167. В. Агошков. Зевс, Балу, Горыныч, Звайгстикс

167.В.Агошков.

Зевс,
Балу,
Горыныч,
Звайгстикс.

ЗВЕЙ – ЭТО… ЗЕВС, ЗВЕЗДА, СВЕТ… Если вспомнить о том, что звуки «в», «б», «м» – взаимозаменяемы, то получим: ЗБЕЙ  (избей, разбой; отсюда, разбойник!). Збей – разбей – разбой – Р А З Б О Й Н И К! Вот, кажется, ответ на то, откуда появилось уточнение: Соловей-Разбойник! Оказывается, и Соловей, и Разбойник обозначают в данном контексте одно и то же.

Подобными повторами в нашем фольклоре никого не удивишь: у Грязи у Чёрныя; черным-черно; ести ествушек сахарных; пити питьицев медвяныих; и спросил он у ворот приворотников; и спросил он у дверей придверников; и т.д.

А теперь мы обратимся к словарю «Мифология». Здесь находим слово ЗБУРЭТО’Р, в восточнороманской мифологии демонический персонаж. Збурэтор считается воплощением любовной тоски или похоти. (Вспомним, что в мифологических песнях южных славян Змеи похищали девушек). Описывается Збурэтор как прекрасный юноша, сгорающий от любви, или как сказочный летающий змей (балаур), как столб пламени с человеческой головой, или как падающая звезда.
 
Днём Збурэтор живёт в деревьях, после заката через трубу проникает в дом к покинутой возлюбленным девушке. БАЛАУР, в восточнороманской мифологии  з м е й. Балаур живёт в озёрах, болотах, но чаще – в облаках. Балаур высасывает воду из рек, а затем извергает её обратно на землю в виде дождя, ливня, града.
Балауру также приписывают прохождение ветра и радуги. (По Г.И. Кабаковой). Ниже – абзац по Е.Д. Огнёвой:

БАЛ («искра, язычок пламени»), в тибетской мифологии персонажи бонского пантеона из разряда божеств  дрегпа … Бал СА, главная движущая сила космического порядка, синяя фигура с девятью головами, 18-ю руками, и четырьмя ногами; его глаза мечут красные молнии, раскаты грома доносятся из ушей, чёрные ветры дуют из ноздрей, грозный град сыплется с языка; его священное дерево – кедр; дым жертвенного огня – путь Бал СА и восьми …(гонцов) на землю и обратно на небо…».

Любопытно это описание наложить на топоним Девять Дубов (Хотынецкий район Орловской области). Са – Соловей?! Девять голов – девять дубов?! Путь восьми гонцов – 8 переходов, не считая первого, от Киева до села Девять Дубов?! Носителями «тибетской мифологии» на орловской земле могли быть монголо-татары. (Есть мнение, что и славяне вышли из Тибета!). Бал СА, как и Соловей-разбойник, «дует ветры».
 

 
БАЛУ, позднее БААЛ (общесемит., букв. «хозяин, владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Балу – бога бури, грома и молний, дождя и плодородия… В эпоху эллинизма отождествлялся с Зевсом. (По И.Ш. Шихману).

Мы могли бы привести ещё не один десяток мифологических персонажей разных стран, посвящённых богам молний, грома, дождя и пр. Оно и понятно, ведь грозы и молнии, бури и туманы существуют везде, где есть люди.

Дальше мы будем говорить о славянском Змее, привлекая данные В.В. Иванова и В.Н. Топорова. ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ, в славянской мифологии – змеевидный демон. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах. Огненный Змей, как и все «остальные» мифологические змеи любят женщин, являются воплощением стихии огня и символом богатства. Огненный Змей сближается с Жар-птицей.
 
 
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Любит огонь и воду. Летает по небу и живёт в пещере, где спрятаны богатства и похищенная царица. Змей Горыныч не всегда отличим от других сходных образов – Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и т.п.

Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв. «Змей Горыныч»; Горыныя как Горыня, баба Горынинка и др. – от глагола «гореть» и лишь вторично от слова «гора»; иногда появляется мотив Змея Горыныча на горе).

ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Змаj Огньени Вук), Вук Огнезмий, в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (2в), к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» – приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другим животным.

ЗМИУЛАН, в восточнославянской мифологии персонаж, одно из продолжений образа Огненного Змея и Велеса. Обратим внимание на то, что в белорусских и русских сказках царь Огонь и царица Маланьица (молния) сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старого дуба: сравни основной миф славянской мифологии о противнике Перуне змее, обладателе стад, который прячется в дереве, и др.

ЗАГРЕЙ – букв. «великий охотник, великий ловчий»… Сын Зевса Критского и богини Персефоны, с которой Зевс вступил в брак в образе змея. (По А.А. Тахо-Годи).

Наверное, мы на правильном пути, считая, что слова Змей, Звей, Зевс – одного ряда. Звуки «м» и «в» взаимозаменяемы: Путивль-Путимль-Путимец (последнее – село на юге Орловского района Орловской обл.); ручей Кровец впадает в реку Крома; медведь – ведьмедь; и пр. Зевс - Земс - Земля - з м е й.
 

 
 ЗВАЙГСТИКС, Свайгстикс, в прусской мифологии божество света и плодородия; способствует росту хлебов и трав, приплоду скота… Звайгстикс отожествляется с Солнцем (лат. sol) или, точнее, с солнечным светом. В поздних литовских источниках 18в появляются имена… как обозначения звёздного бога; ср. латыш. Звайгзнес – мифологизированный образ звёзд, участвующих в «небесной свадьбе». Из Звайгстикс (Свайгстикс), видимо, появилось слово «свастика», при упоминании которого у нас, русских, всплывают в памяти 1941 – 1945 годы, когда фашистская Германия напала на СССР. Конечно, само божество света и плодородия здесь нипричём. Звай - Свай - Звей - Змей.

У славян был Световид, также Святовид и Святович. Верховный бог в большинстве племён западных славян, хранитель и продолжатель рода, предок, прародитель, давший свет и жизнь (vita – жизнь). Он, как и Даждьбог, обозначал то, что мы привыкли называть «весь белый свет». Отсюда – святки – игры в честь Световида. Четыре лица Световида – «на все четыре стороны» – указывают регионы распространения его власти… Люди верили, что на конях бог ездит по небу. (Здесь и далее привлекаются сведения А.И. Баженовой).
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии