31. Память, апофеоз и духовная жизнь

На фото В. Давыдова Александр Галич выступает в Доме ученых Новосибирского Академгородка на знаменитом концерте в 1968 г.


"Интеграл" постепенно становится важным центром общественной жизни Академгородка.


Итак, кафе-клуб «Под интегралом», выросший из тесных штанишек ККК, оставил свое первое постоянное помещение на Жемчужной 20 в ППО и переехал в то помещение, где в течение следующих четырех лет бурлила яркая жизнь и где теперь висит мемориальная доска памяти Галича.

Здесь я хочу сделать одно замечание. На мой взгляд, на этом здании следовало разместить мемориальную доску "Интегралу" и его президенту, а мемориальной доске Александра Галича следовало бы быть на здании Дома ученых, где он выступил на концерте, поскольку именно это выступление принесло фестивалю бардов и лично Галичу всемирную известность. Но продолжу.

С конца 1963 - начала 1964 года именно Кафе-клуб «Под интегралом» постепенно становится элитарным центром притяжения любителей, молодых и не очень молодых людей, которые, с одной стороны, хотели бы в свободное время хорошо отдохнуть, причем не абы где, а обязательно окунувшись в интеллектуальную атмосферу, а с другой, – блеснуть игрой ума – обсудить в острой полемике проблемы наши насущные.

Клуб со своими подклубами, полюбившими знаменатель здания, быстро стал комплексным дискуссионным клубом высокого уровня. Правда, не могу не отметить, что некоторые из перечисляемых в воспоминаниях подклубов существовали только в уме авторов этих воспоминаний. Например, режиссёр и артисты театра-студия Академгородка никогда не считали себя ни подклубом, ни клубом "Интеграла". Выступать со сценками, - да. По приглашению организаторов "кабачковых дней" выступали. Но клубом не были. Но несколько действующих тоже позволяли говорить о созвездии клубов и об их расцвете.

Кстати, кабачковыми эти дни - суббота и воскресенье - стали называться по популярной телевизионной еженедельной передаче Кабачок "13 стульев", выходившей в эфир с января 1966 г. Эти дни и былм основным источником дохода Кафе-клуба "Под интегралом", поскольку вход был платным. Можно было купить и вино. 

В Кафе-клубе "Под интегралом" были постоянные члены (более 100 человек), любители тусовок. Среди них были как выдающиеся ученые-полемисты, так и молодые ученые, готовые спорить обо всем на свете. Но были, как пишут, и молодые женщины, без которых все эти "заседания" были бы пресными. Одним было интересно, другие летели, как бабочки на огонек.

Клуб, как магнитом, притягивал определенную часть молодежи Академгородка в свои остроумные «Кабачковые дни», и «праздники». Он стал знаменит как своими приглашениями выдающихся умов науки и выдающихся деятелей искусства на встречи с молодежью, так и просто как местом, где можно хорошо отдохнуть.

«Интеграл» постоянно посещало не так уж много людей, но там был определенный круг завсегдатаев и элитарный круг руководителей.

Наконец, апофеозом его деятельности стал фестиваль бардов 1968 с первым и последним выступлением на большой сцене Александра Галича с его пронзительными песнями, всколыхнувшими многие души, когда он впервые открыто назвал всё, что творилось в стране, своими именами. Сегодня эти песни звучат совсем по-другому, чем тогда. Тогда – дух захватывало от услышанного, от смелости исполнителя.

В песне «Памяти Б.Л. Пастернака» он вслух, громко, на всю страну сказал о нашей молчащей совести:

– До чего ж гордимся мы, сволочи,
что он умер в своей постели».

Сказал и об участниках и пособниках расправ:
 –
- Мы поименно вспомним тех, кто поднял руки.

Галич Прямо и нелицеприятно упомянул власти страны:
 
- А над гробом встали мародеры,
И несут почетный караул...

А в песне «Старательский вальсок» он вслух сказал о нас, о народе, принявшем правила игры в молчанку:

– Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем – доходней молчание,
Потому что молчание - золото!

Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!»

И, видимо, власть предержащие "просто" испугались его правды. Испугались и даже растерялись. И в значительной степени спустили дело на тормозах, оставив без наказания руководство интегральцев.

