Дневник-1998 март

ДНЕВНИК-1998
(март)

ЛИСТ №1 11.03.98г. среда

ЛЖ(Личная Жизнь). Стараюсь вообще уже не думать об этой самой ЛЖ, об этих буквах – Л(Лена) и Ж(Женя). Но… легко сказать – «стараюсь»! А как так суметь постараться, чтоб вовсе не думать? Вовсе невозможно.
План я свой на этот день не выполнил. Или выполнил, но только перед собственными, т.н. «естественными», привычками и потребностями, - но не перед Богом. До чего же пассивна (а потому, и так ничтожно малодейственна в своей пассивности) моя вера!
ПЖ(Политическая Жизнь). Смотрю на политику как на шоу. По инерции что-то пытаюсь «отхватить»… И – «просто смотрю»: интересно – но как бы «для прикола», «просто по приколу». Матери запала в душу Н.М.Витренко – баба, что и говорить, умеющая запасть в душу. Её уже успели окрестить «украинский Жириновский в юбке».
Обо всём остальном, что происходило в этот день в моей «личной политической жизни» даже и говорить не хочется: как обрыдло это всё, не хочется подыскивать слова просто. (Я, кажется, разучился связно мыслить и связно излагать свои мысли на бумаге. Впрочем, это не сегодня, конечно же, мной замечено и обнаружено…)
Да и вообще, мне сейчас показалось, про политику писать – себе же в расход. Когда я один вечером сижу на кухне за столом, освещённый настольной лампой, - о какой политике можно писать? Нет, надо срочно же заняться своим – личностно-эгоистическим. Срочным ремонтом и налаживанием своего Я. И дай Бог, чтоб оно сохранилось!
Ну как тут заиметь основательную, твёрдую веру в завтрашний день, если одно мгновение, оптимистическое и хрупкое, перебивается другим – пессимистическим и обвально-грубым!.. Впрочем, не хочу жаловаться: ведь пишу – так я себе определил, разве нет? – пишу для вечности. Всё, что ни пишу. А всё, что не пишу…
Вечность! Не хочу оставлять тебе после себя жалобы на нынешнюю свою закабалённость нищетой и всем прочим (собственным бездействием!). А потому перехожу к… чему? – к спасительной иронии?
Моя программа на завтрашний день.
1.Проснуться. Желательно вовремя. А что для меня значит «вовремя» - вот с этим труднее. Но, думается, не позже 10 часов «за київським часом».
2.Обеспечить полную самостоятельность и независимость своему Я от собственных же лени и боязни людей.
3.Наполнить день интересом к жизни.
4.Наполнить день осмысленностью и творческой осмотрительностью.
5.Жить в согласии со своей духовной свободой – а не в противоречии с ней, как частенько это, к сожалению, со мной бывает.
Собирался «выдать» десять хотя бы пунктов; но, думаю, хватит и пяти. Довольно «пунктов» - больше конкретики!
ИЖ(Интересная Жизнь, Интимная Жизнь, Ироническая Жизнь).
Под этой рубрикой – что напишу? Опять же – что напишу (намеренное повторение)? Написать о том, как выглядывал сегодня днём в окно и видел там двух юных девчушек из соседнего дома, занимавшихся весенней уборкой своего двора? Или о том, как выходил вечером на одиночную прогулку и как налипла грязь на сапоги (шёл дождь, а я хожу, как всегда, где попало)?..
…Завершить сегодняшний – пробный – лист хочу эффектным афоризмом:
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ИНТЕРЕСЕН САМ СЕБЕ, ОН НЕ ИНТЕРЕСЕН И ОСТАЛЬНЫМ.
Впрочем, к чему это я приплёл – сам не могу сказать. Ведь сам себе я пока что остаюсь быть интересным…
ЛИСТ №2 12.03.98г. четверг

