Взрослые дети в романе Ф. М. Достоевского Униженны

Влияние Ф.М.Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в сущности, невозможно предсказать и предвидеть.
Роман «Униженные и оскорбленные» — во многом переходное в творчестве Достоевского произведение. Это — первый опыт нового для писателя «идеологического романа». В нем содержатся зачатки многих идей, образов и всей поэтики в целом зрелого Достоевского. Именно в этом романе впервые так прозвучит детская тема, которая затем будет только усиливаться последующих произведениях и наиболее полно будет раскрыта в «Братьях Карамазовых».
В романе «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевский впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей.
Особый интерес вызывает образ девочки-подростка, Нелли.
«Мрачная это была история, — так характеризует Иван Петрович судьбу Нелли, — одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни...». [1; 174]
Создавая образ несчастной девочки, оставшейся одной на белом свете, но при этом имеющей отца, того самого князя Валковского, которому она совсем не нужна, Достоевский показывает нам в каких страданиях приходится существовать ни в чём не виноватому ребёнку. 
Нелли пережила страшные потрясения. А дети, детство которых прошло на подобных уроках - быстро взрослеют и понимают, что к чему в этой жизни. Она думающий ребенок, фактически, уже сформировавшаяся человеческая личность, рано созревшая в жестоких испытаниях жизни.
Психологи утверждают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно трансформируется, следовательно, любое воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно влиять на процесс формирования личности. Болезни общества как в зеркале отражаются  в исковерканных душах и судьбах его детей.
“Личность ребенка очень хрупка, - пишет известный психолог Василий Васильевич Зеньковский, - и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе она легко может согнуться под действием внешних сил, может искривится, приостановиться в своем развитии, приобрести черты извращенности. Эта легкая податливость ребенка, малая сопротивляемость, чрезвычайная хрупкость детской души ведет к тому, что ей чрезвычайно легко нанести глубокую рану. Само дитя может скоро забыть эту рану, но ее объективное действие на детскую душу может быть очень длительным, словно яд забирается в самую глубину души и оттуда отравляет различные психические движения”. [2]
Именно поэтому целесообразнее будет просматривать мотивацию поступков девочки от истории ее матери. Мать Нелли была обольщена Валковским, убежала от отца, была им проклята, потом ограблена и брошена обольстителем, который к этому времени успел стать ее законным мужем;  и умерла в сыром углу от чахотки и голода, напрасно вымаливая прощение у отца.
С первого же появления Нелли создается ощущение присутствия рока. Портрет Нелли дается в романе дважды. Следует отметить, что у девочки сверкающие черные глаза с загадочным и упорным взглядом, общее выражение недоверчивости и гордости.. Бледность и сверкающие черные глаза символизируют страстную одержимость одной идеей, одержимость пагубную, фатальную. Одержимость идеей — первое условие трагической судьбы (напротив, у Наташи Ихменевой — «голубые ясные глаза»).
Тайна рождения, открытая ей матерью, и перенесенные девочкой страдания сосредоточили все душевные силы Нелли в ненависти к ее отцу — князю Валковскому. Нелли хранит эту ненависть как свой моральный долг, она должна ненавидеть князя и за страдания матери, и за свои страдания. Единственным человеком, который сумел заслужить ее доверие и растопить окаменевшее ее сердечко стал Иван Петрович.
В связи с этим, уместно будет вспомнить как автор описывает последние мгновения жизни Нелли:
«- Ваня, - сказала она едва слышным голосом, - я скоро умру. Очень скоро, и хочу тебе сказать, чтоб ты меня помнил. На память я тебе оставлю вот это (и она показала мне большую ладанку, которая висела у нее на груди вместе с крестом). .. когда я умру, ты и сними эту ладанку. возьми себе и прочти что в ней есть. ..  И когда ты прочтешь, что в ней написано, то поди к нему и скажи, что умирая, его я не простила. Скажи ему тоже, что я Евангелие недавно читала. Там сказано: прощайте всем врагам своим. Ну так я это читала, а его все-таки не простила, потому что когда мамаша умирала и еще могла говорить, то последнее, что она сказала, было: "Проклинаю его", ну так и я его проклинаю, не за себя, а за мамашу проклинаю...». [1;361]
