Игорь Царев - Поэт года Вместо реквиема

Умер "Поэт года" Игорь Царев - 4 апреля 2013 года
В редакции, прямо на рабочем месте сегодня скоропостижно скончался Игорь Царев.


23 марта - 4 апреля 2013  года

Хочется , чтобы это эссе  осталось, оно ему нравилось, он читал его несколько раз. А что-то писать сейчас не хочу, потому что не хочу прощаться...
Думаю, нормальные люди поймут, на даты посмотрят..А в тех рецензиях, все живы, важно, что писалось при жизни, а не после смерти...
Игорь, человек, с которым не прощаются....


http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева



ИГОРЬ ЦАРЕВ -  ПОЭТ  ГОДА

Вручена национальная литературная премия «Поэт года 2012»
21 марта 2013 года в Центральном Доме литераторов была вручена национальная литературная премия «Поэт года 2012».
Лауреатами премии «Поэт года» стали:
• I премия – Игорь Царев
• II премия – Олег Горшков
• III премия – Светлана Ширанкова
• Спецпремия «выбор Литературного клуба» – Вячеслав Куприянов
• Спецпремия «выбор Авторской книги» – Иван Зеленцов

Победителям была вручена статуэтка в виде пера на постаменте из яшмы, лазурита и мрамора. С каждым из лауреатов будет заключен контракт на издание книги, все средства от реализации которой поступят автору.
Торжественную церемонию предваряла презентация книг лауреатов премий «Поэт года» и «Писатель года» предыдущего сезона, выпущенных издательством «Авторская книга». В ходе презентации любой желающий мог приобрести книги лауреатов и получить автограф.

Никогда не думала, что этот год 2012-й станет таким счастливым и таким удачным  в контексте  Поэзии, ее возвращения, ее возрождения.

Но с выходом в эфир первой передачи «Вечерние стихи» наша жизнь совершенно изменилась – мы увидели и услышали Поэтов сайта и вообще поэтов нашего времени… Они вошли в каждый дом, стали частью нашего бытия.

За это время побывало у нас в гостях много поэтов хороших и разных, чего только не случалось...

Но 19 сентября, когда в эфире появился Игорь Царев- это еще одна веха в ее истории…Не знаю, как кому, но мне это было очевидно с первого взгляда, с первой строчки, когда он начал читать стихотворения.

Благо, что все это можно увидеть и услышать сегодня, сохранились все архивы передач.

И в первую очередь вот это стихотворение, сибирское, уникальное по своей сути, форме, созвучию с моими ощущениями родных мест.
http://stihi.ru/2010/12/16/8802

Тобол
Игорь Царев

На Тоболе край соболий, а не купишь воротник.
Заболоченное поле, заколоченный рудник...
Но, гляди-ка, выживают, лиху воли не дают,
Бабы что-то вышивают, мужики на что-то пьют.

Допотопная дрезина. Керосиновый дымок.
На пробое магазина зацелованный замок.
У крыльца в кирзовых чунях три угрюмых варнака -
Два пра-правнука Кучума и потомок Ермака.

Без копеечки в кармане ждут завмага чуть дыша:
Иногда ведь тетя Маня похмеляет без гроша!
Кто рискнет такую веру развенчать и низвести,
Тот не мерил эту меру и не пробовал нести.

Вымыл дождь со дна овражка всю историю к ногам:
Комиссарскую фуражку, да колчаковский наган...
А поодаль ржавой цацкой - арестантская баржа,
Что еще при власти царской не дошла до Иртыша...

Ну, и хватит о Тоболе и сибирском кураже.
Кто наелся здешней воли, не изменится уже.
Вот и снова стынут реки, осыпается листва
Даже в двадцать первом веке от Христова Рождества.

Всегда за поэта такого плана немного страшно, когда он выходит на большую аудиторию, потому что у нас всегда принимает безоговорочно поэзия эстрадная,шумная, эпатажная,  а так называемая «тихая лирика» остается незаметной, часто ее трудно расслышать, не всегда можно сразу понять и принять, и это не вина поэта, это наша беда.

Помню это прекрасно еще со времен, когда жили и писали Д.Самойлов, Б.Слуцкий, Ю.Левитанский, и на мой взгляд наиболее близкий по духу Игорю Цареву  поэт Владимир Соколов.

Как хотелось услышать его, послушать, о чем-то спросить ( тогда поэтических вечеров было море самых разнообразных), но он так и оставался человеком в тени, и радовался по-своему, что не дожил до публичности, но для нас это было печально. Стихи должны звучать, особенно любимые стихи.

Немного больше в этом отношении повезло Борису Чичибабину, его друзья записывали на видио, даже в довольно глухие времена, знали, какими бесценнымт  будут эти записи, за что мы им сегодня благодарны.

Когда Игорь Царев вышел в финал того цикла передач, для меня это была первая победа, потому что голосование, насколько помню, проходило без экспертов, и было именно народным.

А народ наш порой голосует довольно странно, и все-таки он был в том финале к моей радости, он там был и снова читал  стихотворения, которые мы уже успели полюбить..

И все равно было немного тревожно за него, потому что настоящий, потому что классный, потому что ПОЭТ, для меня лично уже тогда он стал ПОЭТОМ ГОДА, особенно накануне всех концов света, я повторяла его строчки именно об этом событии, и слушала, как он сам читает это стихотворение.

http://stihi.ru/2008/08/01/2804

Апокалипсис

Игорь Царев

На седьмом ли, на пятом небе ли,
Не о стол кулаком, а по столу,
Не жалея казенной мебели,
Что-то Бог объяснял апостолу,
Горячился, теряя выдержку,
Не стесняя себя цензурою,
А апостол стоял навытяжку,
И уныло блестел тонзурою.

Он за нас отдувался, каинов,
Не ища в этом левой выгоды.
А Господь, сняв с него окалину,
На крутые пошел оргвыводы,
И от грешной Тверской до Сокола
Птичий гомон стих в палисадниках,
Над лукавой Москвой зацокало
И явились четыре всадника.

