161. В. Агошков. Кукша и Соловей-разбойник?

161. В.Агошков.

Кукша и Соловей-разбойник?

МОГ  ЛИ  МИССИОНЕР  КУКША  СТАТЬ
«СОЛОВЬЁМ - РАЗБОЙНИКОМ»?!
 

 
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. В начале очерка замечу, что верю в Бога, существование Высшего Разума, глубоко почитаю христианские храмы, отвергаю ересь. Но в то же время мне не всегда, например, понятны запреты церковников на деятельность тех же нормальных театров, олимпийских игр, и т.п. Недавно в одной районной газете было опубликовано интервью с молодым отцом церкви, который, как и тысячу лет назад, с жаром обвинял язычников, т.е. народ, в каких-то «грехах».

Православные служители по-прежнему осуждают мирян за то, что те оставляют пищу на кладбищах, прикрепляют на памятниках фотографии ушедших в мир иной родственников. Тем не менее, почему-то не везде восстанавливаются иные полуразрушенные храмы, имеющие историческую ценность… Понимаю, нет денег.

 В 1912 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Молитвы и песнопения Православного Молитвослова». В послесловии говорится, что «высший образованный класс давно охладел к церковной поэзии… за ним в том же направлении, и очень быстро, идёт народная масса…». И далее: «Православные храмы заметно пустеют, а собрание сектантов умножаются и делаются всё многолюднее…» (стр. 339). 

Не пытаюсь таким образом оправдать чудовищные гонения большевиков на церковь, однако и церковным служителям следует быть более конструктивными и отвечать запросам времени. Убеждён в одном: церковь – это место, где царят совесть, честь, душа. «Заученные» слова о греховности тех же «язычников» только вредят взаимопониманию служителей церкви с прихожанами.

 Мы должны спокойнее относиться к истории, её процессам. И церковь не всегда с миром осваивала наши земли. Восхваляя, например, миссионера Кукшу, принесшего в наш край христианские заповеди, не нужно в то же время осуждать наших предков-язычников за «убийство» его. Впрочем, а было ли оно?! Вспомним, сколько людей сожгли на так называемом просвещённом западе за отступления от «истинной веры».
 

 
МОНОМАХ. ХОДОТА. КУКША. Можно допустить, что киевский князь Владимир Мономах, идя «сквозе Вятиче», побывал не только в летописном Кроме, но и в Курабе-городище. Скорее всего, именно от г.Кром князь плыл далее на небольшом корабле, поскольку между Кромом и Курабом было большое озеро. Почему на корабле, а не в лодке-ладье? Городище Кураб и похоже издали на корабль (кораб-кураб).
Вот что пишут учёные Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская:

 КОРАБЛЬ. Общеславянское, заимствовано из греческого языка, возможно, через тюркское посредство, (которое) обусловило передачу греческого V через b, отсюда у восточных и южных славян развилось БЛ; у западных славян такого изменения не было (сравни: чешский и польский – korab). Поскольку ВЯТИЧИ получили своё имя от Вятко, пришедшего на Верхнюю Оку от «ляхов», т.е. поляков, то мы, орловцы, хотя и расположены на «востоке», должны иметь не «корабль», а КОРАБ!

Действительно: топоним Кураб-городище настолько прочно «засел» в мозги местного населения, что не помогли аналогии со словом «корабль», всевозможные палатализации, т.е. изменения в языке в 12-15 веках.

Данный пример в какой-то мере подтверждает точку зрения киевского летописца Нестора и его последователей по поводу происхождения Вятко. Писатель Валентин Иванов пишет, что Мономаху было 17 лет, когда он отправился в Ростов-северный. Можно допустить, что примерно столько же было и будущему Кукше – сыну Ходоты. Если Кураб был на определённом этапе столицей вятичей, то именно здесь жил Ходота с сыном Кукшей.

Владимир Мономах подружился с Кукшею и взял его с собою, сначала на Север, а потом и в Киев. Когда Кукша стал христианином, то пришёл с проповедями на вятическую землю. Здесь он был убит. Во Мценском районе, у с.Карандаково поставлен Кукше памятник. Получается, мы «изменили» своим предкам – вятичам?!
 
 
ИСТОРИК О.РАПОВ в статье «О крещении Руси» писал, что «язычество препятствовало сближению разноязычных народов, входящих в состав Киевского государства, не обеспечивало господства класса феодалов над трудовыми массами. Языческие жрецы внушали угнетённым крестьянам и ремесленникам мысль о том, что если они добьются независимости и достатка на земле, то и в потустороннем мире останутся в прежнем состоянии. Это и приводило к вооружённым выступлениям, например, древлян, радимичей, вятичей и других народностей против власти киевских князей».
 
 Молодому Кукше было легко переломить свои языческие верования на христианские. Не исключено, что и его отец, Ходота, терпимо относился к киевским миссионерам, поскольку понимал свою царскую выгоду в укреплении христианской веры. Однако мценцы-мецняне-амченцы), принявшие, напомним, христианство, аж в 1415г, и то после подавления их восстания, не могли в общей массе позволить Кукше поработить себя и принять Христову веру.

Так поступали не только мценцы. Владимир Неделин (см. книгу «Орёл изначальный», 2001г, стр. 22) писал, что легенда «О крещении мценян в 1415г», равно как и образ св. Николая Чудотворца Мценского, которому он посвящён, созданы не в 15, а в конце 18 столетия».

 Арабские летописцы 9-10 вв. сообщали о том, что русские знахари диктовали свою волю даже верховным правителям. Появившиеся феодалы стремились к богатству. Языческая психология мешала этому. Во времена правления княгини Ольги на Руси были две враждебные группировки: языческая – во главе со Святославом и христианская – великой княгини, матери Святослава. Ольге не удалось христианизировать своё государство. Гибель Святослава в 972г помешала ему осуществить своё намерение – «вся христианы изгубити» на Руси, писал О.Рапов.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии