Вопрос о Пушкине сквозь самосознание России

                Вопрос о Пушкине сквозь историческое и духовно-поэтическое
                самосознание России.

                "Ты зовешь или пророчишь?
                Я понять тебя хочу,
                Смысла я в тебе ищу..."
                (А.С. Пушкин (1830)).

                "Расскажи, каково быть мишенью в тире?
                У меня есть вопрос,
                На который ты не дашь мне ответ..."
                (В.Р. Цой).

                "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,
                единственное явление русского духа: это русский человек
                в его развитии, в каком он, может быть, явится через
                двести лет... В каждом слове бездна пространства;
                каждое слово необъятно, как поэт..."
                (Н.В. Гоголь).

                "Россия увидела свое прекрасное, идеальное величие в зеркале
                Пушкина. И признала, что сверхчеловеческое слово Пушкина есть
                её слово о себе самой... Лицо и сердце России стали
                "пушкинскими", ибо тайна "явления" Пушкина и заключена в том,
                что великий Пушкин есть личное воплощение величия души России".
                (А. Карташев / "Лик Пушкина").

Если, по словам А. Карташева, "лицо и сердце России стали "пушкинскими" и если "Россия увидела свое идеальное величие в зеркале Пушкина", то сквозь вопросы Пушкина, как вопросы самому себе и о самом себе, встают вопросы и русского духа сквозь религиозно-философскую мысль, как вопрошание к национальному самосознанию о духовно-идеальном величии "лица и сердца" России, о значении и смысле её пути в истории. Как Поэт вопрошает о самом себе, о смысле пути и жизни, так и Россия вопрошает о себе сквозь представителей религиозно-философской мысли, вопрошает о "лице и сердце", о творческом духовном даре и излучающем сердце, души сокровенной России. Так, а что если вопрос Пушкина, поставленный о самом себе, узреть через фокус видения и вопрошания к национальному самосознанию России?..

                "Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                Иль зачем судьбою тайной
                Ты на казнь осуждена?.."
                (А.С. Пушкин).

Так вопрос Поэта о самом себе есть не только вопрошание к "смыслу жизни", как в обычном школьном понимании, но и есть вопрошание к смыслу творческой жизни, как жизни творческой, исполненной смысла творческого дара и исполненной любви к Богу, миру и человеку. Потому здесь вопрошание о творческом даре, как смысле жизни, и через вопрос о даре есть сокровенное взывание к Тому, Кто есть жизни податель и даритель вечного "сокровища" в сердце человеческом, вопрошание к самому Творцу, Всевышнему.
Ибо так в стихотворном послании митрополиту Московскому Филарету (Дроздову; 1782-1867) Пушкин ответил:

                "Я лил потоки слез нежданных,
                И ранам совести моей
                Твоих речей благоуханных
                Отраден чистый был елей...

                Твоим огнем душа палима
                Отвергла мрак земных сует,
                И внемлет арфе серафима
                В священном ужасе поэт"
                (А.С. Пушкин).
 
И вопрос о Пушкине есть не только вопрос о неисчерпаемости Поэта сквозь его творчество, как сам Поэт засвидетельствовал о себе: "вечно тот же, вечно новый", но и есть как раз вопрос о Вечном, отраженном в творчестве Поэта. И так вопрос о Вечном Поэта, о образе и смысле творчества Пушкина ставит проблему полемики прочтения и понимания феномена творчества Пушккина сквозь историческое самосознание в русской мысли. Как и чтО отечественные литераторы, критики и мыслители вИдели и понимали, осознавали и оценивали "Вечное Поэта"?.. 

В 1880-м году свершилось чрезвычайное событие, всероссийского масштаба, и событие это ознаменовалось тем, что в Москве впервые был установлен памятник первому Поэту России. Но не только в установке памятника событие в Москве 1880-го года произошло как чрезвачайное, но и главное тем и в том, кАк и чтО отечественные литераторы и мыслители выразили сокровенные мысли в своем вИдении и понимании значения Пушкина, значения Поэта, как не только в литературном, но и в историческом и в духовно-поэтическом смысле. По-моему, пушкинский праздник 1880-го года, как событие чрезвычайное, есть, своего рода, своеобразная точка отсчета, из глубины которой отражается взгляд в прошлое к вопросу о Пушкине и взгляд в будущее сквозь наши дни (начала 21-го века), в котором также, как и прежде, остро стоит вопрос о Поэте.

