Лекция 12 о Ветхом Завете в Йельском Университете

ПРОФЕССОР КРИСТИНА ХЭЙАС: 
 "На последней лекции я упомянула о концепции выбора Богом Израиля, богоизбранности израильтян, которая впервые появляется во Второзаконии. Я говорила о том, что для Второзакония избрание Израиля Богом означает, что израильтяне святой народ - святой в смысле принадлежащий Богу и отделённый от всего общего и обыденного.  Такое отделение влечёт за собой сепарацию от окружавших народов и от обрядов, не согласующихся с поклонением Богу. По этой причине смешанные браки с ханаанеянами Второзаконием запрещаются. И фактически они полностью прекратились. Точно так же как и все чуждые обряды на территории общины.   Учитывая то, что Ханаанеян, вероятно, не было во время создания Второзакония, по мнению некоторых ученых, эти тексты можно понимать как своего рода внутреннюю полемику против тех элементов общества израильтян, чьи действия не соответствуют Яхвистской политике Второзакония, или монотеистским идеалам Яхве.
Отделение влечёт за собой также и службу Богу. Это означает в первую очередь соблюдение его законов, особенно соблюдение законов чистоты, отрицание языческих обрядов  и т. п.
 Таким образом привилегия быть избранным или выделенным как святой народ Богом влечёт за собой обязанности и ответственность.
 В то же время Второзаконие, похоже, осознаёт опасность формирования комплекса превосходства, опасность морального свойства, обусловленную представлением об избранности. И Второзаконие постоянно повторяет: Израиль был выбран не по причине своей особой добродетели или заслуги. Моисей также напоминал израильтянам, что Израиль наследует землю Ханаана не благодаря своему величию, праведности или достоинствам, которыми они обладали. На самом деле, говорит он, это далеко  не так.  Яхве выбрал Израиль в следствие акта непосредственной любви к патриархам - которая вовсе не подразумевает их совершенство. Избрание израильтян являлось исключительной инициативой Бога, и у них нет основания для хвастовства. В гл. 7:6-8 Второзакония мы читаем:
" Вы народ священный для Господина вашего Бога: из всех народов на земле Господин ваш Бог выбрал вас быть его самым ценным народом. Бог раскрыл своё сердце для вас и выбрал вас не потому что вы самый многочисленный народ  - на самом деле вы самый малочисленный народ - а потому что Бог благоволил вам и держал клятву, данную вашим отцам, которых Бог освободил могущественной рукой и  спас  из дома рабства из под власти Фараона царя Египта."
"Так что не поддавайтесь соблазну, - позже предупреждал израильтян Моисей( эта речь в гл.8:17)  - не поддавайтесь искушению сказать себе: " Благодаря своему величию и могуществу получили мы такое предпочтение." Не говорите  "......Господь удостоил нас обладать этой землёй из за наших добродетелей."(гл.9:4 Второзакония) . Наоборот, оно подчёркивает,  что лишь по причине непомерно разросшейся порочности ханаанеян, Бог изгнал их из своей земли, и даёт шанс израильтянам.  Для вас это такое  же испытание, какое было установлено для них. Не провалите его, потому что в противном случае Бог выгонит вас как он поступил с ханаанеянами.   Такова тема Второзакония. И мы ещё вернёмся к ней и  рассмотрим, насколько важна эта идея  для  историков Второзакония. 
Другой темой  Второзакония является провиденциальная забота, которая  проявляется в гл 8. Провиденциальная любовь и забота Бога об Израиле выражена в Библии различными метафорами. 
И пророк Осия, который представляется сильно связанным с книгой Второзакония, будет дальше развивать этот  образ родителя и ребёнка, который показан  в гл.8 Второзакония.  Таким образом, в некотором смысле языковой стиль,  который мы только что рассматривали, был фактически язык мужа и жены, потому что если кто то просто любит кого то, то делает это не из за достоинств любимой, а потому что таков выбор любящего. Они благосклонны к ней. Они любят личность и связывают себя с ней. Это не имеет отношения к другим людям, это просто означает, что эта личность находится в фокусе внимания.  В отношениях Бога и Израиля используется образ любовных,  семейных отношений мужа и жены, однако появляется образ отношений родителя и ребёнка. В гл. 32:10 Второзакония есть образ орла, несущего своего птенца на крыльях:
"Он нашёл его в пустыне
На  унылом диком пустыре
Он окружил его заботой и вниманием
Берёг его как зеницу ока.
Как орёл, который воодушевляет своих птенцов,
Скользит вниз к своему малышу,
И расправляет крылья и берёт его
Несёт его на своих крыльях;
Один Господь руководил им..." 


Похоже, это основано на представлении, что обучая детёныша летать, орёл выталкивает их из гнезда, бросается под них, несёт их некоторое время на крыльях и повторяет это снова и снова до тех пор пока они не научатся летать. Так и Бог постоянно испытывает и корректирует израильтян до тех пор пока они не станут готовы вступить в обетованную землю. Таким образом, содержание Второзакония, состоящее из прощальных речей, смерти и похорон Моисея - это краеугольный камень повествования Пятикнижия.
 Но в то же время Пятикнижие не заканчивает это повествование, потому что в конце Второзакония обет  до сих пор не исполнен.  Народ всё ещё находится вне пределах обещанной земли. Кое кто предположил, что это сделано намеренно. Это указывает на то что окончательная редакция произведения была сделана  во времена изгнания: то есть, редакторы жили в изгнании, и писали для людей, живущих в изгнании. Автор Второзакония подчёркивает, что верность Торе более важна, чем пребывание на обетованной земле. Но в любом случае Второзаконие не является просто завершающей книгой Пятикнижия или истории, которая началась Книгой Бытия, оно также является первой частью гораздо большего  литературного труда, который простирается от Второзакония до окончания 2х Царей.  И сегодня мы рассмотрим работу этой так называемой школы Второзакония.
