Поиграем в Тумборин!

Пьеса для «сотворения сказки»

Действующие лица:

Девочка Маша, 6 лет
Карлопух Петрович

Жители волшебных стран:
Пуговичная семья:
Папа Киф Рувар
Мама Росана Рувар
Дочка Помпона
Дочка Фиана (Фифийка)
Бабушка Сутияра
Собачка Букляшка
Пёс Букляш

Народ прищепок:
Прищепка При
Её родственники и друзья

Волшебник в дырявой мантии
Кошка без имени
Иголка
Народ гвоздиков
Народ шурупов
Молоток
Отвёртка

Всю пьесу могут сыграть двое артистов, используя предметы и игрушки для «сотворения сказки». Впрочем, автор творческую фантазию режиссёра не ограничивает.

Детская комната. В углу за ширмой (или в ящике) куча игрушек. В другом углу компьютер. На столе, покрытом скатертью с геометрическим орнаментом, несколько книг. Настольная лампа. На стене календарь на гвоздике. На тумбочке шкатулка со швейными принадлежностями. В углу ящик с игрушками.

Голос Маши. Ладно, мам, не волнуйся. Да, мне будет плохо, я буду скучать, но ты всё равно иди на свою работу. Конечно, работа важнее ребёнка… Это я так шучу. Так бабушка говорила. Я поиграю с куклами, посмотрю книжку. А ты купи жвачку.

Хлопает входная дверь. Девочка заходит в ком-нату, подбегает к окну, машет маме рукой. Затем прямым ходом бежит к компьютеру. Включает. Компьютер не включается.

Маша. Эй!.. Ты чего не включаешься? Тебя мама отключила? (Проверяет провода) Или ты сломал-ся? Это нечестно! Мама так редко оставляет меня одну, а ты!.. А я то думала, что ты настоящий друг… (Обиженно) Ну и пж-ж-жалста-а. Пойду смотреть телевизор!
Уходит, очень быстро возвращается.
И телевизор не работает… Вы что, сговорились против меня? Вы с мамой заодно?
Рычит. Топает ногами. Машет кулаками. Слу-чайно задевает висящий на стене календарь, гвоздик выскакивает из стены, календарь падает. Маша хочет повесить его обратно, но не находит гвоздика.
Ну всё против меня… Была бы кошка в доме, можно было бы на неё свалить… Мама теперь ругаться будет… (Собирается было заплакать, но передумывает) А! Придумала…
Достаёт из швейной шкатулки иголку, вкалывает её в обои, вешает на эту хрупкую конструкцию календарь.
Вроде, держится… Может, мама и не заметит. (Осматривает свою комнату) Так, во что же мне поиграть?
Перебирает свои игрушки.
В эти игрушки я уже во все переиграла. И в эти то-же. Надоело. (Тяжело вздыхает) Неужели придётся книжку читать?
Понуро бредёт к столу. Включает настольную лампу. Она не загорается.
О! Читать не буду. Уважительная причина – лампа не работает!
Из ящика с игрушками достаёт мяч. Несколько раз подбрасывает его, кидает в ящик. Он вылета-ет обратно. Маша снова кидает его туда. Он возвращается. Маша кладёт его в ящик очень аккуратно, он появляется оттуда таким же образом.
Что за ерунда?
Швыряет мяч изо всей силы. Из ящика выкувыркивается игрушка странного вида.
Пауза.
Игрушка. Больно, между прочим.
Маша. Вы кто? Я сейчас милицию вызову!
Игрушка. Это я милицию вызову. Потому что ты дерёшься.
Маша. Мама! Мне страшно!
Игрушка. Да игрушка я, игрушка. Не ори. Чуть что, сразу кричать или плакать… вот девчонки… Да-вай знакомиться, Карлопух Петрович.
Маша. Кто?!

Песенка Карлопуха Петровича о себе:

Я – простая игрушка.
Был когда-то Петрушкой,
Но читали мы книжку,
И пришлось мне стать мишкой.
Начались мои превращения.
Так хотела хозяйка, а мы – друзья.
И кто я теперь? Кто я теперь?
Неизвестный науке зверь.

Винни Пух славный малый,
Парень, видно, удалый.
Всё мне было прекрасно,
Оказалось напрасно.
Начались мои превращения.
Так хотела хозяйка, а мы – друзья.
И кто я теперь? Кто я теперь?
Неизвестный науке зверь.

Мне моторчик пришили
И летать научили.
Я со всеми был дружен,
Только стал вдруг не нужен.
И закончились превращения.
У хозяйки моей другие друзья.
И кто я теперь? Кто я теперь?
Неизвестный науке зверь.

