168. В. Агошков. Девятая Земля. Семаргл. Похвист

168.В.Агошков.

Девятая Земля.

Семаргл.

Похвист.

СЕМАРГЛ, от слова «семя». Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооружённого добра. Позже Семаргла стали называть Переплутом. (Плутон – греч., бог подземного царства). Культ Переплута справлялся в русальную неделю с 19 по 24 июня. Змей - Смей - Семаргл? Змей – от «семя»?! Семя – от «земя – земля», то, что в земле?!

Змей летает, крылатая собака – тоже. Змей жил и в пещерах, где он хранил богатства.
ГОРЫНЯ, Дубыня, титаны, богатыри. Исполинский спутник Перуна, громовержца.

 Если Перун разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами и т.д. Таких героев множество: Горыня, Валигора, Вернигора, Вертигор, Дубыня, Дубодёр, Вертодуб, Вырвидуб, Елиня (ель), Лесиня (лес), Дугиня (дуги гнёт), Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Усыня, Медведко, Соловей-разбойник (ураганный ветер), Сила-царевич, Иван Попялов (Попел), Святогор и т.д. ЗЕВАНА, или Дзеванна, богиня рощ и лесов была не только у поляков, и других племён, связанных с лесом и охотой, где она могла называться Дива, Дева, Дивия (ср. римск. Диана), Златая Баба, Баба и т.д.
 
 
ЗМЕИ. К змеям отношение у многих из нас не совсем хорошее. Когда какая-то женщина недовольна другой, то в сердцах может сказать и так: «Змея подколодная!»
 Андрей Кайсаров в работе «Славянская и российская мифология» (1804) так писал о змеях: «Кромер рассказывает нам, что змеи в Литве были боготворимы и считаемы за род пенатов или домашних богов. В жертву приносили им молоко и куриц, и строго запрещено было умерщвлять их. Преступники, в том числе обличённые, бывали наказаны тяжко, а иногда и смертною казнию». Поскольку с середины 14 века до конца 15 века наши земли входили в состав Великого княжества Литовского, а потом и Речи Посполитой, то не исключено, что и наши предки к змеям относились также «боготворимо».
 
 Почему же теперь мы не любим этих «тварей». Только ли христианство «виновато»?! Ведь Змий-искуситель, согласно библейскому сказанию, ввёл в грех Адама и Еву. А может быть, дело в том, что монголо-татары были как-то связаны со змеями?! Вспоминается, что на гербе Казани изображён змей.

 Победить Казанское ханство, значит уничтожить её «змея». Москва также боролась и с Литовским княжеством, где, как видим, тоже боготворили змея, как символ. Не означает ли это, что Илья Муромец – защитник Земли Русской – боролся со Змеем (Змием) и на востоке, и на западе, чтобы отстоять свою свободу! А.И. БАЖЁНОВА пишет, что «значений и назначений у змей (как символов) было несколько.

1. В календаре славян есть два праздника, на которых чествуют змей (чаще это безобидные ужи). 25 марта – время, когда «на юрьеву росу» выгоняют скот и змея выползает из-под земли… 14 сентября – уход змей. В марте сельхозработы начинаются, осенью заканчиваются. Змеи помогали вымали-вать дождь, в сказках они часто сосут молоко у коров (облак).

На сосудах с водой рисовали змей.
2. Многоглавые змеи из Перуновой свиты символизировали грозу, разгул стихий. Змей-Горыныч – сын горы небесной (тучи). Змеи похищают красавиц (луну, звёзды и солнце). Они – хранители кладов, целебных трав, живой и мёртвой воды. Поэтому змеи являются символами врачевания. 

3. Змеи из свиты богов подземного царства – Вия, Смерти, Мары, Чернобога, Кащея и др. Смерть (Кощей, Недоля) косит, собирает зловещий кошт, урожай мёртвых, а змей подземное царство стережёт. Синоним такого змея – Ящер (реже Рыба). В народных песнях Ящер становится Яшей.
В периодах христианства змей чествовали на Юрьев день (Юрий – Георгий) –  23 апреля.
 

