Париж 1994

Париж 1994
Любовь Качан
На снимке - район Парижа La Defence (New Amerique - Новая Америка)


Париж! Нет в мире ни одного мало-мальски интеллигентного человека, у которого не было бы своего Парижа. О нем так много написано, что вместе с героями “Трех мушкетеров” и “Собора Парижской Богоматери”, и с любимыми импрессионистами, и с Тулузом-Лотреком, и с Роденом,  и с Наполеоном, и... и ... и... каждый, так или иначе,  побывал в нем в своем воображении, и в зависимости от него выстроил свой собственный Париж.

Некоторые даже умудряются разочароваться, если не в нем, то, например, в Эйфелевой башне. “Ничего особенного: груда металла – и всё!”, – сказала мне одна дама, побывав в Париже.

Со мной этого не произошло.

Привыкнув и узнав что-нибудь по копиям, только познакомившись с подлинниками, понимаешь разницу между ними. Дело не в форме, а в той информации, которую вещь в себе содержит, отражая, выражая, передавая из поколения в поколение дух и мысль, душу создателя и творца. Это создает определенную атмосферу, ни с чем не сравнимую и насыщенную настолько, как воздух озоном, что очищает и осветляет всё вокруг, и делает невозможным безнравственные поступки. Как невозможно себе представить, например, мусор и беспорядок в музее.

Самим фактом своего присутствия они организуют, сдерживают, обязывают, заставляют задуматься о прошлом.

Пожалуй впервые, после питерских растреллиевских уголков и величественных зданий и памятников, я вновь осознала, что такое связь времен, и как важно ее не прерывать. Важно для сохранения и укрепления самосознания в человеке, для поддержания его уважения к себе – такому великому в великих творениях, для понимания своей исключительности. Исключительности духа и интеллекта. Это, в конечном счете, приводит к подсознательному пониманию ценности человеческой жизни вообще.

Может быть, поэтому в странах и городах с древней культурой меньше или совсем нет преступлений, связанных с нарушением этого понимания (убийств, насилий). А там, где связь времен порвалась, или искусственно прервалась, например в молодых странах и городах, они расцветают махрово.

Встреча со знакомым до боли в душе Парижем не разочаровала. Там не ходишь, а паришь. Невольный каламбур (Париж – паришь). Трудно словами передать чувства, когда идешь по мостовой и между домами, несущими в себе память и труд тех, кто жил много веков назад. И еще нам повезло, что у нас был свой, персональный гид – Георгий (Жорж) Гейвин – соученик Клары, жены моего брата.

Однажды, в начале семидесятых годов прошлого века, еще в нашей "прошлой (советской)" жизни, я была на экскурсии по городу и по монастырям в Пскове. Экскурсовод, наверняка партийная дама, как по писанному рассказывала о (конечно!) «вредном влиянии церкви». И о паразитизме монахов, живущих на «народные средства», и всякую прочую официальную чушь, от которой у меня вянули уши и сводило скулы.

На каком-то этапе она нас, к счастью, покинула, и ее заменил молодой человек, длинный и нескладный, который, как только открыл рот, так сразу и до конца завладел нашим вниманием. Это было нормальное человеческое, очень доброжелательное и эрудированное освещение истории псковской земли и ее монастырей. Он лично был знаком и с настоятелями и с монахами, и подробно рассказал, какую громадную работу по восстановлению и сохранению монастырей и церквей они ведут. И какие они вообще. И познакомил нас с некоторыми древними старцами.

В общем, я была настолько очарована, что решила сказать ему об этом и подарить что-нибудь в знак благодарности. С собой у меня был только буклет о новосибирском Академгородке, самый первый, который снимал Рашид Ахмеров, а печатали его (кстати!) в Париже. Вот тут-то и выяснилось, что он тоже оттуда. И учился в НГУ, на истфаке, в одной группе Кларой.

Нам надо было ехать дальше. Его «часть» закончилась. А мы все не могли оторваться друг от друга, и нас, буквально, растаскивали.

Перед поездкой в Париж Клара дала нам его адрес (не совсем правильный). И едва сбросив в гостинице вещи, мы пошли искать Жоржа. Гостиница, в которой мы с мужем остановились на три дня, была очень, мягко говоря, скромная. С крошечными номерами с абсолютной слышимостью (до такой степени, что вздрагиваешь, когда кто-то спускает воду как бы в твоем туалете), но с претенциозным названием «Амстердам». Однако, все искупалось тем, что она была в центре, близко от всего.

Мы были готовы к долгим поискам Жоржа где-нибудь на окраине Парижа. Каково же было наше изумление, когда на вопрос к портье, где находится такая-то улица, услышали: C'est la premi;re rue ; gauche (первая налево). Это в Париже-то!

Жорж жиЛ в отдельной «квартире», которая, одновременно, его рабочая студия, с общей площадью чуть больше десяти метров, если убрать перегородки и соединить всё вместе, включая «ванную» и прихожую. Он там едва умещался. Прямо как у Маяковского: «Перышком скрипел я, в комнатенку всажен. Вплющился очками в комнатный футляр». Только у Маяковского очки – образ, А  Жора – «очкарик»  действительно. Только не скрипит перышком, а скребет по мрамору или дереву, или гипсу (т.к. скульптор).