Маша. Не поняла.
Карлопух Петрович. Вот так я и знал, что ты сразу не поймёшь. Ладно, слушай, всё сначала. Ко-гда-то я был просто Петрушкой. И играла мной ещё твоя мама.
Маша (недоверчиво). Мама в игрушки играла?
Карлопух Петрович. Ещё как!
Маша. Что ты путаешь… В игрушки… мама…
Карлопух Петрович. Так она же не всегда ма-мой была. И вообще, не перебивай меня, а то ничего не расскажу... Так вот, однажды твоя мама, тогда она была такой же девочкой, как ты сейчас, прочитала сказку про Винни-Пуха…
Маша. Я знаю Вини-Пуха. Я мультик смотрела.
Карлопух Петрович. Опять перебиваешь?.. Дальше не расскажу.
Маша. Я больше не буду.
Карлопух Петрович. Прочитала она сказку про Винни-Пуха и попыталась сделать из меня игрушеч-ного медведя. Вот остаток хвоста, смотри. (Демон-стрирует) Потом она полюбила другую сказку, про Малыша и Карлсона…
Маша (перебивает). Который живёт на крыше… Ой... больше не буду перебивать.
Карлопух Петрович. И начала перешивать меня в Карлсона. Вот, моторчик на спине… (Демонстрирует)
Маша. Ой! Работает? Включи!
Карлопух Петрович. Осторожнее… Сломался. Но всё равно, механизм. И живот, как у Карлсона, живот можешь потрогать.
Маша. А потом?
Карлопух Петрович. А потом твоя мама вы-росла. (Вздыхает) И ей стало не до меня. Карлопухом Петровичем это я сам себя назвал. Потому что никто не знал, кто я такой после всех превращений. А потом родилась ты. И я стал твоей игрушкой.
Маша. Моей? Но я тебя совсем не помню…
Карлопух Петрович. Конечно, когда тебе этих Барби, Синди, Братц накупили, ты меня в дальний угол забросила. И вообще сейчас у всех так много разных игрушек, что любить какую-то одну, тем бо-лее старую, не модно. (Печально вздыхает) Да лад-но, я не обидчивый.
Маша. Карлапуша, я… (Чувствует себя винова-той, но не знает, что сказать) Слушай, а почему ты разговариваешь?
Карлопух Петрович. Потому что когда взрос-лых нет дома, игрушки оживают, ты что сказок не читаешь?
Маша. Я думала, это только в сказках…
Карлопух Петрович. Думала она… Я, между прочим, помочь тебе хотел. А теперь…
Маша. Помочь? А ты можешь компьютер почи-нить?
Карлопух Петрович. Чего его чинить, когда он не ломался.
Маша. Так не работает!
Карлопух Петрович. Электричество отключи-ли. Чего-нибудь чинят на линии.
Маша. А-а… а как же ты тогда мне поможешь?
Карлопух Петрович. Да вот, хотел научить тебя играть в Тумборин.
Маша. Тумборин? А что это за игра?
Карлопух Петрович. Это не игра. Это – страна такая.
Маша. А где она находится.
Карлопух Петрович. Везде и нигде.
Маша. Как это?
Карлопух Петрович. Ну, например, вот, твои сны или мечты, где они?
Маша. Они… у меня в голове.
Карлопух Петрович. Ну и Тумборин там неподалёку.
Маша (прислушивается к своей голове, закрывает глаза, пытаясь заглянуть внутрь). Неправда, нет у меня там никакого Тумборина, всё ты выдумываешь!
Карлопух Петрович. Пока ещё нет, но очень скоро…
 
Оглядывает комнату в поисках подходящего предмета. Останавливает взгляд на столе.

Ну-ка, переложи книги и лампу.
Снимает скатерть со стола.
Вот! Это карта нашего города! Вот, смотри: улицы, площади, перекрестки, тупики, остановки автобусов.
Маша. Какая же это остановка? Это пятно от варенья. А это случайно ножом прорезали.
Карлопух Петрович. У-у-у… Как всё запущено! Бедная Маша! Ты видишь только то, что есть… И больше ничего… Ай-яй-яй…
Маша. А что ещё надо видеть?
Карлопух Петрович. Как что? То, что может быть! Это же самое главное!
Маша. Самое главное?
Песенка про самое главное.

Карлопух Петрович. Есть разные страны,
Моря, океаны,
Пустыни и горы,
Ущелья, просторы.
Но есть и совсем другая планета,
Откуда расходятся сказки по свету.
Всё самое главное именно там,
Где вольно и снам, и мечтам.

То, чего не было,
То, что не ведомо,
То, что придумаешь только ты.
Маша. То, что не ведомо?
То, чего не было?
Это же только мечты…

Карлопух Петрович. Поверишь ли чуду,
Когда оно всюду?
Мечтать, вроде, просто,
Но это ведь остров,
Точнее совсем другая планета,
Куда ты за деньги не купишь билета,
Где вольно и снам, и стихам, и мечтам,
Всё самое главное – там!

