Малоизвестные татарские разности - 58

***
Компиляции
***



Ту-160
Der berschall-Bomber TU-160 'Blackjack'
***
(изделие "70", по кодификации НАТО: Blackjack)
КАПО КАЗАНЬ
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище«Белый лебедь».



ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова»
***
В 1981г. Ту-160 впервые поднялся в воздух. В 1986г. на Казанском авиазаводе началась сборка серийных Ту-160. В 1987г. первая серийная машина поступила в войска.


Ту-160 BLACKJACK

***
ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK

Второй прототип Ту-160 (70-03) на авиашоу МАКС-1995, Жуковский, 27.08.1995 г.
(фото Paul Nann, http://www.paulnann.com)
***
Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева (главный конструктор - В.И.Близнюк), в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г. Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"
производство фюзеляжа - Казанский авиазавод.



Ту-160М
***
неофициальное название ''Меч с двенадцатью клинками''
Носитель гиперзвуковых крылатых ракет Х-90, удлинённый вариант. Дальность ракет — до 3000 км, 2 ЯБЧ, с удалённостью между целями в 100 км.



В Казани модернизируют десять стратегических ракетоносцев Ту-160
08.02.2012
***
До 2020 года ВВС России получат «более десяти» модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М, сообщил вчера представитель Минобороны по ВВС полковник Владимир Дрик.
«Строевые Ту-160 уже проходят модернизацию. До 2020 года ВВС планируют получить более десяти таких самолетов», - заявил он. По его словам, боевая эффективность Ту-160М, по сравнению с Ту-160, выше в два раза. Ту-160М будут оснащены новой системой вооружения, позволяющей применять перспективные крылатые ракеты и бомбы. Полной модернизации подвергнется радиоэлектронное оборудование.
Ранее командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев сообщил, что самолеты ДА будут проходить глубокую модернизацию, пока разрабатывается перспективный комплекс дальней авиации.
Напомним, Ту-160 выпускались на ОАО «КАПО им. Горбунова». Ранее неоднократно заявлялось, что модернизация Ту-160 будет выполняться на казанском авиазаводе.



Десять Ту-160М будут поставлены в ВВС РФ до 2020 года
8 февраля 2012 
***
Представители ВВС России заявляют о том, что до 2020 года планируют получить более десятка бомбардировщиков Ту-160М.
Уже сегодня самолеты Ту-160 проходят необходимую модернизацию на одном из предприятий военно-промышленного комплекса России. Модернизированная машина получит инновационную систему вооружения, позволяющую применять крылатые ракеты нового типа, а также бомбовое вооружение. Масштабной модернизации будут подвергнуты радиоэлектронные узлы и другое авиационное оборудование.

Многие специалисты ВВС РФ уверены в том, что боевая мощь и эффективность ТУ-160М возрастет вдвое.


Блэк Джек - воздушный терминатор.
Эффективность "Белых лебедей" увеличится вдвое
***
ВВС России до 2020 года получат десять модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160, известных среди пилотов под прозвищем "Белый лебедь". Как сообщается в пресс-релизе МО РФ, самолеты подвергнутся глубокой модернизации, в результате чего их боевая эффективность возрастет, по меньшей мере, в два раза. Один из строевых Ту-160 в настоящее время уже проходит модернизацию до версии Ту-160М.

Ту-160М, как ожидается, будет оснащен новой системой вооружения, а также радиоэлектронным и авиационным оборудованием. Самолет сможет нести перспективные крылатые ракеты и новое бомбовое вооружение. Другие подробности относительно предстоящей модернизации Ту-160 не раскрываются.
http://www.google.ru.....d=ivns&itbs=1