В это время, приняв по разу, мы
Состязались с дружком в иронии,
А пока расслабляли разумы,
Апокалипсис проворонили.
Все понять не могли – живые ли?
Даже спорили с кем-то в «Опеле»:
То ли черти нам душу выели,
То ли мы ее просто пропили.

А вокруг, не ползком, так волоком,
Не одна беда, сразу ворохом.
Но язык прикусил Царь-колокол,
И в Царь-пушке ни грамма пороха...
Только мне ли бояться адского?
Кочегарил пять лет в Капотне я,
И в общаге жил на Вернадского -
Тоже, та еще преисподняя!

Тьма сгущается над подъездами,
Буква нашей судьбы - «и-краткая».
Не пугал бы ты, Отче, безднами,
И без этого жизнь не сладкая.
Может быть, и не так я верую,
Без креста хожу под одеждою,
Но назвал одну дочку Верою,
А другую зову Надеждою.
 
Но не случилось конца света, а вот печальные события все-таки были, и первое из них – это внезапный  уход Михаила Анищенко, которому я сто раз рассказывала, как люблю Игоря Царева, какой он классный, единственный и неповторимый.

Почему классный? Потому что позитивный, потому что добрый и ироничный, потому что настоящий, помнится, тогда я и сказала о том, что наверное, каждая женщина хочет, чтобы у нее был такой муж, а девочка, чтобы у нее был такой отец… В этом уверена и сегодня…

И тогда, помнится, в рецензии Михаил написал:

Да, только что вышел свежий номер журнала "Дальний Восток", так мы с Царевым там рядом. Как братья.

Михаил Анищенко-Шелехметский 27.10.2012 18:03

По-моему это очень символично, что его последняя публикация была рядом именно со стихами   Игоря Царева, лучшего соседства и не пожелаешь.

Но у этой истории уже после ухода Михаила было продолжение, когда ему была присуждена премия «Народный поэт», его стихотворения со сцены во время вручения премии читал именно Игорь Царев. И как читал, так как никто больше не прочитает.

Наверное, самому  Михаилу Анищенко это должно было очень понравиться, на слушателей же, любящих обоих поэтов,  это произвело неизгладимое впечатление. Не знаю, кто бы еще решился выйти в тот момент на сцену, а стихи должны были звучать...

Явление Игоря Царева в новых  передачах  «Вечерних стихов» уже консультантом, экспертом становится  знаком  качества для этих передач. Остается только радоваться тому, что он там бывает часто.

Но с особым волнением и трепетом мы ждали финала программы «Вечерние стихи», состоявшийся 23 января, и там тоже был  Игорь Царев, за что мы благодарны создателям передачи, потому что без него немыслимо было все это действо, на мой взгляд.

Тогда уже у нас с Мариной (Эм Мэ) давно стало любимым одно из самых понизительных его стихотворений  о сути творчества, о том, как  воспринимает мир этот его герой

Иероним
Игорь Царев

Съели сумерки резьбу, украшавшую избу.
Звезды выступили в небе, как испарина на лбу.
Здесь живет Иероним - и наивен, и раним.
Деревенский сочинитель... Боже, смилуйся над ним!
Бьется строф ночная рать... Сколько силы ни потрать,
Все равно родня отправит на растоп его тетрадь.
Вся награда для творца - синяки на пол-лица,
Но словцо к словцу приладит и на сердце звон-ни-ца...
На печи поет сверчок, у свечи оплыл бочок -
Все детали подмечает деревенский дурачок:
Он своих чернильных пчел прочим пчелам предпочел,
Пишет - будто горьким медом... Кто б еще его прочел

http://stihi.ru/2012/03/23/7623

Тогда был финал, который стал для всех нас и для Игоря Царева тоже началом и нового цикла передач, и немного иной его деятельности  в Художественном совете «Вечерних стихов», которая только начинается.

И вот вчерашний день – 21 марта, День Поэзии, финал премии «Поэт года».

Еще вчера я не знала, даже не предполагала, что она будет вручена  Игорю Цареву, первая премия, самая главная. У меня даже отношение к ней стало другим,  более серьезным  что ли, потому что выбран был самый достойный из авторов.

И  хотя с одной стороны спрашивала себя, если не Игорь Царев, то кто же должен быть Поэтом этого года, и все-таки не верилось, пока не объявили результаты.

Уже в чате «Вечерних стихов» искренне радовались все, кто знают его и очень любят. И  хочется от всей души поздравить Игоря Царева с этим признанием профессионального жюри, в состав которого входил и мой самый любимый поэт Дмитрий Воденников и другие уважаемые люди.

Мы знали, что Игорь Царев –самый лучший, единственный и неповторимый, хорошо, что поняли это и они, хорошо, что они с нами совпали…

От всего сердца поздравляю, с радостью  принимаю то, что Игорь Царев стал Поэтом года, он это заслужил, еще как заслужил, и слушаю его стихотворение.

http://stihi.ru/2002/12/09-528
Полуночный чай с лимоном
Игорь Царев

У надменной Вселенной изысканно холодны руки...
Не согреть их ни яростным звездам, ни углям Аида.
Миллиардами лет в этом мире копилась обида,
Заполняя дырявый кувшин на божественном круге.

Так на что мы надеемся, сидя на кухне за чаем,
Обнимая друг друга, и глядя в бездонную полночь,
Где кричит, заблудившись, бездомная «скорая помощь»,
И молчит телефон, на звонки больше не отвечая?..

Черным крепом задернуто небо и тьмою кисейной.
Но так хочется верить наивным пророчествам Ванги,
Что однажды с рассветом на землю опустится ангел
И оттают молочные реки и берег кисельный.

Мы не вечны, но тем и бесценны любимые руки,
И та странная ночь, и тот чай с ароматом лимона,
И то время, когда со стены мы снимаем «Кремону»
И поем про дырявый кувшин на божественном круге.

Безмятежно, как боги, взирая в бездонную полночь,
Обнимаем друг друга у самого звездного края,
Где незримые силы седыми мирами играют,
И беспомощно плачет бездомная «скорая помощь»…


4 апреля 2013 года скоропостижно скончался лауреат премии «Поэт года» Игорь Царев

Игорь Царев родился в 1955 году в небольшом поселке на Дальнем Востоке. Высшее образование получил в Ленинграде. После института работал инженером-конструктором. Затем ушел в журналистику, работал в «Московском комсомольце», «Труде», «Российской газете». Последние несколько лет работал выпускающим редактором «Российской газеты». Игорь скончался от сердечного приступа прямо на рабочем месте у компьютера, при подготовке следующего номера газеты.

