Паноптикум марксизма-ленинизма

               

   Не знаю, поймет ли меня молодежь, но люди старшего поколения, наверняка помнят эти муки - общественные науки в вузах СССР! Да -да, во всех вузах страны, включая ветеринарные и консерватории, изучались общественные науки, сдавались зачеты и экзамены, и не дай бог, по ним не успевать! Отчисляли на раз, будь ты Растропович или Рихтер. Мы изучали, если мне не изменяет память:историю СССР, историю КПСС, политэкономию капитализма, политэкономию социализма, марксистко-ленинскую философию, марксистко-ленинскую эстетику, научный коммунизм. Не ручаюсь за точность, но что помню. У нас в Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы в 1970 -1975г.г. это происходило так (учитывая, что у моих героев и героинь могут быть дети, а дети, как известно, за отцов не отвечают, я их конспирирую, как учила нас партия!):

                Историк №1

    Очаровательный, обаятельный дядька, этакий змей-искуситель, артист - встретил нас вступительной речью, после которой хотелось биться головой об стенку. Он сразу объявил, что ходит на все концерты, и не дай бог увидит кого-нибудь в зале филармонии в мини-юбке (я!),в джинсах (я!), с цепями (опять я!), накрашенной (ура, не я!), то сразу подойдет и опозорит при всем народе (ни разу не видела). А потом, расхаживая между рядами парт и артистично вскидывая кулак в особо патетичных местах, провел блестящую вводную лекцию. Мы выкатились потрясенные, жить не хотелось, поэтому пошли в кафе пить сухое вино. Он действительно хорошо, очень артистично  читал свой предмет. Более того, был далеко не дурак, позволяя нам иногда спускать пар. Я помню, что некоторые семинары мы проводили с ним в спорах. Я сцепилась с ним по поводу военного коммунизма, по поводу коммун - если идея коммунизма так хороша, почему провалилась идея коммун и ввели НЭП? Мы спорили с ним яростно почти на каждом семинаре - такая уж у меня натура. Последний раз говорили с ним, почти душевно, на Ленинском зачете на 4 курсе. Была такая фишка - надо было выбрать одну из работ Ленина -любимую(!!!), и защитить перед комиссией. (То ли к столетию Ленина?). Я попала к нему и комсоргу отделения. Из работ назвала "Детскую болезнь левизны", которую так никогда и до конца не дочитала. А он, посмеиваясь, спросил: "Все болеешь?" и, не спросив про работу Ленина, заглянув в зачетку, удивился: "Я думал, что ты будешь самой яркой студенткой на курсе!" А потом спросил, какие у меня замечания по учебному процессу. Я честно сказала, что мне скучно, так как за редким исключением, все тупо читают по учебникам. Комсорг яростно крутил пальцем у виска, испугавшись за меня. Но Историк подмахнул мне зачет, посмеявшись. Он был умным человеком и заслуживал уважения.
                Историчка.

   Эта женщина была образцом глупости и трусости (кстати, весьма распространенный порок среди педагогов именно этой кафедры, что вполне понятно, конечно). Примеры: Она визгливым голосом вопрошала у нас (а среди нас были и семейные взрослые дядьки): " Война, которую вел Гитлер против Советского Союза, какая была?" Мы сначала даже не поняли, что она хочет от нас услышать. Но она сама подсказала:" Несправедливая!" Мы три раза хором это повторили под взмахами ее руки. Следующий вопрос: "А война, которую вел Советский Союз против Гитлера, какая была?" Тут уж все мы радостно гаркнули, особенно семейные взрослые дядьки:"Справедливая!" Историчка была очень довольна. А потом на каком-то занятии моя одноклассница громко чихнула, и вдруг с фанерной стены, у которой мы сидели (аудитория была отгорожена в коридоре), упал стенд с какими-то схемами движения советских войск. А под ним стали разбегаться тараканы!!! Естественно, раздался наш визг, и мы вскочили. Историчка грозно посмотрела на чихнувшую одноклассницу и закричала:" Вон! Двойка!" Мы все захохотали, настолько это было глупо. А девочка с радостью пошла к выходу, обиженно спрашивая:"За что? Что уже и чихнуть нельзя?" Пару дней в коридоре пахло дихлофосом - бедные тараканы! Стенд вернули на место.
                Историк №2.