Маша. То, чего не было,
То, что не ведомо,
То, что придумаю только я?
Карлопух Петрович. То, что не ведомо,
То, чего не было –
Это страна твоя…
Карлопух Петрович. Вот смотри… (Кладёт одну из книжек посреди скатерти) Это главная площадь города – площадь… (придумывает) напри-мер… Как же её назвать…
(Здесь и далее: Если в процессе наименования местности жителей и Тумборина зрители буду предлагать свои интересные варианты, не проти-воречащие дальнейшему развитию сюжета, жела-тельно принимать в игру именно их, заменив зри-тельскими вариантами прописанные в пьесе и вы-ученные актёрами. От актёров такая практика требует некоторой гибкости, но спектакль при этом выиграет)
Например, площадь Фужекора, а вот здесь… (Ближе к углу клеёнки кладёт маленькую подушку) Гора… Зуса. Вокруг горы разбит парк, и Тумборинцы любят здесь гулять. Чего-то здесь не хватает… Принеси воды.
Маша. Зачем?
Карлопух Петрович. Какой парк без озера?
Маша. А-а!
Маша убегает и возвращается со стаканом воды. Карлопух Петрович тем временем находит среди игрушек маленькую сковородку и ставит у края подушки. Из принесённого Машей стакана наливает туда воды.
Карлопух Петрович. Озеро…
Маша. А можно я озеро назову. Я ведь за водой бегала.
Карлопух Петрович. Ладно, называй. Только чтобы хорошее название!
Маша. Ки… нет… Ву… Нет… Ра… нет…Придумала: Нерека.
Карлопух Петрович. Нерека… Не ре ка…О! Здорово! Ты только послушай Озеро – не река! В смысле река – не озеро. Ха! Да ты – способная ученица.
Маша. Только озеро у тебя какое-то маленькое получилось.
Карлопух Петрович. Так и Тумборинцы – народ не крупный.
Маша. А кто они, Тумборинцы?
Карлопух Петрович. Кто?.. Ну…
Маша. Ну?
Карлопух Петрович. У твоей мамы есть пугови-цы?
Маша. Есть.
Карлопух Петрович. Тащи!
Маша снова убегает и возвращается с большой коробкой разнообразных пуговиц.
Маша. Вот.
Карлопух Петрович (высыпает пуговицы на пол). Где-то здесь и наши тумборинцы.
Маша. Ой, мама ругаться будет.
Карлопух Петрович. Ты же не собираешься эти пуговицы глотать, или пуляться ими с балкона, или запихивать папе в ботинки?
Маша. Нет, конечно.
Карлопух Петрович. Тогда с чего твоей маме ругаться, не понимаю. (Нашёл красивую красную пуговицу) Вот! Кстати, о мамах. Это мама одного замечательного семейства тумборинцев. Её зовут… (Придумывает) Росана Рувар.
Маша. А что здесь имя, что фамилия? Или это та-кое длинное имя?
Карлопух Петрович. А как хочешь?
Маша. Пусть Росана имя. А Рувар – фамилия.
Карлопух Петрович. Пусть. (Кладёт пуговицу на определённый квадрат клеёнки, берёт другую, большую синюю пуговицу) А вот папа… Его зовут…

Маша. Киф!
Карлопух Петрович. Ладно, пусть Киф, соответ-ственно, Рувар.
Маша. Если есть мама и папа, то должны быть и дети.
Карлопух Петрович. Разумеется. Ищем детей!
Оба роются в куче пуговиц.
Маша. Смотри, что я нашла!!!
Протягивает Петрушке полосатую красно-синюю пуговицу.
Карлопух Петрович. Это будет их маленький сынишка, Помпон Рувар. Сразу видно, что он сын своих родителей.
Маша. Нет, это будет их маленькая дочурка Пом-пона Рувар.
Карлопух Петрович. Какая ты капризная! Ладно, пусть дочурка. Теперь давай искать ей брати-ка.
Маша. Сестрёнку!
Карлопух Петрович. Да почему сестрёнку?
Маша. Потому что все мальчишки драчуны.
Карлопух Петрович. С тобой совершенно невозможно играть.
Маша (поднимает вверх ярко жёлтую пугови-цу). Вот! Славная малышка. Её зовут… Фифийка.
Карлопух Петрович. Как?
Маша. Это сокращённое от Фианна.
Карлопух Петрович. А почему она жёлтая? Папа синий, мама красная.
Маша. А она… похожа на дедушку.
Карлопух Петрович. Тогда давай искать дедуш-ку.
Оба роются в пуговицах, Маша находит краси-вую рифленую жёлто-коричневую, очень старую пуговицу.
Маша. Сутияра Пьензе-Рувар! Здравствуйте, при-ятно познакомится.
Карлопух Петрович. Сутияра? Странный у нас дедушка.
Маша. Это бабушка. Она до замужества было Пьензе, а потом вышла замуж за дедушку и стала Рувар.
Карлопух Петрович. А, бабушка… Ну ладно. Давай теперь искать дедушку.
Маша. А дедушка уехал лечиться в санаторий и в ближайшие две недели не вернётся.
Карлопух Петрович. Дедушка уехал… как жалко.
Маша тем временем находит среди пуговиц ма-ленькую кнопку.
Маша. И ещё у них была собачка Букляшка. Вот, какая милая!
Карлопух Петрович. Это милый пёсик, и его зовут Букляш!
Маша находит ещё одну кнопку.
Маша. Пёсик Букляш и собачка Букляшка. В семье вполне может быть две собаки.
Карлопух Петрович. Жили они все на углу улиц…
Маша. Сейчас придумаю… Гагорашм и Туков-ской. Вот здесь.
Показывает место на скатерти и организует дом. Маша ему помогает.
Вот улица… Гагорашм. А вот улица… Туковская. Главное не перепутать.
Карлопух Петрович. Папа Киф Рувар каждый день ходит на работу, которая находится…
Маша. …в переулке Сонных Матыр. (Передви-гает пуговицу Папу в другое место скатерти)
Карлопух Петрович. А мама…
Маша. Росана Рувар.
Карлопух Петрович. …работает за городом, в дачном месте Новокулёмино.
Маша передвигает пуговицу на самый край ска-терти.
Маша. Новокулёмино совсем недалеко от Старокулёмино.
Карлопух Петрович. Чем занимаются родители на работе?
Маша (очень твёрдо). В это мы играть не будем!
Карлопух Петрович. Почему?
Маша (очень уверенно). Потому что «работа» – это не занятие, а место, куда ходят пять дней в неде-лю. А в место играть нельзя.
Карлопух Петрович. Место? А мне всё-таки ка-жется, что работа – это…
Маша. Нет! Нет! И нет! И вообще про родителей не интересно, давай про детей.
Карлопух Петрович. Ладно. Дети, если позволяла погода, всегда гуляли с бабушкой Суятирой и с Букляшем, и с Букляшкой…
Маша. …в сквере около озеро Нерека.
Карлопух Петрович. Если же погода не позволяла…
Маша. Они всё равно туда шли! Потому что гу-лять, конечно, лучше, чем сидеть дома. Особенно, если сломан компьютер.
Карлопух Петрович. Вот и сегодня они направились к любимому озеру.
Маша и Карлопух Петрович передвигают пуговицы в сторону озера.
Маша. Идут они. Идут… Ля-ля-ля-ля-ля…
Карлопух Петрович. Впереди Букляш и Букляшка.
Маша. За ними Помпона.
Карлопух Петрович. Фифийка немножко от-стаёт. Она же ещё маленькая.
Маша. И последняя бабушка. Она уже старень-кая… Идут они, идут… Ля-ля-ля…
Карлопух Петрович. И вдруг…
Маша. Вдруг!!!
Карлопух Петрович. А что вдруг?
Пауза. Затем Маша что-то шепчет ему на ухо. Быстро убегает, возвращается с чем-то в кулаке.
Карлопух Петрович. Ага. Идут они к озеру. По-чти уже дошли. И вдруг…
Маша разжимает кулак. На скатерть рядом с пуговицами падает бельевая прищепка.
Пауза.
Маша. Тяв-тяв-тяв! Это Букляшка лает на непо-нятного пришельца.
Карлопух Петрович. Гав-гав-гав…Это Букляш ей помогает.
Маша. И вот они лают на все голоса как будто не две, а целых десять собак.
Карлопух и Маша гавкают и тявкают, призы-вая к этому и зрителей.
Маша. А Фифийка испугалась и заплакала. А-а-а-а… и от испуга даже уронила игрушку, которую недавно подарила ей мама. (Достаёт из кармана платок, связывает узелками в подобие куклы, бросает)
Карлопух. Букляш! Букляшка! Замолчите! Напу-гали нашу девочку.
Маша. Пока бабушка Сутияра успокаивала ма-ленькую Фифийку, Помпона подошла к упавшей прищепке. (Прикладывает прищепку к уху) Она что-то хочет сказать! Тихо!
Карлопух. Тихо! Тихо…
Маша. Она говорит… Ой-ёй-ёй… Беда…
Карлопух. Что?
Маша. Её зовут При, она чудом спаслась. На её страну напал злой волшебник. Все её друзья и род-ные в плену. Нужна помощь!
Карлопух. Спроси, как называется её страна, и где она находится.
Маша (прислушивается). Веррёвия. Чтобы туда попасть, надо пройти весь Тумборин, пересечь Стол-лию.
Карлопух. Я знаю, где это! Идём!

