29. Конец Интеграла

На фотографии Всеволод Григорьевич Костюк, первый секретарь райкома ВЛКСМ во времена "Интеграла".


Я встречался с разными оценками последнего этапа жизни «Интеграла». Поскольку он проходил, когда я, хоть и жил в Академгородке, но работал уже даже не в системе СО АН, причем с раннего утра и до позднего вечера без выходных, и половину времени проводил в командировках в Москве, у меня нет цельной картины деятельности «Интеграла» в этот период. А о подготовке и проведении Фестиваля (Праздника песни) бардов и конце «Интеграла» я знаю по рассказам друзей и появившимся воспоминаниям. Хотя на концерте в Доме ученых, где выступал Галич, мне посчастливилось быть.

Вообще, обсуждаемый вопрос труден. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Что было, – то уже было. И именно оно и вызвало соответствующие последствия. А гадать, что было бы, если бы Галичу не разрешили петь на этом концерте, – дело бесполезное. Я думаю, что нашелся бы другой повод заткнуть рты академической молодежи, ведь идеологический зажим уже действовал. Да и чехословацкие события были уже на подходе. И начиналось там, в Чехословакии, тоже с клубов.

Президент киноклуба «Сигма» Леонид Александрович Боярский полагает (в своих воспоминаниях), что "... конец этого благословенного времени [он имеет в виду время расцвета духовной жизни Академгородка. МК] пришел после неаккуратной акции клуба «Под интегралом». Они организовали Всесоюзный слет «бардов и менестрелей» с гала-концертами. Гостям зачем-то внушили, что у нас все можно. Несколько песен спел Александр Галич, и началось! Именно в нашем городе на этого человека была проведена первая атака. Клуб-кафе «Под интегралом» был закрыт. Что касается «Сигмы,», то нам перекрыли кислород...".

Ради истины следует сказать, что в этом заявлении есть неточности, на которых я не хочу сейчас останавливаться, а его оценка, как, впрочем, и любая другая, – субъективна, хотя и понятна: всё, достигнутое этим клубом, рухнуло в одночасье.

Тем не менее, я не разделяю эту точку зрения. «Аккуратно провести акцию» можно было только одним-единственным образом, - отстранить Галича от участия в концерте. "Галич был готов к этому", – пишет Бурштейн.

А вот Бурштейн, при полном понимании ситуации, при осмотрительности, которую он всегда проявлял, при незаурядном чутье на неприятности, проявил завидное мужество. Это был для него момент истины, и он действовал достойно, взяв руководство фестивалем бардов на себя. И, в то же время, сыграл достаточно тонко. Настолько тонко, что никто из организаторов не пострадал.

Что касается Галича, то он, мне кажется, искал случая, чтобы громко на всю страну заявить о себе, о своей позиции и своих песнях:

– Только бы дали петь! - говорил он.

И Бурштейн понимал это. Он дал возможность Галичу петь и стать тем ГАЛИЧЕМ, которого мы знаем сегодня.

Но вернемся к заключительному этапу деятельности «Интеграла». Он начался почти за год до Фестиваля бардов.

В первой половине 1967 г., когда и я (в марте), и директор ДК «Академия» (и одновременно Дома ученых) Владимир Иванович Немировский (в июне) уже отнюдь не добровольно сложили свои полномочия, «Интеграл» провел дискуссию о социальной вялости интеллигенции. Впервые участники дискуссии открыто высказывали свои взгляды на ответственность интеллигенции за судьбу общества, в котором мы живем.

Именно после этой дискуссии, видимо, по указанию райкома КПСС «... новоиспеченная директриса ДК «Академия» (её взяли где-то в Новосибирске и имени её я не помню, да это и не важно) отняла у клуба все его штаты, внезапно понадобившиеся «для детской работы».

Жизнь в «Интеграле», как считает А.И. Бурштейн, - после этого «замерла».

О прекращении финансирования клуба пишет и тогдашний первый секретарь райкома ВЛКСМ Всеволод Костюк: «... после фестиваля и бурного скандала, вызванного песнями Галича, клубу «перекрыли» финансирование в профсоюзе, и он постепенно угас». Пишет абсолютно неправильно. У клуба отняли штаты в июле 1967 года, а Галич пел в марте 1968 года. У Костюка, как видите, другое время, значительно более позднее - после марта 1968 г.

На всякий случай, я решил спросить Бурштейна об этом, и он прислал мне письмо по электронной почте, подтвердив время - июль 1967 года и то, что директором ДК в это время стала женщина, фамилию которой он тоже не помнит.

После этого клуб испытывал финансовые трудности, а главное не было фонда зарплаты, т.е. нельзя было платить зарплату штатным работникам клуба. Работа в кафе-клубе "Под интегралом" практически замерла, но Фестиваль бардов клуб все же сумел провести, рассчитывая на продажу билетов и помощь комсомола, которая ему снова была обещана.

О взаимоотношениях с Райкомом ВЛКСМ А.И. Бурштейн написал достаточно подробно. До поры до времени они были «идиллическими». Но в критические дни марта 1968 г. "...РК настойчиво предлагал нам свою финансовую помощь в обмен на право контроля над решениями кабинета министров. Излишне говорить, что это условие было совершенно неприемлемо. Мы были готовы к сотрудничеству, но не к подчинению".

А здесь уже у Бурштейн, как мне кажется, путает время. Отношения с райкомом комсомола выяснялись летом 1967 года, когда прекратилось финансирование клуба профсоюзом. Именно тогда райком и предлагал свою помощь на условиях идеологического контроля над клубом. А фестиваль бардов готовился совместно, правда, райком комсомола на его проведение денег не давал.

В марте 1968 года Сева Костюк полностью поддержал позицию партийных органов. "В критические дни марта 1968 года" финансовая помощь Интегралу уже не была нужна. Вопрос о прекращении его деятельности был решен. Интеграл следовало окончательно разгромить. Он уже не мог продолжать свою деятельность. Никто бы не позволил.

Теперь речь уже думали о наказании руководителей кафе-клуба.

И опять хочу подчеркнуть, что если бы в это время позиция райкома ВЛКСМ была другой, если бы сева Костюк поддержал Интеграл, для интеграла бы ничего не изменилось, лучше бы не было, а Севу бы с треском отстранили от его комсомольских обязанностей. Такова была бы логика партийных органов. Я в этом уверен.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/03/20/660]


Рецензии