Модернизированный Ту-22М3
''Убийца ПРО''
***
В качестве основного оружия для обновленных Ту-22М3 называется перспективная ракета Х-32. Она является дальнейшим развитием существующей крылатой ракеты Х-22. По Х-32 крайне мало информации, что можно объяснить секретностью работ, но примерный ее облик уже понятен. Масса и габариты ракеты Х-32 будут не сильно отличаться от предшественницы (отсюда можно сделать вывод об аналогичных боевых частях), но получит новые двигатель и электронику. За счет этого дальность полета увеличится предположительно до 800-1000 км, а крейсерская скорость ракеты превысит значение в 3200-3500 км/ч. Новые головки самонаведения, как ожидается, будет работать по прежним принципам (активная и пассивная радиолокационная), но станут менее подверженными воздействию средств радиоэлектронной борьбы противника. Если готовая Х-32 будет иметь такие же массогабаритные параметры, как и Х-22, то самолет сможет нести 2-3 такие ракеты (три ракеты – максимально возможная нагрузка, накладывающая определенные ограничения на параметры полета, заправку и т.д.). Само собой, помимо новых ракет обновленные Ту-22М3 смогут нести и использовать весь спектр вооружения, применявшегося до модернизации, как то управляемые ракеты Х-15, морские мины различных типов и авиабомбы калибра до 9000 кг в различных конфигурациях (например, 69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500).





ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова»
Ту-22М BACKFIRE
Ту-22М2

Модификации:
***
Ту-22М0 (изделие 45-00,  самолет "АМ") - BACKFIRE-A (1969 г.) - первый прототип Ту-22М. Нет оборонительного артиллерийского вооружения, под килем  контейнер с тормозным парашютом и системами РЭБ. Комплекс вооружения К-22М с одной ракетой Х-22 и 3000 кг бомб. Всего построено 5 самолетов по одним (1997 г. данным) и 10 по более современным данным. В части ДА не поступал.

Ту-22М1 (изделие 45-01) - BACKFIRE-A (1971 г.) - предсерийный вариант Ту-22М. Выпущен серией в 9 шт на Казанском авиазаводе начиная с 1971 г. и до конца 1972 г. Пять самолетов серии принимали участие в испытаниях до 1975 г. (остальные, вероятно, переданы для статических и прочих нелетных испытаний). Первый полет - 28 июля 1971 г. На  четырех  самолетах  серии установлена электронная система управления АБСУ-145 и оборонительное артиллерийское вооружение. Доработаны воздухозаборники, увеличен размах крыла. Вооружение - 1 х ракета Х-22 и до 12 тонн бомб (24 х ФАБ-500). В части ДА модификация не поступала. Первый самолет Ту-22М1 впоследствии стал прототипом Ту-22М3.

Ту-22М2 (изделие 45-02) - BACKFIRE-B (1973 г.) - крупносерийный бомбардировщик и носитель КР (с 1992 г. главный конструктор - Б.Е.Леванович). Серийное производство начато на Казанском авиазаводе в 1972 г., первый полет первого самолета 7 мая 1973 года, проходил испытания до 1975 г., принят на вооружение в августе 1976 г. Прямые воздухозаборники, штанга дозаправки с  обтекателем на носу (убрана после заключения договора ОСВ-2). В процессе эксплуатации предполагалась замена двигателей НК-22 на НК-25 (не случилось). РЛС навигации,  наведения ракет и бомбометания ПНА (DOWN BEAT), РЛС оборонительной  артустановки  - ПРС-3 FAN TAIL.  Комплекс вооружения  К-22М  (ракеты  Х-22М).  Навигационный комплекс НК-45. Всего с 1972 по 1983 г. (окончание производства) выпущено 211 Ту-22М2. Ремонт осуществлялся на авиаремонтном заводе №360 в Рязани и на АРЗ в г.Николаев. На Западе самолет некоторое время носил наименование Ту-26.

Ту-22М2Е (1974 г.) - опытный Ту-22М2 с двигателями НК-25 / изделие "Е" с электронной системой управления(1974-75 г.г. испытания).

