Смысл жизни одинокого человека

В жизни каждого из нас есть много проблем. Они приходят к нам извне. По крайней мере, мы так считаем. Мы не можем серьёзно полагать, что проблемы мы создаём себе сами. Даже в страшном сне мы не хотим видеть, что создаём их своим поведением. Это несерьёзно. Обычно, наши проблемы – это события, которые мы осознаём таковыми. В чём же тогда смысл нашей жизни? Неужели только в разрешении этих проблем?

Полагаю, нельзя серьёзно считать, что смысл нашего существования вытекает из умения передвигаться вертикально и готовить себе пищу на огне. Ещё меньше смысла в том, чтобы быть востребованным в качестве специалиста. Замечу, востребованным кем-то.

Задумываясь о смысле своего существования, мы непременно наталкиваемся на тот факт, что наша жизнь жёстко регламентирована окружающими условиями. Поняв это, мы делаем выбор. Мы выбираем условия, в которых хотим жить. Мы меняем сознание, подгоняя его под новые условия. Мы совершенствуем условия, чтобы они соответствовали нашему сознанию, нашему виденью их. Менять условия или приспосабливаться к ним мы можем одинаково хорошо. Только таким образом, меняя осознание и меняя через себя своё окружение, мы можем изменить свою жизнь. Мы меняем цепочку событий, которые будут происходить в нашей жизни.

Каждый человек индивидуален. У каждого есть то, чего нет у других. Мы используем свои индивидуальные возможности для того, чтобы менять свою жизнь. Это стало массовой привычкой.

Парадокс в том, что в выборе цели мы редко опираемся на свою индивидуальность. Мы меняем свою жизнь, глядя на других. Мы выбираем те же цели. Мы выбираем одни средства их достижения. Мы повторяем чужие ошибки. Среди людей почему-то принято считать, что, так было всегда, и так всегда будет.

Редко кто задумывается об истоках происходящего. Редко кто задумывается о причинах, вызывающих перемены в жизни. Зачем? Перед глазами проходят тысячи жизней. И что? Многие живут так, словно плывут по течению, и ничего – они довольны. Люди, недовольные жизнью, дёргаются из стороны в сторону, мельтешат, но живут ничуть не лучше. Так зачем же тогда, что-либо делать, если только одно событие произойдёт со стопроцентной вероятностью – уход из жизни. Дёргайся, не дёргайся – его не минуешь.

Кто-то резонно спросит: «Действительно, а зачем… зачем менять привычный, налаженный образ жизни? Зачем создавать проблемы там, где их пока нет?» Вероятно, этот человек будет тысячу раз прав. По крайней мере, он будет прав по отношению к себе и к собственной жизни.

Вопрос в другом: что делать человеку, если этот «привычный» и «налаженный» образ жизни не устраивает его? Образ жизни не устраивает, а меняться самому не хочется. Что делать тогда? Или лучше ничего не делать?

Безусловно, всегда можно найти достойных людей, которым можно доверить свою жизнь. Пусть они решают за нас. Одни дадут совет, а другие, глядишь, сделают что-нибудь за тебя. Безусловно, можно поступить и так. Правда, в этом случае обязательно проявится один неприятный нюанс. Какими бы достойными ни были эти люди, они не смогут отойти от своих представлений. Они будут обустраивать нашу жизнь так, как видят её сами.

Можно положиться на их порядочность. Можно верить, что они сделают всё, что в их силах. Ситуация от этого принципиально не изменится. Сделают они только то, что могут сделать. Сделают только так, как они способны сделать. Совершенно не важно, кем являются эти достойные люди – родителями, государственными деятелями или людьми, близкими по интересам – принцип остаётся принципом. Они обязательно оттолкнутся от своих представлений. Они оттолкнутся от своего виденья происходящего. В итоге, основным фактором, определяющим конечный результат, будет их уровень развития.