Сон. Блестящие чёрные камни и чистейше-прозрачная синь моря. Я стою на одном из камней, полуостровком выступающим в море. Вижу двух пингвинов: один с «белушечным» галстучком-шейкой, другой – весь чёрный. Первый о чём-то как бы говорит – показывает в мою сторону. (У меня, конечно, есть своё объяснение на эти «кадры»). Затем крупная хищная зубастая акула, также как и камни, блестяще-чёрная, проплывает мимо того камня, где я стою. Я осторожничаю – забираюсь повыше.
Другой сон. Какая-то вроде как школа. Полный класс. Нас приглашают в одну из комнат – расписаться, т.е. оставить свои подписи: на стенах, на партах, на доске – и сделать это в память о ком-то из одноклассников. Мои одноклассники ставят везде по одной подписи, но я хочу оставить множество подписей – по часовой стрелке, вокруг всего кабинета. Мой мел что-то очень плохо пишет. Таня Александрова (моя одноклассница по начальным классам в одесской школе) подаёт мне свой. В этот момент у меня в голове мелькают мысли, что она вполне могла бы стать моей невестой. Мы, подталкивая друг друга, лезем на подоконник – хотим и там оставить свой совместный автограф. В этот момент в класс заходит толпа старших, и всё смешивается.
…Сегодня утром я возвращаюсь к своим снам, как к некоей духовной опоре. Сегодня утром… когда сразу же, как только встал, хлынула на голову вся эта «бесовщинка»: политика, хлопоты домашних… Как будто «скупой рыцарь» к своим спрятанным сокровищам, так и я возвращаюсь мысленно к своим снам.
А(Афоризм). СВЕРХЧЕЛОВЕК – ЭТО ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК. НО ЧЕЛОВЕК – ЗАПЕРТЫЙ В КЛЕТКУ. ХОТЯ ЕГО КЛЕТКОЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ.
ПЖ(Политическая Жизнь). Из Москвы сообщают, что на Жириновского снова заводят уголовное дело. Жирик опять поливался водой на своих оппонентов. Ничего пооригинальнее, видно уже, придумать не в состоянии.
А у нас на Украине полным ходом идёт предвыборная гонка. С каким слащавым и подобострастным пиететом представляло сегодня Луганское телевидение депутата Коломойцева. Профессиональный «радетель за народ».
Шоу «5 на 5». Чорновилу не нравится стиль ведения передачи Пиховшеком: не эстетично, не морально. УНА-УНСО, выступавшие в одиночку, выступили слабо: мальчики, которым надоело играть в войну и которые теперь решились поиграть в политику. У ихнего лидера Витовича жена, оказывается, американка. Кроме этого, из их выступления, пожалуй, ничего больше нельзя выделить каким-либо особенно запомнившимся образом.
КЖ(Культурная Жизнь). Только что просмотрел по TV так называемый «фильм ужасов». «Общество» называется. Какими же глупыми, смешными и идиотскими мне кажутся все эти «фильмы ужасов», особенно в сравнении и в сопоставлении с той реальностью, какую видишь «у себя дома». Ничего, кроме смеха и раздражения, все эти «фильмы ужасов» у меня теперь не вызывают.
ПМ(Просто Мысли). Сегодня утром мне явилась в голову такая мысль, что Будущему Веку вообще может не понадобиться Слово: слишком разменяло Его человечество на всякие слова, словечки, словишки. Людей – может статься так – уже будет мутить от всего этого. Ему понадобятся – человечеству понадобятся Сны, понадобятся Картины. («Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»). Как всё-таки обесценено теперь слово (даже так – с маленькой буквы: что это меняет? – ведь я и сам, то и дело, перестаю ощущать прежний пиетет, прежнее священство перед Тем, Что Было В Начале)! Остаётся только «междометствовать»: нет слов – одни междометия.
Я никак не могу найти себе применения в том мире, в котором живу. Но что значит «никак не могу» - не такая же пустышка, какую сосёт моё воображение: не то же, что и «кажется»?
Как написать о том, как «не пишется»? А впрочем, вчерашний (теперь уже) день всё, что было его, с меня взял и унёс с собой. ДЕНЬ ВЗЯЛ СВОЮ ДАНЬ, (неплохое бы выдалось начало – начальная строка для стихотворения). Теперь уже, наверно, около 2-х часов ночи. Иду спать-отдыхать. Завтра буду занимать себя чем-то. (А занимать себя буду – у кого занимать? У мира. А когда отдавать – Время покажет…)