   Этот сравнительно молодой мужчина с выразительными глазами, как у Дворжецкого в кинофильме "Бег", был фанатиком своего предмета. Это было понятно, так как он был то ли внуком, то ли внучатым племянником известного казахского партийного деятеля, погибшего в сталинских лагерях. Его именем названа улица в Алма-Ате. Читал он, надо признать, интересно. Но у нас с ним вышел конфликт. И слава богу, что он не знал о моей бабушке, наверняка соратнице его то ли деда, то ли дяди. Дело было так. Я очень часто опаздывала на занятия. Почему-то дома мне казалось, что 20 минут на дорогу в консерваторию мне за глаза хватит, но, но и но ... Семинар, как на грех, был первой парой. Как-то осенью в дождливый серый день, я в очередной раз опоздала. Извинившись, была милостиво допущена в класс. Как сейчас помню тему:" Пробуждение женщин Востока". Историк вдохновенно рассказывал что-то о пробуждении восточных женщин, и тут увидел, как я сладко зеваю! Ну, не любили наши марксисткие педагоги естественные реакции организма! " Выйдите вон!" Я тут же начала ерничать: " Правда, можно? Вы извините, день такой серый, спать очень хочется! Спасибо большое!" Дело кончилось вызовом меня на бюро комсомола. Принципиальный Историк №2 рвал и метал, как рассказал мне на бюро комсорг, посоветовав не связываться с ним. Влепили мне заслуженный выговор.
   История имела продолжение на экзамене. Дело в том, что никаких конспектов я никогда не вела. К экзаменам готовилась по собственному методу. Читала немного учебник. А потом прибегала к секретному оружию. У папы дома на полу в кабинете были свалены залежи журнала "Коммунист" за несколько последних лет. Я брала журналы и по оглавлению выискивала подходящие к экзаменационным вопросам статьи. И на этот раз журнал меня не подвел. На вопрос о переломе в ходе Великой Отечественной войны, я бойко сообщила про последние данные о тайных переговорах Германии, Англии и США  накануне Сталинградской битвы. И что только исход этого сражения предотвратил союз этих государств против СССР. Историки были потрясены! Меня спросили, где я об этом прочитала. Я с готовностью назвала номер журнала и автора статьи. Мне поставили "хорошо". После экзамена справедливый Историк объявил нашей группе, что лучше всех отвечала я, но моя "пассивная" работа на семинарах не позволила ему поставить мне высший бал. Знаете, из всех педагогов мне больше всего тревожно именно за судьбу этого человека. Что стало с ним, когда в стране все рухнуло?
                Политэкономисты

     Честно признаюсь, что совсем не помню ни предмет, ни педагогов. Помню только, что политэкономия капитализма была понятной и интересной, и готовится к экзамену было легко. А вот политэкономию социализма я никак не могла одолеть. Сколько мы не вчитывались в слова учебника, запомнить что-либо было просто невозможно. Вода-вода. Зацепится просто не за что. И мы до сих пор  расхлебываем и тонем в этой воде.

                Философ - член-корреспондент Академии наук, и просто Философ.