Итак, первые три года деятельности кафе-клуба «Под интегралом» – это его становление, а последние полтора года – апофеоз и умирание.

Прозорливый министр журналистики «Интеграла» Нелли Степановна Ямпольская, возглавлявшая подклуб «Гусиное перо», еще в конце 1966 года скромно отметила в своей статье в нашей газете «За науку в Сибири», где она работала журналистом:

– Сегодня из простого молодежного кафе «Интеграл» стал интересным центром общественной жизни Академгородка.

Это верно, за три года клуб-кафе «Под интегралом» из не очень заметного клуба стал одним из центров культуры Академгородка 60-х годов.

Я бы даже сказал, очень интересным центром. И никто тогда не мог представить себе, что пройдет еще год с небольшим, и в марте 1968 году имя кафе-клуб «Под интегралом» неразрывно сплетется с фестивалем бардов и с именем Александра Галича, станет символом пробуждающейся свободы для нашего и последующих поколений.

Я думаю, что без фестиваля бардов и, особенно, без выступления Галича кафе-клуб «Под интегралом» так бы и остался лишь одним из славного ряда клубов Академгородка.

«Интеграл» жил всего пять лет и то с натяжкой. У него был славный путь. И был свой звездный час, который Бурштейн и другие руководители клуба не упустили, не побоявшись последующих санкций, оставив яркий след в истории Академгородка и страны!

А в глазах последующих поколений клуб стал уже чуть ли не единственным центром духовности жителей Академгородка 60-х. Хотя он был не единственным и не самым главным, определившим ауру Академгородка. Важнейшим, но не главным.

Почему это случилось? – спросите вы. Почему, говоря об Академгородке 60-х, вспоминают его особую ауру, а потом "Интеграл" и Галича? Правильно ли это? И да, и нет. Попробую пояснить.

Сначала отвечу на вопрос - почему. Тому несколько причин.

Прежде всего, потому, что о главном центре духовной жизни жителей Академгородка никто громко и убедительно сказать не сумел. Может быть, потому что каждый из тех людей, который написал о прошлом, знал только свое, – кто свой оркестр, кто свой театр, кто свои бальные и современные танцы, кто свой клуб.

Встречи со знаменитыми писателями, поэтами, композиторами, пианистами, другими музыкантами, учеными и популяризаторами начали проводиться, начиная с1961 года, после появления конференц-зала в Институте геологии и геофизики.

Сначала это был маленький ручеек культурной жизни, но с января 1963 года, когда появился ДК "Академия", он быстро стал полноводной рекой. И поток этот определялся Домом культуры «Академия» и, затем и Домом ученых, – он проходил через все их залы и салоны, а потом растекался по клубам, среди которых наиболее видное место занимали Кафе-клуб «Интеграл» и Киноклуб «Сигма».

Но этот поток растекался не только по клубам, но и по «кухням»-домашним салонам, которых было множество, где сначала гостей угощали коньяком, сухим вином и вкусной домашней снедью, а хозяева и их друзья вкушали пищу духовную, которую привозили гости.

Но потом оказывалось, что в завязавшейся беседе участвуют на равных уже обе стороны, и духовной пищей питаются не только души хозяев, но уже и души гостей. И в следующий свой приезд в Академгородок гости хотели обязательно повидаться с хозяевами той квартиры, где они столь приятно и полезно провели время в прошлый раз.

Это я и имел ввиду, когда недавно написал, что гости и хозяева задружили.

И таких кухонь-салонов, самых настоящих миниклубов, где участниками были хозяева квартиры и их друзья, было множество. И это был, на мой взгляд, тот высокий фоновый уровень культуры, – горное плато, относительно которого возвышались горы и пики клубов, школ, самодеятельных коллективов (музыкальных, театральных, танцевальных и др.), картинной галереи, возникшей чуть позже, а в центре их, как мощная двуглавая гора стояли, сплетясь друг с другом, Дом культуры «Академия» и Дом ученых.

Такая «горная система» сложилась уже в 1966 году, а 1964 год был годом начала ее становления.

К вопросу о духовных центрах Академгородка, к характеристикам его культурной жизни я еще вернусь, – он требует более подробного и тщательного анализа.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/03/24/410]


Рецензии