Даже если окружающие нас «порядочные люди» немедленно откликнутся на наш призыв, нам придётся ждать. Мы будем ждать, когда у них появится возможность оказать нам действенную помощь. У потенциальных помощников есть своя жизнь. Их жизнь тоже насыщена проблемами. И проблемы эти отличны от наших проблем. Нам придётся ждать результат, который эти люди смогут нам обеспечить. В ожидании жизни «как положено» мы будем прозябать в жизни «как можем». Дело человека, отдавшего свою жизнь в чужие руки – это дело «подвластного человека». Оно всегда маленькое: родился, живи, приспосабливайся к условиям, которые выделяют тебе для жизни другие люди.

Можно, конечно, согласиться и с такой жизненной позицией. Практика показывает, что мы можем согласиться с чем угодно. Согласиться-то оно, конечно, можно… если бы это ни была наша жизнь. Может быть, такое поведение было бы даже правильным, если бы наша жизнь зависела только от тех людей, которым мы добровольно дали над ней власть. Правда, и в этом случае таких людей наберётся достаточно много. Власть – понятие растяжимое.

Что же тогда остаётся? Отдать свою жизнь на откуп всем или кому попало? Какой резон? Это будет не что иное, как самое что ни на есть «наплевательское» отношение к собственной жизни. Такое отношение приемлемо для ребёнка или неразвитого молодого человека. Но… оно не годится для взрослого самостоятельного человека, а ведь именно таковым мы считаем себя с подросткового возраста. Такое отношение к себе взрослому человеку не к лицу. Да, и действительность подтверждает неправильность такого поведения.

Вне самостоятельности, вне собственной индивидуальности взрослого человека не бывает. Человек как бы есть, а взрослого человека, как такового, нет. Да, и человеческое сообщество наиболее ярко проявляется только там, где каждый человек строит свою жизнь самостоятельно. Многогранным является то общество, в котором человек строит свою жизнь, опираясь на свою индивидуальность.

В этом заключена основная наша проблема. Правда, она для нас также естественна, как и проживание в социуме. Социум одновременно требует от нас проявления индивидуальности и тут же всемерно ограничивает его. В итоге природное право, быть самим собой, реализуется лишь незначительной частью людей.

Реальность стимулирует нас достаточно просто. Она наносит удары. Причиняя боль телу, она заставляет нас задуматься. Она подбрасывает загадки, на которые у нас нет ответов. Она постоянно ставит нас в ситуации, из которых мы не можем найти выход. Если мы не будем продолжать, искать этот «выход», то очень легко скатимся к примитивному существованию.
Интерес к происходящему вокруг рождает в нас желание, принять участие во внешних процессах. Это требует умения. От нас требуется умение, проявлять определённые свои свойства. Иначе нас отторгнут, и никакого участия не получится.

Желание сопричастности приводит к развитию навыков. Именно они определят наше место в общем процессе. Стремление добиться совершенства, стремление занять другое место среди его участников, придаёт смысл нашим действиям и поступкам. Если процессом, к которому у нас появился интерес, является жизнь вокруг, то и в нашей жизни появляется некий смысл.
Наша ценность не в теле. Тела в «жизненном процессе» нужны разные: красивые и не очень, упитанные и не совсем. Тела могут заменяться одно на другое. Тело есть винтик в большой машине земной жизни. Мы – не винтик. Каждый из нас, в первую очередь, индивидуальность. Основную ценность придаёт нам сознание: сознание нельзя заменить. Наше сознание, существующее в развитии, вообще, есть уникальное явление.

Интерес к жизни даёт пищу сознанию. Развитие навыков увязывает воедино сознание и тело. Развитое сознание позволяет нам с годами оставаться молодыми. «Молодым» остаётся у нас и отношение к жизни. Молодому жить всегда интереснее, чем старику. У него впереди много интересных дел. У него впереди ещё много интересных встреч с непознанным. Новизна жизни развивает сознание. Развивающееся сознание поддерживает интерес к жизни. Только развитие сознания способно придать смысл человеческой жизни.


Рецензии