28. Над Интегралом грянул гром

На фотографии Светлана Павловна Рожнова. Тогда она была аспиранткой и 2-м секретарем Советского райкома ВЛКСМ, а в кафе-клубе одно время была вице президентом.


Впоследствии у Райкома комсомола появились «шальные» деньги, зарабатываемые «Факелом», но расходуемые Райкомом ВЛКСМ (за вычетом зарплаты "Факела и хозяйственных расходов) по своему усмотрению.

В это время комсомольские районные органы получили право открывать счета для использования на нужды молодежи денег, заработанных подотчетными им организациями. «Факел», о котором речь впереди, и был приравнен к такой подотчетной Советскому райкому организации.

Появившиеся очень большие средства потекли на финансирование всевозможных культурных, спортивных, туристских и прочих мероприятий. Работа "Факела" по перекачке безналичных средств институтов СО АН в наличные противоречила действующему законодательству, но пока финансовые органы разобрались, много денег утекло...

Перепало и кафе-клубу «Под интегралом», но по мелочам, потому что у "Интеграла" водились свои деньги, а более-менее крупные проекты там бывали нечасто. Свои деньги Интеграл зарабатывал в "кабачковые дни" (в субботу и воскресенье), продавая входные билеты.

Советский райком комсомола, через счета которого проходили все деньги "Факела" чувствовал себя богатым и всесильным: он ими распоряжался и распределял по своему усмотрению. Деньги не прилипали к рукам, - комсомольцы были честными, и они хотели помочь всем-всем, какие бы желания у молодёжи не возникали.

Кому-то надо было для полного счастья 500 рублей (это были большие деньги - месяная зарплата младшего научного сотрудника была 105-135 руб.), - давали. Кому-то 10 тысяч, - тоже давали. Послать коллектив в два десятка человек в турне по городам, - езжайте, - вот вам деньги. Считали, что это продлится вечно.

Интеграл же набирал силу, и там любили посидеть на дискуссиях и в кабачковые дни и молодые ученые, и не очень молодые, и студенты, и райкомовские деятели, и гости Академгородка, - артисты, писатели, поэты, барды, именитые и начинающие.

На одном из юбилеев кафе-клуба второй секретарь райкома комсомола Светлана Рожнова, поздравляя клуб с этим юбилеем произнесла стишок, который все запомнили:

А если над тобою
нежданно грянет гром,
Тебя всегда прикроет
твой родственник, райком.

Светлана в ту пору была аспиранткой Института истории, филологии и философии СО АН, вела кружок по литературе в школе №162 и была очень активна. Не зря её выбрали на районной комсомольской конференции вторым секретарем райкома ВЛКСМ.

Её слова оказались наполовину пророческими. Первая половина стиха подтвердилась, а вторая - нет. Действительно грянул гром над "интегралом", но в жизни было совсем не так, как обещала Светлана, и райком не захотел прикрыть Интеграл (имелось в виду, что он прикроет своим телом). А партийные органы - районные и Новосибирские областные сделали всё, чтобы Интеграл "прикрыть". Теперь "прикрыть" означало "закрыть", "прихлопнуть".

Предстоящих испытаний не выдержал первый секретарь райкома комсомола Сева Костюк. Он действовал отнюдь не по-родственному. Он стал требовать полного контроля над "Интегралом". Не прикрыл его, а, напротив, стал противником.

И было это в середине 1967 года, после одной дискуссии, которая не понравилась секретарю Советского райкома по идеологии Р.Г. Яновскому. Сева Костюк, по сути дела "взял под козырёк", полностью встав на точку зрения райкома.

Откровенно говоря, если бы он встал на сторону "Интеграла", его бы с треском сняли. И если бы он просто не поддержал "Интеграл", покритиковал бы его, поругал его руководителей, его позицию ещё как-то можно было понять. Но оказалось, что Сева Костюк, на самом деле, вполне искренне поддержал точку зрения Яновского, потребовав полного контроля над деятельностью "Интеграла". И, судя по его воспоминаниям, он и сейчас считает, что был прав.

И новое руководство Объединенного комитета профсоюза, и новый директор ДК "Академия" не захотели ни защитить Кафе-клуб "Под интегралом,, ни хотя бы попытаться смягчить удар и сохранить клуб. Интеграл остался беззащитным. Он мог рассчитывать только на собственные силы.

Была еще, конечно, поддержка академика Воеводского, но он мало чего мог сделать.

Я в это время уже совсем отошел от Объединенного комитета профсоюза и помочь ничем не мог.

Но "Интеграл" не умер.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/03/20/621]


Рецензии