 Прежде чем мы приступим к этому, мне бы хотелось сделать несколько заключительных замечаний относительно теории источников и Пятикнижия. Мы уже говорили о документальной гипотезе, а также о различных источниках, которые, по мнению учёных, вероятно были включены в Пятикнижие. Я уже упоминала, что по поводу датировки разгорелись споры.  Вопрос датировки имеет значительную идеологическую подоплёку.  Мне представляется важной проблемой тот факт, что Священнический источник  слишком часто недооценивается и подвергается злобным нападкам. Я надеюсь, что за небольшое отпущенное на изучение Священнического источника время я сумела вселить в вас уважение к его роли в трансформации древних израильских обрядов и традиций в символические ритуалы, которые транслируют  основные убеждения о морали и святости. Я надеюсь, что вы получили представление об общественной  этике, в противовес индивидуальной,  и об идее о том, что действия каждого человека имеют влияние на общество в целом.
 Анти священнические, анти культовые настроения европейского протестантизма очевидны в истории библейской науки в последние несколько веков. Это также проявляется в негативной оценке Священнического источника  Библии научной школой. Так для Веллхаузена Священнический источник, который акцентирует внимание на культе и ритуале, логично должен был представлять собой последний вырожденческий этап в эволюции израильской религии, потому что священнические ритуальные культовые практики - эти дегенерация.  По его мнению, это является шагами назад от истинной, наполненной духовностью религии. Согласно Веллхаузену, ранний период древнего Израиля характерен более свободной, естественной формой религии, близкими отношениями с Богом - форма не обременённая, или незапятнанная легалистической культовой одержимостью священников и обрядов.    
Он утверждал, что в 586 году  с разрушением Иерусалима и изгнанием населения в Вавилон, именно там в Вавилоне священники были в состоянии взять под контроль и получили возможность играть на  преобладающих чувства вины и неудачи  сосланных. Священники смогли создать новую религиозную конструкцию, подчёркивающую греховность людей и необходимость ритуального очищения, соблюдения ритуалов и верности букве закона для того чтобы иметь возможность вернуться к Богу.  И они могли вписать себя в повествования и рассказы из  израильского прошлого. И это, согласно Веллхаузену, являлось дегенерацией.
Эта реконструкция эволюции израильской религии на самом деле в большей степени руководствуется теологической предвзятостью, чем историческим свидетельством. Это происходит из за очевидной проекции протестантской-католической напряженности на израильскую историю. Значительную роль сыграло толкование иудаизма раскольниками как умирающей религии во времена Иисуса.  Иисус пришёл и оживил и одухотворил эту религию в то время когда она разрушилась, высохла и выродилась, по выражению Веллхаузена,  подобно мёртвому дереву.  Нельзя сказать, что все учёные, которые датируют Священнический источник периодом после изгнания, мотивированы теми же сомнительными допущениями. Наверняка это не так. Учёные разных мастей и пристрастий рассматривают Священнический источник как поздний; к тому же имеется некоторое объективное свидетельство происхождения  частей Священнического источника, а также частей Второзакония и других источников в  после изгнаннический период.  В одном все учёные сошлись, а именно в том что Священнические материалы достигли своей окончательной формы  во время или после изгнания.  Это шестой век, большая часть середины шестого века,  исходя из того  что возвращение из изгнания пришлось на 530 г., и период с этого момента мы обозначаем  после изгнанническим.  Так что Священнические материалы, конечно, достигли своей окончательной формы в этот период [ изгнаннический и  пост-изгнаннический; мнения  ученых  расходятся ], так же как и Второзаконие, и, вероятно, Пятикнижие в целом.
Тем не менее, есть много данных, которые позволяют предположить, что священническое источники сохраняют очень ранних слои, так же, как "D", Второзаконие, содержит до изгнаннический или более ранний материал. "P", Священнический, исповедует общественную этику, и после изгнаннические священники все больше обращаются к индивидуальной этике. Многие разделы Священнических материалов, кажется, не предполагали центрального святилища. Напомню, что идея центрального святилища на самом деле распространилась в 622 г. при посредстве Джошуа и его реформы. Это стало водоразделом для датировки текстов: те из них, в которых храмы благополучно существуют в различных частях израильской земли, скорее всего относятся к периоду, предшествующему правлению Джошуа, его реформе, то есть до 622г. и до изгнания. Тексты, настаивающие на  необходимости центрального храма, вероятно, относятся ко времени Джошуа или к более позднему. Однако существуют такие части Священнического источника, в которых утверждается необходимость существования эксклюзивного центрального храма.   Более важным, я думаю, представляется то что "P", Священнический источник, не содержит универсального запрета на смешанные браки. Он не использует свои законы чистоты или соответствующую стилистику,  для того чтобы отметить неотъемлемые границы между классами в Израиле или между израильтянами и остальными язычниками. Использование понятия чистоты и соответствующей риторики с целью утвердить границы между Израилем и другими народами очень характерно для пост-изгнаннического периода. Мы увидим это, когда приступим к изучению этого периода.  Таким образом,  очень трудно понять молчание "P" в этом отношении, если он происходит исключительно из священнических кругов пост-изгнаннического периода.