Он, конечно, не узнал меня, как, впрочем, и я его – ведь прошло столько лет с тех пор! – но сразу вызвался показать нам Париж. И больше мы с ним все три дня практически не расставались. Одни ходили только в Версаль и Лувр, когда он был занят своими делами (хозяйка конуры, где он держал свои работы, потребовала, чтобы он забрал их и освободил чулан). Это был наш последний день в Париже. На следующий день мы уезжали.

Вечером он пришел к нам со своими рисунками. Так что это был уже, как бы, еще один музей, но одушевленный, с автором подлинников. Они нам очень понравились, и мы ломали голову, как бы ему помочь. Конечно, он очень бедствует, как почти все творцы при жизни. Но не жалуется и надеется.

Так вот (я, как всегда, отвлеклась на живое, на человека), он показал нам свой Париж, который знает и любит. И это было прекрасно. Сами бы мы никогда столько не увидели и многого бы просто не заметили. Например, красные глиняные горшочки на дымоходах домов в старом Париже. Это такая милая отличительная особенность, чисто французская – хоть как-то украсить некрасивые дымоходы. Французы не были бы такими, какие они есть, если бы в них не был генетически заложен культ Красоты.

Старый Париж меня не разочаровал, а  новый просто потряс. Это что-то совершенно запредельное. Как будто попадаешь в какой-то будущий  век. Французы в шутку называют этот район New Amerique (Новая Америка, потому что там тоже небоскребы), но будто подчеркивая, что хотя как-бы и Америка, но все же французская.

Это огромный район, расположенный так, что к нему по прямой можно дойти от Триумфальной Арки, и ее видно из любого места этого района. Кроме того, там всё время встречаются чисто французские детали, вроде так называемых «мушек» у женшин, предназначенных подчеркивать самые примечательные и выгодные особенности лица или тела, или одежды (в последнюю очередь).

Это может быть цветная башня или забавная скультура (например, огромный большой палец размером в два-три этажа), выполненный вполне натурально. Или клумба, или какие-то фантастические деревья из бетона и железа, но понятно, что это деревья, и т.п. К сожалению, на фотографиях этого не видно. Слишком уж огромные строения, не вмещаются в кадр. Можно только с вертолета снять перспективу. Но ощущение такого космического простора – больше, чем у небоскребов Нью-Йорка.

Опять восторг перед могуществом человека:

Судите:
говорящую рыбешку
выудим нитями невода
и поем,
поем золотую, воспеваем рыбачью удаль.
Как же
себя мне не петь,
если весь я –
сплошная невидаль,
если каждое движение мое –
огромное,
необъяснимое чудо. (В.В.Маяковский, «Человек»)

Франция – великая страна!

Я не была в Италии, но среди всех виденных мной стран, Франция – самая человечная.  В ней всё проникнуто этим. Она живая, все время живущая. Не будущим и не прошлым, а сегодня, сейчас! Это видно даже по невероятному, как перед большими праздниками или событиями, объему строительных и реставрационных работ. Поражает, изумляет и радует такое внимание к городу и его истории, прошлой и будущей.

В этом – самая большая человечность и одушевленность – одушевленная история. Соборы – в лесах, дома чистят от многовековой копоти, возвращая им первозданную чистоту. Асфальт современных покрытий взрывают и заменяют брусчаткой (!), воссоздавая древний облик столицы.

Французы – великая нация! Оборотная сторона этой медали – национализм. Французы дружелюбны и доброжелательны, терпимы и гостеприимны, но... очень обеспокоены угрозой чистоте нации, поэтому уже (!) начинают принимать меры. Их пугает, что по статистике сейчас каждый 16-й брак – смешанный.

Они очень хорошо относятся к первым русским эмигрантам (пред- и послереволюционным), считая, что они «улучшили» нацию, т.к. многие переженились, а там было кем улучшить породу. Сейчас всё иначе, хотя в Париже, как и в Нью-Йорке, кого только нет: и черные, и желтые, и серо-буро-малиновые. Тоже речь на всех языках. И уже издан какой-то указ, или готовится постановление, чтобы Франция почувствовала себя в большей степени ответственной за чистоту родного языка.

Оно обязывает (или обяжет) использовать только французский язык, делая его обязательным на территории Франции в любой рекламе, объявлениях, вывесках, в общественных местах и общественном транспорте, а также при заключении контрактов (даже если француз работает заграницей). И одно из наказаний за нарушение этого правила – лишение дотаций.
Voila! Вот так!

Я счастлива, что мне удалось побывать а Париже. Лишний раз убедилась, что жизнь – удивительная штука. Надо только все время хотеть именно жить и радоваться каждому и любому её мгновению. И тогда временные неудачи и трудности переживаются легче и воспринимаются, как неизбежная, неотъемлемая и конструктивная часть этой общей картины. Как строительные леса и краны на великолепном соборе.
Vive la vie! Да здравствует жизнь!