   Для краткости первого я буду называть просто Член. На третьем курсе просто Философ, который вел у нас семинары, торжественно объявил, что нам повезло. Нам будет читать лекции сам Член!!! Ничего выдающегося мы не увидели. Скучнейшим монотонным голосом маэстро докладывал нам прописные истины. Было понятно, дядька просто халтурил - подрабатывал. Добил он нас лекцией о вредных современных буржуазных теориях - экзистенционализме (видимо, по аналогии с национализмом), перечислив писателей, которые поддались этому пороку. И среди фамилий Сартра и Камю мы вдруг услышали Симон Боливар (здрасьте, пожалуйста!). Я тут же сообразила, что он имеет в виду мою любимую Симону де Бовуар. Полный вперед! Ну, грамотей!
   Зато оттягивались мы на семинарах. Этот тип - подобострастный подлиза, нас страшно веселил. Закатывая глаза, он спрашивал, как нам понравилась очередная лекция Члена? Мы уверяли его, что совсем не понравилась, и просили его самого рассказать нам тему. Что он и делал, втайне гордясь собой. А мы тут же уверяли его, что он прочел гораздо лучше и понятней. И спрашивали его, почему он до сих пор не Член? "Ну, что вы? Как можно сравнивать?" Мы радостно уверяли его, что можно и нужно. Мерзковатый типчик. Подлиза и подхалим.
   Кончилась наша эпопея с марксистко-ленинской философией страшным скандалом. Дело было так. Наша компания одноклассниц в количестве четырех человек никогда не отличались примерным поведением. Рассудив с вечера, что первыми идти не стоит - наверняка первыми будут отличники. Хорошо бы сразу после них, чтобы не торчать там долго. Экзамен начинался в 8 утра. Мы пришли в 8.30. И были первыми!!! Но увидели в фойе убегающего Члена. А в аудитории нас ждала вся кафедра фортепианного отделения. Оказывается, Член поднял страшный скандал, что никого нет. Вот только почему он убежал потом с экзамена, непонятно. Короче, всю группу чехвостили до 12 часов. Причем всем припомнили все. Кто как поступал, по какому блату, кто как играет на сцене и кто насколько талантлив и бездарен, и т.д. и т.п. Слушать такое при всех было невыносимо. Некоторые расплакались.  Настроение у всех было хуже некуда. А нас четверых обвинили ни много, ни мало, в политическом заговоре! Оказывается, это мы подговорили всех опоздать на экзамен. И то, что мы пришли самыми первыми, никого не волновало. Я до сих пор не понимаю, что тогда случилось с нашими умными талантливыми педагогами? Какая муха их укусила? Неужели тоже так боялись Члена? Затем нам объявили, что Член милостиво согласился все же принять у нас экзамен в 2 часа дня. А чтобы не было никаких эксцессов, на экзамене будет присутствовать представитель кафедры.
   Настроение у всех было убийственным. Мы зашли вчетвером, так как шпаргалки были общими. Как сейчас помню вопросы. Мне попался билет про философские категории. Я что-то рассказала. Меня попросили привести пример. Я обвела глазами помещение. " Возьмем, например, стол. Дерево - это качество. Количество - сколько дерево на него ушло, а мера - это форма стола." Меня попросили привести еще пример. Я тупо перевела взгляд на стул и забубнила: " Возьмем, например, стул." На этом меня попросили перейти к другому вопросу. Мне поставили "удовлетворительно". А когда я выходила, Член вдруг, прочитав фамилию на зачетке, спросил, не дочь ли я народного артиста, известного домбриста, а то можно и пересдать. На что я ответила, что просто однофамилица, и тройки мне вполне хватит.
                Эстетка

   Красивая породистая женщина с огромной грудью, которую я и вспоминать не хочу. Читала она предмет плохо, но с претензией на оригинальность. Все время наводила разговор на современное искусство - фильмы, книги, спектакли. А наше неуважение она заслужила, когда доверительным голосом  спросила, как с эстетической точки зрения можно расценить брак между красавицей Лилей и далеко не красавцем Витей? Лиля была нашей любимой одноклассницей, а Витька нашим хорошим другом. Все, мы возненавидели эту женщину. Я спросила, считает ли на она свой вопрос этичным? И тут началось словоблудие - оказывается, она специально нас спровоцировала, чтобы мы проснулись от спячки. Но я абсолютно убеждена, что за этим вопросом скрывалось обыкновенное бабское обывательское любопытство, такое знаете пакостное и гаденькое. Слава богу, что по эстетике был просто зачет. Который она проставила просто, собрав у групп зачетки, видимо почувствовав наше отношение. Потому что,естественно, об этом гадком вопросе узнал весь курс.
                Научная коммунистка

