Спасение утопающих дело рук самих утопающих

         


     Всё, о чем хочу я рассказать, случилось уже много лет назад в славном городе Ленинграде.
     Как-то в начале осени, в сентябре, а может быть в октябре, прогуливался я со своей девушкой по набережной Невы. Был тихий, ясный день, поэтому кроме нас на набережной было довольно много народа. Вдруг мы услыхали какой-то шум.  Будто бы что-то свалилось в реку. Подбежав поближе, мы увидели, что действительно в воде бултыхается какой-то мальчишка лет десяти–двенадцати. Рядом, на гранитной площадке, у самой воды, суетилась, не зная, что делать, молодая женщина. Это была, видимо, мать мальчишки. Она кричала и звала на помощь. - «Помогите, кто-нибудь!» А народ с интересом, понаблюдав за происходящим, шел дальше.  Я быстро скинул пиджак, рубашку и штаны, стянул туфли и бросился в воду. Вода была холоднющая, но я этого сразу даже не заметил. Подплыв к мальчишке, который уже начал захлебываться водой, я схватил его под руку и потащил к берегу.  Поскольку течение в Неве довольно сильное, двигались мы с ним крайне медленно. Тем более что плыть приходилось против течения. В это время какой-то пьяный мужик спустился по ступенькам на площадку, где стояла мать ребенка, и решил помочь нам. Шатаясь, он сполз со скользкой, покрытой слизью и мазутом площадке, в воду и поплыл к нам. Я сразу понял, что мужик плавает ещё хуже меня, и крикнул ему, чтобы он не приближался к нам.  Но тот не слушал. Подплыв к нам, он стал хватать меня за руку, которой я грёб и только ухудшил ситуацию. Сам он при этом, умилённо пускал слюни, а глаза буквально светились энтузиазмом. Но вскоре и он в своих тщетных попытках помочь, тоже стал захлёбываться. -Отстань, заорал я ему. Ты делаешь только хуже. Смотри, как бы самого не пришлось спасать! Наконец мужик угомонился и, с трудом доплыв до берега, стал подбираться к площадке, где стояла молодая женщина, уже готовая броситься в воду. После нескольких минут борьбы с течением,  нам удалось подобраться к выложенной гранитом стенке, где течение было чуть тише и уже можно было ногами достать дна. Немного отдышавшись, я подтащил пацана к площадке, где стояла его мать. - Хватайте его за руки, сказал я ей, и приподнял парня над водой. Наконец мальчишка был на берегу. Но вид его был весьма плачевный. Он едва дышал, а глаза его то и дело закатывались. Я перекинул его через колено лицом вниз, и стал выталкивать из его легких воду, нажимая на грудь пацана. Он закашлялся и изо рта его толчками полилась вода. Парень, наконец, стал приходить в себя и начал нормально дышать, однако его всего колотило от холода, а зубы отчаянно стучали. Вдвоем с матерью ребенка мы стащили с него одежду и стали её отжимать. Потом надели её на мальчишку снова. – Вам надо скорее добраться домой, и как следует отогреть его, пока не простудился, сказал я женщине. Тем временем я тоже натянул на себя одежду и надел на босу ногу свои штиблеты. Носки пришлось выкинуть - они были все мокрые и запачканы мазутом.  Поднявшись по ступенькам, мы вышли на проезжую часть и стали ловить машину, чтобы отвезти потерпевшего скорее домой. Однако останавливающиеся машины, увидев людей в мокрой одежде, быстро уезжали прочь. Наконец, минут через десять-пятнадцать, какой-то пожилой гражданин на стареньком «москвиче» всё-таки сжалился над пострадавшими и посадил женщину с её ребенком к себе в авто. - Ну, с богом, только успел я им сказать на прощанье. И они уехали.
    Я посмотрел машинально на свои часы – они стояли, а под стеклом переливалась затекшая туда вода. - Ну, ты молодец, сказала мне моя подружка! Только почему-то кроме тебя и этого пьяного мужика никто так и не принял участия в спасении этого несчастного пацана. - Да, это уж точно, согласился я с ней. Тут я заметил, что и сам основательно замерз, поэтому мы поспешили к троллейбусной остановке, завершив своё гулянье.
    Да, что и говорить, люди наши умеют проявить отзывчивость и заботу о ближнем своём и тому можно привести немало примеров.
     Надолго мне запомнилась, например, история, которой я стал  свидетелем в Ленинградской области, у поселка Кобона, куда отправился с приятелем на подледный лов рыбы. Там, недалеко от Ладожского озера на канале провалились под лед сразу три автобуса с рыбаками. Четверо рыболовов тогда погибло, а остальные, мокрые и замерзшие, тщетно искали приюта у местных жителей, не желавших впускать их в свои сухие и теплые дома. Правда тогда нашлась одна дряхлая бабка, которую кто-то всё-таки смог уговорить и она впустила к себе в избу отогреться и обсохнуть десяток, или чуть больше, рыболовов. Много раз с той поры я вспоминал этот случай.
    О чем, собственно я пытался сказать, возможно, скажете вы. А вот о чём. Мне всегда нравилось в нашем народе его извечное стремление помочь ближнему своему, доброжелательность, а также человеколюбие, и самопожертвование. Не зря нас ещё со школьной скамьи учили, что человек человеку - друг, товарищ и брат! Это была новая модель морали строителя коммунизма. Но что-то никак она, эта модель,  у нас толком не приживалась! Тому подтверждений было немало тогда, а годы спустя, в наши дни, это стало особенно хорошо заметно. Много лет прошло с тех пор. Мы, разочаровавшись в идеях социализма, пытаемся строить у себя развитой капитализм, но и это у нас  почему-то не получается. Правда, известный капиталистический принцип: «Человек человеку волк» мы освоили как нельзя лучше. Теперь мы всё больше следуем ему. Но вот что всё чаще приходит в голову: Что же дальше-то с нами будет?
   
   
    R.V.                20 марта 2013г. Санкт-Петербург.


Рецензии
Володенька, признаюсь честно , глаза стали мокрыми..
Извини, комментарий пока больше не пишется..

Светлана Бояршинова   27.03.2013 11:02     Заявить о нарушении
У меня и самого, когда вижу что у нас происходит с людьми, злобы не хватает. Не знаешь только кого винить в этом, коммунистов, которые всю эту селекцию у нас в стране произвели, или самих людей, которые так легко тому поддались!

Владимир Ривкин   28.03.2013 09:18   Заявить о нарушении