Батлкрузер-Блюз

   Батлкрузер-Блюз
   1
   В двадцаь два любил хард-рок, а к тридцати двум полюбил Джаз. Музыка не самая подходящая для моего заведения. Но так, как клуб был почти пустой, это не имело значения. Два линейщика сидящих в дальнем углу жаловаться явно не собирались.
   Я сидел на своём месте, скучал и думал о плачевном состоянии дел. Заведение больше явно не приносило прибыли. Даже аренду не окупало. Я жил на свои сбережения и терпел убытки. Намеревался до конца месяца найти куда деть компьютеры и закончить своё десятилетнее пребывание в качестве владельца и администратора компьютерного клуба. Когда всё начиналось я был двадцатидвухлетним выпускником-экономистом. Теперь мне тридцать два и чувствую себя стариком, чья эпоха прошла. И запустение в клубе говорило о том же.
   Мой клуб – наверное последний в городе. Это началось около трёх-четырёх лет назад. Закрылся «Полигон». Закрылся «Пси». Закрылось ещё с десяток мест и постепенно мой клуб остался последним. Как единственное подобное заведение в городе, я ещё мог кое-как существовать. Но конкурировать с быстро дешевеющим интернетом оказалось не под силу и мне. Заведение опустело и лишь по выходным иногда заглядывала школота заполняя места максимум на четверть. Менялась эпоха, а я лишь чувствовал как безнадёжно устарел и уже не мог за ней угнаться.
   Звякнул колокольчик, вырвав меня из невесёлых мыслей. На пороге стоял поросший трёхдневной щетиной мужчина, кутаясь в кожанный плащ и стуча зубами. Его черты показались мне смутно знакомыми, но я никак не мог сообразить откуда. Увидев меня он широко заулыбался. Подойдя к стойке за которой я сидел, он облокотился на неё, как старый знакомый и уставился на меня. Я смотрел на него точно понимая, что я его знаю и силясь вспомнить, кто он такой.
   -Грум?- тихо спросил я, когда искра узнавания пробежала у меня в голове.
   Мужчина кивнул и протянул мне руку.
   -Господи, я тебя четыре года не видел. Где ты пропадал?- воскликнул я.
   -То там, то сям,- ответил он беззаботно, но в глазах мелькнула какая-то тоска.- Что-то у тебя дела гляжу не очень хорошо идут.
   -Вообще не идут.
   Теперь я тоже улыбался. Грум явился ко мне словно призрак из светлого прошлого. Того, где клуб был битком набит. Где на каждом мониторе можно было увидеть либо Starcraft либо Counter strike. А чуть позже Warcraft. Когда в клубе кипел дух соревновательности. Иногда грубый, но всё-равно интересный.
   Впрочем Грум бы вряд ли запомнился мне, не будь он чемпионом города по Starcraft’у в те далёкие славыные времена. Пусть ему не удавалось пройти дальше города, но и это было не малым достижением.
   -Вернулся на места боевой славы?- ухмыльнулся я.
   -Ага. У меня мама умерла,- Грум напустил на себя мрачный вид, но я видел, что он не сильно переживает.- Её я тоже четыре года не видел, а на днях получил сообщение. Прилетел на похороны.
   -Соболезную.
   -Спасибо,- он снова заулыбался и воскликнул.- Ну так чем ты занимаешься тут?
   -Да, ничем. Сижу и жду чуда.
   -Может быть оно пришло. Может быть я твоё чудо.
   -Если ты сможешь вернуть люлей в клубы, то да. Но не думаю, что тебе это под силу.
   -Сделай интернет-кафе. Кофе, чай, бутерброды. Посидеть в контакте, потрендеть в ай-си-ку, полазить по нету. В Америке такие штуки в моде.
   -Ты был в Америке?
   -Работал на Близард. Слышал песню во втором старкрафте? Музыка и слова мои.
   -Да ты шутишь, наврное.
