169. В. Агошков. Девятая Земля. Змей, Вий, Дракон

169.В.Агошков.

Девятая Земля.
Змей,
Вий,
Дракон.

ЗМЕЙ - ЗМИЙ - ЗВИЙ - ВИЙ. В детские годы я был очарован повестью Н.В. Гоголя «Вий». Что же означает это слово?! «В восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. Сравни: укр. ВIЯ, ВИIКА, белор. ВЕЙКА – «ресница». По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови ВИЯ поднимали вилами его (выделено нами. – В.А.), отчего человек, не выдерживавший взгляда ВИЯ, умирал». (По В.В. Иванову и В.Н. Топорову). Обратим внимание на то, что в белорусском языке ресница – это ВЕЙКА. Вейка - звейка - змейка?! Украинское слово ВИIКА можно представить, как ЗВИIКА – змийка?! Возможно, ресницы людей напоминают своей формой змей. 

ЗМЕЙ - ЗМИЙ - ЗВИЙ - В И Л Ы. Мы уже давали мнение Ю. Смирнова о ВИЛАХ из вступительной статьи к книге «Песни южных славян»: В и л а (ср. глагол «виться») – это славянская фея лесов и вод. Она рисуется красивой женщиной (реже – безобразной и нагой) с распущенными русыми волосами, облачённой в длинное белое платье. Её оружие – лук со стрелами и волшебный пояс или платок. Мотивами запирания вод и похищения людей образ вилы нередко сближается или отождествляется с образом з м е я. (выделено нами. – В.А.).

В.В. Иванов и В.Н. Топоров о  в и л а х  говорят следующее: «ВИЛЫ, самовилы, в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами и обладали способностью «запирать» воды. Культ Вилы и их связь с колодцами известны по болгарским источникам с 13в. Ноги у Вилы козьи, лошадиные или ослиные. Вилы умеют лечить, предсказывать смерть, но сами они не бессмертны.

 Итак, Вилы – феи лесов и вод, имеют волшебный пояс. Есть «пояс» - хвост и у змей. Поскольку на теле змеи мы видим различного рода рисунки-штрихи, то они и могут напоминать пояс. А о «запирании вод» мы уже писали: плотины рождали на земле речных змей. Если вилы-русалки «похищали» людей, то не означает ли это, что мы должны иметь в виду… утопленников. Правда, наши вилы имеют крылья, летают, как птицы.
Змей, даже бумажный, летает…
 

 
ДРАКОН, «сказочный огнедышащий крылатый змей (иногда с несколькими головами). П.Я. Черных предупреждает, чтобы мы «не смешивали его с ДРАКОНОВ, ДРАКОНОВСКИЙ – «беспощадный, жестокий», которое происходит от греч. ;;;;;;.. Дракон, имя афинского законодателя, жившего в 7в до н.э..».

Действительно, в чешском языке было два слова: ДРАК и SAN – дракон; в польском: smok, smij – дракон. В древнерусском языке до 16в слово ДРАКОНЪ: по-видимому, не было распространённым. В английском – dragon; ит. drago. Первоисточник – греч. ;;;;;;;, латин. drako – «змей», «змея».

 Тот же П.Я. Черных в статье ЗМЕЯ указывает на то, что – *zmjьa – «земное пресмыкающееся», ползающий по  з е м л е  гад». В этом отношении представляет интерес явление раннего переосмысления (уже в 11в) этого слова под влиянием ЗЕМЛЯ:  з м л и я». Может быть, З М Л И Я и есть ответ на то, каким образом слово ЗМЕЯ трансформировалось в СОЛОВЕЙ! Тем более что в польском языке, наряду со словами ЗМИЯ, существовало и другое – ЗМИЁВЫ.

Так что вятическое ЗМЛИЁВЫ вполне могло стать СОЛОВЬЁВЫ («м», как третий лишний, был утрачен или слился с «л» - сллиёвы?). Не могло ли слово ЗМЛИЯ стать отправной точкой в названии города СМОЛЕНСКА: Змлия - Смлия - Смоленск?!

Такое не исключено, поскольку Смоленск стоит на Смоленской возвышенности, откуда начинаются многие реки. Город – «голова» змеи, реки – «хвосты».
ЛАУМА, Лауме, в восточнобалтской мифологии первоначально богиня родов и земли; позже – злой дух, ведьма, летающая по небу. В Лауме В.В. Иванов и В.Н. Топоров видят трансформированный образ жены громовержца Перкунаса, наказанной мужем за измену и низвергнутой на землю…

Лаума – Лаува -  Слаува - Соловей?!   
 
 
БЕША ДЕБРЬСКИ САНИ. Писатель, исследователь «Слова о полку Игореве» Алексей ЮГОВ отметил: «Эти слова («Беша дебрь Кисаню…») из мрачного сна Святослава и впрямь темны. Из всех толкований принял я прочтение Макушева: «Дебрь Кисаню следует читать: «дебрьски сани…». Таким образом, текст принимает следующую форму: «беша дебрьски сани и несоша iа к синему морю» (Барсов, т.2, стр. 293). «Сани» Макушев производил от чешского «санъ» – дракон. Однако он мог бы сослаться и на древнерусское слово «сань» в памятниках 13 и 14 веков, что означало также  змею  или  з м е я.».

Итак, в древнерусском языке было слово «с а н ь» – змея. Вятичи вполне могли знать слово «сань». Тот же А. Югов сближает «сань» и «сани». Наверное, сами   с а н и, проделывая след на снегу, похожи на бумажный змей с хвостом в небе. (Кстати, другие исследователи нашли дебрь Кисаню).

ПОЧЕМУ ЗМЕЙ, РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ, ЛЕТАЕТ.
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ: ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ.
ВЫПУСК № 23.

Компьютерный набор –  Ольга  Прокошина.

(С) – Василий Агошков. (2003г).


Рецензии