Еловые иголки в отбивной с кровью

  Ехидно наблюдая в последние дни, как нервно реагирует мой начальник на любые упоминания о мясной пище, и как озабоченно переписывают друг у друга рецепты постных блюд наши дамы, перманентно и безуспешно сидящие на разнообразных диетах для похудания, я решил высказаться и по такой актуальной сейчас теме, как пост, в частности, и религия в целом. Воспитанный в советское время в семье коммуниста-политработника и внучки приходского священника, я никогда в нашем доме не видел ни одной иконы и не слышал ни одной молитвы. Деды сгинули на войне, а бабки пережили их ненадолго и не успели внести религию в круг моих повседневных интересов. В школе, понятно, этому тогда тоже не обучали. Вырос я в итоге матерым безбожником и убежденным агностиком. Единственной религией в те далекие времена была коммунистическая идеология. Ничего не зная о нормальной жизни за рубежом и не имея возможности сравнивать, мне приходилось принимать на веру пресловутые штампы советской пропаганды о загнивающем западном мире, находящегося под властью золотого тельца. Я был сыт, одет, обут, имел жилье, бесплатное обучение, здравоохранение, и был вполне доволен жизнью, не видя и не осознавая их убогости и ограниченности.

       Только после поднятия железного занавеса, я понял, как далеки были мои светлые идеалы от грубой реальности. Поток информации, вдруг пролившийся на меня из-за рубежа и внутри страны, быстро вымыл из моих замшелых мозгов всю скопившуюся там идеологическую муть. Благо я еще был молодой, и операция прошла безболезненно, а вот мой отец всего этого не вынес и умер от рака крови вскоре после того, как его в очередной раз ограбило то государство, которому он беззаветно служил много лет. Мать никогда не была такой ярой коммунисткой, но вскоре последовала за отцом. Ощутив себя старшим в семье, я начал задумываться о неявной связи вещей, непознанном, смерти, загробном мире, душе и прочих религиозных моментах в нашем сознании. Я, конечно, и раньше не без интереса почитывал байки про пришельцев, привидения, ясновидящих, астрологии, хиромантии, нумерологии и прочей эзотерики, хотя никогда всерьез этим не увлекался, в отличие от повернутой на йоге, Шамбале и индийских гуру второй жены и ее не более адекватных подругах. Это не мешало им так же старательно поститься, ездить по святым местам, купаться на Крещенье и изгонять духов благовониями, прокоптившими всю квартиру.

       Я же, отвлекшись от своего пупка, с иронией созерцал этот шабаш, не мешая, но и не принимая участия. Однако после очередного приступа радикулита, врач намерил мне давления столько, что сразу выписал бюллетень, направление на липидный анализ и кучу таблеток, которые я должен был бы пить до гробовой доски. Получив неопровержимые и объективные цифры, я быстро смекнул, что дело пахнет керосином, быстро и без колебаний прекратил есть сладкое, жирное и мясо, перейдя на рыбу и кукурузное масло, пошел заниматься в тренажерный зал, растягивая натруженный за предыдущие нелегкие годы позвоночник. С тех пор приступы прекратились, вес и давление начали потихоньку снижаться, несмотря на то,  что я никогда специально не заморачивался по поводу диеты, а про таблетки забыл, как только прописанные баночки закончились. Мне всегда больше импонировал подход, когда человек сам без внешнего вмешательства и давления принимает и выполняет свои решения, неся за них полную физическую и материальную ответственность. В этом не было ничего от слепой веры или тупого подражательства, а всего лишь чисто личный эмпирический опыт от столкновения с прозой жизни и превратностями судьбы.

     Все это я вспомнил при доверительном разговоре с одной моей хорошей знакомой, служащей в некоей продовольственной конторе, обеспечивающей поставки свежего мяса в московские сети. Она мне сугубо конфиденциально сообщила, что ее лавочка терпит последнее время немалые убытки от существенного сокращения спроса на ее продукцию. Свинину, лидера продаж, теперь вообще перестали брать. В разы снизились покупки говядины и телятины. А вот баранина, практически не упала в продажах. Впрочем, зато существенно вырос спрос на традиционно недорогие субпродукты, в частности хвосты, сердечки и прочее. Последнее, по-видимому, связано все же с посткризисными явлениями и обнищанием той части людей, которых у нас почему-то раньше называли средним классом. А вот динамика остальных цифр показалась мне интересной не только с точки зрения маркетинга, но и социологии и, возможно, психологии. Совершенно очевидно, что баранину у нас потребляют в основном мусульмане, которым нет дела до предрождественского христианского поста. Загадкой для меня стало такое явное различие между свининой и говядиной, являющихся, вроде бы, одинаково скоромным питанием. По-видимому, говядину потребляют снова те же  мусульмане, буддисты и немногие оставшиеся в живых атеисты. Иудеи, всем известно, питаются исключительно фаршированной рыбой. Православные пока ложатся спать на голодный желудок.

    Этот, казалось, частный факт натолкнул меня на размышление о роли культов в нашем теперешнем обществе. Не являясь специалистом в области религии, хочу высказать свой частный и неангажированный какой-либо конфессией взгляд на происходящее. Видимо свято место пусто не бывает и голова человека обязательно должна быть не пустой, а забита определенными моральными и этическими догмами. Совсем пустые головы только у явных отморозков, да и то не у всех. Коммунистическая религия со своими культом Того, кто и сейчас живее всех живых, его нетленных мощей в Мавзолее, пророками-партайгеноссе, крестными ходами на 1 мая, великомучениками в Кремлевской стене и святыми членами Политбюро на праздничных хоругвях, причащениями в юные пионеры и языческими кострищами в пионерлагерях, дала дуба в конце 80-х годов под натиском совершенно безыдейного, но потрясающе привлекательного мира безудержного накопительства общества всеобщего потребления. После этого головы сограждан оказались свободными для самого различного наполнения. Кто-то подался в бандиты, кто-то в сектанты, кто-то в бизнес. Номенклатура быстро перековалась в завзятых демократов, но ненадолго. Самыми стойкими и идейно выдержанными оказались партийцы со стажем, превышающим полвека. Они уже были не в состоянии продолжать колебаться в соответствии с генеральной линией партии и пополнили ряды внесистемной оппозиции, задавленной уже в октябре 1993 года.