   -Да нет, серьёзно. Она и в моём исполнении есть. Я пластинку записал с десятком похожих песен, но голос у меня не такой яркий. Так что пел тот же парень, что и в варкрафте, но слова сочинял я. Он кстати тоненький очкарик. Но голос у него, как у короля варваров.
   Я уже не мог сдерживать смеха:
   -Ты меня поражаешь. Неужели правда?
   -Чистая правда. Так ты-то чем занимаешься, пока тут сидишь. Играешь во что-то?
   -Ну… да. Конечно. Как же без этого. Как тебе кстати второй старкрафт?
   -Я его не видел.
   -Не видел? Ну ты даёшь. Как так? Я думал ты купишь его в день релиза. Это же твоя игра.
   -Моей игрой был первый. Да и то, это было давно.
   -Ты ведь в первый играл почти с релиза.
   -Мне было четырнадцать, когда он вышел. Прошло тринадцать лет. Мне двадцать семь и слишком многое произошло, что бы фанатично кидаться его покупать.
   -у меня есть гостевой ключ. Хочешь, создадим тебе аккаунт?
   -Это было бы интересно. Сыграли бы с тобой как в старые добрые времена.
   -Боюсь не выйдет. Во-первых эти компьютеры его не потянут, а во-вторых там нет сети.
   -Слышал такое. Но неужели вообще никак нельзя сыграть вдвоём.
   -Можно. Через интернет. Но компьютеры не тянут. Я обновлял их последний раз пять лет назад. Только на моём хорошо идёт.
   2
   В кабинете был полумрак. Это была маленькая комнатка больше похожая на чулан, без единого окна и лишь с лампой прицепленной к столу и нависавшей над ним, словно длинный клюв страшной птицы из пасти которой к тому же идёт свет. Грум без лишних вступлений уселся на мой стул и стал рассматривать ярлычки на рабочем столе. Я плюхнулся на деревянную стул-раскладушку для гостей, пылившуюся в углу.
   -Надо сделать тебе аккаунт,- сказал я.
   Грум кивнул и следуя моим подсказкам зарегестрировался на батл-нет. Я тем временем рылся в маленьком шкафу чудом влезшим в эту тесную комнатушку. Нужная бумажка была скомкана и лежала повер книг на одной из полок. Тем-не менее я без труда нашёл её. Развернул и протянул Груму.
   -Ты что с ней делал?- спросил он.- Не в туалет ходил?
   Он взял бумажку аккуратно, пальчиками, как-будто она и вправду выглядела столь страшно. Впрочем кроме того, что она была сильно измята и чуть запылена, ничего страшного с ней не произошло. Ключик был по прежнему читабельный и Грум присоединил его к своему аккаунту, получив доступ к триалу старкрафта.
   -Некоторые люди никогда не меняются,- усмехнулся он.- Как жил вечно в бардаке, так и живёшь.
   Я лишь пожал плечами.
   Вскоре Грум уже запустил игру. Во время загрузки с экрана смотрело бородатое лицо чем-то напоминавшее самого Грума.
   -Ты сперва наверное захочешь освоиться?- спросил я.- Поиграть с компьютером.
   Грум пожал плечами.
   -Конечно.
   -Триал даёт две недели одиночной игры и семь часов батл-нета.
   -Думаю хватит и одной игры в одиночном режиме, что бы освоиться. А семь часов… Негусто, но думаю сойдёт. Что бы прочувствовать.
   -Я на самом деле уйду через полчасика. Мне надо насчёт склада поговорить с одним человеком.
   -Валяй,- Грум махнул рукой.- Дела конечно важнее. Обещаю, скучать не буду.
   Я улыбнулся. Что-то по прежнему было в этом заросшем щетиной старике от того мальчишки, котрого я знал когда-то. В том как он сидел, во взгляде внимательных глаз, в мелких привычках, почти неуловимых, но создающих какую-то ауру человека. Я не узнал его, когда он вошёл, но сейчас я наконец-то признал в нём Грума. Того самого Грума. Его настоящее имя – Савелий, но оно ему никогда не нравилось и никто так его не называл. Может быть, разве что дома. Но дома у него уже не было и имя это как-будто и не существовало вовсе.