Так в замечательной статье "Лик Пушкина" А. Карташев описывает духовное состояние российского общества (которое может быть отнесено не только к 1880, но и к 1937 и к 1999, и к 2037 годам в российской истории):

"Творится всякий раз что-то необычное, как только русские соприкасаются с Пушкиным. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир... Умы пробуждаются, сердца окрыляются. Говорятся слова чрезвычайные. Случается что-то само по себе достопамятное, что прирастает к памяти Пушкина и её все более и более увеличивает. Например, речь Достоевского. Души бодреют, молодеют, вдохновляются новыми надеждами, чуют откровение какого-то радостного смысла жизни. Все, не сговариваясь, на разные лады повторяют, очарованные: "чудо! чудо!", "тайна!"...
Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна, теперь уже приоткрытая и угаданная. Может быть, откроется со временем и всему миру. И дело тут не в литературе только..." (А. Карташев, с. 302, 1990).

Конечно, "тайна, приоткрытая и угаданная", как по словам А. Карташева, но хочется добавить, что лишь чуточку "приоткрытая" и частично "угаданная", но не "разгаданная", ибо тайна на то и есть, что не подлежит окончательной разгадке. Но в ином смысле понимания, как "разгадка тайны", то есть в смысле творческого откровения, ибо тайна сама по себе не имеет смысла, но подлинная тайна всегда есть указание на некое откровение в творческом слове и на некий смысл творчества Поэта. Каков этот смысл творчества и каковы вопросы о Пушкине, что отражались в самосознании и рассматривались русскими литераторами и мыслителями?

И так сквозь точку 1880-го года и рассмотрим "Вопрос о Пушкине". В уникальной книге Игоря Волгина "Последний год Достоевского" (2010) автор исследует и рассказывает о потаенных тонкостях "литературного мира" в период пушкинского праздника:

"...Назвав речь Достоевского гениальной, Аксаков продолжал: "Вчера ещё можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать".
"Вчера" в устах Аксакова имело буквальный смысл: именно вчера, 7 июня, был поставлен "вопрос", который сегодня "упразднен" Достоевским; автор "вопроса" находился тут же.
Однако Аксаков не ограничился иносказаниями. Он назвал имя.
"Всё разъяснено, всё ясно, - передает слова Аксакова Д.Н. Любимов. - Нет более славянофилов, нет более западников! Тургенев согласен со мною" (И.Л. Волгин, с. 370, 2010).

Однако, к словам Аксакова следует сделать некоторую историческую поправку, ибо Достоевским в "Пушкинской речи" "упразднен" "вопрос", поставленный Тургеневым, но не упразднен "вопрос о Пушкине", вообще, ибо, наоборот, Достоевский в своей "Речи" о Пушкине "вопрос о Поэте" еще более углубил и расширил.
Ведь, недаром Игорь Волгин в книге своей сказал, что:
"...Пушкинская речь была таким же "пророчеством и указанием", как и сам Пушкин..." (И.Л. Волгин, с. 339, 2010).
 
Итак, Тургенев и Достоевский на пушкинском празднике 1880 года; первый поставил "вопрос", а второй "упразднил" "вопрос" первого, но так, что сквозь еще более углубленное и масштабное видение "вопрос о Поэте" приобрел, помимо только литературного, и всемирно-историческое значение, упраздняя, таким образом, узко-националистическое понимание в историческом самосознании.
 
Попробую рискнуть в некотором видении и сравнении, если сопоставить - два "духовных мира", бесконечно пересекающихся, вопреки всяческим законам, сквозь вопрос о Пушкине. И эти "два мира" сквозь "вопрос о Пушкине" можно рассмотреть более как два вектора историософского самосознания:

1) Белинский - Писарев - Тургенев - Набоков, как сквозь вопрос о Пушкине; и...
2) Гоголь - Достоевский - Бердяев - Ильин - Франк, как сквозь вопрос о Пушкине...