ЛИСТ №3 13.03.98г. пятница

Сегодня астрономы наблюдают исключительное явление – Парад планет. Солнце, Луна и Земля выстраиваются в одну линию. Событие, которое, как утверждают средства массовой информации, перед тем наблюдалось аж в 1128 году. В дополнение к тому, сегодня пятница, 13-ое…
И на сегодняшний день кое-кто, кажется, назначил свадьбу…
Наверное поэтому, я и проснулся сегодня в грустном и скандальном настроении. Я не побоялся признаться себе в этом: причиной этого настроения была зависть. Такое вот нехорошее чувство. Мерзостное чувство, от чего и всё вокруг, и вся Вселенная с её Парадом планет – всё, всё как-то мерзко. Надо же – чтобы так совпало…
Душа моя настолько перегружена мистикой, какими-то и совпадениями, и чувствованиями, и предчувствиями, (и всё это в каком-то глобально-бытовом значении), - что я боюсь, как бы окончательно не свихнуться, как бы окончательно не сорваться. День, когда резко столь обострились все мои мистические «верования»…
Сейчас около 19:30. Я хотел сесть за эту писанину раньше, ещё днём. Тогда, весь захваченный вышеупомянутой мистикой, вздорной и кипящей, я помысливал написать статейку за данный день в патетическом тоне – даже в этаком патетически-эсхатологическом; теперь же меня больше тянет на иронию…
О, она написала, что она моя!.. О, она, безусловно, царица Вселенной!.. И это в её честь – в честь её свадьбы – сегодняшний Парад планет!.. Может быть, я – новоявленный Фауст, отдавший Мефистофелю свою невесту… Но в конце концов… Любовь побеждает смерть. Эта штука посильней, чем «Фауст» Гёте. И вот почему в данный момент я иронизирую над утренними своими мистически-вулканирующими переживаниями…
Да, вот ещё почему меня гложет зависть: что я проведу этот день – когда Парад планет, когда пятница 13-ое – таким вот обыкновенным и пошлым образом. В то время как для неё этот день, вне всяких сомнений, должен будет запомниться на всю жизнь. Ну что ж… Одно утешает: а может быть, так я сам и хотел.
ПЖ(Политическая Жизнь). Вечером мать принесла коммунистические листовки с призывами поддерживать представителей левого блока на предстоящих выборах в Верховную Раду и газеты: «Горькая правда» (орган коммунистов Украины) и «Голос Донбасса». Пересмотрел, но детально не углублялся. От не фиг делать, взять да и поизучать, что ли, - чем там ныне запудривают мозги своим избирателям эти верные последователи самого передового в мире учения?
ПМ(Просто Мысль). Меня ничто не заботит и мне не о ком, по сути говоря, заботиться, - оттого и вся моя нынешняя заброшенность и оторванность ото всех и ото вся.
ПЖ(Политическая Жизнь). Только что выходил из кухни в зал и услышал, как в телевизоре какой-то «средний житель» Армении (у них в Армении тоже готовятся к выборам) произнёс такую реплику: «Даже Бог не обещает».
У меня по этому поводу тут же возникла мысль-вопрос: а обязан ли Бог обещать? Не в этом ли выбор людей: или верить в Бога, или верить в обещания других людей?
Может быть, и вся моя нынешняя заброшенность, - о чём говорилось под вышестоящей рубрикой, - оттого, что не дал вовремя своей вере действенности. А бездейственность веры, может быть, даже хуже, чем «чистый» атеизм – если он действенный; а бездейственность веры – это то же, что и любая другая бездейственность: это саморазрушение.
ПФ(Просто Фраза). Весна! Весна! С каким интересом каждый год я тебя ожидаю и – хотя и не разочаровываясь в своих ожиданиях, но всей душой тебя приветствуя, - каким ничтожным кажусь себе всякий раз по твоём приходе!
ИЖ(Интересная Жизнь). Сижу и думаю: чем бы закончить листок за сегодняшний день? Что-то торжественное напрашивается… Хотя нет. Вру. Не до торжественного. «Торжественность» - само слово с напряжением произносится; а хочется чего-нибудь спокойного. Классику, например, почитать. И чтоб телевизор при этом по мозгам не бил, со своими рекламами. Закончить этот «день кошмаров» как-нибудь спокойно и сосредоточенно. А завтра уже станет легче. К чему я приступлю завтра – завтра и покажет. А на сегодня… «Моё ничего»!

ЛИСТ №4 14.03.98г. суббота

В 20:00 я включил телевизор и стал смотреть программу «Время» с С.Доренко. Параллельно с этим я поставил на печку ведро с водой.
Я смотрел телевизор и параллельно ловил себя на мысли: зачем я туда смотрю, зачем я всё это слушаю? Зачем мне знать то, что Черномырдин снова ездил в Америку, бухал с тамошними конгрессменами, встречался со своим другом Гором и сделал выдающееся открытие: оказывается, чтобы лучше жить, надо лучше работать! Зачем мне знать, что вице-премьер Российского правительства, «молодой реформатор» Борис Немцов вместе со своими друзьями, актёром Л.Ярмольником и певцом Димой Маликовым, развлекались на правительственной дачке со стриптизёршами, - причём одну из них «молодой реформатор» самолично ущипнул за задницу? Девчонки остались недовольны: им не заплатили обещанное; они готовы подать в суд, но боятся расправы. Зачем мне было слышать то, как Жириновский оправдывал своё недавнее поведение в Думе магнитными бурями, якобы оказывающими влияние на его психику? Зачем мне было узнавать о том, что в Москве «усиливаются меры» в отношении приезжих и инициатором этих мер выступает сам мэр (невольная тавтология) Ю.Лужков? Москва, похоже, всерьёз собирается отделяться от остальной России. В общих чертах – так оно уже и есть.
Но зачем мне нужно было приковывать своё драгоценное внимание ко всему этому?
Так или иначе, но доза политической отравы, полученная мной, оказалась слишком сильнодействующей, чтобы я мог проводить свой дальнейший вечер нормально и полноценно, в заданном ритме.
Я почувствовал себя усталым – и умственно, и физически. Мне расхотелось купаться, и я просто обмыл верхнюю часть тела. Затем мне расхотелось садиться за этот дневник, и я отставил это своё писательское упражнение до завтра (что и делаю сейчас, 15.03 в 15:00).
Я взялся за Лермонтова. Я остановился на строчках:
В уме своём я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья…
Я сопоставлял эти строки из «Русской мелодии» со своим нынешним духовным состоянием и находил много общего. Как мне хотелось – и хочется и будет ещё много-много-много раз хотеться – уйти от всей этой пакостной политики и пакостного существования! Времена конца 80-х и начала 90-х, времена моей юности, - даже они какими наивными теперь кажутся, в сравнении с нынешними!
…Дальнейший вечер я вновь провёл возле «ящика», провёл вот так:
22:45-23:30 – «Избранные задоринки» Михаила Задорнова
23:30-02:00 – Фильм Романа Поланского «Горький месяц» (или «Горькая луна»). Смотрел во второй раз.
Затем лёг спать.