    Меж тем традиционная для нашей страны православная и остальные сопутствующие религии — мусульманская, католическая, иудейская, буддистская не теряли даром время и тихой сапой начали восстанавливать свои позиции, утраченные после отделения церкви от государства конкурирующей фирмой — большевиками. При этом они пользовались все возрастающей поддержкой чиновничества, увидевшим для себя в процессе возвращения церкви отнятых владений, земли и имущества, восстановлении храмов и монастырей за счет местных бюджетов отличную возможность для безнаказанного и бесконтрольного разворовывания народных средств. Чего только стоили богоугодные налоговые льготы на ввоз из-за рубежа спиртного и курева, полученные церковью вместе со спортсменами, афганцами, чернобыльцами и другими столь же одиозными организациями. Как ни странно, никто на этом не погорел официально, хотя взрывов и трупов хватало. Одновременно из-за границы потянулись на запах поживы и экзотические проповедники типа экстремистов Аум-Сенрике, сайентологов Хаббарда, всевозможных гуру и просветленных Бабаев, протестантских баптистов и прочей шантрапы, нуждающейся в новых платежеспособных адептах. И все это происходит в стране, первой запустившей человека в космос, который облетев Землю, так и не обнаружил ни на одном облачке восседающего на троне бородатого старика. Странно как то об этом в век торжества технологий, научных прорывов в исследованиях человека и микромира, создания новой жизни через клонирование.

    Разумеется, титульная церковь попыталась восстановить свое доминирующее положение в обществе, используя все доступные рычаги государственной, чиновничьей поддержки, СМИ и традиционные каналы воздействия. Однако бороться с голодными и агрессивными молодыми конкурентами ей с каждым годом все сложнее. В силу своей косности и приверженности к замшелому фундаментализму, она совершенно неприспособленна к условиям жизни в 21 веке. Проникая на ТВ и в Интернет она несет всю ту же, пресную и лишенную намека на актуальность, проповедь смирения перед сильными мира сего и покорности их богом данной власти, как и 100, и 200, и 1000 лет назад, считая своим достоинством тупое следование прогнившим традициям. Одновременно идет пропаганда неких якобы исконно православно-славянских обрядов и понятий. Представляя из себя сумбурную смесь параноидального бреда и околонаучной националистической чепухи, они не заслуживали бы внимания, если бы не несли на себе печать агрессивной и массированной пропагандистской компании. Однако, судя по количеству празднующих церковные праздники и поддерживающих псевдо-национальные обряды и атрибутику, стадо заблудших овец, непонимающих, что являются предметом корыстных манипуляций, с каждым годом неуклонно пополняется на радость своим трудолюбивым пастырям.

     Мораль и религия редко входят в конфликт из-за денег, предпочитая мирно договариваться между собой.  Особенно меня всегда радовали огромные кресты на бычьих шеях братков и прочих новых русских, вдруг вспомнивших о душе в страхе расплаты за свои вполне земные грехи и считающие возможным откупиться от страшного суда за скромное подношение в церковную копилку. Что-то я не слышал об отлучении от церкви хоть одного из этих авторитетных бизнесменов. Она заботливо опекает свою паству даже в местах не столь отдаленных, не брезгуя насильниками и убийцами. Так же не пренебрегает она и презентами от власть предержащих и прочих шоу-сексуальных меньшинств. Плевать в колодец — не богоугодное дело. Но и отрабатывает она свои сребреники честно. Я ни разу не слышал, что бы мнение патриархов хоть в чем-то расходилось с установками исходящими из Кремля, чтобы они взяли под защиту кого-либо из действительно несправедливо обиженных или пострадавших от произвола власти. Дело уверенно идет к тому, что как и встарь, при каждом воинском подразделении вместо политрука встанет какой-нибудь бородатый Отец Звездоний. Власть охотно платит нежной взаимностью, сурово пресекая все богохульные поползновения, вроде придурочных Пусек.

   Якобы для охраны православных святынь теперь формируются казачьи и откровенно черносотенные дружины хоругвеносцев. В Казани местная полиция не в состоянии была что-либо противопоставить ваххабитским боевикам, фактически начавшим диктовать свою волю более фундаментальным исламистам и городским властям. Рвутся они и в школы, пока еще факультативно воспитывая себе будущую паству. Помимо воскресных, проводятся уже дневные занятий по хорошо известному с советских времен добровольно-принудительному принципу. А как проигнорируешь настойчивое предложение классного руководителя, завуча или директора, от которых зависят многие дальнейшие жизненные перспективы? Параллельно, на государственном уровне обсуждаются планы и уже вводятся на региональном празднование религиозных дат от Рождества до Курбан-Байрама. Похоже, что действующей полицейско-чиновничьей диктатуре, утратившей собственную осмысленную идеологию, совершенно необходимо восполнить образовавшийся вакуум великодержавной клерикально-патриотической болтовней, подменив ею пока не сформулированную национальную идею. Многие появившееся на нашем сайте публикации так же хорошо укладываются в эту тенденцию, навязывая нам парадоксально связанные сталинистско-самодержавные взгляды, великорусские геополитические стратагемы и пока еще не слишком ясную экономическую модель, что не может не беспокоить всех пока еще здравомыслящих .


Рецензии