   Он выбрал теранов и не глядя на сложность начал игру. Быстрые движение, спешные щелчки. Он действовал легко и быстро, хотя наверное давно уже не садился за игру, и более того новы старкрафт видел впервые.
   Я объяснял ему новые фишки, говорил, что изменлось. Он хмыкал и улыбался.
   -Забавно,- бормотал время от времени.
   Хмурился, когда тыкая по клавише из старой раскладки обнаруивал, что она не работает, но быстро переучивался и привыкал.
   Я смотрел словно завороженный. Не столько за игрой, сколько за ним. Сердце замерло, как у влюбленного. Это было как-будто свободное падение сквозь время. Я вернулся в начало двухтысячных, когда мой клуб был полон игроков в старкрафт и над мониторами нёсся шелест клавиш и приглушённый шёпот наушников, надетых на уши, свисавших на плечи, валявшихся возле клавиатур. Даже звуки клавиш изменились за десять лет. Кнопки были мягче, звук тише. Словно из мира убрали привычную резкость и он стал мягким и упругим как желе.
   Когда Грум закончил я выдохнул. Полчаса пролетели незаметно. Грум мог бы снести компьютер в любой момент, но цель была не в этом. Он просто разглядывал новые войска, новые способности и умнения.
   -Красиво стало выглядеть,- сказал он, закончив.- Но в целом игра кажется какой-то несовершенной. По сравнению с первой частью. Всё слишком похоже и одновременно слишком искаженно. Словно кто-то надругался над игрой.
   -Это просто новая игра,- ответил я.- Не хуже и не лучше первой. Она другая.
   -Да,- Грум кивнул.- Другая.
   И снова во взгляде промелькнула какая-то тоска. Как-будто он тоже чувствовал себя стариком, чьё время прошло.
   Я взглянул на часы. Мне через полчаса надо было быть на месте.
   -Мне пора,- сказал я.- Вернусь через часок. Развлечёшься тут без меня.
   -Без проблем.
   Грум махнул рукой на прощание и исчез в компьютере.
   3
   Встреча прошла без проблем. Мы договорились насчёт цены, условились о времени и теперь оставалось только найти транспорт что бы вывезти компьтеры на склад.
   Когда я вернулся Грум уже вовсю погрузился в старкрафт. Когда я заглянул в монитор он уже выносил какого-то протоса. И когда парень написал «gg» и вышел, Грум откинулся на спинку стула и самодовольно улыбался.
   -Первая игра и тут же победа,- сказал он.- Есть ещё порох в пороховницах.
   -Это ты одну игру играл всё это время.
   Грум помотал головой:
   -Я сначала все остальные расы посмотрел, а потом уже пошёл играть. Надо же знать, чего ждать.
   Я снова уселся на раскладушку в углу. Какое-то приятное чувство щекотало мой мозг. Господи, сколько же времени я не втстречал старых друзей. Наверное я чувствовал себя совсем одиноким, а теперь почувствовал, что это не так.
   -Давай ещё разок,- сказал я, махнув рукой.- Хочу посмотреть.
   -Вообще игра стала гораздо быстрее,- сказал Грум, пока батл-нет подбирал ему соперника.- Быстрее происходит развитие, быстрее строится армия.
   -Все изменения по-моему на это и настроены.
   -Не только. Рассы стали ещё более разными. Особенность каждой из них подчёркнута сильнее. Зерги стали массовее, протосы хитрее, тераны, как-раз, по-моему, мало изменились.
   -Может быть.
   Я снова наблюдал за грумом и радовался тихому чувству ностальгии в груди. Грум был словно пантера: расслаблен и напряжён одновременно. Движения чёткие и точные, как у врача на операции. Давно я не видел таких как он в действии. Одно дело смотреть повтор и совсем другое следить за игроком вживую. Только так можно прочувствовать веь драмматизм игры.