ЛИСТ №5 15.03.98г. воскресенье

Ещё вчера вечером погода испортилась и сегодня утром была просто-таки безобразной. Не оттого ли и на душе у меня сделалось так слякотно? И не оттого ли не хотелось так долго сегодня просыпаться? Проснулся только в 11 часов. Безобразие погоды, безусловно, сказывалось и на том настроении, с каким я проснулся (скука и вялость): вышел на кухню, и весь тот бардак, который у нас там вечен и непреходящ, со всей своей отчётливостью бросался в глаза. Но в панику вдаваться на сей раз я не стал; покорившись обстоятельствам, решил заняться «физиологическими потребностями»: доел жареные бобы, дополнил завтрак бутербродом с маргарином и кружкой чая.
Затем принялся перебирать выложенную вчера из чемодана пачку газет «КЗ» («Комсомольское Знамя») за 1990 год. Ещё и ещё раз думалось хоть как-то приблизиться к атмосфере того года, чтобы наиболее полнее представить себе те мысли и вопросы, которые занимали меня тогда, и в частности вопрос о смысле жизни. По ходу дела заметил, что чем больше я ношусь с какой-либо идеей, чем ближе подхожу к её осуществлению, тем суетливее начинаю с ней обращаться, - да так, что, в конце концов, теряю основную нить и забрасываю эту идею и её осуществление куда-то очень от себя далеко. А вот этого-то делать и не надо. Служенье муз не терпит суеты. Почаще бы напоминать себе об этом. Лучше всего, конечно, держать идею на виду, как книгу на полке: чтобы всегда можно было к ней подойти, но при этом нужно быть готовым к ней подойти: т.е., твёрдо быть уверенным, что та, среди прочих других стоящая на полке идея – именно она, а никакая другая на данный момент, даст тебе тот исчерпывающий ответ на все твои вопросы, которые ты желаешь от неё получить. Сегодня я не был готов приступить к этой идее: не сходил к себе на квартиру на микрорайон, не принёс оттуда «Научно-атеистический словарь» (а в нём-то как раз имеется статейка «Смысл жизни», от которой можно бы оттолкнуться).
Ф(Фильмы). 18:00. Смотрел по телевизору фильм «Загадка Сторивилла». Накануне, в анонсе, режиссёр этого фильма был представлен как «постмодернист». Ничего постмодернистского я в этом фильме так и не обнаружил: типичный, достаточно скучноватый американский детектив. Преуспевающий адвокат и, одновременно, кандидат на место в конгрессе выигрывает на суде запутанное дельце, каким-то образом связанное с самоубийством его отца. В общем, смотрелся мной без особого интереса. Но кое-что наталкивало на свои же, занимаемые меня мысли.
ЦД(Цитата Дня). «ЗНАЕШЬ, ЗАЧЕМ НУЖЕН ТАКОЙ, КАК Я? ЧТОБЫ ЛЮДИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ УМНЕЕ!» (Реплика «старого стоика» из к/ф «Загадка Сторивилла»).
ПМ(Просто Мысль). Философский вопрос, который бы мне хотелось задать кое-кому из своих родственников: что бы вы выбрали, если бы вам предложили что-либо одно из двух: либо каждый день есть колбасу, либо каждый день смотреть телесериалы?
Как же мы неинтересны сами себе! (Когда я говорю «мы», я ведь и по себе сужу). Какое нежелание и какая лень проступают в нас, когда мы лишь касаемся того, чтобы покопаться у себя в душе, уразуметь, что там в ней творится, разобраться в своих мыслях, попытаться хоть как-то облагородить свои чувства, ясно и определённо сформулировать жизненные свои цели и задачи… Как самозабвенно и с какой самоубийственной лёгкостью мы приковываем самих себя к бесконечной чередой шурующим по нашим телеэкранам сериалам и фильмам, ко всем этим «мыльным операм»; а наш неповторимый духовный мир при этом становится подобным мыльному пузырю – самолопающемуся мыльному пузырю, каким бы объёмом и какой бы величиной он не возобладал прежде.
ПЖ(Политическая Жизнь). Единственная политическая (вернее – околополитическая) новость, которая привлекла сегодня моё внимание: (из программы «Подробности», 20:00) на мэра Одессы Э.Гурвица прокуратурой заведено дело по факту получения взятки от преступного главаря Ангела. (Резюме: Эдик! Будь разборчив в связах, ибо и демоны принимают на себя вид Ангелов света!)
ИЖ(Интересная Жизнь). Интересная жизнь сейчас за окном. Пушисто-белый, пушисто-рассыпчатый снег покрыл ветви деревьев. В ночной тиши отчётливо хрустели звуки капели. Покуривая в темноте (вечером выходил за пачкой «экспресса»), я наблюдаю из кухни прощальное представление зимы. В свете фонаря у подъезда соседнего дома воздушно-белым занавесом опускаются крупинки снега и сыпятся, и сыпятся откуда-то сверху, с неба. Ночная тишина и торжественный хруст капели. Тёмные окна и торжественно-белый наряд улицы. Тёмное время суток. Полтретьего ночи. Но спать мне на сей раз не хочется; и усталым я себя чувствую лишь слегка, лишь самую малость. Если я и чувствую теперь себя усталым, то так, как чувствуешь себя усталым после долгой спячки: есть разбитость, есть пустота в душе, но есть и неудержимое желание чем-то эту пустоту заполнить, неудержимо взяться за текущие дела… Вперёд!