Первая песенка тумборинцев-спасателей:
Раз, два, три, четыре, пять,
От волшебника спасать
Мы идём, идём, идём,
Хором песенку поём!
Если помощи кто просит, отказать тому нельзя,
Всем соседям тумбринцы – настоящие друзья.
Чем сумеем, тем поможем, испугаться нам нельзя,
Потому что тумборинцы - настоящие друзья.

Маша ведёт пуговицы и прищепку через рассте-ленную скатерть Тумборин, через стол, затем проводит под столом. В конце перехода пуговицы и прищепка превращаются в соответствующих кукол. В это время Карлопух делает из швабры и куска ткани волшебника. Ткань закрепляется кучей прищепок. Затем Карлопух просит помочь двух зрителей подержать верёвку, натянув её над сценой.
Маша. Ну вот мы и пришли.
При. Вон он, вон он, злой волшебник! И все мои родные… Мы все висели на верёвке, нам было хоро-шо и привольно, мы делали важное дело – держали бельё после стирки, чтобы оно не упало, а теперь…
Помпона. Гм…Кхе… Уважаемый, господин вол-шебник, не могли бы вы повесить прищепки на место?
Волшебник. Нет.
Бабушка Сутияра. Каждая вещь должна быть на своём месте. (Показывает на пустую натянутую верёвку)
Волшебник (угрожающе). А мне что, по-вашему, ходить в дырявой мантии?
Фифийка. Мне страшно. А-а-а…
Букляш. Гав-гав-гав.
Букляшка. Тяв-тяв-тяв.
Помпона. Тише вы! Криком делу не поможешь.
Бабушка Сутияра. Господин волшебник, даже если вы очень злой, вы должны знать, что дыру на мантии можно зашить, а прищепки нужны для другого дела.
Волшебник. Будешь тут злым, когда ни иголки, ни нитки не найдёшь. Да я не злой, я просто самый несчастный…
Песенка несчастного волшебника:

Если мантия моя с дырой,
То волшебник я совсем дурной!
Я несчастный самый-самый,
Я не слушал папу с мамой,
Уберечь я мантию не смог!
Остается лишь скакать «прыг-скок»…
(Зрителям)
Если мантия твоя с дырой,
То волшебник ты совсем дурной!
Заслужил ты осужденья,
Не проси теперь варенья,
Уберечь ты мантию не смог!
С горя прыгай и скачи «прыг-скок»…
(Всем, всем, всем!)
У кого там мантия с дырой?
Знай, волшебник он совсем дурной!
Мы ему поставим двойку,
Зададим головомойку,
Уберечь он мантию не смог!
Пусть же прыгает теперь «прыг-скок»…
Скачет, прыгает и плачет,
Скачет, прыгает и плачет,
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок,
А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а…

При. Я знаю, где найти иголку и нитку. В деревне Шкатулько.
Бабушка Сутияра (волшебнику). Если мы помо-жем вам зашить мантию, вы отпустите прищепки?
Волшебник. Сначала помогите, а там разбе-рёмся.
Помпона. Идёмте скорее в Шкатулько!