В день смерти девочки Иван читает завещание ее матери, где та обращалась к князю, говорила, что простит его там, если он примет дочь, когда девочка придет к нему. Но Нелли не исполнила завещания: она знала все, но не пошла к князю и умерла непримиренная.
Именно эта личная ненависть девочки к одному человеку распространяется на общество в целом. Нелли не верит людям, она давно поняла, что за все в этом мире нужно платить. И унижение становится фундаментом гордости: если торжествуют злые, а добрые страдают безвинно, значит, страдание — почетный признак добродетели. В ее детском уме страдание отождествляется с добродетелью. Но страдание Нелли — это не смирение, это страдание озлобленное, питающее бунт.
 Ихменевы давно задумали взять к себе девочку-сиротку. Выбор пал на Нелли. Так почему же она отказывается заменить Наташу и стать приемной дочерью в семье Ихменевых?
Нелли отказывалась жить у «жестоких» людей, подобных её дедушке Смиту, так и не простившему её мать при жизни. И потому она отказывается от счастья.
Но по природе своей Нелли добра: «просто бедняжка видела столько горя, что уже не доверяет никому на свете», - говорит о девочке Иван Петрович. 
Неотъемлемой составляющей образа детства является любовь. И уже в последнем романе Ф.М.Достоевского «Братьях Карамазовых» в уста Ивана Карамазова будет вложена главная мысль о любви к детям, об их невинности и духовной чистоте, - “ деток можно любить даже и вблизи, даже и грязных, даже дурных лицом; о больших я и потому говорить не буду, что, кроме того, что они отвратительны и любви не заслуживают, у них есть возмездие: они съели яблоко и познали добро и зло и стали “яко бози”. Продолжают и теперь его есть. Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виновны”. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за грехи «взрослых».
Можно с полной уверенностью утверждать, что, то, что происходит в детстве влияет на всю последующую жизнь.
Таким образом, в мире Достоевского детство - это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько явление, отражающее главные беды всего человечества.
Как пишет про Нелли Р. Г. Назиров: «маленькая героиня гибнет оттого, что ее психика не выдерживает колоссального напряжения вечного бунта, непомерно высоких требований ее морали. Этот бунт самоубийствен». [3] 
Роль этой сиротки бесспорно высока поскольку именно Нелли спасает семью Ихменевых, именно история ее матери помогает воссоединению семьи. Но, как заявляет Н. А. Добролюбов, - «Бедная Нелли хоть и попадает под конец к добрым людям, но ее постоянно возмущает чувство, что она живет у чужих людей, из милости». [4]
Умоляя Нелли рассказать Ихменеву историю своей матери, Иван Петрович надеется смягчить сердце старика. Рассказ девочки производит сильное впечатление настолько, что Ихменев решается идти к Наташе:
   «Наташа, где моя Наташа! Где она! Где дочь моя! - вырвалось наконец из груди старика. Отдайте мне мою Наташу! Где, где она!» [1;333]
Но: Наташа сама прибежала к родителям и, разумеется, встречена была с распростертыми объятиями.
Анализ образа главной героини романа «Униженные и оскорбленные» убедительно свидетельствует, что детская тема прочно входит в творчество Достоевского и в дальнейшем лишь углубляется и отражает психологическую окраску в его поздних произведениях.
Литература:

1) Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные». Л.: Худож. Лит., 1989. – с. 368
2) В. В. Зеньковский. «Психология детства». Лейпциг, изд-во «Сотрудник», 1924. – с. 123 – 145.
3) Назиров Р. Г. Трагедийное начало в романе  Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» //  Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет:  Сборник статей. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — С. 21 — 36.
4) Н. А. Добролюбов. «Забитые люди» (Сочинения Ф. М. Достоевского. Два тома. Москва, 1860 г. "Униженные и оскорбленные", роман в 4-х частях Ф. М. Достоевского. "Время", 1861 г., N I--VII) // Н. А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи.


Рецензии