ЛИСТ №6 16.03.98г. понедельник

КЖ(Культурная Жизнь). Безусловным культурным событием этого дня в моей жизни (да, думается, разве только в моей) стала премьера телесериала «Зал ожидания». Словно после долгой и томительной разлуки со своими родными, приятно было встретить знакомые лица и с тёплым чувством на душе скоротать вечерок в компании наших «старых-добрых» отечественных киноактёров: М.Боярского, И.Костолевского, Вяч.Тихонова, Мих.Ульянова… А женские лица, женские роли!.. В таких героев и героинь – «нашенских», что называется, по духу и по плоти – влюбляешься сразу. Тем более, что и сюжет основан на наших сегодняшних реалиях, на нашей действительности.
ИЖ(Интересная Жизнь). В этот день я опять решился напиться самым пошлым образом. В пять часов вечера отправился по городу с 8 грн. в кармане. Истратил половину имеющейся суммы. Купил: 300 гр. пряников (в «Украине» на первом этаже), 300 гр. колбасы (там же, но уже на втором); затем зашёл в магазинчик «Марина» и купил чекушку водки; а перед этим всем – пачку сигарет «экспресс» (в ларьке).
Уж не помню, когда колбасу до этого ел, - с какой жадностью, придя домой, я стал её жарить, с какой поспешностью. Не стал готовить никакой гарнир, съел так, с хлебом.
Высадив чекушку и столь «изысканно» закусив, стал смотреть премьеру телесериала. Как только серия закончилась, выключил телевизор и попытался было уснуть, весь находясь под яркими и приятными впечатлениями, оставленными героями и сюжетом премьерного показа. Лёжа пьяненький в темноте, я весь погрузился в свои мечтательно-эйфорические перспективы; а сон не приходил. Разозлила баба Нина: у неё тоже была бессонница, и она, поднявшись со своей кровати, взялась за свои «заботы»: принялась укрывать и укутывать меня одеялом, дабы мне не простудиться. Раз так, - вскочил я с кровати, потревоженный и злой, - раз не спится, давай гнать самогонку. (Раз не спится – нужно напиться!: каламбур, пришедший мне на ум прямо сейчас, когда я это пишу). В полпервого поставили, в два часа выгнали. Воды не было: не шла целый вечер, - пришлось выбегать на улицу с ведром – за снегом. Набрал ведро снега на столе у подъезда. Затем, после того как «выгнали», до пяти часов утра «гулял». Выставил музыкальный центр и слушал Анжелику Варум. В общем, ночь провёл по-своему интересную. За одним столом со своими пьяными фантазиями и мечтаниями, под соответствующую настроению музыку. Разве не кайф? Но кайф этот грешный: сколько времени он отнимает, сколько времени отнимают отходняки после этого кайфа; какие угрызения совести нет-нет да отзовутся в душе: ведь за это же время, пока «кайфуешь», мог бы что-то сделать, что-то написать, чтобы хоть как-то, хоть на какой-то шажок приблизиться к осуществлению всех своих великих планов, какие наметил себе на жизнь своей гениальной и сумасшедшей башкой. Но вот – опять и опять сворачиваю в сторону, - при том, что делаю это как раз по активизации своего творческого вдохновения. Что с этим противоречием делать – ума не приложу: ведь хочется и кайфа и чего-то деятельного. Как это совместить и как так наиболее удачно распределить время, чтобы и на то и на то его хватало?
Спал я хорошо. С пяти и до одиннадцати. И проснувшись, никаких «тяжёлых последствий» за собой не чувствовал. Всё наша, домашнего приготовления, самогонка – не то, что «магазинная»; головушка после неё чистая и просветлённая. Наутро после неё хочется жить, и жить вдохновенно и радостно.
А днём, после двенадцати, я опять «взялся за своё»: оставалась ещё целая бутылка от тех приблизительно 800 гр., что мы «нагнали».

