Перевал Базиргяй
Под таким названием открыта персональная выставка картин ветерана карабахской войны Альтафа Гюльахмедова
М.АЛЕХИНА
http://www.echo-az.com/archive/2006_07/1358/kultura05.shtml
В Центре современного искусства открылась выставка под названием "Двери". Автор вернисажа Альтаф Гюльахмедов, член Союза художников, в прошлом старший лейтенант отдельного батальона спецназначения "Одноглазая сова", бард, поэт, писатель. Открытие выставки было приурочено к национальному татарскому празднику урожая - сабантуй. В интервью "Эхо" художник рассказал о причинах, побудивших его организовать эту выставку, а также рассказал о планах.
- Что несет в себе название выставки - "Двери"?
- Есть такая группа The doors, так вот Джимми Моррисон как-то сказал: "Есть тот свет и есть этот, а между ними двери".
- Было бы интересно узнать кто был вашим первым учителем?
- Первым учителем? Танковый снаряд. Получив тяжелое осколочное ранение, мне пришлось какое-то время пролежать в коме. А очнувшись я стал писать картины.
- Существует ли основная тема, которая проскальзывает сквозь все ваши работы, и что вдохновляет вас на очередной шедевр?
- Каждая картина имеет свою тему, свой стиль. На выставке можно воочию убедиться в том, что мои работы являют собой синтез абсолютно разных направлений. Здесь есть модернизм, абстракционизм, гиперреализм и суперреализм, пейзажные работы и многое другое. Я никогда не задумываю картину заранее. На холсте словно что-то само проступает, и я начинаю творить: просто сижу и думаю о чем-то своем, а рука тем временем будто движется сама по себе. Я не не могу не писать. Сплю по 2-3 часа в сутки, в основном, отдыхаю в процессе творчества. Думаю, что кто-то там наверху все-таки есть, и он подарил мне жизнь для того, чтобы я занимался этим ремеслом, и создавал новые миры...
- Значит, можно сказать, что в вас родился гений...
- Нет, на это звание я не претендую. Гений - это нечто из ряда вон выходящее. А у меня даже нет никакого образования. Опираясь на вышесказанное, добавлю, что в связи со специфичностью моего творчества специалистам было нелегко при распределении картин по выставочному залу, а тут порядка 56 полотен... Я написал их в течение трех последних месяцев.
- Это ваш дебют или вы уже выставляли свои картины ранее?
- Я представляю свои работы уже около 10 лет. Мои выставки проходили и в Музее миниатюр, и в выставочном салоне "Гала", и во многих других выставочных салонах. Но эта выставка первая после того, как я стал членом Союза художников.
- Кто является организатором, есть ли спонсоры у "Дверей"?
- Фактически все необходимые подготовительные работы сделал я сам. Есть художник, который мне очень помог - это Али Шамси. На этой выставке мне хотелось бы собрать всех моих друзей и просто хороших людей, чтобы мы вместе посмотрели картины. Мне важно мнение людей.
- Расскажите о своих ключевых работах...
- С удовольствием. Есть у меня картина под названием "Дерево Карабах". На полотне изображено некое пространство с клочком земли, напоминающим настоящее, анатомическое сердце. На нем показано дерево, состоящее из тел погибших в Карабахе солдат, - ветви - это их руки, а корни - ноги. Земля не просто пропитана кровью, она уже впитала и человеческую плоть. По крайней мере, это мое видение. Подчас мне сложно подобрать слова, чтобы объяснить смысл того, что уже представлено в виде картины. Но я всегда искренне радуюсь, когда люди смотрят мои картины, читают мои книги...
- Вы еще и талантливый писатель...
- На данный момент я выпустил три книги - "Просто война", "Одноглазая сова" по дороге в ад" и "Борьба Кара Каплан". Последняя описывает древнетюркскую борьбу, которая является прародительницей всех боевых искусств Востока. В книгу вмещен блок промежуточных иллюстраций. К тому же туда вошли фотографии реальных людей с фронта. Некоторые были сняты за две минуты до смерти, кто-то погиб раньше, кто-то позже. В общем, грустно...
Вы, наверное, заметили на выставке картину, на которой изображен тигр-мусорщик, тигр - защитник толпы, Кара Каплан, тот, кто борется со злом против целого войска. Картина называется "Способность умирать", т.е. каждый мужчина стоит перед выбором - либо жить на коленях, либо умереть стоя. Надеюсь, это кого-то зацепит.
- Ваши отношения с критиками. Каково их мнение о вашем творчестве?
- С детства живу по такому принципу: выслушиваю критику, но поступаю так, как считаю нужным. Есть такое мнение - не стал художником, стал критиком. Порой бывает такое, что человек приходит и рассуждает о том, что я даже и не вкладывал в смысл картины, обвиняя меня в том, что я не знаю, о чем пишу. У каждого свое мнение... Предпочитаю прислушиваться к художникам в лице критиков. Если поступают дельные замечания, я к ним прислушиваюсь.
- А чем вы занимаетесь в свободное время?
- Я люблю петь. Когда дают - пою, когда не дают - все равно пою. Я сочиняю и пою песни. Видите, как на меня танковый снаряд повлиял (смеется)?!
- Можно сказать, вам повезло. Редко на кого это так положительно влияет.
- Вы правы, наверное, я счастливое исключение.
- В какой стране вам больше всего хотелось бы представить свои работы?
- Когда-то была выставка в Кельне, в Германии, которая была посвящена тем, кто после войны начал рисовать. Как оказалось, таких людей немало. Но, к сожалению, у меня не получилось с выездом. Зато сейчас, если меня куда-нибудь пригласят, обязательно поеду...
Свидетельство о публикации №213032000982