Как Гоголь и Белинский, как Тургенев и Достоевский, как Писарев и Бердяев, и Ильин, как Набоков и Франк, и Вышеславцев в постановке вопроса о первом Поэте обозначили два центробежных вектора постижения, как два противоположных видения и понимания Образа и Смысла творчества Пушкина... Но хочется верить и надеяться, что эти два противоположных вектора вИдения будут не столько центробежными, но сколько центростремительными к цельному образу и смыслу творчества Поэта... 

Конечно, здесь всего лишь схема двух аспектов видения и двух векторов понимания и осознания значения Поэта, ибо эти два аспекта-вектора видения и понимания взаимосвязаны между собой в бесконечно многообразном пересечении зрений, взглядов и понимания "вопроса"... Так в вопросе о Пушкине взгляд Гоголя пересекается не только с Белинским, но и с Достоевским, а взгляд Достоевского пересекается с Белинским; также взгляд Белинского пересекается с Тургеневым, а взгляд Тургенева с Писаревым; как взгляд Писарева пересекается с Набоковым, а взгляд Набокова с Тургеневым; как и связка "Достоевский - Бердяев" или "Достоевский - В. Соловьев, Ильин, Франк, Вышеславцев"; также как и связки: "Гоголь - Толстой", "Гоголь - Достоевский", "Гоголь - Аполлон Григорьев - Достоевский" или "Тургенев - Достоевский - Толстой", или "Гоголь - Аполлон Григорьев - Тургенев - Мережковский - Набоков", также как и "Писарев - Толстой"... И подобных пересечений в литературно-философском контексте видения "вопроса" можно обнаружить очень много. Но главное здесь не в количестве обнаруженных пересечений, а в углубленном качестве вИдения и понимания "Вопроса о Пушкине"...   

Итак, рассмотрим, чтО сказали Гоголь и Белинский в вопросе о Пушкине, по другому говоря, какова постановка вопроса Гоголя и Белинского в понимании образа творчества Пушкина?.. 

Например, в статье "Лик Пушкина" А. Карташев сконцетрировал внимание и изложил вИдение образа так:

"...Вещий Гоголь, с его наклонностью к гиперболе, потрясавшийся гением Пушкина, считавший себя как бы порождением его в своих творческих замыслах, сказал нам нечто большее. Он еще при жизни Пушкина разгадал тайну его личности. Уже в 1832 г. Гоголь провозгласил: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через 200 лет". Этим своим пророческим выкриком Гоголь сдвинул обсуждение Пушкина с рельс только литературы и приковал русское внимание к самому лицу Пушкина, почуяв в нем что-то сверхличное, назвав его "явлением", событием во всей истории русского народа, чреватым в далеком будущем великими последствиями. Гоголь даже не удержался выговорить вслух свое ощущение, что явление-то Пушкина, при всей его феноменальности, едва ли и не единственное!..
...Пушкин, действительно, вырос в русском сознании в несравнимую величественную гору, сам стал русским Олимпом. В Пушкине открылся величественный лик самой России. "Пушкин наше ВСЕ"... - рассуждает в 1859 г. Аполлон Григорьев - "Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности"..." (А. Карташев, с. 303, 1990). 

И здесь, к созвучию мысли А. Григорьева о Пушкине стоит вспомнить удивительные слова Достоевского, как удивительные по своему смыслу:
"...А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов, сказавший: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа", - прав, но еще более был бы прав, если бы сказал, что даже в истории отдельной души одного человека отражается порой история души всего народа" (Ю.И. Селезнев / "Достоевский", с. 103, 1990).

"...В 1880 г. Достоевский подхватывает определение Гоголя о Пушкине, как явлении чрезвычайном и заостряет его еще тончайшим эпитетом: "и - пророческое!" "Пророческое", очевидно, в смысле указания на судьбы России и русского народа и через самое лицо
Пушкина, а не только через его творчество. Вернее - через все это вместе, но с ударением на лице.
Сам Пушкин велик, а потому велико и его слово. Вот в чем - "тайна и чудо"..." (А. Карташев, с. 303, 1990).

Как и в чем видели величие Пушкина Гоголь и Белинский, и кАк это вИдение отразилось в судьбе русского самосознания?

Так Гоголь увИдел образ Пушкина и выразил смысл образа в таких словах, как:

"При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему...
Самая его жизнь совершенно русская...
Он при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувтсвует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами..." (Н.В. Гоголь / Из статьи "Несколько слов о Пушкине", 1835 г. / с. 69, 1986).

Но вот в чем увИдел Гоголь и кАк поставил "вопрос о Пушкине"? "Вопрос" Гоголя о Пушкине в том, что Гоголь увИдел образ Поэта как "явление чрезвычайное" и сквозь своеобразие "феномена Поэта" увИдел "феномен" не в статике, а в динамике русского самосознания, как "в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Вот! "Вопрос", по Гоголю, как "вопрос о Пушкине". И "вопрос" Гоголя есть вопрошание мистическо-профетическое, вИдение которого углубил Достоевский в "Пушкинской речи" (1880г.).

А каков же "вопрос" Белинского? Белинский во многом интерпретировал-повторил Гоголя, но повторил видоизменив смысл "вопроса". Так по Белинскому:

"...Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом... Национальный поэт - великое дело! Обращаясь к Пушкину, мы скажем по поводу вопроса о его национальности, что он не мог не отразить в себе географически и физиологически народной жизни, ибо был не только русский, но притом русский, наделенный от природы гениальными силами; однако ж в том, что называют народностью или национальностью его поэзии, мы больше видим его необыкновенно великий художнический такт...
...И, если хотите, с этой точки зрения Пушкин более национально-русский поэт, нежели кто-либо из его предшественников, но дело в том, что нельзя определить, в чем же состоит эта национальность. В том, что Пушкин чувствовал и писал так, что его соотечественникам казалось, будто это чувствуют и говорят они сами! Прекрасно! Да как же чувствуют и говорят они? чем отличается их способ чувствовать и говорить от способа других наций?.. Вот вопросы, на которые не может дать ответа настоящее, ибо Россия по преимуществу - страна будущего..." (В.Г. Белинский / "Из статьи пятой" / с. 9, 1975).

И вот далее Белинский проговаривает уже нечто, как свое "узрение":
"...Обращаясь снова к нашей мысли о художественности, как преобладающем пафосе поэзии Пушкина, заметим... Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность... у Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное... каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста...
...Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих, - этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина..." (В.Г. Белинский, с. 11, 1975). 

Запомним эти слова Белинского о Пушкине. Ибо в этом пафосе интерпретации, как "артистическом", в понимании Поэта как "человека-артиста", Белинский не то что "разгадал пафос всей поэзии Пушкина", но еще и навлек этим пафосом "понимания", с неожиданной для всех стороны, волну презрительной неприязни "образа Поэта" в 60-е годы 19 века (Писарев). И еще запомним, кАк Белинский поставил вопрос о национальности Поэта, как в противовес видению Гоголя, и как после Достоевский "разрешит" "вопрос Белинского" о "национальности поэзии Пушкина" в пользу вИдения Гоголя...
Но вот чтО характерно для вИдения Белинского, который сказал, что "вот вопросы, на которые не может дать ответа настоящее, ибо Россия по преимуществу - страна будущего...". И вот с этим пониманием Белинского частично согласился бы Достоевский, но лишь частично, ибо образы будущего для обоих совсем очень разные, а еще потому, что образ будущего, по Достоевскому, сокрыт, как зерно в земле, в сокровенном образе настоящего, если под "настоящим" разуметь "образ Поэта" и духовный внутренний мир общества, потаенные социально-духовные движения в России и в мире.
И для вИдения Белинского характерно еще то, ЧТО он написал в "Письме к Гоголю":

"...все отдали византийскому богу, ничего не оставили сатане; тогда как Вы, желая поставить по свече тому и другому, впали в противоречия, отстаивали, например, Пушкина, литературу и театр, которые с Вашей точки зрения если б только Вы имели добросовестность быть последовательным, нисколько не могут служить к спасению души, но много могут служить к её погибели..." (В.Г. Белинский, с. 106, 1975).