С 2002 года регулярно публиковал свои произведения на портале Стихи.ру. Печатался в журналах, отмечен дипломами и наградами. 21 марта 2013 года Игорю Цареву решением Большого жюри была присуждена первая премия «Поэт года». К 2014 году будет издана книга его стихов – теперь уже посмертно.

Вместе со всеми его близкими, друзьями, коллегами, читателями, любившими его стихи, скорбим об этом чудесном человеке – талантливом и одновременно очень скромном,  добром и сердечном.   Игорь Царев обладал редким качеством – он был равен своим стихам, писал так, как чувствовал, как жил. И его стихи навсегда останутся с нами – как поддержка, утешение в скорби и подаренная нам великая радость от общения с прекрасным. Спасибо, Игорь.

http://stihi.ru/about/news/2013-04-04.html


Любовь, как спасательный пояс. Печаль светла

Любовь Сушко

ЛЮБОВЬ, КАК СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПОЯС   ПАМЯТИ ИГОРЯ ЦАРЕВА
 ВЕЧЕРНИЕ  СТИХИ   10 апреля 

Полдня пытаюсь начать писать эту статью.  В первый раз после 4 апреля хочется что-то сказать об Игоре Цареве, тем более,  вчера прошла передача, которую лично я бы назвала просто: «До свидания, Игорь, до свидания!!!»

Такое случается, когда с некоторыми избранными не хочется прощаться и невозможно проститься. Так было 11 апреля 1999 года ровно 13 лет назад, когда ушел на 49 году жизни не просто мой самый любимый учитель – доцент ОмГУ Александр Борисович Мордвинов, человек, который сделал меня такой, какая я есть , пред которым я страшно виновата, и уже не попросить прощения, увы.

4 апреля ушел поэт 21 века, как вчера правильно сказали, Игорь Царев, перед которым, к  великому счастью, я своей вины не чувствую совсем. Потому что это тот редчайший случай, когда все оказалось как раз наоборот. Мы успели не только полюбить Игоря, но и сказать ему, насколько его любим, моя статья по поводу его награждения премией «Поэт года», стала великой радостью для меня, потому, что успела сказать, потому что он читал ее несколько раз, и в последний раз был 1 апреля на той странице. Потому что у всех у нас были «Вечерние стихи», где Игорь Царев был  одним из главных творцов, и всегда прекрасен, и всегда уместен, недаром вчерашняя передача началась именно с последнего его выступления, где он представлял своего кандидата Игоря Лукшта. И уже одной этой записи хватило бы для того, чтобы понять каким он был. Потому что все мои статьи о «Вечерних стихах» с него начинались и писались для него, никто не приходил на эти страницы так часто. Собственно я беседовала именно с ним все время о поэтах и поэзии. Без него этой передачи представить себе не могу.

Если кто-то 10 апреля  заглянул на огонек в первый раз в эту студию, то посмотрите, кто там был, кто говорил об Игоре. А самое главное, как говорили

 Юрий Метелкин, Андрей Широглазов, Марина Шапиро, Алексей Ивантер, Лариса Морозова-Цырлина, Лешек, Александр Поминов, Андрей Моисеев. Песни на стихи Игоря Царева исполняет Инна Тхорик.

Телевидение творит чудеса, а Игоря мы видели в записи не в первый, а в третий раз, и потому у тех, кто и прежде смотрел передачу, и кто, возможно, видел ее в первый раз,  создавалась иллюзия его присутствия с нами, среди нас. Только  фраза Ольги Ворониной: «Буду читать по бумажке, иначе все забуду и разрыдаюсь», как - то нарушала эту гармонию, и действительно чувство, что сейчас все забуду и разрыдаюсь, было примерно до середины эфира, пока маэстро Помидоров ( тяжко и непривычно ему было вести эфир одному), не напомнил нам о том, что  Игорь был человеком светлым и веселым, и не стоит пожалуй так грустить.
Собственно, это все время мне когда-то внушала бабушка, что нельзя плакать и грустить по тем, кто ушел, как бы мы их не любили, потому что им там становится очень тяжело, лучше вспоминать их с улыбкой и радоваться тому, что они с нами были. В этом есть какой-то резон, каждый раз в  этом убеждаюсь, рыдала только однажды несколько дней - 7 сентября, когда хоронили команду «Локомотив» и у нас в Омске самого любимого их и нашего вратаря  Сашу Вьюхина, вот тогда никаких светлых мыслей не возникало. А Игорь  сотворил бессмертие для себя, он оставил стихотворения, записи, мы весь 2012 годы были с ним, читали, слушали, беседовали. И этот диалог продолжится дальше. Он и сейчас уже продолжается.

Так получилось, что только после его смерти открыла «День поминовения», стихотворение, звучавшее и в передаче тоже

 День поминовения
 Игорь Царев
http://www.stihi.ru/2004/04/27-1040

Поминальную чашу осушим
 Над землей, где зарыты таланты.
Вспомним тех, чьи мятежные души
 Мы вперед пропустили галантно.
Помолчим. Все равно не напиться
 Философским течением буден.
Постоим. А куда торопиться?
Все мы там своевременно будем.

Пахнет пыльным цветком валерьяны
 Нескончаемый марш на погосте.
Что ни день, в оркестровые ямы
 Мир бросает игральные кости.
Но молчат, не имущие сраму
 Новоселы кладбищенских линий -
Бренных тел опустевшие храмы,
По кресты утонувшие в глине.

И смахнув со щеки аккуратно
 Горечь слез, набежавших невольно,
Неохотно уходим обратно -
В жизнь, которая делает больно,
Где рекламно кипит мегаполис,
Семь грехов предлагая любезно,
Где любовь, как спасательный пояс,
Нас с тобой удержала над бездной..
 .
Все уже вроде бы сказано, остается только перечитать все рецензии к этому стихотворению и поразиться тому, как ясно все видел и чувствовал Игорь, как он все «угадал».