Маша ведёт пуговицы, кнопки и прищепку, Карлопух Петрович прячет волшебника, благодарит за помощь зрителей, убирает верёвку.

Вторая песенка тумборинцев-спасателей:

Три, четыре, два, три, раз,
Всем поможем мы сейчас.
Как иголку мы найдём,
Сразу мантию зашьём!
Если помощи кто просит, отказать тому нельзя,
Всем соседям тумбринцы – настоящие друзья.
Чем сумеем, тем поможем, испугаться нам нельзя,
Потому что тумборинцы - настоящие друзья.

Путешественники во главе с Машей обходят комнату и возвращаются с большой шкатулкой. Открывают её, рассматривают содержимое.

Помпона. Здесь только катушка ниток, а иголки нет.
Бабушка Сутияра. Без иголки дыру не зашьёшь.
При. Что же делать?
Фифийка. Украли иголку. А-а-а…
Букляш. Гав-гав-гав.
Букляшка. Тяв-тяв-тяв.
Помпона. Прекратить панику. Надо продолжать поиск.
Все растерянно оглядываются по сторонам, не зная, откуда начать поиски.
Маша. Ой, вспомнила…
Карлопух Перович. Что вспомнила?
Маша. Иголка… Я же на нее календарь повеси-ла… (Показывает на стену с календарём)
Карлопух Петрович. Календарь? На иголку…
Маша (оправдываясь). Ну я злилась… и случай-но… а гвоздь не нашла… я же не знала, что теперь из-за этого…
Карлопух Петрович. У каждой вещи своё место и своё дело. Вот если бы…
Маша (перебивает). А теперь-то что делать? Как сказку спасать?
Карлопух Петрович. Надо им как-то подска-зать, где искать иголку.
Маша. Но мы ведь не должны им ничего гово-рить? Это будет не по правилам.
Карлопух Петрович. Говорить… не должны.
Маша. Как же тогда подсказать?
Карлопух Петрович достаёт из кармана плато-чек, завязывает узлом.
Карлопух Петрович. Это кошка, она без имени, потому что забежала случайно и скоро убежит. (Подносит кошку без имени к календарю, приколо-тому иголкой). Мяу! Мяу!
Собаки замечают кошку и бросаются к ней.
Букляш. Гав-гав-гав.
Букляшка. Тяв-тяв-тяв.
Все смотрят на них. Кошка без имени мяукает до тех пор, пока Помпона не подходит унять собак и не замечает иголку в стене.
Помпона. Иголка! Вот она!
Кошка, сделавшая своё дело, убегает. Все подхо-дят к стене с иголкой.
Бабушка Сутияра. Никогда не думала, что иголки надо искать в стене…
Помпона. Уважаемая иголка, не моли бы вы нам помочь.
При. Волшебник отпустит прищепки, если ему зашить дыру на мантии. Мы нашли нитки, но без иголки…
Иголка. Это ужасно, но я не могу… Я очень люблю шить, зашивать, вышивать, даже штопать. Но… (Тяжело и печально вздыхает) Увы, я вынуждена держать этот календарь, хотя это совсем не моё дело. Ах, с какой радостью я бы вам помогла, зашила дыру на мантии.
Песенка трудолюбивой иголки:

Своё люблю я дело, дело, дело!
Весь день бы шила, штопала бельё.
И так про это пела, пела, пела:
Траля-ля-ля-ля,
Тро-лё-лё-лё-лё-лё.

Веник метёт,
Гвоздь забивают.
Рыба плывёт,
Птицы летают.
Лампа горит,
Книгу читают,
Ветер бодрит,
Дети играют.

У каждого есть дело, дело, дело!
И главное, у каждого – своё.
Про это я и пела, пела, пела:
Траля-ля-ля-ля,
Тро-лё-лё-лё-лё-лё.

Иголка снова тяжело вздыхает.
Помпона. Если в стену забить гвоздь, то на него можно повесить календарь, иголка станет свободна, зашьёт мантию волшебника, и он освободит прищепки!
При. Значит, надо просить помощи у гвоздей.
Иголка. Да, да, да! Я так устала заниматься не своим делом! Гвозди живут в Зашкафьи, по соседству с шурупами.
При. Идём туда.
Помпона. Идём.
Фифийка. А я хочу поиграть с кошкой, а она куда-то делась… А-а-а…
Букляш. Гав.
Букляшка. Тяв.
Бабушка Сутияра. А кто будет хныкать, сейчас же отправиться домой. И мы спасём прищепки, по-можем иголке и волшебнику без него.
Маша ведёт всю компанию в Зашкафье.

