спрессованные горячими телами друг друга пассажиры томятся час-другой в пробках обливаясь потом, а зачастую сдерживая позывы мочевого пузыря и кишечника.
Грустно и смешно наблюдать, как мощные и солидные автомобили, созданные для скорости и порыва, еле-еле плетутся в пробках. А их водители, со злобным оскалом, то и дело нервно сигналят и беззвучно бранятся друг на друга из-за стёкол своих "аквариумов". Пожалуй, в дореволюционном купеческом Саратове на телегах и экипажах перемещались куда стремительней, чем на современных машинах, а промышленности даже тогда было гораздо больше. Дороги центра сверху похожи на колосья, потому что по краям набиты припаркованными авто, зимой из-за этого невозможно работать снегоуборочной технике.
Вечером - в часы пик, водители крутых иномарок настолько пренебрежительны к общественному транспорту, что могут просто оставить машину на рельсах и уйти в магазин - трамваи встают и народ обречённо плетётся пешком. На тротуарах мусорно, грязно и пыльно, хотя часто встречаются бригады дворников-таджиков, или ещё кого, чёрт их разберёт, но больше создают имитацию уборки, от которой мало толку.
Волга словно осиротела. Ракеты и Метеоры исчезли ещё в начале 90-х. Теплоходы давно стали чисто туристическими, их стало меньше раз в 30-ть. Кроме того, пассажирских билетов не существует (да и само здание речного вокзала, которое когда-то кишело как муравейник, теперь занимают коммерческие фирмы). Можно только купить путёвку, включающую питание, развлечения, экскурсии по Волжским городам, но она обойдётся более 50-ти тысяч на одного человека. В основном, этот бизнес ориентирован на москвичей, северян и европейцев - для них волжские просторы в диковинку, а цены по карману. Поэтому фирмам выгодней катать небольшую горстку состоятельных господ, нежели заниматься извозом толп челяди.
Кстати, до 2012 года ещё ходили пригородные трамвайчики (ОМ), которые плавали вниз до села Сосновка (57 км.) и вверх до села Кошели (63 км.). Стоимость была невысокой - рублей 50 в один конец, а пенсионеры по удостоверению бесплатно. Но с прошлого года отменили и их, заменив автобусами с более дорогим проездом (почти в 4 раза) и без льгот.
Который год обещают пустить скоростные теплоходы "Метеор" и "Восход" на подводных крыльях по маршруту Хвалынск-Балаково-Саратов-Ахмат. Но "воз и ныне там".
Таким образом мы - коренные Волжане, теперь вообще лишены возможности совершать даже и пригородные водные путешествия по родной реке. И снова вспоминается купеческий Саратов, когда 100-200 лет назад Волга была неотъемлемой частью деятельности многих простых горожан, всю тёплую часть года бурлящая жизнью и творящая судьбы её обитателей.
Аэропорт тоже почти вымер - летают в основном в Москву, Питер, и летом на море, опять же - только состоятельные господа (билет до Москвы не менее 10 000 т. р.) на оранжевых Е-190 и Ан-148. Сохранившиеся ЯКи-42 (штук 5), сделанных на нашем авиазаводе 18-25 лет назад, который в 2011 году перестал существовать уже официально, используются только для перелётов вахтовых работяг на север. Зато теперь в небольшом уютном и тенистом парке аэропорта тихо и безмятежно, там не так давно гуляли молодые мамы с детьми и сидели на скамейках задумчивые пенсионеры. Теперь же этот парк огородили и он вообще безлюден.
Так было до катастрофы Ан-148. После чего у СарАвиа отобрали лицензию. Теперь в нашем аэропорту только иномарки из других городов. Но самое нелепое то, что исчезли прямые рейсы на море. Теперь сначала летят в Москву, то есть на север от Саратова, а уже оттуда на юга.
От вышеизложенной критики мне даже стало жалко свой город, словно он живой и вот вот заплачет от этих фраз.
А Саратов изначально интересный: расположен в котловине между Соколовой, Увекской и Лысой горами, с которых открываются панорамные виды на город и Волгу; имеет много старой красивой архитектуры 17-18 веков, которая, однако, постепенно, но неотвратимо тает под натиском новостроек. На противоположном берегу город-спутник Энгельс, с которым соединён одним из красивейших мостов Европы, посередине него остров городского пляжа. В Энгельсе (бывшем Покровске) тоже не мало купеческой архитектуры, а возник он благодаря соляному промыслу на озере Эльтон в 300 км. в степи, поэтому имеет герб - бык с чашей соли на спине (на одной из развилок города стоит его изваяние больше натуральной величины, и всё его бычье достоинство тоже вылеплено досконально; перед Пасхой шутники ночью красят ему яички, но самое забавное то, как потом днём их с усердием отмывают на потеху публике).
Саратов чем-то напоминает по форме вопросительный знак, хвост тянется вдоль Волги до ж.д. моста, а внутри загогулины лесопарк диаметром 6-8 км, который расположен на возвышенности около 100 метров. Там летом много велосипедистов, а зимой лыжников. Но частные постройки всё глубже внедряются с краёв и по оврагам. Денежные люди упорно стремятся заселить территории лесопарка, вместо того, чтобы сажать усадьбы самим, как это делали помещики прошлых веков. В лесопарке было много хороших родников, но в начале 2000-х их "облагородили", соорудив различные белокаменные барельефы, которые как бельмо на глазу выглядят на фоне деревьев. И после этих "благодеяний" струи воды подземных источников, имевшие ранее толщину запястья, почему-то сразу истончились до мизинца.
Если с Лысой горы смотреть на ночной город, то несведущий удивиться большому тёмному пятну среди огней - это старое Воскресенское кладбище, которое когда-то было за окраиной. Особого внимания заслуживает парк Победы на Соколовой горе (спасибо бывшему губернатору Аяцкову Д.Ф.), который заставлен отслужившей военной техникой разных времён; это пожалуй единственный интересный объект созданный за период рыночной экономики. Остальные уютные уголки города достались нам от СССР. Пишите про свои города.
Аналогичные темы: http://www.proza.ru/2013/05/16/1675 *** http://www.proza.ru/2013/04/24/91 *** http://www.proza.ru/2014/05/01/42
Не хочу хвалиться (может эту публикацию прочли какие-то влиятельные люди), но за период с 20 марта 2013 года по сегодняшний день в Саратове произошло несколько позитивных перемен. 1 - Значительно продлили набережную (где-то в два раза). 2 - По всему городу облагородили несколько скверов и аллей, восстановили скамейки. 3 - Кое где по аллеям и паркам посадили молодые саженцы (которые, однако, без регулярного полива засохли). 4 - Вернули (только один) маршрут по Волге (Саратов-Сосновка) пригородного теплохода Ом (и то, видимо потому, что в Сосновке располагается дом инвалидов). В остальном всё пока без изменений...
Свидетельство о публикации №213032000199