Один из архетипов Л. Н. Толстого

Конечно можно ссылаться на не репрезентативность материала, на притянутость «за уши». Но в творчестве великого писателя есть минимум два эпизода, связанных с наездом поезда на существо женского пола. Это, разумеется, Анна Каренина и еще маленькая детская сказка, про то как девочка рассыпала грибы на путях. В первом случае героиня гибнет, во втором – девочка остается жива, и после удаления состава продолжает собирать рассыпанные грибы со шпал. Коли уж Фрейд связывал некоторые мотивы произведений Достоевского с отцеубийством, мы попробуем найти психологические подоплеки у Толстого.
Образ девочки и женщины, т.е. женское начало.
Архетипически женское начало консервативно и связано со всем живым, природным, естественным. Это не логос, не закон, это чувственное воплощение бытия. Женщина порождает новую жизнь. С одной стороны ее начало одинаково и неизменно из покон веку. С другой стороны в ней надежда. Надежда на вечное возобновление жизни, несмотря на порой чудовищные результаты экспериментов мужского логоса. Задача последнего – поиск и нащупывание новых неизведанных возможностей. Это завоевание и распространение. Женское начало – это всегда надежный тыл, предназначенный для смягчения от ударов природных стихий. Женщина сама стихия, она слаба лишь с точки зрения логоса, но могущественна как начало-начал, как основа жизни, как великая праматерь. Женщина – человеческое воплощение самой природы, при том как мужчина ментально антиприроден, он стремится противостоять ей. Первый шаг к этому – отстраненное наблюдение, представление, описание и объяснение (субъект-объектные отношения).
Так вот у Толстого природа попадает под колеса машины. Мужская антиприродная сила в образе локомотива губит силу природную. Этот обще-культурный архетип последних 2-х столетий имеет также и более частную интерпретацию. Анна сама бросается под поезд, т.е. есть некая внутренняя сила, которая заставляет ее покончить с собой. Почему? По сюжету в душе Карениной происходит глубочайший разлад, основой которого является измена и проблемная беременность. Все ее естество в виде всепоглощающей любви к Вронскому напарывается на закон, т.е. логос, твердящему что это безнравственно. Стандартное противоречие между «хочу» и «должно». Что сильнее? Так вот выбор в сторону суицида указывает на радикальное превосходство этого «должно» над «хочу». Но поскольку женское начало и есть чистое желание, то покончить с желанием можно лишь, покончив с самой женщиной. Маскулинная безжалостная машина полностью поглощает и растворяет естественное начало. Это как некий чудовищно-уродливый акт любви, итогом которого является не новая жизнь, а новая смерть. Абсолютный закон и порядок в конечном итоге гибелен для всего живого.
Но что мы видим в небольшом детском рассказе про девочку и грибы? Собирая рассыпанные грибы, маленькая девочку оказывается под колесами поезда. Он проносится прочь, а невредимая девочка, как ни в чем не бывало встает и продолжает собирать разбросанные грибы с путей. Во-первых, вспомним о древнейшей фаллической символике грибов. Во-вторых, девочка выживает, потому что молода и чиста, девственна. Грибы (фаллосы) в корзинке (лоно) – это чистый символ, лишь намекающий на будущую зрелость. Сказка дает надежду, ту самую, которая противостоит всякому гибельному процессу. Собранные естественным образом (т.е. в лесу) грибы, девочка теряет, споткнувшись о рельсы (встреча с цивилизацией), но поезд не способен погубить чистую душу. Он равнодушно летит дальше к новым горизонтам завоевания и разрушения, а девочка подбирает символы плодородия и идет к дому (природное лоно, мотив вечного возвращения). Жизнь продолжается.
Таким образом, в этих двух сюжетах зрелая согрешившая женская душа противопоставляется невинной детской чистой душе. При этом последняя обладает мощной природной силой, поэтому выживает, а душа грешницы надломлена. Она надломлена противоречием между естеством и законом. Это противоречие не способно ужиться в одном человеке, что и приводит к вынужденной самоликвидации.
Л.Н. Толстой, как великий писатель, тонко указал, увидел корень психологических проблем современной женщины. Если в ее душу начинает проникать логос, т.е. принцип закона и порядка – это становится причиной внутреннего кризиса. Но в наше время он решается принципом маскулинизации женщин (эмансипация, феминизм).
Именно поэтому, например, лично я не смог дальше заниматься научными исследованиями, поскольку моим научным руководителем была женщина – единственный профессор кафедры.
Поэтому! Дорогие женщины! Будьте природнее! Это очень притягивает!


Рецензии