Заметила еще одну особенность, на все наши незаданные вопросы в рецензиях у Игоря уже есть ответы. Вот и по этому поводу, он отвечает кому-то из своих рецензентов.

Спасибо. Я сомневался, уместно ли помещать здесь эти стихи, но потом решился, ведь согласно древним обычаям, чем больше людей помянут его имя добрым словом, тем лучше. Очень надеюсь, что качество стихов не настолько уж скверное, чтобы помешать этому. А он действительно был славным и светлым человеком.


Игорь Царев 26.11.2002 15:54
Горько то, что примерять все это теперь приходится к самому Игорю, но тут ничего не поделать.

О посмертной судьбе поэта есть упоминание  и в нашем с ним разговоре, когда была написана статья памяти Михаила Анищенко «Уходящий в вечность», тогда Игорь написал мне лично, как это должно быть:
Рецензия на «Ушедший в Вечность. Памяти Михаила Анищенко» (Любовь Сушко)

Любовь, спасибо за теплые слова о Михаиле. Это действительно Поэт.
Ему был дан Дар.

Дар - это нелегкая доля. Он как раскаленный уголь на ладони. Да, гонит прочь тьму, но и обжигает, и приносит нестерпимую иногда боль.
И, так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово об Анищенко. Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Михаил в свои строки.
И.Ц.
Игорь Царев 09.12.2012 00:28 •

Никогда бы Игорь не произнес слова о своем даре, а когда говорили другие, он всегда напоминал, что чувствует себя неловко в этом случае, и это так на него похоже, но с момента того ухода не прошло еще и полгода, а мы уже должны говорить о нем то же самое. А главное навсегда запомнить вот эти слова.

И, так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово о Игоре Цареве . Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Игорь  в свои строки.
Я позволила себе такую вольность и  изменила только их имена, все остальное  звучит по-прежнему и до какой степени актуально. Хорошо, что и это высказывание у нас осталось, мы знаем, что было важно для самого Игоря и как вести себя дальше – та рецензия стала завещанием для всех, кто живы и кто любит его, и будет любить, пока жив.
Вчера на вечере прозвучало и самое мое любимое стихотворение «Апокалипсис», все помнят, насколько оно было актуально в те дни, когда звучало в программе «Вечерних стихов», мы все еще ждали конца света.

Я лично потом помещала его в каждую вторую статью, как знаковое не только для Игоря, но и для меня тоже, потому что, если после «Тобола»  я его просто полюбила всей душой, ведь  он был нашим, родился и вырос в Хабаровске - в Восточной Сибири, но все равно ближе к моей Западной, чем весь остальной мир, то после этого стихотворения, я поняла, что он первый поэт 21 века- самый главный, хотя осознать это пока человек жив, пока еще с ним можно побеседовать- очень трудно. Но теперь уже это становится все очевиднее.

Апокалипсис
 Игорь Царев

http://stihi.ru/2008/08/01/2804

На седьмом ли, на пятом небе ли,
Не о стол кулаком, а по столу,
Не жалея казенной мебели,
Что-то Бог объяснял апостолу,
Горячился, теряя выдержку,
Не стесняя себя цензурою,
А апостол стоял навытяжку,
И уныло блестел тонзурою.

Он за нас отдувался, каинов,
Не ища в этом левой выгоды.
А Господь, сняв с него окалину,
На крутые пошел оргвыводы,
И от грешной Тверской до Сокола
 Птичий гомон стих в палисадниках,
Над лукавой Москвой зацокало
 И явились четыре всадника.

В это время, приняв по разу, мы
 Состязались с дружком в иронии,
А пока расслабляли разумы,
Апокалипсис проворонили.
Все понять не могли – живые ли?
Даже спорили с кем-то в «Опеле»:
То ли черти нам душу выели,
То ли мы ее просто пропили.

А вокруг, не ползком, так волоком,
Не одна беда, сразу ворохом.
Но язык прикусил Царь-колокол,
И в Царь-пушке ни грамма пороха...
Только мне ли бояться адского?
Кочегарил пять лет в Капотне я,
И в общаге жил на Вернадского -
Тоже, та еще преисподняя!

Тьма сгущается над подъездами,
Буква нашей судьбы - «и-краткая».
Не пугал бы ты, Отче, безднами,
И без этого жизнь не сладкая.
Может быть, и не так я верую,
Без креста хожу под одеждою,
Но назвал одну дочку Верою,
А другую зову Надеждою.
 
Когда кто-то в рецензии спрашивал, почему буква нашей судьбы Й , то Игорь сразу отвечает

 Потому что краткая. Короткая то есть
 Игорь Царев 06.09.2008 18:32

Там, в рецензиях,  многие спорят о том, что нужны ли последние две строчки, якобы они все портят, на что Игорь отвечает сам, без всяких наших домыслов:

- Вы правильно заметили, что последние строки - как маленький мерцающий свет в конце тоннеля. И этот свет я обозначил точно - это именно вера и надежда, пусть даже не в сердце, но хотя бы в именах детей.

Игорь Царев 19.09.2008 11:16

Что же еще можно к этому прибавить, но мне  с самого начала казалось, что именно в этих строчках и бессмертие, и свет и продолжение жизни тогда, когда нас уже не будет.

И конечно не обошлось без упреков в том, что скажем так «оскорбляются чувства верующих», хотя стихотворение появилось значительно раньше пресловутой статьи, но суть этих критических опусов была примерно о том же, на что Игорь тоже ответил, хотя чаще всего и не отвечал:
 :) Да, ортодоксальных верующих тут многое царапает. Но жизнь сама штука острая. И тут речь не о мировом, а скорее о личностном апокалипсисе

 Игорь Царев 19.04.2011

Вот именно Апокалипсис был очень  личным, именно для него, для каждого из нас, но этого не забыть и в реальности.

Кстати, уже отмечалось в передаче, что в  его стихотворениях не было  так называемого лирического героя – термин появился в эпоху серебряного века, связанного со стихами Александра Блока, где трудно отличить реальность от фантазий, а поэта обвиняли в том, что он придумал то, чего не было.

