Истоки московского гостеприимства

…Рая вышла на работу.

…Это долгая история. Девять месяцев включая новогодние праздники, она работала без замены как робот. Некого было поставить. Рая совсем немолода и живет одна в комнате в коммуналке на другом конце Москвы. Ежедневно: подъем в пять утра, метро, автобус, маршрутка и вот, уже в замкадье, её магазин, в котором она работает товароведом. И только в десять вечера она опять дома чтобы в пять…. И так по кругу – девять недель без выходных. А что делать? Пойди, попробуй сейчас найти нормальную работу, с достойной оплатой. Это и для молодых непросто.

  А у неё возраст. И замены никакой. Кончилось всё тем, что однажды, в конце рабочего дня носом пошла кровь. Не останавливаясь. Коллеги измерили на всякий случай давление, переглянулись, но ничего не сказали. Попытались остановить кровь, но…. Забирали её в результате, экстренно, по Скорой. Медики заткнули нос огромным тампоном, размером с кулак, так как затыкают пробоину на судне, свернув при этом нос набок. Ещё и примотали бинтом к голове, - чтобы не выскочил. Давление, о котором никто и ничего не говорил вслух, было 260 на 140. Хорошо, что в носу сосуд не выдержал, а не где ещё.

  Провалявшись две недели в больнице, отоспавшись, она вышла снова на работу.

  А там её уже не ждали. Списали и вычеркнули. Нашлись тут же заменщики, и кандидаты на её блатное место тоже нашлись, но у Раи твердый татарский характер, хотя и возраст предпенсионный. Показав всем кулак и фигу, с фразой «Не дождётесь!» она приступила к своим обязанностям. Так как положено – неделя рабочая, неделя – выходная.

Через неделю к ней подходит её новая сменщица и просит подменить на субботу-воскресенье:
- Знакомые из глубинки приезжают, Рай, давай поменяемся?

- Мама-папа, родственники?

- Нет так знакомые. По Москве пошляться….

- Ты чего??? Не привечай и не приучай! Не будь дурррой! …Я вон, когда с роддома вышла, у меня одиннадцать человек гостей было. …Мать всё говорила, - Купи большую кастрюлю, народу же много. А зачем мне это? Это я ещё тогда в комнате не в своей, в общежитии жила! И чего? Мать потом, когда на всех этих гостей не разгибаясь, стирала, гладила и полы после них мыла, - уже только тогда всё поняла. А они же этого не понимают! Или прикидываются, что не понимают. Думают, что так и должно быть. Подружка моя с мужем своим по-очереди в Москву ездили за продуктами. Он уезжает, она приезжает. Прямо на вокзале разминались! Я её спрашиваю, - Ты хоть с мужем своим поздоровалась? И ещё постоянно я их всех провожала на метро до вокзала. По двенадцать сумок увозили! Они этого не понимают… Что у тебя работа. Что личной жизни - никакой. Об этом никто даже не задумывается. Они же приехали в Москву? У них праздник! Как же, – такая встреча! Сколько не виделись?! Мол, не часто такое бывает. Бутылку на стол и поехали до утра. А то, что их таких с периферии много, и родственников, и подруг, и знакомых, и знакомых знакомых, и знакомых чьих-то знакомых, которые тоже редко в Москве бывают, о которых ты даже не догадываешься, что они существуют, а они там гордятся, что у них в Москве есть знакомая у которой всегда можно остановиться. …Ведь лучшая подружка моя была, учились мы с нею. Натура у неё такая… - мужская. Она и мужа себе так выбирала – за этого не пойду, - слишком сильный мужик, он меня подомнет, а вот этот, нюня – то, что надо! Буду им командовать. И командовала. Сама мне рассказывала, что свекровь без предварительного звонка и разрешения близко к её дому не подходит. Отец её всегда говорил, что характер бы дочери - сыну, а сына – ей. …А ко мне они вламывались в любое время дня и ночи без уведомления. Ко мне значит можно?  - Ой, Рая мы к тебе приехали! - и понеслась! Кончилось всё тем, что однажды сын у меня заболел, а ко мне, как всегда – внезапно, муж её приехал, а комнат в общежитии свободных не оказалось. Он, значит, ломится с баулами ко мне в комнату. Так мать моя меня в сторонку отозвала и говорит, - Может… между вами что-то есть? Я не знаю. Но куда его, - ребенок болен? …Я ему так и сказала, - Извини, не могу. Вон - есть такси, есть гостиницы. Он обиделся. Что не впустила и не проводила. Как же так? …А я потом позвонила подруге и говорю (мужа то у Раи не было), - Значит так, подруга! У тебя же всё на мази? Свекровь на порог не подходит? Квартира трёхкомнатная отдельная есть? Давай так! Муж твой на две семьи жить будет. Здесь я им буду пользоваться, а в Казани он твой. …Так она обиделась. Говорит, - как же так Рая, вон к нам родственники, когда приезжали мы даже их мотоцикл на двенадцатый этаж затаскивали, а ты? …Короче всех отшила, все ездить перестали, все отвернулись…. Они этого не понимают... Для них, я – знакомая, которая живет в Москве, у которой можно всегда остановиться и сэкономить на гостинице, а мою личную жизнь они не учитывают. …Тут мы недавно с той подругой детства созвонились, и началось, - Как давно мы не виделись! А помнишь это, а помнишь то? Надо встретиться, надо встретиться. Через неделю звонит, - Я Рая буду в Домодедово, у меня час времени будет между рейсами, подъезжай, поболтаем! …Я не поехала. Это Домодедово от меня, – два часа, минимум, если без пробок и потом ещё столько же - обратно. Полдня потерять, чтобы час с ней пообщаться? Я ей так и говорю у тебя внуки – умные? Вот пусть тебе объяснят, как это делается, и дала ей свой скайп. Болтать будем - сколько угодно! Она опять обиделась. Может она просто с Интернетом не дружит и боится сказать об этом, но мне-то, какое дело? …Послушай старую бабку, коренную москвичку в первом поколении, - это надо завязывать и обрубать на корню!

  …Рая договорилась со сменщицей отработать за неё субботу-воскресенье, чтобы в следующее субботу и воскресенье, та отработала за Раю. В то самое следующее субботу-воскресенье, когда к Рае должна была заехать племянница. Проездом. Из Казани в Париж. Ну, чтоб в гостинице не останавливаться….


Рецензии