По поводу статьи Каинов грех М. Н. Эпштейна

Эта заметочка является  комментарием  к статье Михаила Эпштейна, помещённой на сайте Частный Корреспондент. ( http://www.chaskor.ru/article/kainov_greh_31291)

Уважаемый Михаил Наумович! В своей заметочке, Вы от небольших смещений смысла приходите к ошибочным выводам.
Вы пишете:

«Вера, которая гордится своим превосходством над другими верами и ревнует к ним Бога, - вот каинов грех».

Не совсем так. Я бы сказал, «Вера, которая ищет превосходства над другими людьми, ищет своего самоутверждения – вот каинов грех».

Также Вы пишете:

«Каин - прародитель многих персонажей и в Библии, и за ее пределом. Каин – это прото-Иов, который вопиет к Господу: я был праведен, я принес тебе жертву, почему же ты не воздал мне по заслугам, почему не снизошел к моей жертве? Иов зовет Господа на суд, а Каин вершит самосуд над братом, т.е. берет на себя роль Бога».

Здесь тоже не совсем так. Иов взывает о справедливости и принимает Суд Божий. Он претерпевает всё с верой – и потому спасён. Каин восстаёт на Бога, вершит самосуд и становится сыном погибели.

Далее, Вы пишете:

«Отсюда и теократия, "боговластие" – взять на себя роль Бога, управлять от его имени, определять участь других (вокруг первочеловека Адама-Евы еще не было "других"). Каинизм – это начало теократии, которая берется вершить судьбы человечества, полагая, что Господь сам не справляется. Каин, как Иов, возмущен несправедливостью Бога; как Сальери, ревнует о дарах Божьих; и, наконец, как Великий Инквизитор, берет дело Бога в свои руки. Ты не принес нам счастья, ты не пожелал проявить всемогущества, мы сделаем это за тебя. Это говорится Христу, но еще раньше Каин в сердце своем говорит это Богу. Дьявол святее Бога, Инквизитор святее Христа. Ревнование о своей святости, самосвятие, самоверие, превознесение своей веры над другими...»

Нет, здесь есть некоторое смещение понятий. Теократия – это конечно искушение, но это ещё не сам грех. Когда теократия приводит к восстанию на Бога, как это было с первосвященниками, распявшими Христа, или с великим Инквизитором, то да, это каинов грех – т.е. хула на Святого Духа. А вот большевизм – это изначально каинов грех!

Вы пишете:

"Церковь учит верующих смирению. Но должна ли эта добродетель распространяться на саму церковь? Должны ли церкви смиренно признавать свое несовершенство не только перед Богом, но и перед другими церквями? "

Перед Богом – несомненно, а перед другими религиями – нет! Потому что каждая религия сакральна сама в себе, это замкнутый, отдельный духовный мир, другая Вселенная. Релятивисткий подход церкви к самой себе невозможен и недопустим. Это будет духовное самоубийство, отказ от своего существования.

 «Не разбежится ли от них паства, если, например, одна церковь смиренно признает свое недостоинство перед другой, той, которая не услужала покорно мирским властям?»

А есть такие церкви?

«Или осознает свое недостоинство перед теми церквями, которые лучше наставляют евангельски своих прихожан?» 

У Вас есть критерии для оценки исполнения евангельских наставлений? Не спешите предварять Суд Божий!

Вы пишете:

«Зачем тогда оставаться в церкви, которая сама смиренно признает свое несовершенство? Но в этом и была бы ее сила. "...Сила Моя совершается в немощи". К такой церкви, не только призывающей к смирению, но самой смиряющейся перед Богом и признающей свои грехи, пришли бы те, кто составляет соль земли. Такая церковь, которая признавала бы каялась бы соборно, именно как церковь, а не только в отдельных своих прихожанах, была бы истинно христианской. Как заметил Г. С. Померанц, "духовная жизнь требует радостного признания превосходства в другом и никакого желания бороться за первенство".

По-моему, Вы путаете смирение и человекоугодничество. Г.С. Померанц совершенно естественно сформулировал принцип христианского смирения. Именно так и должны относиться христиане друг к другу. А у Вас получается, что православие должно признать духовное превосходство кришнаитских или сатанинских догматов над христианскими! – Абсурд! Может быть, Вы потребуете признания духовного превосходства христианства у кришнаитов и сатанистов? Смирение это признание своего недостоинства перед Богом и перед Его Образом в других людях. А вовсе не преклонение перед их слабостями и заблуждениями.

И заканчиваете Вы такой мечтой:

«И тогда силой взаимного смирения совершилось бы воссоединение церквей, разделенных религиозной гордыней и самопревознесением. "Кающаяся церковь", "раскаянная церковь", т.е. изгоняющая Каина из своего сердца, открыла бы для верующих новые пути к спасению.»

Мне поразительно, как Вы, один из первооткрывателей многомирия призываете к «воссоединению церквей»?! Ведь разделены они не только гордыней (что есть, то есть!) но, в основном, различием миропонимания и мироощущения. Именно это означают догматические различия. Разве Вы не видите, что это разные Вселенные? Натягивание одной духовной реальности на другую может привести только к обеднению и деградации их обоих. Именно это происходит при внесении релятивизма в духовную жизнь…

Разные религии – это разные мегавидуумы, т.е. отдельные многомировые существа. Их существование возможно лишь в разных «соотнесённых эвереттовых состояниях", т.е. в разных духовных реальностях. При попытке их совмещения или соотнесения произойдёт «декогеренция», духовные общности  рассыплются и погибнут.
Такая попытка может быть представлена как поступок безумца, нашедшего бесценный перл и променявшего его на груду пятаков…


Рецензии