Третья песенка спасателей-тумборинцев:

Три, четыре, пять и семь,
Мы поможем всем-всем-всем.
Всем поможем, всех спасём,
Снова песенку споём!
Если помощи кто просит, отказать тому нельзя,
Всем соседям тумбринцы – настоящие друзья.
Чем сумеем, тем поможем, испугаться нам нельзя,
Потому что тумборинцы - настоящие друзья

Карлопух Петрович вытаскивает две банки. На одной написано «ГВОЗДИ», на другой «ШУРУПЫ». Вытаскивает он также пустую коробку.
Карлопух Петрович. Гвозди с шурупами, на-роды воинственные. Причину вражды никто уже и не помнит, но война у них идёт серьёзная.
Высыпает в пустую коробку гвозди и шурупы из разных банок, трясёт ее, издавая металлический бряцающий звук. К месту боя приходят путеше-ственники.
Фифийка. Ой!.. Как тут шумно!
Букляш. Гав-гав-гав.
Букляшка. Тяв-тяв-тяв.
При. Что это? Что они делают?
Помпона. Кажется, дерутся, то есть, воюют.
Бабушка Сутияра. Уважаемы гвозди! Господа шурупы! (Вояки не слышат, бабушка повышает голос.) Почему бы вам не разойтись по домам и не прекратить это бесполезное занятие?
Букляш. Гав-гав-гав.
Букляшка. Тяв-тяв-тяв.
Ни гвозди, ни шурупы не реагируют.
Бабушка Сутияра (кричит). Нам нужна ваша помощь!
Бабушка, Помпона, Фифийки и При (кри-чат вместе). Нужна ваша помощь!!!
Шум боя не прекращается.
Помпона. Что они не поделили?
При. Зачем они дерутся?
Букляш. Гав.
Букляшка. Тяв.
Букляш. Гав.
Букляшка. Тяв.
Букляш. Гав.
Букляшка. Тяв.
Собаки лают, гвозди и шурупы дерутся, тумбо-ринцы-спасатели и При не знают, что делать.
Маша. Кажется, наша сказка опять зашла в ту-пик…
Карлопух Петрович. А вот были бы среди на-ших героев мальчики, что-нибудь бы придумали. Но кто-то был против…
Маша. Но я же не думала, что у нас получится та-кая сказка.
Карлопух Петрович. Не думала она… Без маль-чиков ни одна сказка хорошей не получится.
Маша. Мальчишки обзываются.
Карлопух Петрович. Не только. Они ещё зна-ют, что делать с гвоздями и шурупами.
Маша. Ну ладно, я была не права…
Карлопух Петрович. Братика Помпоне не захо-тела… (Ехидно) Даже дедушку отправила в санато-рий…
Маша. Не ворчи. Надо решать, что делать, а не ссориться.
Пауза. Оба думают.
Карлопух Петрович. У нас в Тумборине остался папа Киф Рувар.
Маша. И он уже, наверное, вернулся с работы…
Карлопух Петрович. Но как ему сообщить, что нужна его помощь?
Маша. Позвонить!
Карлопух Петрович. Х-хха-ха-ха! Увы, в Тумборине нет мобильных телефонов.
Маша. Но мы сейчас сказочники, значит, мы мо-жем…
Карлопух Петрович. Нет, не можем! Это не по  правилам!
Маша. Тогда давай хотя бы просто посмотрим, что сейчас происходит в Тумборине.
Карлопух Петрович. Ладно, давай.
Маша и Карлопух видоизменяют пространство.

Песенка про мальчишек.

Карлопух Петрович.
Если в сказке нет мальчишки,
Значит, сказка не пойдёт…
Не смешны на полке книжки
И не вкусен бутерброд!
Маша. Любой мальчишка – вредина,
дразнилка, забияка…
Но папа тоже мальчик был, хотя давным-давно.
Карлопух Петрович. Но вот без забияки
не остановишь драки!
Маша. Весёленька сказочка… ну просто как в кино.

Карлопух и Маша (вместе).
Весёленька сказочка… ну просто как в кино.

Если в сказке нет мальчишки,
Значит, сказка не пойдёт…
Не смешны на полке книжки
И не вкусен бутерброд!
И не вкусен, и не вкусен…
Не съедобен бутерброд!
Вот!!!

На сцене снова первая декорация. Посреди ска-терти две пуговицы.

Карлопух Петрович. Мама Росана Рувар и папа Киф Рувар действительно уже вернулись со своих работ и очень удивились, что дома никого нет.
Маша. Ах! – сказала мама.
Карлопух Петрович. М-да, – сказал папа.
Маша. Сплошные неприятности с этими детьми! – очень нервно сказала мама.
Карлопух Петрович. Дети наши, значит, и не-приятности наши. Идём на поиск! – решительно за-явил папа.
Маша. И они пошли…
Карлопух Петрович. По улице…
Маша. По переулку…
Карлопух Петрович. К озеру Нерека…
Маша. Поскольку озеро было любимым место прогулок всех тумборинцев…
Карлопух Петрович. Но не успели они дойти до озера, потому что нашли…
Пауза.
Маша. Куклу, оброненную Фифийкой!
Карлопух Петрович. Осмотрели они всё вокруг этого места и нашли…
Пауза.
Маша. Собачьи следы на тропинке в сторону Вер-рёвии.
Карлопух Петрович. И здесь же следы старомодных туфель бабушки Сутияры, их ни с чем не спутаешь.
Маша. Кажется, они были здесь, и пошли туда, – сказала мама.
Карлопух Петрович. И мы идём за ними! – ре-шил папа.