Так что я думаю, что вместо графиков эволюции или вырождения - от "JE",  религии, наполненной чистой   духовностью, к "D" , гуманитарной, этической религии, и далее к  "P", культовой одержимости и легализации чувство греховности - вместо этой диаграммы,  которая признаётся или подразумевается в некоторых( но не всех) классических источниковедческих теориях , может быть, лучше, рассматривать эти три, как на самом деле представляющие три различные и приблизительно одновременные нити древней традиции и опыта израильтян,представленные с их собственных точек зрения. Эти материалы передавались и развивались различными кругами в пределах израильского общества на протяжении веков, и в различные времена они выкристаллизовывались в определённые формы. "JE" содержит  довольно старые фрагменты, но этот источник получил свою окончательную форму до централизации храмов. В нём чувствуется благоприятное отношение к распространению святилищ по всей земле, что указывает на датировку до 622 г.   Второзаконие содержит северные традиции периода до падения Израиля, которое произошло в 722 г., но окончательно оформилось в  изгнании. Это подтверждается тем фактом, что многие пассажи написаны с точки зрения изгнанника. Точно также и Священнический источник включает в себя многие древние традиции, но принимает свою полную и окончательную форму в изгнаннический или пост- изгнаннический период.
Итак, каждом их этих сложных и многослойных источников присутствуют свои акценты, своя повестка дня, свои точки зрения. Иногда они дополняют друг друга, а бывает, что и противоречат и опровергают, и далеко не лучший подход рассматривать их как линейное, аккуратно - последовательное повествование о цветении  израильской религии и её увядании. Их своеобразие не было нивелировано или гомогенизировано окончательным редактором текста. Оно было сохранено таким образом, что стимулирует размышления и дискуссии.
Сделав эти заключительные ремарки, мы приступим ко второму основному разделу Библии. Мы обсуждали Тору, или Пятикнижие, и теперь приступим к рассмотрению части Библии, обозначаемой как Пророки, которая в свою очередь делится на "Бывших Пророков" и " Поздних Пророков." В течение нескольких лекций мы будем рассматривать "Бывших Пророков", которые включают книгу Джошуа, Судей, Первого и Второго Самуэля, Первого и Второго Царя. Все они читаются как исторические повествования. 
Этот материал представляет собой ориентированный на теологию отчёт об израильской истории, начиная от завоевания Ханаана, или того что представлено как завоевание Ханаана, и до разрушения государства Вавилонянами в 587-586 Д.Н.Э.  Этот материал поэтому является определяющим фоном для прочтения "Поздних Пророков" - коллекции книг, каждая из которых носит имя пророка, чьи пророчества она, как принято считать, содержит. Эти пророки делали свои предсказания  в критические моменты истории народа Израиля, так что их слова  будут иметь для нас смысл в том случае, если мы вникнем в суть конкретных исторических кризисов, во время которых они вещали. Рассказы о критических поворотах в истории израильского народа мы находим в материалах, начиная с Джошуа и заканчивая 2мя Царями.
Итак, Бывшие Пророки, или исторические книги, точно так же  как и книги Библии, которые мы уже рассмотрели, содержат различные древние источники, которые были собраны вместе  более поздним редактором. Неизвестный редактор, или группа редакторов, переработали эти источники. Скорее всего это были устные традиции, хотя, возможно, некоторые материалы были из царских архивов. Редакторы соткали из всего этого текст, сложив  материалы вместе, обрамляя стихами и речами старые источники и связывая их вместе объединяющей нитью,  и таким образом придали  им цельность. Причём в методике переработки старых источников, связывании и обрамлении кусков текста проявляются определённые общие черты. Они постоянно повторяют одни и те же темы, используют один и тот же язык, они разделяют общие взгляды. Эти черты и общие взгляды имеют много общего со Второзаконием, и это дало основание немецкому учёному Мартину Ноту предположить, что Второзаконие и эти исторические книги представляют собой одно целое, и таким образом Второзаконие не только обращает свой взор назад и подытоживает повествование Пятикнижия, но и смотрит вперёд, являясь началом  следующего за ним исторического повествования.
Источники "J", "E" и  "P", похоже на самом деле заканчиваются здесь, по этому поводу разгораются споры. Однако по причине того что отредактированная история, изложенная в последующих книгах, начиная  с Джошуа и до 2х Царей, основана на идеях, выраженных во Второзаконии, этих редакторов мы обозначаем как Второзаконническая историческая школа.  Представляется очевидным, что свод как единое целое был сформирован после 622 г.  Повторю, что он утверждает и настаивает  на централизации культа. Последнее датированное событие, которое упоминается в 2х Царях, относится к 562.  Это было, когда царя Иоакима освободили из тюрьмы в Вавилоне в 562 г. Так что, вероятно, работа редакторов  над этим трудом закончилась вскоре после этой даты, то есть в изгнании или в конце периода изгнания. Мартин Нот предполагал, что редактор был один, другие учёные склонны считать, что материалы подверглись двум, или более, следовавшим друг за другом редакциям, учитывая что в них представлено множество различных точек зрения. Однако последняя очень похожа на точку зрения изгнанника, некой личности, находящейся в изгнании, и мы ещё поговорим об этом на следующей лекции.