Рецензии
Здравствуйте, Любовь Николаевна!

Мне очень понравился Ваш рассказ о поездке в Париж!
Ваши впечатления созвучны с моими! Мне посчастливилось побывать в Париже два раза. Мы с мужем провели там одну неделю в июле 1993 года. И одну неделю в августе 2003 года.с подругой, приехавшей к нам погостить из Павлодара. Её большой мечтой была мечта, побывать в Париже. Впечатления особенно первые, были для меня захватывающи и почти неописуемы. Я без устали рассказывала о памятниках архитектуры, переносящих меня в старые времена. Как свободно и раскрепощённо нам дышалось, как мы пешком пересекли Александрийский мост, и нам не хватало фотоплёнки для фотографий, как потом валялись на траве, устав от 12 километровой прогулки вдоль Сены, оторвавшись от группы. А потом, чуть отдохнув в крохотном номере отэля в центре Парижа, пешком отправились к Эйфелевой башне, и ровно в полночь (так совпало) поднялись на её самую верхнюю точку. И мне казалось, что именно там и есть центр Мира И как благодарна я была судьбе и мужу, хотя поездка в Париж была моим подарком, ко дню его сороколетия. В Париже старом и новом, нам пелось, дышалось и любилось как-то по особенному легко.

Я очень удивлялась после, что бывают и такие гости Парижа, которым этот город не понравился. И их ни что не удивляло, и не трогало, а совсем наоборот что-то даже раздрожало.
Вторая моя поездка, была так же прекрасна и неповторима, только я уже чувствовала себя здесь так, как будто вернулась в уже родной и милый сердцу город любви!
И моя подруга была очень впечатлена и счастлива от того что её мечта, посетить Париж, наконец-то сбылась.

Дорогая Любовь Николаевна, пожалуйста не заходите на страницы предидущих двух рецензистов на это произведение. Это может послужить взломом Вашей странички, в результате чего могут на всегда пропасть Ваши произведения. Повидемому Вам пишет скорее всего одно лицо, то под одним, то под другим именем. Возможно, прочитав это моё сообщение, они удалят свои рецензии. Такое уже было.
Извините, я просто посчитала необходимым предупредить Вас

С уважением, и благодарностью, Елена


Золото Зари   21.03.2013 01:16     Заявить о нарушении
Дорогая Елена!

Мне так радостно читать Ваши рецензии. У нас оказалось много общего. Я обожаю такие совпадения! Даже с Парижем мы совпали в пределах погрешности: я 1994 и 2001(2), вы 1993 и 2003. Потрясающе!
А главное, я почувствовала родственную душу. Тронутая Вашей первой рецензией и нахлынувшими эмоциями, я Вам сразу же ответила в письме автору (не знала, как ответить здесь). Не знаю, получили ли вы его.
Спасибо Вам большое за Ваши такие душевно-щедрые отзывы. И за то, что поделились со мной Вашими парижскими впечатлениями. Как интересно даже то, что Ваша первая поездка была подарок мужу к его дню рождения, а моя первая - подарок мужа к моему дню рождения. Сначала мы поехали отпразновать мой 60-летний юбилей с моим братом и его женой. Брат.который живет с 1991 года в Хьюстоне, штат Техас, работал там некоторое время в Университете. Мы летели туда из Нью Йорка через Мадрид. И посмотрели его. А возвращались обратно через Париж (предварительно посетив Барселону и восхитившись ею). О первой поездке вы уже читали. О второй, я уверена, если еще не прочли, то обязательно прочитаете. И вы правы, что там любовь совсем другая. Спасибо жизни, что она дала нам это почувствовать. У меня два самых любимых города: Ленинград (сейчас Санкт-Петербург), где я родилась и который любила и люблю, куда бы жизнь меня ни заносила, и Париж, который я сначала полюбила в моей душе. "Маленьким принцем" Экзюпери я проверяла людей (любит - не любит?). Изучала заочно, в Ташкенте, французский, чтобы прочитать его в подлиннике. Получила диплом учителя фр. языка в 1977 году, через 20 лет после первого (инженер-технолог). Побывав в Париже, о котором я раньше даже и мечтать не могла, я укрепилась в этой любви. Спасибо, что разделили эту любовь со мной.
Особое спасибо за предупреждение. Всего самого доброго Вам и Вашей семье. Обнимаю Л.К.

Любовь Качан   21.03.2013 03:21   Заявить о нарушении
Дорогая Любовь Николаевна, спасибо Вам большое!
Вы не представляете себе, как я рада что Вы отозвались! Я к великому сожаления не получила Вашего письма. Но я обязательно пересмотрю ещё раз всю мою почту. Возможно оно ушло на мой старый эл адрес. Конечно, я сразу же ответила бы Вам.
У нас действительно много общего. Очень много! Я рада что Вы об этом пишите. Я только думала об этом, не получив от Вас весточки, я написать об этом сразу не решалась.
И такие совпадения с Парижем! Всё очень удивительно!

Обнимаю Вас!
С искренней радостью, Лена



Золото Зари   21.03.2013 11:12   Заявить о нарушении