Готорн

Натаниел Готорн родился в 1804 г. в старинном портовом  городе Салеме. Его отец-капитан рано умер, когда  мальчику было четыре года. Мать осталась с тремя детьми почти без средств к существованию. В детстве Натаниел очень любил слушать легенды и предания, которые передавались из уст в уста жителями Новой Англии. В 1821-1825 гг. он обучался в Боудойнском колледже. Именно тогда он принял твердое решение стать писателем. Следующие двенадцать лет Готорн провел в добровольном заточении в своем родовом  доме в Салеме, во время которого прочел огромное количество книг и потихоньку учился писать. Первый его рассказ «Долина трех холмов» был опубликован в 1830 г. За ним последовали другие. Действие всех новелл Готорна отличается удивительной простотой и незамысловатостью. Наблюдение, описание и размышление  всегда важнее для писателя, чем сюжетное развитие. Тем не менее, новеллы его разнообразны и не похожи одна на другую. Некоторые  выдержаны в духе эссе, без попыток внести в них хотя бы некоторое подобие сюжета; другие построены на использовании  старинных преданий, легенд, мифов, третьи приближаются  по своей художественной структуре к притче, четвертые представляют набросок, зарисовку. Пуританский дух, господствовавший в штатах Новой Англии, наложил зримый отпечаток на все творчество писателя. Основной темой Готорна всегда была проблема греха, взаимосвязи грешной сути и внешнего, воздействие греха на человека, и, через зло, освобожденное грехом, на мир в целом. Многие рассказы Готорна можно назвать историческими.  Здесь искусно воссоздается романтическая атмосфера далекой эпохи: мрачноватый колорит трудового быта колонистов, суеверия и предрассудки, суровые нравы пуритан, жестокость религиозных преследований.

Все напечатанное не создало Готорну литературной славы, но все же эти новеллы, собранные и опубликованные  при дружеской поддержке Бриджа в сборнике «Дважды рассказанные истории» (1837), положили начало  его известности как писателя-моралиста. Так как литература давала весьма скудный заработок, Готорн  вынужден был пойти  на службу инспектором мер и весов. С 1839 по май 1841 г. он работал в бостонской таможне. В творческом отношении это время оказалось совершенно бесплодным – Готорн не смог написать ни строчки, что и стало основной причиной отказа от должности. Большую часть 1841 г. Готорн прожил в сельскохозяйственной общине Брук Фарм, организованной  фурьеристом Рипли и его соратниками. Этот период очень много дал Готторну и как человеку, и как писателю. 1842-1846 гг. он провел вместе со своей молодой женой  в Старой Усадьбе неподалеку от  городка Конкорда. Позже Готорн признавался, что это было самое счастливое время в его жизни. Тогда были написаны новеллы, объединенные в книге «Легенды старой усадьбы» (1846). Однако надежды, возлагаемые на этот сборник, не оправдались. Книга плохо раскупалась. Острая нужда заставила Готорна вернуться на государственную службу. В 1846-1849 гг. он работает смотрителем в салемской таможне. Как и в первый раз это был период творческого бесплодия.

В сентябре 1849 г., после того как демократы проиграли президентские выборы, Готорн, как и многие другие чиновники прежней администрации, был отправлен в отставку. Он вновь сел за стол и в следующие шесть месяцев написал свой лучший роман «Алая буква», законченный  в феврале 1850 г. Работа потребовала от Готорна колоссального напряжения. Завершив работу, он не без трепета отдал рукопись издателю, признавшись при этом: «Это или очень хорошо или очень плохо – сам я никак не могу понять». Вскоре свое однозначное суждение о книге вынес читатель. Успех «Алой буквы» был просто ошеломляющим. Три тиража романа, выпущенные в апреле 1850 г., были раскуплены буквально в несколько дней. В следующие годы появились переводы «Алой буквы» на основные европейские языки. Роман в одночасье  сделал своего создателя знаменитым  (и по сей день «Алая буква» - одно из самых читаемых и изучаемых произведений американской классической литературы). Хотя действие романа разворачивается в 40-е гг. XVII века, Готорн сознательно ушел  от того типа исторического повествования, который был создан Вальтером Скоттом и Фенимором Купером. Его по-прежнему интересовала не столько историческая действительность сама по себе, сколько  дух времени и связи в сфере духовного бытия человека, возникающие на грани  преобразования индивидуальной  нравственности в общественную мораль.

