Тимон Афинский

(пародийная инсценировка самой мизантропической из всех человеколюбивых трагедий У.Шекспира)

ТИМОН – знатный вельможа;
ФЛАВИЙ – его слуга;
ТРИ СЕНАТОРА - мнимые друзья Тимона;
АФИНЫ – неопределённая масса, то светлая, то чёрная, то серая;
КУЧА ДЕНЕГ – более известная в народе как «бабос».

Богатый дом. На Куче денег сидит Тимон и салютует всем кубком с вином. Рядом три сенатора играют на клавесине «Curtain Tune» из «Тимона Афинского» Г.Пёрселла.  Посматривая на него снизу вверх, возгласами поддерживают каждое его движение.
 
СЕНАТОР 1. Ведь это же Тимон, краса Афин! Щедрее нет на свете человека! Бог денег у Тимона в подмастерьях!
СЕНАТОР 2. Такой доверчивый и благородный, что даже подлецы из подлецов ему в поддержке отказать не смогут!
СЕНАТОР 3. Такой души я не встречал вовек!

Входит Флавий со стопкой бумаг.

ФЛАВИЙ. Какая тьма людей Тимона жрёт! А он не замечает это! Орава богачей пьёт не вино, а кровь из жил его!! 
ТИМОН (расшвыривая деньги сенаторам). А это передайте моему другу – Вентидию! Он сейчас в тюрьме и за него надо внести выкуп. А это вам, мои друзья, за то, что вы приходите ко мне!
ФЛАВИЙ. Мой господин! А это вам… (Протягивает бумаги.)

Куча денег скидывает с себя Тимона.

ТИМОН. А? Что это? Счёт? А это вексель? Ещё?! Ещё?!! Всё это мне?!
ФЛАВИЙ. Не всё… Взгляни туда, хозяин…

Указывает на закрытую дверь, в которую кто-то барабанит. Тимон открывает дверь и его с головой засыпает ворох бумаг: счета, долговые расписки и т.д. В открывшийся проём выскальзывает Куча денег.

СЕНАТОР 1. Дни счастья для Тимона миновали. Упал он и поднимется едва ли…
ТИМОН (высовывая из-под завала голову). А впрочем, я ещё не разорён… Ведь главное богатство наше – люди! Правда?..
СЕНАТОРЫ (тихо, в унисон). О, о…

Втроём, на цыпочках, крадутся  к чёрному входу. На их пути вырастает Флавий.

ФЛАВИЙ. Сенаторы, займите в долг Тимону!
СЕНАТОР 3. Э… видишь ли, дружок… вчера я проиграл все деньги в кости!
СЕНАТОР 2. А ты меня не находил. Вот денежка тебе за это… (Получает от слуги деньгой по лицу.)
СЕНАТОР 1. А почему последним обращаешься ко мне?! Тимон не верит в мою дружбу?! Раз так, то он меня не ценит, и денег от меня он не получит!   

Втроём, как по команде, бросаются в дверь и застревают в ней.

ФЛАВИЙ. Да… в наши дни свет сделался таков, что нам назначено любить своих врагов.

Наподдав им в спину, слуга выталкивает всех из дому. Тимон наблюдает, как быстро почерневшие Афины утаскивают крышу его дома, затем сам дом, потом – снимают с него тогу, а в конце уносят клавесин. 

ТИМОН. Гори, мой дом! Земля, Афины скрой! Стал ненавистен мне весь род людской! (Надевает рваньё и берёт в руки  посох.) В лесу и лютый зверь добрее человека… Земля - кормилица для всех уж век за веком… 

Очутившись в сумрачном лесу, копает под деревом, и перед ним возникает мешок денег.

КУЧА ДЕНЕГ. В нас золота довольно для того, чтоб сделать всё гнуснейшее – белейшим!
ТИМОН. Не золота просил я, а кореньев!

Отбрасывает мешок в сторону и продолжает копать. Появляется Флавий.

ФЛАВИЙ. Глазам своим не верю… Кем ты стал, хозяин бедный мой?
ТИМОН. Мизантропом, кем ещё? Будь ты собакой, я б тебя любил.
ФЛАВИЙ. О как ты низко пал, мой честный господин, своею щедростью убит! Как странно, что доброта есть худшее из зол…
ТИМОН. Не мудрствуй, а лучше помоги найти мне пищу!

Копают вместе. Появляются три сенатора.

СЕНАТОРЫ. Тимон, заветный друг наш! Хотим тебе сказать, что ты не понял нас тогда…
ТИМОН. Заткнитесь! Забирайте, что хотели, и чтоб я больше вас не видел, господа!

Сенаторы, обиженно переглянувшись и помолчав, неожиданно начинают рвать друг у друга мешок и с урчанием волокут его прочь. Приходят Афины, это уже серая масса.

АФИНЫ. Коварный враг идёт войной на нас, Тимон! Афинам нужен твой военный гений!
ТИМОН. Готов я разрыдаться от любви к Афинам… Пусть будет вам чумою враг, а вы – ему, и долго, очень долго!

Афины, почернев, убегают.

ТИМОН. Нашёл ты что-нибудь?
ФЛАВИЙ. Увы, хозяин, нет… 
ТИМОН. Давай-ка, чтобы не мешать друг другу, поищу я сам! (Помогает Флавию выбраться.) А я нашёл! Нашёл, нашёл!!!
ФЛАВИЙ. Что там?!
ТИМОН. О! Я так и знал! Здесь грешный труп – с душой греховною в разводе. Неважно, кем он был – он враг людских отродий. Он сам себя зарыл. (Закапывает себя в яме.) Прохожий! Слёз не лей. Прокляв меня, ступай себе скорей…

Тимон ставит могильную плиту в виде чёрного клавесина с надписью «Тимон Афинский – Конец». Флавий дописывает «…спектакля» и, присев за него, доигрывает «Curtain Tune». Занавес.

(с) С.Вепрев, 21.03.13


Рецензии