И вот этот "вопрос" Белинского как раз созвучен в историософской "СВЯЗКЕ", как "Гоголь - Белинский - Бердяев", если исходить из того, как Бердяев поставил "вопрос о Пушкине" и, вообще, как русский философ поставил вопрос о смысле творчества в своих философских книгах...

Но перейдем далее к "вопросу о Пушкине". Так, изучив пафос мысли Белинского в "вопросе о Пушкине", Писарев, защищая образ Белинского, как революционера-демократа, агресссивно в литературно-критическом жанре "напал" на "образ Пушкина" и сквозь свое узрение поставил "вопрос о Пушкине"...
 
Так, Д.И. Писарев с вызовом российскому обществу поставил "вопрос о Поэте":
"...Поэтом можно сделаться, точно так же как можно сделаться адвокатом, профессором, публицистом, сапожником или часовщиком. Стихотворец или вообще беллетрист, или вообще художник - такой же ремесленник, как и все остальные ремесленники, удовлетворяющие своим трудом различным потребностям общества. Подобно всем остальным ремесленникам, поэт или художник нуждается в известных врожденных способностях... Затем всё остальное довершается в образовании художника впечатлениями жизни, чтением и размышлением и преимущественно упражнением и навыком... Пушкин - просто великий стилист и что усовершенствование русского стиха составляет его единственную заслугу перед лицом русского общества и русской литературы... Для чего же, в самом деле, по понятиям Пушкина, рождены поэты и для чего они не рождены? Если мы окинем общим взглядом теорию и практику Пушкина, то мы получим тот результат, что поэты рождены для того, чтобы никогда ни о чем не думать и всегда говорить исключительно о таких предметах, которые не требуют ни малейшего размышления... В так называемом великом поэте я показал моим читателям легкомысленного версификатора, погруженного в созерцание мелких личных ощущений и совершенно неспособного анализировать и понимать великие общественные и философские вопросы нашего века" (Д.И. Писарев, с. 362-415, 1956).

Так, по свидетельству пушкиноведов, "...оценив его творчество как неактуальное и даже ретроградное, статьями о поэте критик почти на пятнадцать лет вычеркнул "вопрос о Пушкине из числа злободневных вопросов критики и публицистики" (Е.И. Высочина, с. 106, 1989).

Но вернее сказать, что Писарев не вычеркнул "вопрос о Пушкине", но своими размышлениями и сквозь свое зрение Писарев лишь "привел" общественное сознание к серьезному углубленному осмыслению творческого наследия Поэта. И потому в 1880 году на "вопрос" Писарева был дан ответ, но не только на "вопрос Писарева", но и на "вопрос Белинского" и на "вопрос", который прозвучал на пушкинском празднике в Москве. И вопрос этот поставил никто иной, как И.С. Тургенев...
Так Тургенев в "Речи о Пушкине" говорит, что:

"...Возвратимся к Пушкину. Вопрос: может ли он называться поэтом национальным, в смысле Шекспира, Гете и др., мы оставим пока открытым...
Да, Пушкин был центральный художник, человек, близко стоящий к самому средоточию русской жизни...
Всё так... Но можем ли мы по праву назвать Пушкина национальным поэтом, в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как мы называем Шекспира, Гете, Гомера?
Пушкин не мог всего сделать... Не следует забывать, что ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу... заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте форм признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни... "Это памятник - учителю" (7 июня 1880г.) (И.С. Тургенев, с. 118-123, 1986).