Ту-22М3 (изделие 45-03) - BACKFIRE-C - бомбардировщик и носитель КР (с 1992 г. главный конструктор - Б.Е.Леванович). Разработка начата по решению ВПК при СМ СССР от января 1974 г. и согласно Постановлению СМ СССР №534-187 от 26 июня 1974 г. Изменены воздухозаборники - они стали с острой кромкой по типу МиГ-25, изменена конструкция носовой части фюзеляжа, штанга дозаправки убрана в фюзеляж (позже демонтирована по договору ОСВ-2 на всех модификациях Ту-22М), установлены новые двигатели НК-25, модернизирована часть оборудования. Первый полет -  20  июня 1977 г., после проведения испытаний в 1978 г. начато серийное производство на Казанском авиазаводе (вместе с Ту-22М2). Государственные испытания завершены в 1981 г. и комплекс рекомендован к принятию на вооружение. В 1981 г. Ту-22М3 начали поступать в ВВС. В 1981-1984 г.г. проводились работы по доработке комплекса вооружений Ту-22М3 (вероятно, отрабатыывалось применение ракет Х-15 в противорадиолокационном варианте). Ту-22М3 в доработанном виде официально принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 г. На  первом  экземпляре Ту-22М3 установлены катапультные кресла К-36Д,  на остальных - КТ-1. На машинах поздних серий изменен профиль крыла и стабилизатора. Всего выпущено 268 Ту-22М3. С 1992 г. Ту-22М3 разрешен к поставкам на экспорт в варианте исключающем использование ядерного оружия.

Ту-22МП (середина 1980-х годов)- опытная модификация - постановщик помех,  самолет радиоэлектронного противодействия  и  РЭБ  на   базе Ту-22М2. Разработка модификации велась с 1970-х годов с участием ГосНИИАС. В середине 1980-х годов определен облик самолета и состав оборудования (ГосНИИАС). Начато переоборудование серийного Ту-22М2 и создание на его базе макета Ту-22МП, работы не завершены из-за неготовности аппаратуры РЭБ.

Ту-22МР / Ту-22М2Р / Ту-22М3Р (изделие 45-09 ?)  (1985 г.) -  опытная и серийная разведывательная модификация бомбардировщиков Ту-22М2 и Ту-22М3, первый полет прототипа Ту-22М2Р - 1985 г., Ту-22М3Р - декабрь 1985 г. Серийное производство (переоборудование) Ту-22МР начато в 1989 г. и всего переоборудовано и/или произведено 12 самолетов. Первое упоминание в прессе - 1995 г.  Войсковое название - Ту-22МР, модернизировались самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3 - не ясно с изменением конструкции или без ( если без, то они выглядят соответственно и как Ту-22М2 и как Ту-22М3). На самолеты Ту-22МР устанавливалась РЛС бокового обзора "Обзор-МР" (разработана СКБ-1 НПО "Ленинец", главный конструктор Е.Ф.Бочаров, производилась производством №1 НПО "Ленинец") в гондоле под фюзеляжем, система РЭР, система тепловизионной разведки, аэрофотоаппараты.

Ту-22ДП / ДП-1 - проект дальнего перехватчика на базе Ту-22М2 (позже - на базе Ту-22М3). НИОКР велись ОКБ А.Н.Туполвева совместно с ГосНИИАС. Предполагалось, что ДП сможет нести и ударное вооружение.

Ту-22М "Граб" - специальный стенд в ГосНИИАС для отработки навигационных режимов и применения КР отрабатывавшийся в середине 1980-х годов. Позже на базе стенда построен опытный самолет (вероятно, на базе Ту-22М3). Работы прекращены в начале 1990-х годов.

Ту-22М3 ЛЛ1 (условное наименование) - летающая лаборатория ЛИИ ВВС по изучению сверхзвукового ламинарного обтекания стреловидных крыльев перспективных самолетов.

Ту-22М3 ЛЛ2 (условное наименование) - летающая лаборатория ЛИИ ВВС для испытания систем спасения возвращаемых космических аппаратов. Сброс макетов спускаемых аппаратов производился с больших высот при скоростях около 2М.

Ту-22М3 ЛЛ3 (условное наименование) - летающая лаборатория ЛИИ ВВС для испытаний двигателя НК-32. переоборудован один из серийных самолетов, летные испытания не проводились. Позже самолет использовался для испытаний оборудования и вооружений.

Ту-22МЛЛ - летающая лаборатория ЛИИ ВВС на базе Ту-22М3 для испытаний крупномасштабных моделей перспективных самолетов. Предложение о создании озвучено КБ им. А.Н.Туполвева в 1992 г. переоборудован один из первых Ту-22М3. Других данных нет.

Ту-22М3 носитель "Радуга Д2" (1990-е годы) - самолет-носитель для испытаний гиперзвуковой опытной ракеты "Радуга Д2". Проект, вероятно, не реализован, но обсуждался.