Песенка озабоченных родителей:

Папа. Помпона, Фифийка, Букляшка, Букляш!
Куда вы пропали, куда подевались?
Мама. У папы тревога, у мамы мандраж.
И бабушка с ними, а дети пропали…

Родители. Ах, дети! Ах, дети! Ах, дети! Ах, дети!
С ума можно с вами сойти!
Как вас находить, мы читаем в газете,
Но снова теряем в пути…

Папа. Помпону, Фифийку, а также собак
Найдём, и домой приведём, и накажем.
Мама. Зачем наказанье за каждый пустяк?
Мы их приласкаем и сказку расскажем.

Родители. Ах, дети! Ах, дети! Ах, дети! Ах, дети!
С ума можно с вами сойти!
Как вас потерять, мы читаем в газете,
Но снова находим в пути…

Маша проводит маму и папу по тому же пути, по которому прошли Помпона, При, Фифийка, Бабушка, Букляш и Букляшка.
В конце перехода пуговицы-родители превраща-ются в соответствующих кукол. В это время Кар-лопух выносит швабру-волшебника с мантией, за-стёгнутой прищепками, просит двух зрителей помочь натянуть верёвку над сценой.

Папа. Простите, пожалуйста, господин, эээ-э-э…
Волшебник. Великий волшебник.
Папа. Господин великий волшебник, не прохо-дили ли здесь…
Волшебник. Самый великий и самый несчаст-ный.
Мама. Что же у вас случилось? Можем ли мы вам помочь?
Волшебник. У меня дыра на мантии. Я защепил её прищепками, а они бунтуют, хотят обратно на верёвку. Но я не могу ходить в дырявой мантии! Не мо-гу!!!
Мама. Так вам надо зашить дыру, проще про-стого.
Волшебник. Ага, проще… была тут целая компа-ния, обещала сходить за иголкой, и где они все? Ни компании, ни иголки…
Мама. Так они пошли за иголкой?
Папа. Это в Шкатулько. Идём.
Волшебник. Эй, а моё несчастье?
Если мантия моя с дырой,
То волшебник я совсем дурной!
Я несчастный самый-самый,
Я не слушал папу с мамой…
Эй, куда же вы…

Папа с мамой и с Машей обходят комнату, Кар-лопух Петрович убирает волшебника, благодарит за помощь зрителей, выносит шкатулку с нит-ками. Как только Папа и Мама склоняются над шкатулкой, их замечает висящая на стене иголка.
Иголка. Ну, что же вы, быстрее. Принесли гвоздь?
Папа. Гвоздь? Какой гвоздь?
Мама. Здравствуйте.
Иголка. Ах, это не вы… Простите, обозналась… Когда же они, наконец, вернутся?
Папа. Кто вернётся?
Мама. Откуда вернутся? Может, это наши?..
Иголка. Бабушка, двое детей и двое собак, они обещали мне помочь, принести гвоздь, повесить на него календарь, я тогда зашью мантию волшебнику, он освободит прищепки…
Мама. Это наши!
Папа. Значит, они пошли в Зашкафье.
Иголка. Да. Это не так далеко, почему их всё ещё нет? Я так хочу заняться своим делом.
Своё люблю я дело, дело, дело!
Весь день бы шила, штопала бельё…

Папа. Уважаемая иголка, мы сейчас же идём в Зашкафье.
Мама. И обязательно принесём вам гвоздь.