Так вот Игоря Царева в этом обвинить невозможно. Он писал о себе, о том, что видел, переживал, чувствовал. Лирический герой его стихотворений –он сам.

Сегодня я все-таки  обращаю внимание на те стихотворения, где есть тема ухода, вольно или невольно взор направляется к ним.
Вот и  это стихотворение о том же:

Медный вальс ноября
 Игорь Царев
 Памяти верного друга, талантливого музыканта и барда Славы Малиновского

 Медный голос дождями надраенных труб,
Медных листьев костер на осеннем ветру.
И в полете над миром почти невесом,
Кружит медленный танец судьбы колесо.

На рулетке судьбы выпадает «зеро» -
Открывается дверь в бесконечность миров,
Где усталый оркестр без осенних прикрас
 Завершает с листа медный, медленный вальс.

Медный, медленный вальс остывающих дней –
Умирающий звук все бедней и бледней,
Тени горьких предчувствий и огненных рун
 Пробегают по нервам трепещущих струн.

Между Жизнью и Смертью стремительный торг.
И уже не понять леденящий восторг,
Дрожь сухих и давно не целованных губ,
Предвкушающих вальс на другом берегу.

Смертный вальс вперемешку со снежной крупой –
Белый танец судьбы над небесной тропой…
На последнем балу не дыша, не любя,
Ты не смог отказать пригласившей тебя.

http://stihi.ru/2002/11/26-509

А в одной из рецензий по поводу этого стихотворения Игорь написал:
- Говорят, что ТАМ тем лучше, чем чаще добрым словом вспоминают Здесь. А потому, спасибо Вам.

Игорь Царев 02.11.2005 13:19

Думаю, это тоже всем нам остается помнить всегда, он знал, о чем говорит

 А в пронзительном стихотворении «Пес» , к моему удивлению, нашла такие строчки:

На душе ненастно, как после собственных
 похорон.
Полыхает дымным рекламным заревом
 Третий Рим,
А соседа выжигу, как нарочно,
зовут Нерон.
Ты прости нас, Господи, мы не ведаем,
что творим…

Согласна с теми, кто говорил в студии о том, что Игорь остается с нами, душа его здесь, и не только до 40-ка дней, как принято считать, а пока мы живы, он остается с нами. Мы задаем вопросы и находим ответы в его стихотворениях и рецензиях, которые  тогда писались для определенного человека, но он отвечает всем нам на самые больные вопросы.

А пока мы будем вести этот диалог, поэт Игорь Царев останется с нами, мы только начинаем его открывать для себя, и уверяю вас, там  столько открытий чудных, о которых и не подозревала даже, но они  все вперели.
Появляется столько новых стихотворений, которых не было на страничке, но они есть в других местах, и печаль со временем будет светлее, и еще больше наша благодарность ему за то, что он был, и мы оказались как-то причастны к этому явлению Поэта нашему скверному, ужасному, но все же прекрасному миру.
Закончить хочется еще одним стихотворением, пока без комментариев. Там все-таки жизнь торжествует над смертью, не это ли главное? А  еще понятно,  что биография Игоря Царева заслуживает отдельного романа, об этом тоже говорили многие, но все это еще у нас впереди. А пока стихотворение и голос Игоря Царева.

Я мог бы...

Игорь Царев
http://stihi.ru/2008/03/04/4344

Я мог бы лежать на афганской меже,
Убитый и всеми забытый уже.
И мог бы, судьбу окликая: «Мадам,
Позвольте, я Вам поднесу чемодан!»,
В Чите под перроном похмельный «боржом»
По-братски делить с привокзальным бомжом...

Я мог бы калымить в тобольской глуши,
Где хуже медведей тифозные вши;
Тяжелым кайлом натирая ребро,
Под Нерчинском в штольне рубить серебро
 Я мог бы... Но жизнь, изгибаясь дугой,
По-барски дарила и шанс, и другой.

Иные галеры - иной переплет.
И вновь под ногами старательский лед:
В словесной руде пробиваюсь пером -
Меня подгоняет читинский перрон
 И тот, кто остался лежать на меже,
Убитый и всеми забытый уже.
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ

 Когда в 1996 году в подъезде собственного дома киллером был убит поэт и философ Олег Чертов, любимец всего студенчества, близкий, дорогой , любимый всеми нами Олег Владиленович мы были молоды, мы и правда не понимали, как жить дальше, пока не появилось его стихотворение, к нам обращенное, четыре строчки из которого выбиты на его могиле, вот тогда все встало на свои места

 Олег Чертов
http://olegchertov.ru/?p=306

В природе – сдвиг, вначале неприметный,
Но мрачно изменилось естество.
Ненастный день похож на путь посмертный:
Ни впереди, ни сзади – никого.

С полночных стран на ледяном пароме
 К нам подплывает снеговая жуть.
Кто впереди – уже укрылся в Доме.
Кто сзади – не решатся выйти в путь.

Достигни Дома. Преклони колени.
Зажги огонь в камине, стол накрой
 И ожидай в надежде и терпенье,
Кого при жизни ты сковал с собой.

В миру мы были и глупы, и слепы.
Как просто было нас ко злу склонить!
Но там, во тьме, стеснительные цепи
 Преобразятся в световую нить!

Ноябрь 1985

Теперь мы знаем, что в том Доме зажжен огнь, накрыт стол,  и он ждет всех, кто ему был дорог при жизни.

Надеюсь, что и к Игорю Цареву мы зайдем на огонек, и обязательно будет встреча там, а потому остается только сказать: «До свидания, Игорь, до свидания» и терпеливо ждать новой встречи.




2




 ОН  НЕ ВЕРНУЛСЯ  ИЗ БОЯ   ПОЭТ 21 ВЕКА

 Недописанное
 Игорь Царев

...Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
 От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
 Под фонарем полуослепшим
 Читать мятежные стихи,
Хмелея и сжигая глотку,
Катать во рту, как злую водку,
Слова, что тем и хороши,
Что в них - ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
 С неуспокоенной души...
http://stihi.ru/2012/04/06/11665

Это стихотворение Игоря Царева называется «Недописанное», хотя все самое важное и главное Поэт нам поведал, но теперь навсегда оно так и останется недописанным.