 
ПОСВИСТ, ПОХВИСТ, ИЛИ  ПОЗВИЗД – свирепый старший (или повелитель) ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развевающемся плаще. Подага – полуденный, жаркий ветер; Полуночный – холодный ветер. В «Слове о полку Игореве» ветры являются «Стрибожи внуци».

 Обратим внимание на то, что в сказках ПОЗВИЗДА (или ветер вообще) иногда заменяет СО Л О В Е Й – разбойник. Так считает А.И. Баженова. К сказанному добавим следующее. В Ломовецкой администрации Троснянского района находится деревня Похвистнево. О её связи с Соловьём-разбойником мы уже писали. (См. № 22). В Медведковской сельской администрации Болховского района есть деревня Свистова.
 
Не исключена её связь со словом «свист». Тем более, что в этих местах – в Знаменской с/а Знаменского района – существует деревня Кащеева. Трудно сказать, почему Позвизд – это ветер. Ведь когда на небе звёзды, то ветра, как правило, нет. Правда, существует вариант слова Позвизд – Посвист!

От «свист»: название деревни Похвистнево не есть ли переделанный вариант от Посвистнево. А не является ли Похвистнево всё-таки первичным названием, а Посвистнево – вторичным. Почему? В имени Похвистнево явно слышится слово  хвост, который имеется у змея. Возможно, что Похвистнево вначале звучало как Похвостнево!
 
 
ПОХВИСТНЕВО – ПОХВОСТНЕВО – ХВОСТНЕВО. Последний топоним напомнил нам о том, что под г.Орлом была в своё время Фастливая  мельница. Говорили, что её владельцы были хвастливыми людьми и потому, мол, назвали мельницу Фастливой. 17 января 1969 года деревня Фастливая, тогда Сабуровского сельсовета, а ныне Лавровской сельской администрации, была влита в состав села Дубовик, которая находится на реке Рыбница. Город Фастов видим в Киевской области Украины, на юго-востоке от Киева. Хвастливое (если мне не изменяет память) море – это Каспийское море.

Если наши предположения верны, то тогда Фастливая мельница есть просто-напросто Хвостливая мельница. Известно, что мельница стоит на плотине, которая подымает во’ды реки’, в результате чего образуется перед плотиной водоём, бо’льший по размеру, чем река. Но по мере удаления вверх по реке от плотины, река вновь сужается. Глядя на реку, в данном случае Оку, с высоты холма, можно увидеть «бумажного» змея; в нашем случае его правильнее назвать речным змеем. Озеро возле плотины напоминает «голову» змея; сужающаяся вверх по течению река – хвост. Наверное, именно по этому признаку назвали и Каспийское море: река Волга – хвост, само море – «голова змея». Таким образом, море тоже не хвастается, оно просто «с хвостом».

 Точно такой же «хвост» напоминала и река Рыбница в районе Хвастливой мельницы. Я уже писал в книге «Тросна» (Орёл, 1994г.) о том, что наши предки умели… летать, поскольку многие названия населённых пунктов, логов, речек давались ими как бы с птичьего полёта. Как можно было дать Каспийскому морю имя Хвастливое (Хвостливое), если не смотреть на Волгу и Каспийское море из …космоса!..

 К сказанному следует добавить и село Голохвастово: голый хвост?! (находится на юге Орловского района Орловской обл.). Деревня Похвистнево – Похвостнево расположено на одной из самых больших высоток, с которой стекают во все стороны ручьи – хвосты. Видимо, наши рассуждения верны и для определения функций Полярной Звезды: есть «голова» змея и хвост! Полярная Звезда, как змей, развевается над землёй, и каждый из нас «держит» её на «ниточке». Но скорее всего именно она управляет нашими судьбами…

(С) В.И. Агошков.


Рецензии