Глава 2

 Мы вернулись в нашу деревню.. Почему родной брат отца жил в городе, а отец в деревне я так никогда и не узнал. Обычно все жили большими семьями, вместе с детьми, бабушками, дедушками, дядями, тетями, братьями и сестрами. Но в нашей семье все было наоборот: родители мои жили отдельно, а я был их единственным сыном.
  Скажу честно, я был очень похож на отца, так что от матери я взял только свой смиренный нрав и мягкий характер.. Но с возрастом начался меняться и мой внутренний мир: я стал более грубым, стойким, язвительным, непокорным. Все это выплывало во мне от моего отца. Матери это не нравилось, так как с отцом было очень трудно иногда совладать и вытерпеть его скверный характер. Но я ничего не мог поделать: во мне все кипело..
  Так начались изменения в моей жизни.
   Все снова пошло своим чередом.. Я учился, помогал отцу по хозяйству, часто ездил с ним в город, занимался своим физическим воспитанием. Сказать откровенно, моя учеба заключалась только в изучении истории, потому что мать у меня была грамотная:  и я умел и читать, и писать. Но что бы я развивался, мои родители заставляли меня читать книги, ровно час каждый день. Книги отец привозил мне из города, а иногда я сам брал их у брата отца. В общем снова потянулись скучные будни и выходные, на время которых мы уезжали в Трапезунд, к дяде с тетей. 
  Я должен заметить, что отец сильно волновался по поводу войны с османами. Были часты набеги турецких отрядов на маленькие деревни, но близко к Трапезунду османы пока еще боялись подойти. Нам надо было уезжать, потому что война гуляла по нашей земле. Сотни ромеев оказывались без домов или были убиты османами или младотурками. Мимо нашей деревни часто проходили люди, которые лишились всего из-за войны и теперь вынуждены были идти в Трапезунд, что бы получить убежище и кров.
  Так, несчастия шли к нам, а мы даже не подозревали о том, что они уже так близко..
  Однажды, вечером, это было примерно в середине мая, я с отцом возвращался в деревню из города, мы ехали целый день и вот уже почти добрались до поворота дороги, за которой открывался вид на нашу деревню. Внезапно отец насторожился..
-Сын, скачи назад, скачи! - закричал он, а сам бросил коня галопом в сторону нашего дома.
  Я сначала повернул свою лошадь обратно, но вдруг остановился словно вкопанный: там в деревне была моя мать..
  Я, вопреки отцовскому слову, поскакал назад. Перед моими глазами раскинулась ужасная картина: половина деревни горела, люди метались между домами, пытаясь скрыться от громко орущих турков. Я понесся в самую гущу, туда где смерть наводила свои законы.. В самом центре толпы, которая колыхалась и перемешивалась снова и снова, я увидел свою мать. Она бежала в мою сторону.
- Мана! - закричал я, - сюда!
  Мать меня увидела. Она распростерла руки и махнула мне, что бы я убегал. Я услышал, что она что-то кричала. Но что? Это осталось для меня загадкой на всю жизнь, по ее губам я прочел: "я люблю тебя", а до меня донеслось: "беги". Что из этого было правдой, я не знал, потому что в этот момент сзади нее появился турок, который взмахом своей сабли прервал жизнь моей матери.
- Не-е-ет! - взревел я, - аха-ха-хаа!
  Слезы брызнули из моих глаз. Я соскочил с лошади, схватил огромную палку, которая валялась неподалеку, и, уже не залезая обратно на лошадь, кинулся к турку. Но я был еще слаб и глуп, и всеми моими движениями руководили только паника и страх. Пока я добежал до турка, тот уже успел зарубить еще одного человека, но так как стоял спиной ко мне, то меня не видел. Я, еле подняв свое оружие над головой, подбежал к нему сзади, но он, разворачиваясь, так стукнул меня саблей в грудь, что я, взлетев в воздух, упал на землю и потерял сознание..

  Очнулся я как видимо нескоро.. Удар пришелся не лезвием, а другой - тупой стороной, и очевидно сам по силе он был не так силен, как мне показалось, потому что кроме синяков на моем теле больше ничего не было. Я огляделся: деревня догорала..
- Мана.. - взвыл я, вспомнив про смерть матери, - мана!
  На мой голос из дыма, покрывшего большую часть деревни, выскочил мужчина, в котором я узнал нашего соседа. Он подозвал моего отца, который держался за пробитое плечо, и вместе они подняли меня и отряхнули. Отец молча смотрел на меня, а потом перевел взгляд на лежащую рядом свою жену. Я видел как его глаза налились слезами, я видел как он сжал у себя в руке кинжал, который был наполовину в крови. Больше я ничего не помню, потому что сам залился слезами и кроме своих криков больше ничего не слышал..

   Турки ускакали назад, но по всей видимости они могли вернуться, потому что взрослые, а их было всего шесть человек вместе с моим отцом, быстро похватали вещи и погрузили их на лошадей. Мать мы с отцом похоронили рядом с нашим домом, там, в тени деревьев, мы наспех вырыли могилку и поставили над ней самодельный крест..

  Я всю дорогу плакал, все время впадал в забытие и ничего не соображал. Мы выехали в город сразу же, после того как похоронили мать. Ехали быстро, лошадей не жалели, турки могли нас настигнуть, что в конечном итоге и произошло.
  Около ущелья, через которое проходила дорога, нас догнал отряд турков, их было около двадцати человек. Мы скакали во весь опор, но все равно не смогли скрыться от преследователей.. Турки порубили всех: одних еще постреляли в спину, другие приняли смерть с боем, а мой отец так яростно сражался, что порезал своим кинжалом человека три. Я в то время лежал в кустах, потому что мою лошадь убили в самом начале. Лошадь громко заржала, встала на дыбы и рухнула на землю, а я падая с высоты ее роста, оказался, на благо мне, в кустах, удачно свалившись сверху на них и ничего себе не повредив. Но тут я замер, потому что увидел, как моего отца скрутили два османа и третий, тот самый, который убил мою мать, взмахом сабли отсек моему отцу голову. Я увидел как она покатилась по земле. Тут я опять впал в забытие от потрясения. Очнулся я уже через несколько минут, но ситуация резко изменилась: вокруг скакали греки, а турки, сбившись в кучу посередине дороги, отмахивались саблями. К тому моменту их осталось только пятеро..
  Меня подняли и понесли. Я полностью пришел в себя уже в лагере.. Тут стояло несколько палаток, которые видимо быстро надо было убрать, так как была большая суматоха. Я встал с подстилки и вышел в центр, там сидели несколько пленных турков, среди которых был и убийца моих родителей. Я подошел к нему и пристально посмотрел в его глаза. Турок сделал страшную гримасу, и я, испугавшись, отвел взгляд и увидел, что остальные османы были мертвы.. Я долго сидел и наблюдал за турком, я не испытывал к нему ненависти, мне было просто любопытно понаблюдать за ним.. Я увлекся и совсем не заметил как и почему снова вокруг завязалась борьба: на нас снова налетел отряд турков. Откуда они взялись и были ли к этому готовы ромеи, я не знал.   
  Я метался из стороны в сторону, уклоняясь то от ударов, то от кучи людей, которая норовила меня затянуть в себя и заставить бороться за свою жизнь. Греки потихоньку начали сдавать позиции, хотя силы были равны. Вскоре я увидел как побежали некоторые воины, побросав даже свои кинжалы.. Я тоже был готов бежать, но меня сбил с ног, мчавшийся в схватку осман. Я упал, а когда поднялся снова на ноги, мой взгляд упал на турка-убийцу, который сидел на том же самом месте. Сидел и ждал пока его освободят собратья. Внезапно перед моими глазами пронеслись две судьбы: моего отца и моей матери. Я четко увидел голову отца, которая катилась по земле, и мою мать, падающую от удара саблей. Меня всего перевернуло, я перестал себя контролировать, отныне я делал то, что мне кто-то невидимый рядом приказывал, я не был хозяином своих мыслей и своих действий. Схватив с земли, брошенную саблю я устремился к турку - убийце моей семьи. Он увидел меня и громко закричал что-то своим. Он вскочил с места, на сколько позволяли ему веревки, которыми он был связан, но тут же упал на колени, и я со всего хода опустил саблю ему на шею. Его голова отлетела от туловища и упала шагах в двух от меня. Я почувствовал как замер бой за моей спиной. Я поднял голову турка с земли и, испачкавшись в его грязной крови, поднял ее над собой правой рукой и с криком бросил в наблюдающих за мной турков.
- А-а-а! - закричал я, наливаясь злобой..
  Мой поступок послужил неплохим примером для остальных греков, потому что после того как голова турка ударилась о землю перед его собратьями, бой возобновился, и греки сумели отбить эту атаку турков..

Сноски:
Ромеи - самоназвание греков-понтийцев
Мана - мать


Рецензии
Да... какой ужас!... Разве можно забыть такое зверство?!..

Читаю дальше.

Николай Стрельников   05.12.2013 10:49     Заявить о нарушении