В минуты потрясений всегда непроизвольно из глубин памяти вырываются строки, дремавшие там до поры, но  как-то связанные с печальным событием.

Почему – то на этот раз вспоминалась песня В.Высоцкого, которую я когда-то  слышала самой первой, и до сих пор она была связана исключительно с фронтовиками:

Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
 В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас -
Когда он не вернулся из боя.

Вот такие странные случайные  тексты вспоминаются вдруг, хотя, конечно, ничего не бывает случайного. В последнее время, особенно  в 2012- начале этого года Игорь Царев был на передовой  линии борьбы за Поэзию,  и передача «Вечерние стихи» - самое яркое тому подтверждение. Живое свидетельство этой борьбы, которая со временем становится только яростнее и ожесточеннее.

Этому нашлось  подтверждение и в статье Турунтая памяти поэта:
Его тихая понимающая улыбка, всегда спокойный уверенный голос. Даже когда его доставали недалёкие тролли, он был также спокоен, вежлив и корректен. Но слова находил точные.

Когда выяснилось, что в Вечерних стихах волею судеб должны были оказаться весьма одиозные персонажи, я не выдержал, написал ему – «Игорь... неужели Вы будете в таком окружении?». На что он спокойно ответил: – «Если здоровье позволит, непременно пойду на эфир. Если добровольно самоустраняться, то "их" автоматически будет больше чем "нас". И помахал издалека копьём.

Вот в этом он – весь. Не я первый сравниваю его с Дон-Кихотом
http://stihi.ru/2013/04/09/5204

Только я все-таки сравнивала бы его  скорее не с Дон-Кихотом, а с Рыцарем Печального образа, которым и стала наша многострадальная поэзия, а он был именно Рыцарем, боровшимся реально, проявляя при этом не только  силу, но и мужество и твердость. Для этого стоит только заглянуть в рецензии и посмотреть, как  твердо стоял он на земле и именно сражался, не отступая до конца.

И образ древнего рязанского князя Добрыни Никитича возник  не из моих фантазий, и желания как-то все  обозначить. Есть «Троянская опупея» (ТРОЯ и ТРОЕ (три автора)  http://termitnik.dp.ua/poem/73110/, где,  насколько можно судить, роль Добрыни Никитича досталась именно Игорю Цареву, и не  Дон Кихотом, а светлым славянским князем он и останется в этом творении и нашей памяти

 ТРОЯ И ТРОЕ

 Недавно при попытке прорыть прямой переход с Арбатско-Покровской на Калужско-Рижскую линию метро московские диггеры откопали несколько дощечек, исписанных грамотой, получившей у историков название "черты и резы". Предлагаем читателю первый перевод уникального документа эпохи Гомера, проливающий свет на культурные связи Древней Греции и Древней Руси. Неизвестный автор (вещий Боян?) воспроизводит моменты общения героев этого эпоса.

Перевод и литературная обработка:

Михей Студеный,
Евгений Дейк,
Игорь Царев.

Но об этом творении речь впереди, очень надеюсь на то, что  Михей Студеный – один из этой тройки любимых наших героев напишет о том, как все возникло, создавалось, продолжало жить, когда ушел из мира Евгений Дейк, когда  опустело  место в стане русских богатырей. А 4-ого апреля вместе с Михаилом Анищенко им там пришлось встречать и Игоря Царева.

Поэзия Игоря Царева – явление уникальное, те, кто не глух и не слеп, понимают это сразу. А вот в чем ее уникальность, об этом и стоит начать говорить уже сегодня. Хотя по опыту знаю, что  осознание приходит через дюжину лет после ухода поэта. Так было с Олегом Чертовым, которого мы слышали, знали, любили ( благо тогда были дискуссионные клубы, где на одной скамейке сидели и профессора и студенты, и декан факультета мог пригласить любого самого уникального гостя). Это потом они стали губернаторами и  главными экономистами заводов, а тогда были самыми, самыми близкими и дорогими поэтами и философами, с которыми мы общались и спорили…

Сегодня я понимаю, кем для нас  был Олег Владиленович Чертов, хотя седовласым его представить невозможно, он навсегда останется 37 летним.
Но что касается Игоря Царева, Михаила Анищенко, у нас нет столько времени, его может просто не оказаться, потому что человек смертен, человек внезапно смертен. Мы в этом убедились  за эти полтора года уже дважды…

Потому приходится торопиться.
Горько от того, что сделал он до обидного мало, тому есть документальное свидетельство, а рецензии:

Рецензия на «Пока свеча не погасла Вечерние стихи 24апреля» (Любовь Сушко)

В ноябре 2011-го, когда в его 56-й день рождения единички готовились выстроиться в сплошной ряд, Игорь посетовал на исчезающий кураж:
-Что-то в последнее время работы все больше и больше. Или я от нее утомляться стал сильнее?
-Ты ещё много чего не написал.
-Я еще вообще ничего толком не написал :))

Михей Студеный 22.04.2013 22:06

 http://stihi.ru/rec.html?2013/04/22/13914

Но это не совсем так, сколько успел сделать Игорь Вадимович, мы все знаем. При всей его невероятной загруженности в журналистике, сколько раз он появлялся в  передаче, и согласился стать Членом Художественного совета, по причинам, о которых он сам сказал выше.  И для многострадальной поэзии его присутствие, его веское слово на передаче было очень важно, весомо, зримо.

Когда я пытаюсь представить степень влияния Игоря на окружающих, вспоминается яркий пример со знаменитым актером и режиссером Робертом Редфордом, когда спросили о его влиянии на избалованных Голливудских звезд, то кто-то из актеров сказал:

- Когда он появляется на съемочной площадке, все встают, идут  к нему навстречу и начинают говорить вполголоса – вот это как раз тот случай. Да и по сути своей они с моим любимым актером, настоящим мужчиной на фоне всех Бредов Питтов, очень похожи. Одними можно любоваться, восхищаться, визжать от восторга, а перед другими просто встать и чуть понизить голос, понимая значимость того, кто стоит рядом, чтобы услышать то, что он скажет.…

Это особенно важно, если вспомнить, какая бесовщина царит последнее время в поэзии и вокруг передачи «Вечерние стихи» в первую очередь. Самым сильным и мужественным ее воинам и защитникам приходится именно сражаться…

Сливки общества

 Твердили миру Плиний и Авиценна:
Поэзия — дар небесный и тем бесценна.
И вот она дура-дурой в дырявом платье
 Стоит на сцене, а денег никто не платит.

