1. Первая чашка кофе в кафе-клубе Под интегралом

На фотографии Юлия Виллиевна Лихачёва (2004) в Доме Марины Цветаевой.


16 декабря 1963 года в газете за науку в Сибири» была напечатана заметка под заголовком - Кафе «Под интегралом».

Вот дословно:

"В спектре многочисленных, но, в основном, малодеятельных клубов начала проявляться полоса молодежного кафе-клуба «Под интегралом». Первые импульсы были отмечены в марте 1963 года, когда группа энтузиастов, обеспокоенная слабым выбором возможностей интеллектуального времяпрепровождения научных работников и студентов Академгородка решила присовокупить к «Москве» и «Юности» молодежное кафе.  А уж там каждый вечер можно будет… Перспективы были самые радужные и неопределённые.

Идея мужала, обретала поклонников, встречала преграды, преодолевала их и, наконец, оформилась. Кафе будет! В помещении столовой №8. Нет, нет, не в том унылом зале – технический проект его переоборудования его уже утверждён и подписан во всех необходимых инстанциях. Чёрный потолок, пятна светильников, эстрада, расписанные нашими художниками шторы.

И вот вы приходите к нам "Под интеграл". Когда это будет? – после открытия студенческой столовой и плюс ещё две недели.
 
Что там будет? Хотите послушать наших поэтов? А, может быть, вас интересует Вознесенский, Назым Хикмет,  Корнилов?

Вы любите музыку? Какую?

У нас вы встретитесь со своими единомышленниками, и, может быть, вам придётся поспорить.

Здесь будут выставки и обсуждения работ художников, фотографов, кинорепортёров, встречи с учёными. И плюс к тому – хороший кофе, сухое вино и джаз под руководством Володи Виттиха.

Первая встреча "Под интегралом" уже состоялась 1-го декабря. Члены совета клуба рассказали на вечере о планах работы. Затем выступили поэты, певцы, играл оркестр.  Можно было потанцевать, выступить у микрофона со своими соображениями о работе кафе-клуба, вообще, и об этом вечере, в частности. Конечно, было кое-что от «первого блина», но скучать никому не пришлось.

Присоединяйтесь к нам! Поскольку у нас ещё нет «места под солнцем», интеграл пока не определён, обращайтесь в Комитет комсомола.

Письмо было подписано -  «Члены совета кафе-клуба: Ю. Лихачёва, З. Осюк, Т. Винникова.

По моей просьбе Юлия Виллиевна рассказала, как возникло название "Под интегралом". Вот её рассказ:

"Это был нулевой цикл, когда ничего ещё не определилось, а т.к. у меня была квартира, то часто именно в ней мы и собирались. Народ менялся, помню из присутствовавших только Зою Овсюк и Таню. Собралось тогда всего человек десять (обычно я звонила с работы – Института катализа, зав. лаб. Клавдий Иванович – и это было, естественно, хамством, приглашая заинтересованных, дома ещё телефон отсутствовал). Поэтому достоверно лишь начало.

Бурштейн инициировал поиск названия, я понимала, что дОлжно с чего-то начать, потом, может быть, что-то появится, сказала, что давайте начнём с яблока Ньютона, кто-то продолжил: «Тогда уж, под яблоней?» и началось: «Под лопушком?» и т.д. И в этой легкомысленной игре кто-то произнёс и «Под интегралом».

Я тут же поняла – попадание! Сообщила Володе Захарову, помню, что это было на Морском проспекте, тот встретил Толю, мгновенно подхватившего..."

О Лихачёвой Овсюк и Винниковой  пишет и А.И. Бурштейн, президент кафе-клуба в своих воспоминаниях (фотографиями Яновицкой и Винниковой я не располагаю, а в Электронном архиве СОРАН есть только групповая фотография лаборатории, где Зоя Яновицкая работала).

Зоя Яновицкая придумала эмблему «Интеграла» – «интеграл чашки кофе по времени».

Пожалуй, мартовские «импульсы», о которых писали девушки, была зачатием «Интеграла», а  «Первая встреча» в столовой №8 не стала ещё  настоящим рождением кафе-клуба. Это были только первые схватки, первая попытка родить его, потому что со столовой №8 у инициативной группы ничего не получилось. Насколько я помню, хотя этим делом тогда я не занимался, против переоборудования столовой выступил начальник Управления строительства «Сибакадемстрой» Н.М. Иванов.
 
Дело в том, что в верхней зоне Академгородка всё ещё шло интенсивное строительство, и в столовой №8 обедали строительные рабочие. Иванов считал её закрытие, даже на две недели, недопустимым. И его мнение стало решающим. За кафе-клуб тогда пытался вступиться Комитет комсомола СО АН, но он был легковесом против тяжеловеса Иванова.

Наверное в столовой №8 было несколько встреч. Юлия Виллиевна пишет мне:

"Помню, что в это же нулевое время мы собиралась в столовой на Морском (№46?), что-то обсуждали, я тогда приносила альбомы (интересовалась живописью.

Хорошо помню магазин на Красном проспекте и продавцов - Рогнеду Николаевну, а потом Генриетту Густавовну...), запомнился тяжеленный Отто Дикс".

Кафе-клуб тогда не был ещё включен  в структуру ДК «Академия» и не просил ни Дом культуры, ни нас ему помочь. Поэтому никакими деталями этой борьбы и поражения я не располагаю. И с Бурштейном тогда я ещё не был знаком.

Вторая фамилия была напечатана неверно – правильно было Овсюк, я Зою хорошо знаю. Сейчас она носит фамилию Яновицкая (в Электронном фотоархиве СОРАН она значится в институте физики полупроводников под фамилией Яковицкая; это опять ошибка). Зоя Шмеровна - сейчас доктор ф.-м. наук.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/03/21/331 


Рецензии