Здесь существенно заметить то, что в своей "Речи" Тургенев лишь "повторил" в некотором пафосе и сузил, специализировал постановку "вопроса" в русло "чистого искусства", "чистой литературы", как только для специалистов: филологов и литературоведов. Замечательно, что Тургенев ссылается на признание значения Пушкина сквозь "очки" иностранных филологов, ибо для Тургенева это и составляет вершину признания Поэта... Поэтому смысл "Речи" и пафос "вопроса" Тургенева так схож с пафосом Белинского и его "вопросом", а еще глубже схожесть эта проглядывается и с вопросами, что ставит Писарев о Пушкине...
Но на все сомнения и "вопросы о поэте" 8 июня 1880 года в "Пушкинской речи" ответ дал Достовеский. И Достоевский не просто дал ответ, как на вопрос из прошлого, но сам поставил "вопрос о Пушкине", углубив видение Гоголя, именно, сквозь профетически-фантастический фокус вИдения образа Поэта... Приведем лишь некоторые выдержки из "Речи" Достоевского:

"Пушкин есть явление чрезвычайное...", - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва ли начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы... положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном... тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление её в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?.. Тут он угадчик, тут он пророк... Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите... Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина... мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание. Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чем этой фантазии остановиться" (Ф.М. Достоевский, с. 188, 2002).

И, может быть, в продолжение мысли Достоевского как бы интуитивно в прозрении Николай Бердяев в книге "Смысл творчества" (1916), сопоставляя два образа как образ гения Пушкина и образ святого Серафима Саровского, ставит "вопрос о природе гениальности", вопрос о религиозном смысле творчества Поэта:

"И вот рождается вопрос: в жертве гения, в его творческом исступлении нет ли иной святости перед Богом, иного религиозного делания, равнодостойного канонической святости? Я верю глубоко, что гениальность Пушкина перед людьми, как бы губившая его душу, перед Богом равна святости Серафима, спасавшей его душу. Гениальность есть иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости. Творчество гения есть не "мирское", а "духовное" делание... Гениальность есть особая напряженность целостного духа человека, а не специальный дар. Природа гениальности - религиозная, ибо в ней есть противление цельного духа человека "миру сему", есть универсальное восприятие "мира иного" и универсальный порыв к иному... Гениальность есть "мир иной" в человеке..." (Н.А. Бердяев, с. 154, 2002).

И вот "Вопрос" и кредо Николая Бердяева сквозь историософское вИдение есть, своего рода, ответ на историческую полемику между Гоголем и Белинским, ответ, как будучи не между ними, но над ними. Ибо Гоголь к концу своей жизни отрицал "творчество" во имя "спасения", а Белинский, будучи по складу ума человеком атеистического толка, отрицал "спасение" и "творчество", признавая лишь то и такое "творчество", которое достойно лишь быть "полезным" обществу.
И вот в "вопросе" и в проблематике "творчества и спасения" Николай Бердяев поставил, если уж и не точку, то глубокое вопрошание в вИдении проблемы соотношения "творчества И спасения", именно, в связке "И"...

Впервые, после "Речи" Достоевского (1880г.) спустя полвека С.Л. Франк в статье "Религиозность Пушкина" (1933) ставит вопрос о Пушкине в срезе вИдения как проблему русского национального самосознания. Так по С.Л. Франку: 

"...Из всех вопросов "пушкиноведения" эта тема ("о религиозном сознании Пушкина") менее всего изучена... Между тем, это есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального самосознания. Ибо гений - и в первую очередь гений поэта - есть всегда самое яркое и показательное выражение народной души в её субстанциальной первооснове. Можно прямо сказать: если бы имело основание обычное пренебрежительное и равнодушное отношение к этой теме, - в осонве которого... лежит ощущение, что у Пушкина нельзя найти сколько-нибудь яркого, глубокого и своеобразного религиозного чувства и мироощущения, - то было бы поставлено под серьезное сомнение само убеждение в религиозной одаренности русского народа..." (С.Л. Франк, с. 8, 1999).

С.Л. Франк так поставил "Вопрос о Пушкине", что до него еще так никто не ставил, именнно, в своеобразном и резком обозначении проблемы. И на сегодняшний день "вопрос" Франка открыт в глубине своей проблематики и актуален, как никогда. Но ответы на "вопрос" Франка есть, как ответы в творчестве Бердяева, Ильина, Вышеславцева, как в статьях Ю. Лотмана и В. Непомнящего, как в книгах о Пушкине Сергея Поройкова и Хариса Исхакова. Но это все есть отдельная глубокая тема, которую здесь мы лишь обозначили как в виде "Вопроса о Пушкине"...