Поэты косят в народ одичалым глазом,
А мир торгует мочалом,навозом, газом
 И все норовит повыше задрать тарифы.
Его не волнует драма глагольной рифмы.

Остались из миллиардов едва ли тыщи
 Таких, кто ищет вкуса духовной пищи.
Но я для них твердить буду неустанно:
Вы сливки общества! Даже его сметана!

Вы сливки! Пускай вас слили, но вы не скисли,
Храня калории чувства и градус мысли.
Вы помните, что был Плиний, и Авиценна,
И что Поэзия — дар, и она - бесценна.
 
http://www.poezia.ru/article.php?sid=59427

К счастью, в отличие от Пушкина, Лермонтова, Блока – Игорь Царев прожил на 20 лет больше, но так ли велик этот срок в  пределах вечности. И все-таки много это или мало?

Почти все написано было им в эти именно годы, да с 2002 –го в 45 лет  его стихотворения появились на сайтах в сети, что сыграло важнейшую роль для распространения поэзии.

Никакие издания и тиражи не смогли бы сделать так много, просто потому что они тонут в этом море, исчезают часто бесследно. Но, даже добравшись до читателя, они не дают нам возможности пообщаться с Поэтом, услышать из первых уст  какие-то важные   установки, поговорить о  творчестве. Это все  может подарить только сеть, как и тот достаточно широкий круг  авторов, которые становятся родными и близкими…

О роли поэтов Пушкинского круга в его творчестве, мы прекрасно знаем, здесь только предстоит изучить и понять, но он есть, и он чрезвычайно важен, если речь заходит об Игоре Цареве…

Стихотворение Владимира О.Сергеева – самое яркое тому свидетельство
 На смерть Игоря Царева

 Владимир О.Сергеев

«И тебе дан шанс – в небеса лицом –
Не спеша, в подробностях, помолиться,
Ведь, когда распутица, под Ельцом
 Бог куда доступнее, чем столица.»
Игорь Царев

 Нет слов, а только горькая печаль
 Свершившейся отчаянной неправды…
Разбита благородная скрижаль –
С не высеченной строчкой – жизни равной.

Молитва есть, как есть, свечой во мгле…
Но почему не дать по той причине –
Свечой гореть подольше на Земле
«В подробностях» молившемуся сыну?!

О чём молился он в своей строке,
Не много говоривший, много знавший,
На самом главном в чувствах языке
 О Бродском лучше Бродского писавший?..

И как бы ни нелепо, но пока
 Смерть Игоря Царева не приемлю!
Поэта - ч е л о в е к а, на века
 Собой облагородившего Землю.
 
http://stihi.ru/2013/04/06/2632

Это были годы  напряжённого  труда, работы над словом, ритмом, рифами. И прав Владимир Сергеев , когда пишет о самом главном:

Не много говоривший, много знавший,
На самом главном в чувствах языке
 О Бродском лучше Бродского писавший?..

Легкость, мелодичность, певучесть, невероятная энергетика, можно только представить с каким трудом все это дается поэту. Сколько времени и сил требует такая работа над  уже готовым текстом, когда понятно, что нет предела совершенству, но кажется, что все и без того прекрасно.

Об этом часто появляются записи в откликах на рецензии, особенно, когда собеседники спорят, предлагают свои версии для текста. Вот здесь Поэт не отступает ни на шаг от своего замысла, доказывая свою правоту..
Рецензии Игоря Царева – это особая часть творчества, важная и интереснейшая, там все еще звучит его голос, интонации, ирония, радость и печаль.

Важно посмотреть, как изменился сам поэт за эти почти 11 лет. Удивляет его краткость и лаконичность, должно произойти нечто, чтобы возник какой-то монолог, пояснение, объяснение. И все-таки он много нам рассказал о времени и о себе.

Но в 2002-2005 годах было много откликов в стихах, и там так же точно и четко  передана мысль, чаще восхищения текстом

 Я напился молчанием радуг твоих,
Я умылся проточным речным серебром,
Я согрел свою душу свечой сентября...
Как небесно построен твой пламенный мир!

Игорь Царев 24.05.2002 16:48

У сосен ржавеют иголки, желтеет Парнас.
Но Ваши стихи - дуновение свежего ветра.
И хочется верить - мы просто уходим из лета,
А вовсе не лето навеки уходит от нас…

Игорь Царев 12.09.2002 15:21 •

Большинство этих  строк из рецензий заслуживают того, чтобы быть изданными в «Избранном» и остаться в нашей поэзии, и пусть гордятся ими люди, к которым они были обращены, потому что это настоящие жемчужины,  оставленные  нам всем на память.

Наверное, только А.Блок мог так серьезно относиться к письмам , записным книжкам , к которым можно отнести и отклики на стихотворения собратьев по перу, и не делал разницы между тем, что будет опубликовано в сборнике, и тем, что  пишется по случаю.
И второе уникальное качество, восходящее к А.Блоку – это предельная честность.

Всем известно, что именно он запрещал близким говорить о том, что его нет дома, если не хотелось встречаться и разговаривать с непрошенными гостями. Казалось бы, мелочь для простых смертных, но это было очень важно для самого поэта.

Так и здесь, Игорь всегда говорил о том, что думал и чувствовал. Фраза : все хвалят, а мне не понравилось- встречается довольно часто. А потом аргументы, почему не понравилось, что там не так. И для человека чуткого, готового прислушаться, работать над текстами, это очень важно, значимо, заслуживает особой благодарности
 В последние годы откликов в стихах почти не встречается, но тем важнее все рецензии, которые пишет Игорь Царев всегда по делу, четко формулируя все, что ему хочется сказать.

И чем больше углубляешься в его стихотворения, рецензии,  его монологи, тем яснее становится величина личности поэта.