Некоторые книги или традиции  этого огромного свода менее подвержены влиянию взглядов и идей Второзакония, а некоторые прямо согласуются с ними. Рекомендую прочесть вам статью- предисловие к Пророкам Марка Брэтлера, потому что это действительно хорошая работа.  Самое главное представление Второзаконнической школы заключается в убеждении, что пребывание израильтян на обетованной земле стоит в зависимости от их послушания Завету Яхве.  И это убеждение будет окрашивать представление этой школы, ее оценку и интерпретацию истории Израиля и его царей от Джошуа вплоть до 2 Царей.   Чтобы охарактеризовать этот материал, Кауфман использует термин "историософия", где историк может просто фиксировать события (как будто это такая простая вещь, но согласимся с этим на данный момент) - историк может записывать события выборочно или частично, может пытаться указать причину и следствие, где возможно, но историософия является более сознательным отражением системы взглядов и мировоззрения, то есть в некотором смысле  философией истории. Она пытается выяснить смысл событий истории, чтобы сделать из них более широкие философские, идеологические выводы, и обозначить глобальную цель или замысел истории, не просто сказать, что случилось, но сказать, почему это произошло и что это событие означает для нас сегодня. Ярким примером историософии является повествование Второзакония об истории Израиля вплоть до разрушения Иерусалима.  Оно приводит доводы и пытается передать смысл и значение событий того времени, и оно пытается сделать это через литературную модель кнута и пряника. Это очень важное положение, и мы, по мере продвижения по материалу, будем возвращаться к нему.
В книгах Джошуа и в последующих до 2х Царей прослеживаются ключевые мысли Второзакония. Одной из них является богоизбранность Иерусалима. Во Второзаконии Иерусалим обозначается как место, которое Бог выбрал для обитания своего имени. Существует также представление о богоизбранности Давида царём Израиля и всей его династии. Важно отметить, что в предшествующих четырёх книгах Пятикнижия о царе не упоминается. Ни в одной из книг, начиная с Бытия  до Чисел, мы не встречаем выражений вроде "Если над вами есть царь, вот что он будет делать." Лишь  Второзаконие допускает и обосновывает монархию и содержит законодательство для царя. И это подчёркивает связь Второзакония с последующими книгами. Второзаконие было написано и редактировано  в те времена, когда в Израиле правили цари, и оно предлагает законы для создания идеальной монархии. В этих книгах   также ведущей темой  является то что богоизбранность царя Давида делает его идеальным монархом.
Ещё одной важной темой или чертой этих книг, или Второзаконнической школы, является акцент на том, что мы называем Яхвистскими пророками, такие как Илия и Елисей.  Эти пророки показаны как герои и чемпионы религиозной чистоты.  Они абсолютно против любого смешивания поклонения Яхве с другими религиозными элементами, они категорически отрицают любой вид синкретизма.
Следующей особенностью материалов Второзакония является предпочтение оказываемое по отношению к Иудее, Южному царству, по сравнению с негативным представлением о Северном царстве, Израиле.  Последний испытывает жёсткий пресс со стороны авторов Второзакония, которые, очевидно, симпатизировали Иудее или были выходцами из неё. Северные цари были в равной степени опорочены, потому что они поддерживали культы, оспаривавшие главенство храма в Иерусалиме.
Этим они привлекли внимание Второзакония.  Другой темой, которую мы видим во всех материалах Второзакония, является отрицательное представление ханаанеян.  Мы ещё поговорим о том, кто такие эти ханаанеяне, и каким сложным, на самом деле, является представление о них у авторов Второзакония.
Книги Джошуа и Судей, открывающие Второзаконнический исторический цикл, рассказывают историю завоевания земли Ханаана израильскими племенами и о первых годах поселения(в книге Судей). Чтобы получить понимание некоторых вопросов и появления племенной структуры, следует узнать кое-что о географии Израиля, которая имеет некоторые физические особенности. Много раз указывали, что за последние 4000 лет  за обладание крошечной полоской земли, известной как Ханаан, или земля Израиля или Палестины, велось больше войн чем за любой другой участок земли  в мире. В древнем мире это вызывалось тем обстоятельством, что этот очень маленький прямоугольник - примерно 150 миль* в длину и 70 миль в ширину, то есть размером Род-Айленда - этот очень маленький прямоугольник находится на торговом пути, ведущем во многие области  Древнего Ближнего Востока: Египет, Малая Азия, Месопотамия. Сама по себе эта полоска земли не имеет особой ценности, она очень важна с точки зрения транзита как земля по которой вам бы пришлось ехать или идти, если вы были намерены попасть в какой либо пункт Древнего Ближнего Востока. Три главных торговых пути, пересекавшие страну и связывавшие  Египет с остальными частями Плодородного полумесяца и  Малой Азии,  использовались торговыми караванами, везущими золото, зерно, специи, текстиль и другие товары.
Таким образом, контроль над этими международными сообщениями приносил огромный доход этой области, но центральное расположение являлось палкой о двух концах, потому что во времена мира оно приносило процветание, зато во времена войны  армии, направляющиеся воевать с державами Древнего Ближнего Востока, Египтом, Месопотамией, Малой Азией,  постоянно курсировали взад вперёд по этой земле. И это объясняет последовательность правителей, которые держали регион: египтяне, аморреи, израильтяне, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки, греческие Птолемеи, Селевкиды, римляни, и этот список продолжается, по мере продвижения в средневековье и современный период.
Несмотря на свои малые размеры, этот клочок земли  может похвастаться большим географическим разнообразием. Таким образом, существуют три основные географические зоны, которые протянуты полосами с севера на юг. Если вы посмотрите на карту, то  увидите на западной стороне низкую прибрежную равнину, ширина которой составляет от 20 до 30 миль.  Это прибрежная равнина удобна для передвижения, что обеспечивает сообщение с Египтом. Эта область находилась под контролем Египта в предполагаемом время Исхода. По соседству с этой прибрежной равниной с севера на юг протянулась область низких гор. Эти невысокие горы прорезаны необычайно плодородными долинами, тянущимися с  востока на запад, особенно плодородной из которых является  Изреельская долина, к которой примыкает равнина Мегиддо. Однако этот благополучный с точки зрения географической район являлся местом самых кровавых битв в истории Израиля. Далее, по соседству с этой холмистой местностью тянется  также с севера на юг на протяжении всей страны, так называемая Великая Рифтовая долина реки Иордан. Река Иордан, проходящая через эту долину, проистекает из Галилейского моря или озера Кинерет на севере, а затем она течет около 65 миль до Мертвого моря.          На северной оконечности Рифтовой долины расположена гора Хермон,  покрытая снегом и являющаяся высшей точкой  страны.