Что здесь хочется еще подчеркнуть, а именно, что в "Вопросе о Пушкине" происходят некие "чудесные вИдения", как сопоставления того, что, казалось бы, несопоставимо. Так, здесь, я говорю о противоположных вИдениях в "вопросе о Пушкине", как вИдении Достоевского и Набокова. И вот тут открывается нечто "фантастическое", как то, что Пушкин в своем творческом образе способен примирить и сблизить, казалось бы, то, что никогда и никак непримиримо и духовно враждебно. Но на то Пушкин и есть "тайна и чудо", как по слову А. Карташева...

Итак, я говорю про то, чтО и кАк Владимир Набоков заключает образ своего романа "Дар", в котором поставлен "вопрос о Пушкине" сквозь как бы общее вопрошание о творческом даре человека-пиита. И "вопрос", и взгляд Набокова устремлен не только вперед, в будущее, но вверх, в Вечное Поэта, как и в "Пушкинской речи" Достоевского, взгляд которого устремлен в Вечное Поэта.

Так, роман Набокова "Дар" заканчивается таким вот и в таком вот поэтическом образе:

"Прощай же, книга! Для свиданий - отсрочки смертной тоже нет. С колен поднимется Евгений, - но удаляется поэт. И все же слух не может сразу расстаться с музыкой, рассказу дать замереть... судьба сама еще звенит, - и для ума внимательного нет границы - там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, - и не кончается строка" (В.В. Набоков, с. 410, 2010).

Сквозь образ Набокова Поэт удаляется от нашего видения. И вот как закончил свою "Пушкинскую речь" Достоевский, в которой нет окончательной поставленной точки в "вопросе о Пушкине", ибо:

"...Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем" (Ф.М. Достоевский, с. 189, 2002).

В "образе поэта" Набокова и в конце "фантастической" "Речи" Достоевского Пушкин ушел от нас, оставив после себя некую тайну и некоторые вопросы в творчестве, сквозь которые, возможно, нам откроется когда-нибудь ответ, как откровение слова Поэта... Пушкин ушел, но оставил о самом себе вопрос, как про Вечное Поэта, который по слову самого Пушкина Есть: "вечно тот же, вечно новый"...

                "Что в имени тебе моем?.."
                (А.С. Пушкин)

                "Кто из вас вспомнит о тех, кто сбился с дороги?
                Кто из вас вспомнит о тех, кто смеялся и пел?
                Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада,
                Музыку волн, музыку ветра?.."
                (В.Р. Цой) 

                "Стань птицей, живущей в моем Небе...
                Я стану дорогой...
                Стань сердцем, бейся в моем теле.
                Я стану кровью...
                Я стану словами..."
                (В.Р. Цой)

                "Что в имени тебе моем?..

                Но в день печали, в тишине,
                Произнеси его тоскуя;
                Скажи: есть память обо мне,
                Есть в мире сердце, где живу я..."
                (А.С. Пушкин)


                (21 марта 2013, г. Барнаул). 
               
               

               