"АЛАЯ БУКВА". Всепоглощающий интерес для Готорна  представляли нравственные последствия  злодеяния или грехопадения. Огромное значение приобретали для него умысел, тайное намерение, порой даже неосознанное, и мотив вины. В этом он решительно отличался от прагматиков-пуритан, для которых важен был именно факт преступления и факт «наказания». В практике  пуританизма  действовал простейший моральный принцип: кто не согрешил, тот безгрешен и тем  отделяется от грешников. В "Алой букве" мы видим совсем другой подход к проблеме зла.
Действие романа разворачивается с июня 1642 по июнь 1649 г. Здесь выведено несколько исторических деятелей той эпохи, описан Бостон XVII века и его пуританские нравы.
Первая глава воссоздает перед читателем сцену гражданской казни. У дверей бостонской тюрьмы собралось все население города. Осужденная – молодая женщина Эстер Прин – приговорена к стоянию у позорного столба за то, что в отсутствии мужа (который пропал несколько лет назад) вступила в греховную любовную связь с неизвестным мужчиной и родила дочь. Толпа пуритан (которые составляли в то время все население колонии) с молчаливой враждебностью встречает осужденную. Эстер Прин  наделена удивительной красотой, женственностью и обаянием. На руках у нее новорожденная Перл, а на груди – вышитый с изумительным мастерством знак - алая букву А (от английского adulteress – прелюбодейка), который она обречена носить на груди до конца своих дней.
Среди многочисленных свидетелей позора Эстер Прин оказывается пожилой, никому не известный мужчина, только что пришедший в Бостон из индейского плена. Когда Эстер уводят обратно в тюрьму, он следует за ней, и тут выясняется, что незнакомец никто иной, как пропавший муж молодой женщины. Он требует, что бы она назвала имя любовника (того же безрезультатно добивались у нее судьи), но Эстер отказывается наотрез. Тогда супруг требует с нее клятвы: она никому не откроет его настоящего имени, и никому не скажет, что он ее муж. Эстер соглашается. Выйдя из тюрьмы, она ведет жизнь отвергнутой и всеми презираемой женщины. Община обрекла ее на отчуждение, на одиночество и вечный позор. Завидев алую букву, все шарахаются от нее, как от зачумленной. Гнет всеобщего отчуждения должен мог, казалось, погубить и сокрушить ее. Но этого не произошло. Обладая необычайной силой духа, Эстер нашла силы для того, что бы жить и ежечасно, ежеминутно нести бремя своего позора. Две великие силы поддерживали ее: горячее раскаяние в содеянном и страстная любовь к дочери. Прекрасная, как мать,  эта девочка  с самого рождения также обречена стать отщепенкой. У нее нет ни друзей, ни подруг, она живет в причудливом мире своих фантазий. Импульсивная и порывистая, одетая в яркие алые платья, которые шьет ей Эстер, она напоминает собой пламя или ожившую алую букву, которую носит на груди ее мать.
Между тем, муж Эстер, назвавший себя Роджером Чиллингуортом, остается в Бостоне и занимается врачебной практикой. Человек необычайно умный и проницательный он всего себя посвятил единственной цели: найти и покарать неведомого соблазнителя жены. При его уме и тонкой интуиции это оказывается несложным. Очень скоро, вслед за читателем, Чиллингуорт начинает догадываться, что отцом Перл является пастор Артур Димсдейл - талантливый молодой человек, имеющий в глазах горожан безупречную репутацию и действительно отличающийся душевной мягкостью и необычайной добротой. Здоровье пастора подтачивает какой-то неведомый недуг, и Чиллингуорт по просьбе прихожан делается его врачом. Однажды, когда священник забылся тяжелым сном, Чиллингуорт тихонько расстегнул его одежду и с изумлением обнаружил у него на груди, прямо на коже алую букву А. Возникла ли она сама собой, как следствие душевных мук Димсдейла, или он сам каким-то образом выжег ее у себя на груди, так и остается неясным. Клеймо позора отметило обоих грешников, только Эстер носит это клеймо открыто, а у Димсдейла  алый знак горит на коже, скрытый от посторонних глаз. Эстер страдает от общественного презрения, но ее муки не идут ни в какое сравнение с тем адом, который носит в своей груди молодой пастор. Превозносимый всеми за святую жизнь, он ощущает себя навеки погибшим. Ничего другого и не мог желать Чиллингуорт. Стать единственным свидетелем тяжких угрызений совести своего врага, видеть его постоянные муки, его бесплодное раскаяние. Играть с ним как кошка с мышкой: оставаясь внешне другом, постоянно касаться его душевной раны и тем самым многократно усугублять его муки! О такой сладостной мести можно было только мечтать, и Чиллингуорт всецело отдается этому разрушительному чувству. Начиная расследование, он еще верил, что  поведет его «с честным и суровым беспристрастием судии, стремящегося к истине…  Но чем дальше он заходил, тем безраздельнее им овладевала одна единственная страсть, свирепая, холодная и неотвратимая, как рок, которая, захватив старика, уже не отпускала его до тех пор, пока он не исполнил всех ее велений». Он живет муками постоянно разжигаемой  им совести молодого пастора. Отдавшись мщению, Чиллингуорт превращается «в жалкое, одинокое существо, еще более несчастное, чем его жертвы» и приобретает даже внешние отличия исчадия ада.
Между тем Димсдейл угнетен вечным сознанием своего греха, но именно это сознание превращает его в лучшего проповедника Бостона. Его речи всегда рождают в слушателях горячий отклик  и исторгают у них слезы.  «Он был придавлен к земле  наравне с самыми низменными… Но оно, это бремя, тесно породнило его  со всем грешным братством людей и заставило сердце священника трепетать заодно с их сердцами». Вскоре Димсдейл превращается в живую легенду. Облик его  в глазах прихожан  окружен ореолом святости. Он кажется им глашатаем божественной мудрости, и укоризны, и любви. Но это лишь увеличивает его мучения. «Невозможно описать, - говорит Готорн, - как терзало его это всеобщее благоговение». И только два чутких человека понимали его чувства: заклятый враг Чиллингуорт и его бывшая возлюбленная Эстер Прин.
Чтобы положить конец этой пытке, Эстер решает нарушить данное когда-то слово. Она назначает Димсдейлу свидание в лесу и рассказывает ему о своем прежнем муже. Это открытие оказывается последним искусом, через которое должны пройти два этих прекрасных и грешных человека.  Первое желание Димсдейла – бросить все и навсегда уехать из города, где он столько страдал. А она последует за ним? Эстер Прин соглашается без колебания. Она вынесла в Бостоне столько горя, что любое место на земле, любой город, в котором она может жить без своей алой буквы, представляется ей настоящим раем. Бывшие любовники решаются бежать, не понимая еще, что это внушение приходит к ним от лукавого. В порыве чувства Эстер срывает с груди алую букву. Но тут происходит неожиданное: Перл, ее воплощенная совесть, не узнает матери без этого знака, который всегда привыкла видеть на ней. Она отказывается идти к ней, а когда Эстер пытается настоять, разражается неистовым гневом. Перл успокаивается лишь после того, как алая буква вновь водворяется на свое место.
В праздничный день, когда в Бостоне вступал в свою должность новый губернатор, Димсдейл должен был читать свою последнюю проповедь. Сразу после этого он, Эстер и Перл собирались навсегда оставить Новую Англию. Догадавшийся об этом Чиллингуорт торжествуют: он добился своего! Его враг не вынес укоров совести, он бежит! Но, конечно же ему этого не удастся! Он отправится следом, он будет гнать его, преследовать до самого смертного часа. Однако, злого старика ожидает страшный удар. Закончив свою проповедь (а это была лучшая проповедь в его жизни!) Димсдейл выходит из церкви, медленно поднимается на помост к позорному столбу и обнажает свою грудь. Алая буква – предмет его тайных мук и тягостных страхов - открывается взорам толпы. Пастор публично исповедуется в своем грехе и сразу после этого умирает.
Более других кончина пастора потрясает Чиллингуорта. Вдруг лишившись смысла всей жизни, он в тот же год умирает. Все свои деньги (которых оказалось очень много) он завещает Перл...
 Когда девочка выросла, она покинула Бостон, удачно вышла замуж и была очень счастливо. Что касается Эстер, то она осталась в городе и до самой смерти носила на груди алую букву. Но в дальнейшие годы, полные для нее труда, размышлений и самопожертвования, эта буква перестала быть клеймом позора; она стала выражением чего-то, достойного глубокого сочувствия, и на нее теперь смотрели не только с трепетом, но и с уважением.