Ту-22М4 (1991 г.) - модернизация Ту-22М3 с изменением воздухозаборников двигателей (увеличено количество створок дополнительного забора воздуха). Есть  данные об испытаниях или даже поступлении в ВВС новой модификации в 1991 г. (?). так же в части источников указывается, что данная модификация выпускалась серийно (напр. см. Ганин).

Ту-22М5  - модернизация Ту-22М, в западный СМИ упоминается о разработке такого проекта в 1995 г. (Jane's Defece Weekly 04.11.1995).

Ту-334 - проект административного самолета на базе Ту-22М3, главные конструкторы - А.Л.Пухов и А.А.Пухов. Вторая половина 1990-х годов. Не строился и не летал.

Ту-22М - 2001-2009 г.г. - ведутся НИР по модернизации парка Ту-22М в целях замены оборудования и оснащения высокоточными обычными боеприпасами, а так же по продлению ресурса планера до 35 лет.

Специально для обучения экипажей Ту-22М2 и Ту-22М3 в начале  1980-х  годов на базе Ту-134Б был создан учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ и его опытная модификация Ту-134УБК (1 экз.).




Ту-22
прозвище «Шило»  и «Людоед»
(по кодификации НАТО: Blinder - Слепец)
***
советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева, предназначенный для замены бомбардировщика Ту-16.

..."105А" приняли к серийному производству под обозначением Ту-22. Освоением ее с 1959 г. занялся завод 22 в Казани. Там бомбардировщик именовался изделием "Ю". Первый серийный Ту-22 поднялся в небо 21 июня 1960 г.

Первые Ту-22 выпускались на заводе 22 в варианте бомбардировщика. В 1960 г. начались совместные (заказчика и промышленности) испытания, проходившие на машинах установочной (нулевой) серии.

На 1961 г. заводу  22 запланировали выпустить 12 бомбардировщиков Ту-22 и 30 разведчиков Ту-22Р. Но завод сдал лишь семь первых и пять вторых, поскольку к этому времени продолжалась доводка самолета и в его конструкцию постоянно вносились изменения по результатам испытаний. 9 июля 1961 г. первые серийные Ту-22 продемонстрировали на воздушном параде в Тушино.

Для ускорения доводки в августе 1961 г. ВВС передали промышленности два Ту-22. Самолет  302 предназначался для испытаний с максимальным взлетным весом, а на машине  404 в ЛИИ отрабатывали навигационную систему и радиооборудование.
Всего на этапе заводских испытаний использовалось до 20 машин. Так, седьмая предназначалась для исследований элеронов-закрылков, а восьмая - для ресурсных испытаний. Двадцатый самолет был серийным бомбардировщиком 5050051. В заводских испытаниях его, завершившихся на 62-м полете в июле 1962 г., участвовали летчик Н.И. Горяйнов, штурман Ю.Г. Шестаков и радист К.А. Щербаков. Ведущим инженером по испытаниям был Л.А. Юмашев.

В Казани изготовили 20 Ту-22. Как боевые самолеты они не применялись. Машины, построенные в варианте "чистого" бомбардировщика, были использованы для обучения личного состава Дальней авиации, а также для переоборудования в опытные образцы разведчика-бомбардировщика Ту-22Р и постановщика помех Ту-22П (переделали не менее пяти машин), а также для различных испытаний.

В июле 1961 г., после демонстрации Ту-22 на воздушном празднике в Тушине, зарубежные специалисты окрестили машину "Бьюти" - "Прелесть". Но уже в 1962 г. эксперты НАТО присвоили ей менее благозвучное кодовое имя "Блиндер", что в переводе означает "Слепец". Но в СССР к машине прочно приросло прозвище "Шило".




Ту-22М1
BACKFIRE-A
***
С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолёта Ту-22М1 («45 01») с учётом опыта разработок и испытаний Ту-22М0.

Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. 28 июля 1971 года начались его лётные испытания. Ещё до окончания испытаний было решено начать серийный выпуск самолёта. До конца 1972 года на КАЗ построили девять самолётов типа Ту-22М1. Часть из них использовалась для испытаний при доводке самолёта и его систем, часть была передана в 33 Центр боевой подготовки морской авиации.
В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 — дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22 (мощностью 20 000 кгс каждый), на котором удалось избавиться от многих недостатков предыдущих вариантов Ту-22М.