Рецензии
Чтобы верно осмыслить статью В. Бармина «Вопрос о Пушкине сквозь самосознание России», прежде всего следует уяснить, что автор говорит не о Пушкине — человеке и не о Пушкине — великом поэте. Автор говорит о Пушкине — Первом Поэте России и о первом выразителе душевной физиономии русского человека (Аполлон Григорьев). Это совершенно особая ипостась, равнозначная ипостаси пророка или апостола.
Если быть точнее, на примере Пушкина Бармин всесторонне анализирует взгляды русских литераторов на само понятие Первый Поэт, на свойства, присущие Первому Поэту любого народа, если таковой у конкретного народа есть. Не будем забывать, что далеко не каждому народу дан свыше его Первый Поэт.
На какие мысли невольно наталкивает эта статья? Прямо там так не говорится и скорее всего автор думает совершенно иначе, но мысль эта рождается невольно и она печальная: русский человек, выразителем которого являлся пушкинский гений, уже вымер. (Не даром Бармин несколько раз указывает на русского человека через 200 лет после Пушкина.) Точнее, русский человек был убит, истреблен, умучен. И сделали это вовсе не большевики — клевета нынешних дней. Начали это истребление те, кто возглавил страну со второй половины 1980-х годов, а завершили те, кто захватил власть в 1991 году. И это очевидно, и это следует понимать. Более того, следует особо подчеркнуть, что русский народ уже убит собственными демократами и либералами.
Те же русские, на которых мы любим показывать пальцем, как на свидетельство выживания народного, есть лишь тени, остатки хитиновой оболочки русского человека, выразителем души которого выступает Пушкин. Пушкин сегодня, подобно великим латинянам, уже является Первым Поэтом мертвого народа.
Аргументы против такой точки зрения мне хорошо известны. И обвинения в пессимизме тоже. На все это отвечаю так: я оптимист и высказываю наиболее оптимистическую из возможных сегодня точек зрения, поскольку за смертью следует возрождение. Иначе русские не были бы великим народом — ведь великому народу присуща неистребимость феникса. Тем, грядущим после нашей смерти русским, еще предстоит доказать, что они достойны носить имя великого народа. Будем надеяться, что докажут. Остается только надеяться. Мы же, просравшие свое Отечество и свой народ, выродившиеся кто в Киркоровых с Пугачихами, кто в Бабкиных с Малиниными и Газмановыми, ни на что подобное права не имеем и должны досуществовать отведенный нам свыше срок и бесславно раствориться в небытие, унеся с собою позор трусов и предателей. И очищение пред возрождением будет длиться еще не одно десятилетие, если не столетия.
О данном в статье подробном и доказательном анализе воззрений отечественных писателей и философов на Пушкина, как на Первого Поэта России, хочу сказать словами часто цитируемого мною писателя Александра Степановича Старостина. А сказал он примерно так: «Плюньте вы на всех этих светских философов с их писаниями и на всех этих светских писателей с их высосанными из пальца раздумьями. Всё это есть красота, данная с попущения Божьего в услужение сатане. Читайте “Добротолюбие”, там и есть единственно необходимая душе истина души человечьей». От себя добавлю, что в начале отзыва признал правомерным приравнивание Первого Поэта народа к пророкам и апостолам, а следовательно, творчество Пушкина следует включить с состав «Добротолюбия» шестым томом. Так что лучше обратиться к первоисточнику, отказавшись от зауми светских размышлизмов.

Виктор Еремин   11.07.2013 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за настоящий критический отзыв-очерк. Скорее, я также, как и Вы, склонен к трагическому мироощущению, Но... подлинный трагизм не имеет смысла, если в нем и за ним нет выхода за пределы, нет транса. В данном очерке я не высказал свою главную мысль, исходящую из всего собранного образа мыслей разных писателей и мыслителей. Здесь я лишь сделал попытку дать некие намеки к образу, к смыслу, к идее, к тому, что уже было и что еще дОлжно Быть...
Виктор, мой ответ на слово Вами уважаемого писателя Александра Степановича Старостина, будет таковым:
"Простите меня, но я не могу плюнуть на русскую религиозно-философскую мысль, ибо для меня это будет равнозначно святотатству, самоубийству, ибо, благодаря русским философам и мыслителям, я обрел путь ко Христу и встал на путь постижения Того, Кто непостижим...". У каждого человека свой путь. Мой путь жизни - вот таков: сквозь Образы поэтов и мыслителей в созвучии с миром священников и отцов Церкви...".

Благодарю, Виктор, за интересный критический очерк и удивительно-своеобразный взгляд на "Вопрос о Пушкине"...

С уважением,

Бармин Виктор   11.07.2013 08:53   Заявить о нарушении
Бесспорно, у каждого свой путь.
А слова Старостина обращены преимущественно к тем, кто не уходит в глубины раздумий и философию.
По сути же каждый делает здесь свое дело. Главное, чтобы во благо.

Виктор Еремин   11.07.2013 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.