17.03.98г. вторник

КЖ(Культурная Жизнь). Сцены из т/с «Зал ожидания», которые наиболее во мне «впечатлились» и пришлись мне по моему «эстетическому нраву»:
то, как директор детского дома (Вяч.Тихонов) приходит на приём к мэру (Мих.Ульянов) просить у того денег на свой детский дом. «Ты мне взятку принёс?» - с открытой лукавинокой спрашивает мэр. Директор с готовностью достаёт из портфеля бутылку водки. «У нас совещание, никого не впускать», - тут же оповещает мэр свою секретаршу. «Так ведь уже было одно», - опешенно возражает та, но тут же покорно выходит из кабинета. Ну и т.д. (Из первой серии);
то, как воспитательница детского дома (О.Понизова), которая была замужем, да разошлась и которая «в свои 26 лет ничего не видела», приходит в комнату к герою М.Боярского, «странному человеку», «бродяге, который цитирует Островского и пьёт мартини», и выражает готовность прийти к нему ещё раз – ночью. Вот эта отчаянность русской провинциалочки-«неслажёнки» и та готовность, с какой она решается на то, чтобы отдаться первому встречному, непонятно откуда явившемуся человеку, меня всегда будет задевать за сердце: ведь и у меня было нечто подобное, ведь и я знавал в жизни эпизоды, подобные этому. (Из второй серии).

ЛИСТ №7 18.03.98г. среда

ИЖ(Интересная Жизнь). Опять решил набухаться с утра пораньше. На этом, как говорится, и успокоился: «лекарство»! На пьяную голову, в «весёлом» настроении потянуло на разговоры. Стал звонить по телефону. Позвонил Толяну. Тот смотрел с женой видушку и торопился скорей закончить со мной разговор, - в общем, был «на измене». Позвонил затем Светке. Она меня узнала, несмотря на то, что я не звонил ей ещё с прошлого года. В целом, она была расположена на разговор со мной, но в её голосе проскальзывали и нотки недоверия: она, возможно, ожидает от меня более конкретных, более решительных действий, нежели редкие телефонные звонки. А какие могут быть «решительные действия» при моём нынешнем как финансовом, так и общественном положении? Затем, после разговоров по телефону, завалился на кровать. Хотел было проснуться к началу матча «Динамо» (Киев) – «Ювентус»; но проснулся, когда уже заканчивался первый тайм. Киевляне проигрывали – 0:1.
СЖ(Спортивная Жизнь). Во втором тайме для миллионов болельщиков со всей Украины забрезжила надежда: Ребров сравнял счёт. Но в конце концов киевляне продули, и продули крупно – 1:4. Следовало им ожидать, что итальянцы на чужом поле будут прежде всего стараться использовать стандартные положения. Второй и третий гол они забили с углового. Четвёртый – поймав динамовцев уже на контратаке. В матче двухнедельной давности, на поле туринского стадиона, динамовцы смотрелись куда более уверенней, и тогдашняя ничья полностью отражала соотношение сил. А теперешний счёт тоже отразил соотношение сил, но уже в пользу итальянцев, чувствовавших себя на поле куда более увереннее, чем хозяева. Более сильный в качественном отношении опыт итальянцев в розыгрышах подобного ранга дал всё-таки о себе знать.

19.03.98г. четверг

ИЖ(Интересная Жизнь). Наутро, тем не менее, - несмотря на проигрыш динамовцев и свою вчерашнюю пьянку, - я чувствовал себя вполне благополучно. Отправился к себе на квартиру на микрорайон. Взялся за своё писательство. Поработал над началом второй части своей «одесской повести». Писалось легко, удачно. Может быть, потому, что на голодный желудок? Затем сделал лист №6 в этой тетради. Целый день меня не покидало рабочее, вдохновенное настроение. Может быть, потому, что имел перед собой «маячок» - накануне сказал Светке, что снова позвоню ей вечером. Сказал, да так и не исполнил: звонить только за тем, чтобы просто поговорить, никуда не приглашая? Поздним вечером, когда уже возвратился в «пещеру предков», вновь охватила озлобленность на всех и вся: из-за той нищеты, что меня опутала. Вновь обострились ощущения бесцельности предпринимать какие-либо усилия, чтобы выбраться из всего этого. Сидя за столом, за поздним семейным ужином, опять вспылил. С этим же досадливым чувством ложился спать.
КЖ(Культурная Жизнь). Я теперь жду встречи с героями т/с «Зал ожидания», как ждут назначенного любимыми людьми свидания.
ПЖ(Политическая Жизнь). Во вторник коммунисты отказались от участия в политическом шоу «5 на 5». Их оппонент Кравчук мотивировал это тем, что коммунистам, значит, нечем похвастать. Объявленных ранее КПУ и СДПУ(о) заменили «Партия защитников Отчизны» и избирательное объединение «Меньше слов». Очень позабавил меня осёл в очках, выступавший в одиночном экземпляре от имени последнего. Проповедовал идеи нацизма. При этом много заикался. Такие-то заикающиеся ослы в очках и метят, в основном, в очередные фюреры. Они-то и есть истинные патриоты, а остальные только и думают: о зарплате, о своевременном её получении, о долларах и т.д. Усатый осёл в очках!
А в четверг выступали Аграрная партия и Республиканско-Христианская. Ничего интересного. Нудили о том, кому должна принадлежать земля и т.д. Шоу из них никакого не получилось, хотя и было много криков на трибунах, - в поддержку то одних, то других.