   Разведка. Ранняя атака зерга. Грум отбил её, казалось, без проблем. Тугая оборона терранов была хорошо Груму, а в ней как раз мало что изменилось. Вскоре он уже основал вторую базу и отправил воздушный десант подрывать вражескую экономику.
   Бой разгонялся. Мелкие стычки на экспандах, мирные рабочие гибнущие в перестрелках. Грум играл в свой старый привычный старкрафт, не обращая особого внимания на перемены. Основным его оружие были танки. Медленно передвигая их всё дальше и дальше в тыл противнику, он смещал линию фронта, которая чётко просматривалась по линии зерговской слизи. От воздуха его защищали турели пво, детектор висел в воздухе, что бы обнаруживать люркеров, которых правда во второй части уже не было.
   Когда его танковая колонна была уничтожена толпой жуков-камикадзе, разбрызгивающих во все стороны зелёную кислоту при взрыве, Грум издал первый стон негодования. Такого в первой части не было.
   -****ь,- пробормотал он, замерев на несколько секунд и ошеломлённо глядя в экран. Потом опомнился и стал снова клепать танки. По его движениям было видно, что он судорожно соображает, на что переключиться получше, но ничего не находит. По карте летали тучи крылатых жуков, но их останавливала мощная сеть пво и пехота, воинственно устремлявшая автоматы в небо.
   В конце концов, основав очередную базу и обложив её турелями он решил переключиться на старые добрые крейсеры. И хоть он никогда не доверял им в первой части, сейчас их постоянность успокаивала его. Он не мог найти многие знакомые виды войск, но хотя бы крейсеры оставались на месте.
   -Опасно их строить,- сказал я.- Он легко настроит к ним контр-армию и поубивает их.
   Грум пожал плечами:
   -После этих зелёных бомбочек, я боюсь строить землю. Лучше уйду в воздух.
   Зерг поступил как я и предсказывал. Грум быстро реагировал и пытался отвести крейсеры от летающих противовоздушных жугов, нападавших и преследовавших его суда, но ты были слишком медленными и легко гибли.
   Его стиль игры уже не вызывал во мне ностальгии. Ему не хватало опыта. Он был как варвар, махавший здоровенным мечом своего навыка и прошлого опыта, но не обученный хитростям современной войны.
   В конце концов он решил, что сила в количестве и упрямо продолжал клепать крейсеры, защищая их от вражеской авиации пехотой.
   Из-за нехватки мобильности он терял базу за базой. Десанты продолжали сыпаться на проттвника, но в сгущающемся экономическом отставании уже не могли стать решающим фактором, как бы мастерски он их не делал.
   В концов грум написал «gg», откинулся на спику стула и наблюдал, как жуки сгрызают его базы одну за одной.
   -Выйди уже, мудак,- ответил его опонент.
   -Школота,- сказал я.- Совсем не воспитанная.
   Грум кивнул.
   -Красивая игра,- сказал он.- Но уже не моя.
   Я посмотрел на него тоскливо, чувствуя, как его слова перекликаются с моим собственным настроением. По-разному к людям приходит старость. Может быть, к кому-то она приходит и так.
   -Я пойду прогуляюсь,- сказал Грум вставая.- Подышу воздухом. Зайду к тебе вечерком.
   -Я буду здесь до девяти.
   -Я зайду. Может сходим вечером, попьём пивка.
   Он вышел, взял свой кожанный плащ с вешалки.
   -И подумай про интернет-кафе,- сказал он на последок.
   И вышел под дождь.
   А я остался. Вернулся в кабинет, сел за стул где только что сидел Грум.
   Первый старкрафт был нашей с ним общей любовью. И пусть второй по сравнению с ним – пышногрудая блондинка рядом с морщинистой старухой, разве можно променять ту, котрую любил тринадцать лет.
   В углу по-прежнему сидели два линейщик, по стеклу барабанил дождь. В двадцать два любил хард-рок, а теперь у меня играет джаз и это уже ничем не исправить.


Рецензии