166. В. Агошков. Солнце. Русалки. Мария. Змей

166. В.Агошков.

Солнце.
Русалки.
Мария.
Образ Змея.

СОЛНЦЕ. РУСАЛКИ. МАРИЯ… Южные славяне, писал Ю. Смирнов, лучше сохранили таинственный жанр мифологических песен… Солнцу могла присваиваться способность к оборотничеству. Сложен, многосоставен образ  вилы.
Ю. Смирнов сравнивает её с общеславянской бабой-ягой и с восточнославянской русалкой, с северно-русской лешачихой или водяницей, с западноукраинской нявкой (мавкой), с западноукраинской и польской «дикой бабой», с балтской лауме. Вила – это славянская фея лесов и вод. Она рисуется красивой женщиной с распущенными русыми волосами.

 В Троснянском районе Орловской области имеются два оврага, которые носят одинаковые названия – Развилье. Вилами называется наша русалка, видимо, потому, что у неё хвост  вилами, т.е. расходится в разные стороны.

Трудно сказать, что повлияло на название деревни Разновилье Троснянской сельской администрации Троснянского района: овраг или «русалка»?! Интересно, что южнославянская вила имеет крылья, и она может превращаться в птицу. Вспомним, что с дуба, расположенного в с. Кривчиково СПК «Победа» Кромского района, русалки летают в Никольский лес.

Вила помогает росту хлебов. Не случайно, видимо, кривчиковский дуб, на котором живут русалки, находится между лесом и полем. Подобная схожесть южнославянской вилы и победовской русалки может говорить только об одном: в СПК «Победа» живут представители южных славян. Известно, что болгары, например, переселялись на Украину, а оттуда, не исключено, их путь лежал в Верховья Оки.

Кстати, до сих пор соседние с Кривчиково женщины – из села Гуторово – имеют ярко выраженный «молдавско-украинский» тип лица. При Петре Первом большое число молдаван переселилось вместе с царём Кантемиром, после победы турок, на дмитровские земли Орловской губернии, где до сих пор, в г. Дмитровске, названном в честь господаря, видны остатки крепости и церковь, к счастью, сохранившаяся.
 
Уроженка Троснянского района, бывшая партизанка М.И. Митенкова в начале 90-х годов 20 века напела мне начало свадебной песни:
 

Приехала сватьюшка: // - Собирайся, Марьюшка,
 На чужу дальню сторонушку,
Чужедальняя сторонушка, // Она зюмом усожена,
Виноградом обгорожена…

 
 Имя Марья любимо и южными славянами. Одна из мифологических песен посвящена Солнцу и Марии. Среди баллад можно выделить «Мурад и Мара». Главный герой песен Марко Королевич был на самом деле, но его имя как нельзя лучше отвечало народным представлениям о богатыре. На Орловщине виноград не выращивают, за исключением отдельных любителей-садоводов. Как правило, сватали девушек из соседних деревень, редко губерний. А чтобы в дальней сторонушке сажали изюм и виноград, нужно было и жениху жить где-то на юге, а не на Орловщине.

Следовательно, М.И. Митенкова услышала эту песню от своих предков, которые прибыли на Оку с юга, скорее всего, с побережья Чёрного моря. Бывший учитель истории Кривчиковской СШ В.И. Тупиков говорил мне, что расположенная рядом с селом Кривчиково – дер. Шумаково названа так выходцами из юга России, где есть станица Шумаковская. И в станице Шумаковской, и в кромской деревне Шумаково распространены почти одни и те же фамилии.
 
 
ОРЛОВЩИНА, начиная с середины 16 века и позже, принимала на свои земли переселенцев из разных мест России, но основные потоки шли с севера, от Москвы, и с юга. Мой отец, Иван Петрович, часто, когда был на гуляниях, исполнял, скорее, даже декламировал песню про «капусту, или картошку с маком, а петрушку с пустырнаком…». Только в зрелом возрасте узнал, что такие слова встречаются в украинской народной песне.

Следовательно, и корни моих предков надо искать на юге России или Украины. В 1639 году южными черкасами была образована под г.Кромы слобода Черкасская. Как правило, во всех лежащих в округе городах черкасы образовывали свои поселения. Переселялись они на Орловщину с юга.

 Наши читатели могут сказать: вы так много говорите о переселенцах с юга, что не остаётся места на Орловщине тем же вятичам. Думаю, что и предки вятичей никуда от нас не уезжали. Мало того, восточная часть Орловщины в своё время принадлежала Рязанскому княжеству.

А рязанцы, как писали в летописях 16 века, «суть вятичи». На юге Рязанское княжество простирало свои границы до г. Ельца и реки Сосны. Официально данное княжество прекратило своё существование в 1521 году, но, конечно же, люди никуда не разбежались, а остались на своих местах. В 1566г образовался г.Орёл. Несомненно, что его поселяли и люди из восточных окраин губернии, т.е. вятичи.
Но вернёмся к южным славянам.
 
 
ОБРАЗ ЗМЕЯ, считает Ю. Смирнов, является центральным в славянском фольклоре. Змея видели в кометах и радуге, отождествляли его с грозой и бурей, туманом и вихрем.
Змей стремится пожрать солнце, почему возникают затмения. К змею издревле относились положительно, поскольку у балтов и белорусов он охранял дома. Любопытно, по мысли Ю. Смирнова, что люди в любовной связи девушки со змеем греха не видели, так как родившийся змеевич  защищал людей… Змея мог победить только змей или человек, рождённый от змея.

И только позже, под влиянием христианства, змей стал «демоном», силой зла. Подобные рассуждения автора заставляют нас предположить, что и Соловей-разбойник не был вначале разбойником. Если Змей гремел громами и сверкал молниями, поливал землю ливнем и бил урожай градом, то за что же его следовало любить?! Может быть, за то, что он имел силу и мог защитить сёла и деревни от враждебных сил.

Молодец всегда сражается со Змеем, и борьба эта, как говорят, не на жизнь, а на смерть. И, тем не менее: змей-защитник! Ю. Смирнов оправдывает такие взаимоисклю-чающие суждения одной фразой: «принцип первобытной диалектики». Итак, вначале Соловей не был разбойником: он охранял дома и населённые пункты. Потом же, когда стали внедряться христианские постулаты, то Соловей из хранителя превратился в разбойника.

Посмотрим, а не могли ли люди слово «Змей» переиначить в «Соловей»?! Змей – Смей – Свей – Злей – Злодей – Слодей – Солодей – Соловей?!..  Со школьных лет в нас сидит выражение:

«Рождённый ползать летать не может!» Оказывается, что змей – былинный Змей – может… летать. Почему?! То ли летающие змеи вымерли, как мамонты, то ли люди видели в том же дыме, струйкой устремляющемся в небо, живого змея. (Дым вьётся змейкой). В детстве мы запускаем в небо змея, правда, бумажного. Змей, который вьётся, взвивается в небо, веет снегом, сверкает молниями и пр., – это  звей (свей).
Вспомним песню советского времени:

«Взвейтесь кострами, синие ночи!»


(С) В.И. Агошков.


Рецензии