 Она возвышается над уровнем моря примерно на  10 000 футов  (2294 м.).  Центральная горная область находится на высоте между 4000 и 10000 футов над уровнем моря. По мере продвижения от центральной  области к Иерусалиму - высота составляет около 2500 футов (  650–840 м.) над уровнем моря,  продвигаясь на восток в сторону Рифтовой долины, область значительно понижается - и это чувствуется, когда вы путешествуете там. Дорога просто как бы падает, так что к тому времени как вы добираетесь до Галилейского моря ( озеро Кинерет) вы находитесь на 700 футов (220 м.) ниже уровня моря, а  Мертвое море почти 1300 футов (420 м.) ниже уровня моря. Уровень воды в Мёртвом море уменьшается примерно на 1 м. в год. Это самая низкая точка на поверхности земли.
Таковы драматические перепады на столь небольшом участке земли. В верховьях на севере, река окружена очень пышной растительностью с обеих сторон, но абсолютно безжизненна на протяжении 65 миль к югу до Мертвого моря, вследствие того что вода на 25 процентов состоит из соли и минералов. Хотя в последнее время там обнаружили бактерию или что то в этом роде, так что уже нельзя считать, что она полностью безжизненна, но всё таки высокоорганизованная жизнь в районе Мёртвого моря отсутствует.   Эта фактически полу пустынная область вокруг Мёртвого моря традиционно признаётся местом расположения Содома и Гоморры. Мы называем район  между Иерусалимом и Мёртвым морем пустыней Иудеи(йской.)
Тот факт, что в пределах этого относительно маленького региона сосуществуют столь различающиеся географические зоны, сильно повлиял на историю Израиля. Отсутствовали предпосылки для объединения. У жителей различных областей  формировались особенные черты в развитии экономики и культуры. В плодородных областях преобладали мелкие оседлые фермеры, а в других - полу кочевые скотоводы. Были и жители городов, купцы, торговцы, занимавшиеся коммерцией на торговых путях и имевшие доступ  к широкому культурному обмену.  Таков вкратце географический фон к тому что излагается в книге Джошуа.
Структура книги Джошуа довольно проста, её можно разделить на две основные части.
Первые двенадцать глав формируют раздел, рассказывающий о вторжении и завоевании. Отметим в нём некоторые важные моменты: в гл. 2 Джошуа посылает шпионов разведывать землю; в гл. 3 рассказывается о переправе через реку Иордан, в гл. 6 - описание битвы при Иерихоне.  Рассказ о битве при Иерихоне на самом деле представляет собой композицию из двух различных источников, которые были сплетены в единое целое повествование. Так в одном из них воины Джошуа изображены молчаливо шагающими вокруг города семь раз; в другом - священники  носили Ковчег вокруг города 13 раз - это навело учёных на мысль о существовании двух источников, переработанных в одно целое. В гл. 8 рассказывается о победе у местечка Эй, расположенного близ Иерихона. Гл. 9 содержит историю гаваонитян, местной группы, присоединившейся к израильтянам. Гл. 10, 11 рассказывают о дальнейших военных кампаниях.
 Ближе к гл. 11 книги Джошуа имеется нечто вроде резюме. В гл. 10:40 мы читаем: " Итак, Джошуа одержал победу над всей страной, холмистой страной и областью Негев." - это пустыня на юге - "и долиной, над всеми склонами, и всеми их царями; он ничего не оставил, но всё уничтожил, что дышало."
 Глава 11 продолжает подчёркивать, что Джошуа завершил задачу начатую Моисеем. В стихе 15 говорится: " Как наказал Господь слуге своему Моисею, так Моисей уполномочил Джошуа, и Джошуа сделал, он ничего не оставил не выполненным из того что Господь приказал Моисею." И снова в стихе 23 мы встречаем настоятельное утверждение: "Так Джошуа завоевал всю страну, как Господь обещал Моисею; и Джошуа предоставил её Израилю разделить её между своими племенами, и страна отдыхала от войны."  Главы с 13 по 21 описывают раздел земли между племенами и к концу мы видим в некотором смысле приведение текста в порядок. Остальные главы являются приложениями: 23 представляет собой  прощальное обращение, а гл. 24 - обновление Завета в Сихеме, и это приводит всё к хорошему завершению.  Итак, повествование первых глав со 2-12 описывает вторжение израильтян как организованного союза 12 племён, которые под руководством Джошуа одержали ряд решающих побед.   Разобщенные Хананеи сдавались, не оказывая почти никакого сопротивления: решимость их была парализована страхом, который наслал на них Бог. Все те, кто были завоеваны, ставятся на запрет или herem - это посвящение предметов и лиц   Богу, посредством их убийства  и уничтожения.
Таким образом, первая половина книги Джошуа содержит обтекаемое, идеализированное повествование, в соответствии с которым израильтяне сумели в сравнительно короткий срок овладеть центральной нагорной страной, ограничив филистимлян на маленькой полоске прибрежной равнины. Мы ещё вернёмся к филистимлянам позже.
Повествование с гл 2 по 12 пропитано идеей о том, что победы Израиля и его завоевания не были бы возможны без Яхве, без его божественной помощи. Именно Яхве разверз Иордан перед израильтянами. Яхве разрушил стены Иерихона и вселил страх в души ханаанеян. Яхве незримо присутствовал при каждом сражении. Ковчег был зримым знаком его присутствия, и они маршировали за ним. Вскоре после  полной победы представители всех племён Израиля встречаются у Сихем для того чтобы дать торжественную клятву принадлежать Яхве и поклоняться ему одному. Согласно книге Джошуа, структура израильских племён приняла свою классическую форму к тому времени.
Это очень убедительное изображение стремительного завоевания Ханаана, но оно не согласуется с заявлениями в другом месте в книге Джошуа и в книге Судей. Например, победы, описанные в гл.2-10, ограничиваются очень маленькой площадью, фактически племенем Беньямина в основном. В гл. 13:1 книги Джошуа говорится: " Джошуа был стар, в больших годах, и осталось много земли, чтобы ей владеть."  В гл. 10:36-39  книги Джошуа рассказывается о завоевании нескольких городов на юге, включая  Хеврон и Давиру. Однако в книге Судей мы читаем, что они были захвачены  после смерти Джошуа.   В гл. 12:10   рассказывается о поражении  царя Иерусалима. В книге Судей в гл. 1:8 и 21, мы читаем, что народ Иудеи сделал это (завоевал царя Иерусалима), и что, несмотря на эту победу им не удалось фактически изгнать жителей, иевусеев, которые жили там. Однако  о взятии Иерусалима фактически упоминается не ранее прихода к власти царя Давида спустя 200 лет, при котором, как говорится в тексте, был взят Иерусалим.  Книга Судей гл. 1 дает длинный список мест, из которых Ханаанеяне не были изгнаны.
Также и археологические свидетельства противоречат картине, изображённой в книге Джошуа.
В древнем Ближнем Востоке, разрушенные города, как правило, сравнивались с землёй, а затем выстраивался новый город на руинах, и вследствие этого мы имеем насыпи, которые представляют последовательные слои разрушения и восстановления городов. Раскопки  обнаруживают остатки от других строений под полом зданий последующего слоя. Так что, согласно библейскому тексту, археологи должны были бы обнаружить свидетельства разрушения Ханаанских городов 13 века.  И археологи были уверены, что в конце концов найдут их. Однако они были разочарованы. В археологических слоях 12 -13 веков не было обнаружено никаких следов экстенсивного завоевания и разрушений. Некоторые из мест, которые, как говорят,  уничтожил Джошуа, израильтяне ещё даже не заселяли в этот период поздней бронзы, начало железного века, который начинается около 1200 г. Раскопки в Иерихоне и Эи показывают, что оба эти города были опустошены, по крайней мере, за 200 лет до вероятного времена Джошуа.  Во времена Джошуа у Иерихона не был даже стен. Из 20 идентифицируемых мест, про которые говорили, что они были завоеваны или захвачены Джошуа и последующими поколениями, только два носят следы разрушения  в слоях этого времени, Хацор и Бет-Эль. 
Так же интересно, что захват Хацора, описанный в книге Джошуа, противоречит  другим местам Библии, например,  в  книге Судей гл. 4 и 5, он упоминается как город Ханаана, и про него сказано, что он все еще ханаанский город, и Джошуа не смог взять его.
Короче говоря, по прочтении глав со 2 по 12 книги Джошуа создаётся впечатление, что это некий вид идеологической конструкции, о значении и целях которой мы поговорим.  Однако вполне очевидно, что процесс формирования  израильского государства был гораздо сложнее той картинки, которая представлена в первой части книги Джошуа.  Учёные предложили три модели образования Израиля. Первая - иммиграционная модель, впервые выдвинутая немецкими учёными. Поскольку основные города ханаанеян,  существовавшие на нижней равнине в то время, были крепостями, обнесёнными стенами,  израильтяне, как предполагается в соответствии с этой моделью, вошли бы и  заняли малонаселенные центральные нагорья.  Они медленно начали  бы брать контроль над равнинами, спускаясь с гор.  Мы знаем, что  период в конце позднего бронзового века и начала  железного века, около 1200, был временем великих потрясений по всему Средиземноморью:  распад Микенской цивилизации, Троянская война, вторжение Хеттов  в Малую Азию ( в область современной Турции на севере.)  Эти потрясения вызывают массовую миграцию людей.  Многие плывут из материковой Греции и с греческих островов, и они заполоняют побережья Финикии, Ханаана и Египта. Об этих людях много говорится в  древних источниках.
Из обозначают как "людей моря", приходящих с моря , с островов, с прибрежных районов северо-восточного Средиземноморья. Одна из таких групп населяла область, называемую Пераста или Пеласта, название, произошедшее от Палеста или  Philistines (филистимляне), и давшее в свою очередь рождение названию Палестина  ( Palestine). Группа "людей с моря" приходит в район, который теперь называют Сектор Газа,  и занимает его.  Их назвали филистимлянами. Они основали пять городов, про которые упоминается в книге Судей: Газа, Ашкелон, Гат, Ашдод и Экрон.