ЛИСТ №8 20.03.98г. пятница

ИЖ(Интересная Жизнь). То настроение, с каким я вчера укладывался спать, передалось мне и на сегодня. Утром чувствовал себя препохабнейше. Озлобленность просто-таки кипела. С этим я и отправился к себе на квартиру на микрорайон. Не могу сказать, что сейчас как-то пришёл в себя; но всё же за письменным столом как-то отвлёкся от того поганого чувства. А отчего это чувство так овладело мной со вчерашнего вечера и с сегодняшнего утра? Может быть, - да и не «может быть», а так оно, по сути, и есть, - не было у меня на сегодня такого «спасительного маячка», каковой имелся вчера? Ну разве что очередные две серии «Зала ожидания» - вот мой «спасительный маячок» на сегодня.
КЖ(Культурная Жизнь). Вчера в передаче из серии «ЖЗЛ» (Жизнь Замечательных Людей), посвящённой поэтессе Белле Ахмадуллиной, писатель Андрей Битов высказал такую мысль: когда работаешь над рукописью и когда в это же время в твоей голове появляются творческие мысли – это как раз не есть мистика; а мистика – эта та обыденщина, с которой нам, творческим людям, так или иначе приходится сталкиваться.
ИЖ(Интересная Жизнь). Вчера вечерком, в 20:00, решил прогуляться по улице. Вот уже несколько дней, как на улице стоит изумительная, не по-мартовски зимняя погодка. Захотелось даже покувыркаться, поваляться в снегу. Покувыркался, повалялся. Но настроения от этого «не прибавилось». С давящим сердце чувством возвращался домой. Как чисто в природе – и как грязно у меня на душе! Как хочется слиться с этой чистотой зимней природы; как хочется вновь чувствовать на душе то, что у Высоцкого выражено в песне: «…А я гляжу в свою мечту Поверх голов, И свято верю в чистоту Снегов и слов». А вот – никак не выходит. Никак не возвращается ко мне это чувство…
Но, впрочем, вчера… Когда я был у себя на квартире, изумительную картину природы я наблюдал… Туманно-белое небо сливалось с бело-снежной землёй… Словно вся атмосфера была пропитана этой мягкой белизной…
-   -   -
А сегодня у меня нет того вдохновенного чувства, с каким я вчера «расправлялся» со своей прозой – той, которая легко пишется и легко затем воспринимается. Сегодня меня больше тянет на какую-то злую и тяжёлую философию. Больше сейчас испытываю тягу к чтению, нежели к письму. Больший интерес к чужим, выверенным мыслям; нежели к своей, разбрасываемой на всю ту мистику-обыденщину (о чём вчера говорил Битов), жизни.

21.03.98г. суббота

ПФ(Просто Фраза). Продолжение зимы за окном, и продолжение зимы в моём сердце.
ПЖ(Политическая Жизнь). Под этой рубрикой мог бы я поместить отчёт о своём пребывании на встрече нынешнего мэра моего города А.Глыбочко с избирателями по адресу ул.Кальницкой, 3. Но на эту встречу я так и не отправился: сказывался «похмельный синдром». Ищу любого подходящего случая, чтобы сделать шаг навстречу своему родимому городу и попытаться как-то открыться перед ним; и всякий раз, когда такой случай предоставляется, я постоянно сламываюсь и становлюсь очень «не готовым». Нехорошо!
ПЖ(Политическая Жизнь). Программа «Время» с С.Доренко (20:00). Два гостя в студии: Б.Немцов и О.Романцев. Говорили с ведущим: первый – о возможном скором объявлении войны финансовой олигархии (но никаких имён, говоря об этой самой «финансовой олигархии», не называл; хотя ведущий и просил его это сделать: «чтобы изгнать демона, нужно назвать его по имени»); второй – о недавней победе «Спартака» над голландским «Аяксом» и выходе москвичей в полуфинал кубка УЕФА (впервые футболисты бывшего Союза вышли в полуфинал этого кубка). Доренко сказал главному тренеру «Спартака», что после этой победы он вновь начал испытывать чувство гордости за страну.

