162. В. И. Агошков. Константин Кирилл из Солуни

162. В.И. Агошков.

КОНСТАНТИН – КИРИЛЛ ИЗ СОЛУНИ.


КУКША – «СОЛОВЕЙ». В нашем крае и до сих пор кое-где сохраняется язычество (вспомним поклонение дубу и русалкам в Кривчиковской сельской администрации!).

Как видим, Кукша взялся поистине за великое дело, но только в глазах вятичей он стал «разбойником», уводящим людей в рабство. Кстати, современные журналисты рисуют Кукшу только светлыми красками, в то время как вятичей-язычников лишь чёрными, не вспоминая о том, что и через сто с лишним лет после убиения Кукши (27 августа 1113г) в Новгороде ещё сжигали на кострах языческих волхвов (в 20-е годы 13в).
Так можем ли мы после этого говорить об «отсталости» вятичей и «прогрессивности» христианских миссионеров?! Для наших предков Кукша – это «Соловей-развойник!»

А как доказать, что Кукша – это «соловей»?! Во-первых, по аналогии: точно так же, как сладко поёт соловей, хорошую жизнь при христианской вере обещал Кукша. В таких случаях народ говорит: соловьём поёт, заливает. Соловьиные переливы – через край льётся чарующая мелодия. Но есть у слова «заливает» другой подтекст: обманывает! Миссионер Кукша «заливал» – обманывал людей, а потому он с точки зрения наших предков – разбойник!
 
 
КОНСТАНТИН – КИРИЛЛ ИЗ СОЛУНИ. В житии Константина Философа (в мещанстве Кирилла, создателя азбуки) говорится о его пребывании в начале 60-х годов 9в в Херсонесе, где он «нашёл… евангелие и псалтырь, написанные русскими писменами, и человека нашёл, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив её со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и … вскоре начал читать и излагать (их)…».

Константин-Кирилл потому сумел понять русскую речь, поскольку родился и провёл детство в Солуни (совр. Солоники), где проживало много славян.
Кукша, обращая вятичей в христиан, не мог не говорить о Кирилле – выходце из Солуни: Солуний – Солувий – Соловий!
 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ – «ЯЗЫЧНИК»?! Не мог ли таким образом богатырь-язычник Илья Муромец «биться» с миссионером – христианином Кукшею?! Известно ведь, что христианство в Муромской земле насаждалось с большим трудом.
 
Тот же О.Рапов пишет, что в начале 11 века даже её главный центр оставался языческим. В конце 10-х – начале 20-х годов 11в князю Константину Святославичу, одержавшему победу в сражении с язычниками, удалось обратить жителей Мурома в христианство. Но после его смерти язычество там опять восторжествовало. Лишь в 40-50-е годы 11 столетия христианство занимает доминирующее положение в Муромской земле.

Добавим: среди официальных лиц. Христианские руководители сделали потом мудрый шаг, объявив Илью Муромца святым и введя в былины есаула и повара Алёшу Поповича.
 
 
КТО УБИЛ КУКШУ… Нельзя отрицать того, что Кукшу могли убить не вятичи! Мценская деревня Карандаково стоит на реке Оке. В то время по Оке плавало немало купцов-торговцев. Из той же Хазарии, из Дикого Поля. Вспомним, что вятичи платили дань хазарам, верхушка которых исповедовала иудаизм. Славянин Кукша для них – «соловей!» (славянин–соловянин).

 Топоним Карандаково интересен сам по себе: Кара – чёрный; Даково, дашево – камень? (сравни: карандаш). Не исключено, что Карандаково – это «чёрное место, чёрный камень». Впрочем, Карандаково могло вначале звучать и как Корандаково. Кор – коренное место? Или «Ко-» – это приставка: тогда «рандаково» – рундук?!

В.Даль указывает со знаком вопроса, что слово рундук могло быть заимствовано нами из татарского языка со значениями: а) мощёное возвышенье, с проступками; б) род ларя, крытой лавки с подъёмной крышкой. Кроме этого, рундуком звали: крыльцо, сени, мост, дверной поворот, закрытые нары для разной поклажи и т.д. В моём родительском доме рундуком зовут сундук с открывающейся крышкой. Но если в сундуках хранят бельё, то в рундуках – зерно. Карандаково – крепость, склад?! Тогда место не «чёрное», а «чёрмное//красное»?!
 
 
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ. Великий русский поэт 19 века Николай Языков в г.Симбирске собирал фольклор. В селе Языкове поэт услышал о былинном персонаже – Соловье-разбойнике:

«Речка, которая течёт через село Языково и пруды питает, Соловьём называется. А название-то, говорят, вот откуда пошло. Начало та речка берёт из двенадцати ключей в горах за Языковым, ключи в лесу начинаются. В нём, в лесу этом, жили когда-то давным-давно разбойники. Атаман у них был человек по прозвищу СОЛОВЕЙ. Вот и говорили, что речка течёт от Соловья. А потом и речку СОЛОВЬЁМ назвали».

На что следует обратить внимание. Соловей – это речка. Недалеко от Куликова поля тоже есть речка Солова. СОЛОВА – ПОЛОВА, т.е. поло’вая. Может быть, речка течёт по желтоватым глинам и пескам, благодаря чему вода похожа по цвету на оперение соловья. Если мне не изменяет память, китайская река ХУАНХЕ названа так потому, что она постоянно размывает жёлтую глину, в результате чего вода реки становится жёлтой. Хуанхе и есть в переводе ЖЁЛТАЯ река.

Полова – Плава – плаваю – половодье.
Могли речку поименовать Соловьём и потому, что на её берегах живут соловьи. Н.Языков указывал, что речка берёт начало в лесу «из 12 ключей», находящихся в «горах». Поскольку когда-то носители угро-финских языков обитали и в Сибири, то не исключено, что и в Симбирске холм-гору называли финским словом SAALE, что значит «остров».

Следовательно, речка Соловей, вытекавшая «из 12 ключей в горах», есть речка ОСТРОВ – Островная речка. Атаман Соловей – «атаман ОСТРОВ». И вновь мы видим загадочный ОСТРОВ, с которым нужно «биться».
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии