Тюрьма

                Т Ю Р Ь М А

Хороша тюрьма, да чёрт ею рад.
Не родился вор, а умирает.
Благословляет отец деток до чужих клеток.
Воры не родом ведутся, а кого чёрт повяжет.
Вор беду избудет, опять на воровстве будет.
Вор попал, а мир пропал.
Поселенец, что младенец – что видит, то и тащит.
Арестант ест прошенное, носит ношенное, живёт краденым.
Худая смерть лучше каторжной жизни.
В тюрьме сидеть легче, чем матери стоять у стен тюрьмы.
С кем воровал, с тем и в тюрьму попал.
Кто не рискует, тот в тюрьме не сидит.
В тюрьме гораздо больше честных людей чем в парламенте.
Сам в себе человек – узник.
Кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.
Неволя да тюрьма роднит людей быстро.
Село для дворов, а тюрьма для воров.
Тюрьма, как могила, открыта для всех.
В тюрьму широкий путь, а обратно узенькая тропинка.
Лучше жить в худой избёнке, чем в крепкой тюрьме.
И крепка тюрьма, да охотников нет.
От сумы, да от тюрьмы не зарекайся.
Тому не жить в добре, кто часто сидит в тюрьме.
Влиятельных безумцев надёжнее отправлять в темницу.



Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней.
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за отчизну.
                Рылеев

Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…
                Максим Горький «На дне»   

- Ты знаешь почему человек сидит в тюрьме?
- Потому, что он совершил преступление.
Нет. Потому, что у него нет терпения и он хотел всё сразу.
                _     _     _

Хоть плотны высокие стены ограды,
Железные крепки замки,
Хоть зорьки и ночью тюремщиков взгляды
И всюду сверкают штыки,
Хоть тихо внутри, но тюрьма – не кладбище,
И ты, часовой, не плошай:
Не верь тишине, берегися, дружище:
     - Слу-шай!..
               И.И. Гольц-Миллер  «Слу-шай»

     «В тюрьме я узнал, что такое ненависть, жестокость и полное бессилие. Это было в тысячу раз хуже дома для умалишённых».
                Пауло Коэльо

     - …На самом деле я шесть раз был в заключении: трижды в сумасшедшем доме и трижды в тюрьме.
     - Что было хуже?
     - Тюрьма в тысячу раз хуже. Это было самое ужасное, что мне довелось пережить в жизни. Мало того, что мне пришлось там перенести, так, когда я вышел оттуда, ко мне относились как к прокажённому. Все кругом говорили: «Не приближайся к нему, он был в тюрьме, это неспроста».
                Хуан Ариас «Пауло Коэльо: Исповедь паломника»

…такая скорбь и боль звучала в напеве, что песня казалась сплошным стоном. Арестанты пели:
Милосердные наши батюшки,
Не забудьте нас, невольников…
Мы сидим во неволюшке –
Во неволюшке: в тюрьмах каменных,
За решётками за железными,
За дверями за дубовыми,
За замками за висячими,
Распростились мы с отцом, с матерью,
Со всем родом своим – племенем…
и так и веяло от песни сыростью рудниковых подземелий, мраком тюремных стен, свинцовою тяжестью каторги…

     «…чем песня старше, древнее, тем она светлее и образнее, чем ближе к нам её происхождение, тем содержание её скуднее, и форма не представляет возможности желать худшей»… «Да пусть живёт и такая, когда нет другой: на воле песня творится, на воле поётся, где и воля, и холя, и доля, а обо всём этом в тюрьмах нет и помина»…

     Единственную надежду выжить видели заключённые в побегах. Немало бежавших с этапов и каторги встретил Сергей Васильевич ещё в пути на Амур. Много раз замечал на обочине лесной дороги бродягу с котомкой за плечами, готового в любую минуту исчезнуть в таёжной чащобе. Глядя на него, писатель размышлял об истории бродяжничества. Издревле было оно одним из средств расширения пределов Руси. Бродяги под названием «гулящих, пришлых, вольных людей» колонизировали Север, завоевали Сибирь, населили Дон и Урал.  Сибирское местное население посильно, несмотря на преследование закона, оказывало бродягам поддержку: каждая хозяйка с вечера клала на специальную полку под окном что-нибудь из съестного, по обочинам дорог высевался горох для голодного путника – обычай, издревле укоренившийся на Руси. И каких только рассказов о побегах не наслушался писатель! Бежали с этапов, с пересыльных тюрем, с каторги и даже из одиночного заключения, бежали по одному и группами, едва заслышав голос кукушки,  извещающей приближение лета. Бежали новички без подготовки, лишь бы глотнуть свободного воздуха, не заботясь о последствиях; тщательно подготовившись, скопив денег и в тайниках съестных припасов, бежали опытные каторжане, варнаки по-сибирски, чалдоны по-каторжному…

        Антонина Мартынова «Бытописатель земли Русской» (Культурно-исторический очерк о писателе, учёном-этнографе Сергее Васильевиче Максимове)

Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!
Пусть нас по тюрмам сажают,
Пусть нас пытают огнём,
Пусть в рудники посылают,
Пусть мы все казни пройдём!
Если погибнуть придётся
В тюрьмах и шахтах сырых, -
Дело, друзья, отзовётся
На поколеньях живых…
            М.Л. Михайлов  1861 г

Не слышно шуму городского.
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!

А бедный юноша! Ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдаёт тоску волнам!

«Прости, отчизна, край любезный!
Прости мой дом, моя семья!
Здесь за решёткою железной –
Уже не свой вам больше я!

Не жди меня отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь моё навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!

Сосватал я себе неволю,
Мой жребий – слёзы и тоска!
Но я молчу – такую долю
Взяла сама моя рука…
               Ф.Н. Глинка «Песнь узника»  1826 г.

    


Рецензии