И для меня снова возник вопрос: откуда приходят к нам поэты?
Ведь они явно не от мира сего, хотя у них есть дата рождения, дата ухода, сохранились портреты, которые по утверждению Ахматовой меняются после их ухода. Нам еще остаются  видеоролики, записи голоса
 А. Блок утверждал, что первым поэтом был Демон, тот самый, о котором так много и упорно  с самого начала писал М.Ю.Лермонтов. Демон- это душа, поэзия, без энергетики и без души не реальна, это то само стихоплетство, которое никогда не станет поэзией.

Потом вспомнились строки М. Цветаевой, обращенные к А.Блоку, вернее, ее Реквиема поэту:


      Думали -- человек!
      И умереть заставили.
      Умер теперь, навек.
      -- Плачьте о мертвом ангеле!

      Он на закате дня
     Пел красоту вечернюю.
      Три восковых огня
     Треплются, лицемерные.

      Шли от него лучи --
     Жаркие струны по снегу!
      Три восковых свечи --
     Солнцу-то! Светоносному!

      О, поглядите, как
     Веки ввалились темные!
      О, поглядите, как
     Крылья его поломаны!

      Черный читает чтец,
      Крестятся руки праздные...
      -- Мертвый лежит певец
     И воскресенье празднует.

Разве это не похоже, не относится к любому из поэтов?
      Умер теперь, навек.
      -- Плачьте о мертвом ангеле!

И более того, в ангельской теории происхождения поэтов убедил меня Олег Чертов еще в студенческую пору. Он был уверен в том, что когда-то Господь собрал дюжину ангелов и отправил их в этом мир, чтобы нести в тот мир, в его тьму  свет поэзии, они обречены уходить  и снова  возвращаться, чтобы  оставался свет, чтобы свеча не погасла. И в подтверждение этой теории есть  стихотворение Олега Чертова.

Кстати, именно этот философ поможет нам многое понять в природе творчества.

Олег  Чертов
* * *
Еще охвачен тяжестью земною,
Но оттолкнусь – и вверх, по вертикали,
Скользя и обрываясь, как над Икви,
Уйду навечно, полуневесом.
И, может, распахнутся за спиною
 До времени упрятанные крылья,
И погружусь в космические вихри
 И в Млечный снег пылающим лицом.
Господь нас собирал перед отбытьем,
Перстом листая судебные книги,
И нам в лицо показывал друг друга,
Чтоб мы не потерялись на Земле.
И отсылал затем в мирскую битву,
Отягощая души воплощеньем,
А мы бредем и ищем звездных братьев -
Огня живого ищем в мертвой мгле.
Бредем во тьме, рассеянное братство,
И забываем вещие страницы.
Само обетование Господне
 Нам кажется нелепым детским сном.
Но помнят крылья звездное пространство,
И нас своими почитают птицы.
И чувствую, как Божие дыханье,
Молочный снег – пылающим лицом!

1982
 http://olegchertov.narod.ru/lirika.html

Вот из такой поэтической ангельской братии, которые сразу узнают друг друга, стоит им где-то столкнуться, несомненно, был и Игорь Царев.
Но как говорил на вечере памяти Лешек, самое страшное, если мы сделаем из него того каменного, бронзового пиита, забыв о том, каким он был живым.

Надеюсь, до этого дело не дойдет. И не случайно звучит слова песни Высоцкого, как только вспоминаешь об уходе Игоря Царева
 В.С.Высоцкий 1969

Он не вернулся из боя

 Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
 В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас -
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, -
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
 "Друг, оставь прикурить!" - а в ответ - тишина...
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, -
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих...
Все теперь - одному, - только кажется мне -
Это я не вернулся из боя.
 
Жизненный путь Игоря Царева оборвался 4 апреля,  творческая жизнь его только начинается.

Едва прикоснувшись к его  творчеству, я уже наметила дюжину тем для анализа его стихотворений в контексте поэзии серебряного века, поэзии 20 века, и бардовский песни, значительной частью которой  было  несомненно его творчество... О роли В.Высоцкого в его жизни и творчестве отдельная тема.

И любой из нас увидит и поймет, как много все-таки удалось сделать Игорю Цареву для поэзии начала 21 века…Он стал Поэтом года и станет несомненно поэтом века...

Анализ творчества начнется в Блоковском контексте, и для  этого стихотворение "Старая незнакомка" – подходит как нельзя лучше, и не только оно одно, все только начинается

 Старая незнакомка
 Игорь Царев

 Дыша духами и туманами...
А.Блок

* * *
По скользкой улочке Никольской,
По узкой улочке Миусской
 В разноголосице московской -
Едва наполовину русской,
Ни с кем из встречных-поперечных
 Встречаться взглядом не желая,
Вдоль рюмочных и чебуречных
 Плывет гранд-дама пожилая.

Ни грамма грима, ни каприза,
Ни чопорного политеса,
Хотя и бывшая актриса,
Хотя еще и поэтесса,
Среди земных столпотворений,
Среди недужного и злого,
В чаду чужих стихотворений
 Свое выхаживает слово.

В былинной шляпке из гипюра
 Или другого материала,
Она как ветхая купюра
 Достоинства не потеряла.
В нелегкий век и час несладкий
 Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы - лишь закладки
 Небрежно вставленные в томик.

http://stihi.ru/2011/12/04/8928


Рецензии
Спасибо Вам, Любовь, за публикацию о великом поэте! Вы пишите хорошие стихи, потому умеете видеть настоящее.

С признательностью, с искренним уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   31.08.2014 09:07     Заявить о нарушении
Дорогая Любовь Алексеевна!!!
Понимать хорошие стихотворения меня учили 5 лет в институте прекрасные преподаватели. Просто такое время оказалось, когда все нам возвращали, и поэзию серебряного века тоже...Нам повезло тогда, и если что-то осталось, только благодаря им, сегодняшним студентам, увы, везет значительно меньше.
Любовь

Любовь Сушко   31.08.2014 09:20   Заявить о нарушении
Любовь, учат многих, но выучиваются не все. Это ведь - на какую почву падёт.

С искренним уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   31.08.2014 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.