Идея иммиграционной модели заключается в том что еврейское поселение, вероятно, возникло примерно в то же время во второй половине 13 века.  Евреи могли воспользоваться  этими потрясениями и ослабевшей хваткой Египта. Последний держал контроль над этой территорией, но миграционный процесс объективно размывал его. Ситуация благоприятствовала евреям в том чтобы занять центральное нагорье.  Теперь посмотрим, как эта картина стыкуется с археологическими данными. Археологи обнаружили несколько поселений центрального нагорья, которые были основаны в 13,12, 11 веках.  Это говорит о появлении чего то нового в  в центральном нагорье в это время. Это наблюдалось по всей земле, но сфокусировано было в центральном нагорье. И считается, что это были израильтяне, особенно потому, что они появляются в местах, которые Библия определяет как оплот Израиля. Вспомните про стелу Мернептаха  1204 года, которая увековечила хвастовство фараона египетского, что ему удалось уничтожить Израиль. Очевидно, это было чрезвычайно гиперболическое бахвальство,  однако оно доказывает, что идентифицируемая этническая общность израильтян существовала в Ханаане к 1204 году.
 Эти новые поселения тринадцатого века, однако, в своей материальной культуре, то есть их горшки, кувшины, дома и т.п. были  полностью ханаанскими.  Население скорее всего состояло из сельских фермеров, каковыми в большинстве своём являлись ханаанеяне. Интересно, что при раскопках не обнаружено свиных костей. В любом случае есть основания предполагать, что  заселение произошло мирно, без нападения и захвата. Возможно они возникли внутри, а не сформировались  из пришлых людей.
Вторая, так  называемая модель мятежа, предполагает, что Израиль возник в результате социальной революции в Ханаане. Мы располагаем письмами, датируемыми 14 веком Д.Н.Э., которые были написаны  ханаанеянами фараону Египта, который в то время являлся ещё сюзереном. В этих письмах ханаанеяне жаловались на некие группы людей, сеявших беспокойство и смуту в Ханаане. Они оспаривали правление Египта. Их называли Хабиру или Абиру. Они не являлись этнической группой, скорее мятежной маргинальной социальной группой. Некоторые предполагают, что израильтяне, бежавшие из Египта, могли примкнуть к этим недовольным ханаанеянам, творящим беспорядки и известным как Хабиру, и основать свои собственные поселения и поклоняться Богу освободителю, Яхве, вместо того чтобы следовать законам фараона.
Третья -  модель постепенного появления - считает, что израильтяне были в основном из ханаанеян, которые сформировали отдельную идентичность и селились в большей степени в центральной горной местности. Теория не объясняет причину их обособления. Возможно это было недовольство. Возможно они были вытеснены нахлынувшими морскими людьми. Точно также остаётся не выясненной причина их приверженности культу Яхве, которая резко отделяла их от остальных Ханаанеян. Культ Яхве мог быть внедрён людьми, убежавшими из египетского рабства.
Многие учёные рассматривают рассказ об Исходе как  доказательство присутствия в общине некоторого числа беглых рабов из Египта.  Важным здесь представляется то что евреи в то время, наверное, не были ещё единым народом.  Народ Израиля образовался из различных элементов: из местных ханаанеян, которые по каким то причинам, покидали свои насиженные места и основывали свои поселения с непрерывностью материальной культуры и установившимся сельскохозяйственным образом жизни. Также беглые рабы из Египта. Поскольку были обнаружены следы вторжения и разрушения, то вероятно, чужеземцы захватывали земли и поселялись на них. Похоже, что некоторые из чужеземцев были даже допущены в общину.     Мы читаем о Мадианитянах  и Кенееях, принятых в общину.
 Археология подтверждает скорее такое слияние людей нежели завоевание или крупно масштабную иммиграцию, потому что новые поселения  этого периода показывают неразрывность с бывшими, с которыми связаны традицией и не инициируют что нибудь радикально новое.     И опять же, некоторые элементы внутри этой группы могли принести с собой историю о волшебном спасении из Египта. Они могли полагать это чудом Яхве, Бога, весть о котором пришла, возможно, из южных районов. Таким образом, смешанная группа, которой суждено было образовать Израиль, приняла Яхве, хотя, возможно, не совсем эксклюзивно, и признали историю Исхода до некоторой степени своей собственной.
Сами еврейские племена находились ещё похоже  в процессе становления. Но развивающаяся племенная структура израильтян укреплялась природным делением земли на эти отдельные географические районы. И эти  племена, возможно, ассимилировали элементы местного населения. Мы видели уже этническое смешение различных элементов, отражённые в религиозных образах и институтах. Мы видели, что Яхве представлен похожим на обитателя палатки, Эла, бога полу кочевых, живущих в палатках, евреев и их патриархов, бога пантеона ханаанеян. Мы видели Яхве изображённого похожим  на Баала, бога пантеона  оседлых ханаанеян. В книге Судей вы прочитаете о храме израильского Бога, названном Храм Богу Завета или Баал Берит. Берит означает Завет. Он обозначен также  Баал Эл Берит, подразумевая Яхве. Все эти названия используются для описания Бога Завета.
 Итак, мы вполне можем предполагать объединение  культурных, религиозных и этнических элементов: местные ханаанеяне земледельцы, возможно, полу кочевые евреи, беглые рабы Исхода, возможно, Хабиру(Абиру), мятежная группа.  Всё это собралось вместе, чтобы создать то новое политическое и религиозное образование, которое называется Израиль.   