Те же проблемы поднимает Готорн в своем следующем романе «Дом о семи фронтах» (1851), где  раскрывается тема добытого нечестным путем богатства. Полковник Пинчен, пользуясь высоким положением в магистрате  пуританской общины, присваивает землю бедняка  Моула и строит на ней дом о семи фронтонах. Предсмертное проклятие невинно казненного тяготеет над родом Пинчелов. Родовая вражда калечит жизнь последующих поколений, преступления и кары  предстают в причудливом сочетании реалистического и фантастического. Но вот гибнет последний преступный стяжатель, и бескорыстная Феба Пинчен выходит замуж  за такого же бескорыстного молодого человека, фотографа Холгрейва, последнего представителя рода Моулов. В основу следующего романа «Счастливый дол» (1852) были положены воспоминания  Готорна о его  пребывании в  фурьеристской общине Брук Фам, где он жил  среди энтузиастов, которые хотели перестроить мир на началах всеобщей любви. Готорну  удалось показать, как жестокие законы окружающего мира вторгаются в жизнь общины и губят светлую мечту.

В 1853 г. Готорн стал консулом США  в Ливерпуле. Позже (в 1858 г.) он посетил  Францию и Италию. На родину Готорн возвратился  с замыслом романа «Мраморный фавн» (1860), навеянного итальянскими впечатлениями. Эта книга полна интересных высказываний об итальянском  искусстве, культуре, эстетике.  Умер писатель  в мае 1864 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии
К сожалению, ничего не знала о Готорне и не прочла ни одного его произведения А вот фильм "Алая буква" довелось посмотреть, но давно. Тяжёлое впечатление он оставил! Спасибо за ваш рассказ. С уважением,

Элла Лякишева   06.10.2017 19:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.