    Слава богу, что завершалось все это безобразие научным коммунизмом! Как вы относитесь к армянским женщинам? Я их обожаю. Все они мне кажутся полными, уютными, добрыми и страшно наивными! Именно такой нам показалась педагог по научному коммунизму, доктор философских наук, закончившая и защитившаяся на отлично в МГУ. Она была умной, образованной и все-таки наивной. На четвертом курсе у нас был только зачет, правда с оценкой. А на пятом курсе госэкзамен. Ее можно было разговорить  и отвлечь. Что, по просьбе группы, я и делала на семинарах, когда никто из нас не был готов отвечать. На одном я рассказывала о книге Робера Мерля "За стеклом" - про студенческую революцию во Франции. Моя "активность" на семинарах стоила мне пересдачи зачета. Ответив по билету вполне нормально (слава журналу "Коммунист"), и протянув зачетку, вдруг услышала: " Дина, мне бы не хотелось ставить тебе четверку. Ты способна и заслуживаешь большего. Приди через пару дней, дорогая!"  Сама себя наказала! Пришлось "пересдавать".
   На пятом курсе осенью она пришла на лекцию расстроенная. На наши вопросы сказала, что много лет просила путевку по странам Европы, и вот ей, наконец, предложили, но она вынуждена отказаться из-за нашей группы. Ведь у нас летом госэкзамен. Не может же она нас на три недели бросить! Ну, тут мы, конечно, ее переубедили, клятвенно пообещав, что три недели будем учить только научный коммунизм. Когда она вернулась, пользуясь тем, что у нас в группе были одни девочки, мы потребовали подробный рассказ обо всем. Она рассказала, что ей из Армении привезли сапоги на платформе, и она была в группе самой модной, удивляя иностранцев  А еще ей достали белокурый парик! Огромная черная коса, короной венчающая голову женщины, так ей шла! Я, конечно, не удержалась и спросила:"Скажите, Вы столько лет рассказываете студентам о загнивающем капитализме, совпали ли Ваши представления о Западе, с тем, что увидели?" ... И вот тут наш наивный доктор философских наук не моргнув глазом сразу ответила в духе наших современных журналюг политических программ : "Нет, не совпали совсем! Я всегда думала, что скандинавские страны - это что-то серое, холодное, скучное. Но там столько цветов и красок. Потрясающе красивые города и страны!" Вот так-то!  Ни Член, ни наши историки, не смогли бы так блестяще вывернуться из щекотливой ситуации. МГУ - это высший класс!
   И все-таки, она была наивной. Дело в том, что мой бывший муж учился вместе со мной, но в другой группе. Он сдавал госэкзамен на пару дней раньше меня. Получил "отлично" и со смехом рассказал, что на вопрос о путях перехода к коммунистическому интернациональному обществу, назвал один из вариантов - путем смешанных браков(я казашка, он еврей, самая популярная пара на курсе). И вот, когда я зашла на экзамен и села готовиться, вдруг услышала громкий шепот Доктора наук - фамилию моего мужа. Она явно рассказывала коллегам, что я та самая пара. То, как вытянулись казахские лица у всех педагогов мужчин, она, конечно, не видела, сидя к ним боком. Зато прекрасно видела я, так как теперь за мной наблюдали четыре пары глаз - шпору достать было невозможно. В принципе, шпора была мне не нужна. Хорошо ответив по билету, я протянула зачетку под довольной поощрительной улыбкой своего педагога. Но не тут-то было. Мне стали задавать дополнительные вопросы все члены комиссии по очереди, и не по одному. Ха -ха, они не знали про папин журнал "Коммунист", мое секретное оружие! И то, что когда я волнуюсь. на меня нападает дар красноречия. Я прекрасно справились со всеми вопросами, добив их упоминанием о недавней дискуссии по поводу раскола в мировом коммунистическом движении с упоминанием всех оппонентов и даты двухневной дискуссии!!! Против этого они ничего не  могли возразить, так как сомневаюсь, что сами о ней знали. Я вышла выжатая как лимон, но не побежденная! Через час, собрав нас всех вместе, наша милая Доктор философских наук объявила, что самым блестящим ответом за всю историю ее преподавания, был именно мой. Но почему-то ей пришлось долго убеждать в этом всю кафедру! Мотивировали они тем, что у меня в зачетке есть тройки по их предметам. Но ведь девочка проснулась на моем предмете, гордо объявила она! С этим они не могли поспорить. Получила я свои пять баллов. Доктор нежно спросила меня о дальнейших планах. Все засмеялись. Я была к тому времени уже сильно беременная! Ну, а потом? Я бы дала Вам рекомендацию в аспирантуру МГУ по философии, сказала она. Как я люблю армянских женщин! Добрых и немного наивных!!!

               
   


Рецензии
Посмеялся. Вспомнил как я учился. Хорошо пишите. С уважением,

Олег Пряничников   19.05.2013 10:42     Заявить о нарушении
А у нас были еще курсы этики, научного атеизма, логики, экономического анализа, социологии, истории общественных учений, а также курсы большевистской печати и зарубежной коммунистической печати.
По всем курсам требовались конспекты классиков.
Ленина я конспектировал в общей сложности 18 раз.

Сергей Шрамко   19.12.2013 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.