Маша ведёт папу и маму в Зашкафье. Карлопух Петрович возвращает всю декорацию, а также персонажей.
Карлопух Петрович. Букляш и Букляшка первыми увидели папу и маму.
Букляш. Гав-гав-гав!
Букляшка. Тяф-тяф-тяф!
Маша. Вслед за ними и Помпона, и Фифийка, и бабушка Сутияра увидели родителей и так им обрадовались, как, наверное, никогда не радовались им у себя дома.
Карлопух Петрович. И даже прищепка При об-радовалась, хотя никогда раньше не была с ними знакома.
Маша. И все наперебой начали рассказывать им, что надо освободить прищепки, а для этого зашить мантию, а для этого забить в стену гвоздь…
Карлопух Петрович. Если бы папа и мама уже и сами не понимали всё происходящее, они бы ни за что ничего не поняли, потому что все говорили одновременно, и ничего нельзя было разобрать.
Общий возбуждённо-радостно-тревожный шум и гам.
Карлопух Петрович. Они так шумели, что вою-ющие между собой гвозди и шурупы объявили пере-мирие и даже вылезли из коробки, чтобы посмот-реть, не случилось ли землетрясения.
Высыпает гвозди и шурупы из коробки.
Маша. Гомонящие пуговицы, увидев гвозди и шу-рупы, тоже неожиданно замолчали.
Карлопух Петрович. И в наступившей тишине папа сказал волшебное слово!
Маша. Волшебное слово? Какое?
Карлопух Петрович. Была бы ты мальчишкой, сама бы догадалась…
Маша. Ну, какое?
Пауза.
Папа. Молоток!
Карлопух Петрович. В наступившей  тишине это слово прозвучало так громко, что в шкафу про-снулся старый молоток, и выглянул посмотреть, что случилось.
Из шкафа выпадает молоток, оглядывается, за-мечает гвозди.
Молоток. Где мои бравые ребятки? Давненько мы не занимались делом.
Маша. Гвозди, увидев своего начальника, броси-лись в свою банку.
Карлопух Петрович. Шурупы хотели было бро-ситься за ними вдогонку, но тут папа произнёс второе волшебное слово…
Маша. Ну же, какое?
Карлопух Петрович. И теперь не догадываешь-ся?
Маша. Наверное… Нет, не знаю…
Папа. Отвёртка!
Карлопух Петрович. Отвёртка оказалась под шкафом, что уж она там делала? Должно быть, изучала особенности пыли на полу, она была очень любознательна.
Из-под шкафа выкатывается отвёртка. Видит шурупы.
Отвёртка. Мальчики? Вот вы где! Стоит нена-долго отлучиться, и вы уже не на месте. Шалуны.
Маша. И шурупы как по команде бросились в свою банку.
Маша с Карлопухом Петровичем, а, возможно, и с помощью зрителей разбирают гвозди и шурупы по банкам.
Карлопух Петрович. Ну а дальше всё совсем просто, и рассказывать не стоит.
Маша. Нет, давай расскажем! Что за сказка без счастливого конца!
Папа. Уважаемый господин молоток! Нам нужна ваша помощь.
Молоток. Если это в моих силах, с удовольстви-ем.
Мама. Нужно забить гвоздь…
Молоток. Это дело по мне! (Подзывает один из гвоздей) Куда идти?
Вся компания проводит Молоток с гвоздём к стене с иголкой и календарём.
Иголка. Какая радость! Я дождалась!!!
Молоток забивает гвоздь в стену, папа вешает на него календарь.
Молоток. Если где чего нужно забить, обращай-тесь! (Уходит)
Иголка. Дайте скорее нитки! Я должна срочно зашить всё, что требует починки!
Вся компания идёт к волшебнику.
При. Мы пришли зашить вашу мантию!
Волшебник отпускает прищепки, пока те раду-ются вновь обретённой свободе, иголка зашивает дыру на мантии.
Иголка. Если где чего надо зашить, обращайтесь. (Уходит)
При. Будете сушить бельё, мы всегда к вашим услугам!
Маша. Как всё замечательно! Просто удиви-тельно! Когда в компьютерной игре переходишь на новый уровень, тоже здорово, но сейчас даже боль-ше!
Карлопух Петрович (неожиданно погрустнев). Да, всё очень хорошо.
Маша. Что с тобой, Карлопуша? Это ведь ты научил меня играть в Тумборин! Неужели ты не рад, что я рада?
Карлопух Петрович. Когда сказка заканчива-ется всегда немного грустно… к тому же я в путешествии потерял пуговицу… (Показывает на живот, весь его костюм держался именно на этой потерянной пуговице) Я и без того игрушка старая, так что теперь меня, наверное, выбросят.
Маша. Карлопуша! Я тебя никогда-никогда те-перь не выброшу… Конечно, я не смогу играть с тобой постоянно… но…
Бабушка Сутияра. Простите, что я вмешива-юсь… я случайно услышала, что вы потеряли пуговицу… вы – старая игрушка, а я – старая пуговица… Я была бы счастлива снова почувствовать себя… в рабочем положении.
Карлопух Петрович. Спасибо! Вот теперь я вижу, что конец у нашей сказки действительно счастливый!
Бабушка Сутияра. Иголка пришьет меня к вашей одежде.

Звонок в дверь.
Маша. Это мама вернулась! Карлопух Петрович! Карлопуша! Она, наверное, очень тебе обрадуется, мы расскажем ей, как играли...
Карлопух Петрович. Прости, но при ней я разговаривать не буду. Она уже взрослая. И вообще я пошёл… мне пора… Нам пора. (Уходит с пуговицей бабушкой Сутиярой за ширму или в ящик с игрушками. Тут же расходятся по своим первоначальным местам и другие персонажи)
Маша. Подождите… (В сторону ширмы или ящи-ка) Обещай мне, что когда в следующий раз я останусь дома одна, мы снова поиграем в Тумборин. Хорошо? (Куклы молчат. Маша обращается к зрителям) Хорошо?

Песенка про самое главное (финальный вари-ант):

Карлопух Петрович.
Есть разные страны,
Моря, океаны,
Пустыни и горы,
Ущелья, просторы.
Маша. Но есть и совсем другая планета,
Откуда расходятся сказки по свету.
Всё самое главное именно там,
Где вольно и снам, и мечтам.

Маша и Карлопух (вместе).
То, чего не было,
То, что не ведомо,
То, что придумаешь только ты.
То, что не ведомо,
То, чего не было –
Это не только мечты!!!

Маша. Поверишь ли чуду,
Когда оно всюду?
Мечтать, вроде, просто,
Но это ведь остров,
Карлопух Петрович.
Точнее, совсем другая планета,
Куда ты за деньги не купишь билета,
Где вольно и снам, и стихам, и мечтам,
Всё самое главное – там!

К Маше и Карлопуху присоединяются все куклы, появлявшиеся в спектакле.
Все.       То, чего не было,
То, что не ведомо,
То, что придумаю только я.
То, что не ведомо?
То, чего не было?
Это страна твоя…

занавес


Рецензии