Ту-22М0
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик
***
... строительство первой партии Ту-22М, в том числе и первой машины, развернули на Казанском авиационном заводе им.Горбунова. (КАЗ им.Горбунова, до середины 60-х завод .22 МАП).

К середине 1969 года в Казани закончили постройку первого самолета Ту-22М0 с двигателями НК-144-22.

Одновременно в Казани шло производство серийных самолетов Ту-22М0, в основном предназначавшихся для доводок и отработок систем нового самолета и нового комплекса. Всего до конца 1972 года построили 10 Ту-22М0, пять из которых поступили в Рязань в Центр боевой подготовки и применения Дальней авиации, где использовались для переучивания экипажей и наземного персонала на новую технику.



Ту-22М2
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик
***
Первый построенный на Казанском авиационном заводе Ту-22М2 совершил полёт 7 мая 1973 года (испытания и доводки продолжались вплоть до 1975 года).

Ночью 14 мая 1976 года на серийном Ту-22М2 под командованием В. Борисова выполнен испытательный полёт на максимальную дальность с одной воздушной дозаправкой. Дальность полёта самолёта составила около 7000 км. Полёт был зафиксирован американскими разведывательными спутниками, и уже на следующий день карта полёта была предоставлена американской делегацией на переговорах в Женеве по сокращению стратегических наступательных вооружениях ОСВ-2. Несмотря на все старания делегации СССР под руководством Министра иностранных дел А. Громыко, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР, хотя, по сути, этот самолёт не мог работать по территории США. После долгих и тяжелых переговоров была достигнута договорённость о демонтаже со всех машин штанг дозаправки и ограничении в темпе производства Казанским авиазаводом 20-ю машин в год



Ту-22М3
Ту-22М3 «45-03»
BACKFIRE-C
Дальний ракетоносец
***
...Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. C 1984 года сворачивается производство Ту-22М2 и в серийном производстве остаётся только модификация Ту-22М3. Несколько переходных Ту-22М2 были построены с крылом Ту-22М3, также часть Ту-22М3 построена с оборудованием и элементами планера Ту-22М2 (переходные машины). С 1981 по 1984 годы самолёт проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями, в частности, отрабатывалось применение ракет Х-15. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.
Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.




Тяжелый бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7 и АНТ-42)

***
...Последовавшее затем правительственное решение о выпуске целой серии самолетов типа «Максим Горький» на авиазаводе в Казани еще более загрузило конструкторский коллектив.

...Выбор казанского авиазавода №124 для выпуска ТБ-7 оказался вовсе не случайным. Предприятие изначально ориентировалось для постройки больших транспортных или военных самолетов. В 1934 году, еще до окончания строительства, его ввели в число действующих заводов авиапромышленности, и следом незамедлительно организовали здесь ремонт самолетов ТБ-1 и ТБ-3. Следующим заданием стала постройка гигантского самолета ПС-124 и серии бомбардировщиков ДБ-А конструкции Болховитинова. Агрегат центрального наддува (АЦН) — вспомогательный двигатель М-100 — использовался как воздушный компрессор, от которого по трубопроводам диаметром 150 мм сжатый воздух подавался во всасывающую систему каждого двигателя. Именно подача этого дополнительного воздуха позволяла сохранять мощность двигателей АМ-34ФРН с подъемом на высоту. В апреле 1939 г, когда серийные самолеты еще только строились, на первый опытный АНТ-42 установили в качестве АЦН более мощный двигатель М-103. С ним надеялись получить и более высокие летные характеристики, в частности, максимальная высота полета должна была превышать 11 километров. Вот как описал свое мнение о пятом двигателе П.М.Стефановский: «С пятым мотором, который технический состав любовно называл «соловьем» за его свист во время работы, корабль на высоте 10—11 тысяч метров превосходил по своим летным качествам даже новейшие истребители того времени. Загруженный полностью горючим и бомбами, он быстро набирал высоту 11 тысяч метров, легко выполнял виражи с креном до 50 градусов в условиях, когда обычные самолеты могли только удерживаться без маневра на минимальной скорости».


Рецензии