Если это так, то почему же книга Джошуа даёт другую версию развития событий, как внешнее завоевание с помощью воинства Господа?  Потому что в этом рассказе ритуальные процедуры и чистота играют более важную роль, чем воинское искусство. Израильтяне вместе с семью священниками, которые несли семь горнов и Ковчег Завета, маршировали вокруг Иерихона в течение шести дней и затем с грохотом и криками стены обрушились. Завоевание представлено как чудесная победа Бога. Это подчёркнуто в гл.24:12 книги Джошуа. Именно Бог, а не меч или лук одолели врага. И зачем утверждать о  полном уничтожения ханаанеян, когда доказательства указывают на почти ханаанское происхождение завоевателей?   Эта практика, о которой я упоминала ранее, обозначается как herem или запрет,  и она не является уникальной для Израиля.  Существует очень известная надпись девятого века до н.э., написанная царём Моава Меша. Моав расположен к юго-востоку от Мертвого моря. И надпись хвастливо гласит: " "И бог Чемош сказал мне: иди, возьми Нево из Израиля. Таким образом, я пошел ночью и воевал против него от рассвета до полудня, захватил его и перебил всех 7000 человек, мальчиков, женщин и девочек и горничных, служащих, и я посвятил их уничтожение  богу Аштар Чемошу.»  Вполне вероятно, что это лишь гиперболические заявление царя Меша, и вполне вероятно, что  в Израиле были склонны к не меньшим гиперболам. Но это не уменьшает шокирующий эффект для современного читателя, хотя война в наше время представляется не менее дикой и не менее жестокой.
Однако возникает вопрос, почему автор или редактор Библии настаивает на том, что ханаанеяне были полностью уничтожены. Я думаю, что утверждение национальной идентичности и независимости  часто основывается на дифференциации от других. Если израильтяне были в сущности ханаанеянами, которые отделились от основной группы и настаивали на универсальном могуществе Яхве, то остальные ханаанеяне, не присоединившиеся к ним представляли собой особую опасность ново образовавшемуся Яхвизму. Такая же динамика интенсивного  родственного соперничества появляется  снова в первых веках нашей эры, когда некоторые евреи отделились от других, и дифференцируя себя и создавая свою собственную идентичность, как христиане,  пустились в невероятно оскорбительную и жестокую риторику в отношении своих соплеменников.  Однако мы не должны игнорировать другой голос в Библии, который добавляет сложности в эту картину. Потому что наряду с идеализированным изображением завоеваний израильтян, описанных в первой половине книги Джошуа, наряду с призывом к уничтожению всех ханаанеян, мы находим интересные рассказы о союзах и о включении различных групп ханаанеян.
 В самом деле, кто был одним из героев битвы при Иерихоне, если не ханаанеянка, проститутка по имени Раав? Она объявляет свою веру в Яхве и помогает Джошуа захватить город. Библейский автор считает нужным сохранить и включить этот рассказ о ханаанеянке проститутке Раав, проявившую геройство.
Другая ханаанская группа, Гаваонитяне, обманом склонили израильтян  заключить с ними договор, и  израильтяне считали себя обязанными соблюдать его.
Майкл Куган обозначил такие рассказы как этиологические.  Они пытаются объяснить тот факт, что многие группы ханаанеян были включены в Израиль; и им следует понять и объяснить этот факт, поскольку они представляют идеологизированную версию о полном уничтожении ханаанеян.   
По крайней мере, эти истории вызывают вопросы о библейском изображении вторжения и завоевания. И в лучшем случае, они иллюстрируют пристрастие библейских писателей к литературной диверсии, которую мы увидим снова и снова. Тема  необходимости сохранения самобытности - на основе отказа от поклонения другим богам и прежним богам и соблюдения всего, что написано в законе Моисея - повторяется в прощальной речи Джошуа гл. 23, и в церемонии обновления договора в гл. 24 книги Джошуа.  И основная идея в том, что есть только один правильный ответ на Божью благосклонность по отношению к Израилю - это решительное соблюдение  Торы Моисея и не смешивание с остальными народами. Так в книге Джошуа 23:7-8 говорится: " "Не произносить имена их богов, не скреплять клятву их именем, не служить им, не поклоняться им, но крепко держаться за Господа, Бога вашего, как вы делали в этот день."  И стихи 11-13 : " Для вас собственной пользы, следовательно, ревностно помнить, любить Господа, Бога вашего. Ибо если вы отвернётесь и прикрепите себя к оставшимся из народов - к тем, которые остались между вами, - и породнитесь с ними, присоединитесь к ним, и они присоединятся к вам, знайте, что Господь Бог ваш не будет продолжать благоволить к этим народам, они станут западнёй и сетью для вас, бедствием для вашей стороны и шипами для глаз ваших, доколе не будете истреблены с этой доброй земли, которую Господь, Бог твой дал тебе."
В гл. 24, израильтяне собрались в Сихеме возобновить Завет, и Джошуа рассказывает о Божьих великих делах в защиту  Израиля и призывает их выбирать, кому они будут служить: Яхве, который сделал все это для них так бескорыстно, или богам тех, на  чьей земле они поселились. Людей предупреждают о ревности Бога, который требует эксклюзивной верности.  Он не потерпит одновременное поклонение другим богам. Особо подчёркивается запрещение смешанных браков. Оно направлено исключительно против ханаанеян, а не против других народов по весьма специфической причине: религиозной чистоты.
  Брак с ханаанеянкой, генеалогически близким человеком,  приведет к поклонению Богу супруги, и Израиль должен показать безраздельную преданность Богу, иначе Бог заберёт  землю от него, как он поступил с ханаанеянами.
И последнее замечание для размышления. Рассмотрим позиции израильтян в шестом веке, время окончательного редактирования Второзаконнической истории. Израильтяне сидят в изгнании в Вавилоне. Они пытаются разобраться в трагедии, которая обрушилась на них - потери своей земли. Рассмотрим, как текст гл. 23 и 24 проделает долгий путь к объяснению их судьбы, сохраняя веру в Господа. Мы  вернёмся к этому, когда подойдём к завершению Второзаконнической  истории в 2х Царях.

  The end of lecture 12

* миля  = 1,609344 км


Рецензии