ЛИСТ №9 22.03.98г воскресенье

ИЖ(Интересная Жизнь).
Пошлый распорядок сегодняшнего дня:
ок.12:00 – пробуждение;
с 13:00 до 17:00 – удовлетворение многоразличных физиологических потребностей (еда и т.д.);
с 17:00 до 22:30 – лежание на кровати и смотрение телевизора;
с 22:30 – сон на голодный желудок.
КФ(КиноФильмы, просмотренные по TV).
Суббота, 21. 18:00 – «Гомер и Эдди». Фильм, снятый А.Кончаловским за океаном. Не ожидал от Кончаловского такого ярко выраженного «американизма» в постановке. Думал, что будет что-то из американской реальности, но приправленное «русизмами»: некоей эмигрантской ностальгией и т.п. Ничего подобного. Да! ещё: название фильма навевало на готовность к чему-то классическому. Но первое имя в названии фильма оказалось с ударением на первом слоге: не Гоме’р, а Го’мер. К тому же, Эдди оказалась хотя и негритянкой, но женщиной, а не мужчиной; и в полном варианте имя Эдди звучало довольно-таки приятно – Эдвина. Герои фильма лихо несутся на угнанном автомобиле по американским провинциальным штатам (пустыня и города-миражи, города-оазисы). Героиня фильма – больной на голову человек (в буквальном смысле: она сбежала из психушки, и у неё обнаружена опухоль мозга). Ей «терять нечего». Вот почему она с такой лихостью грабит встречающиеся на дороге магазинчики и проезжих. В приступе отчаяния называет Бога «говном» и т.д. Герой – несколько тормознутый, апатичный человек, едущий на похороны к отцу на другой конец американского континента и волей-неволей сталкивающийся с жестокой реальностью. В конце фильма героиня гибнет от руки владельца магазина, оказавшим ей сопротивление и выстрелившим в неё из револьвера. А герой, добравшись домой, осознаёт вдруг, что родителям своим он с самого своего дня рождения был не нужен; вот почему они и отправили его на другой конец континента, как только он чуточку повзрослел. В целом атмосфера фильма даёт ощущение «всё то же»: об упадке нынешней цивилизации, об отчаянном пессимизме современного человека, о его одичалости и заброшенности. Хотя герой и сохраняет в душе светлые чувства, (и в эпизоде уговаривает героиню не обзывать Бога), но и его ожидает глубокое разочарование при встрече с матерью; но в нём явственно проступают все эти «приметы цивилизации», с той лишь разницей, что он, в отличие от героини с её отчаянными поступками, вял и апатичен: он не «бандитичный» - он домашний человек.
Суббота, 21. 21:00 – «Не говори ей только, что это я». Американская семейная мелодрама. Главные герои фильма: опытная и знаменитая писательница любовных романов; вхожая в её дом подружка, писательница начинающая; «одомашнившийся» целиком брат первой, которого та упорно пытается женить – и, параллельно этому, придумывает сюжет для своего нового романа. Стив Гуттенберг в данной роли смотрится – впрочем, не только в роли, а и в самом фильме, - смотрится очень-таки вяловато (как несколько вяловат и до скучности традиционен и схематичен сам сюжет фильма), хотя его герою и приходится на ходу фильма менять имидж на этакого крутого длинноволосого рокера и, дабы привлечь внимание начинающей писательницы, даже пойти на отчаянный поступок – вступить в поединок с грабителями магазинчика, куда героиня зашла за покупками. Всё, как и положено, заканчивается хэппи-эндом: пара сошлась, выяснив между собой все возникшие недоразумения.
Воскресенье, 22. 19:00 – «Поймёт только одинокий». Ещё одна американская семейная мелодрама. Главный герой – толстый и благодушного вида 38-летний полицейский – разрывается между тем, как бы только не обидеть своим поведением мамочку, и тем, как бы обустроить при этом свою личную жизнь. Его избранница – сицилийского происхождения девушка, гримирующая покойников в похоронном бюро, - очень нежелательна для мамочки: ведь она хочет отнять у неё сына. Но в конце концов всё благополучно разрешается. Мамочка улетает на самолёте во Флориду вместе с пожилым соседом-огородником, давно ухлёстывавшим за нею; а герой остаётся со своей избранницей обживать своё семейное гнёздышко.
-   -   -
Все три главные мужские роли во всех этих трёх, просмотренных мною фильмах роднит одно чувство одиночества. Чувство одиночества, столь родственное и мне – человеку, сидящему перед телевизором. Чувство одиночества среди близких тебе людей. Близких – по родству, но не по духу. А возможно, это Чувство Одиночества есть не что иное, как я сам, лежащий перед телевизором? Но как бы там ни было, а всё ж таки отдохновение какое-то получаешь, какую-то отдушину имеешь, когда видишь на телеэкране хоть малость чем-то похожих на тебя людей. А впрочем, все люди похожи, и я тут ничего нового не открываю. Человек одинок в этом мире, а потому и похожи все люди, какие бы социальные и киношные роли им не доводилось при этом играть – суперменов ли, мифических ли персонажей, или же обычных «домашних людей». Это потому что я теперь так невыносимо одинок, а потому и герои всех фильмов видятся мне так выраженно одинокими. Неопределённость в душе моей ярко-широкой проекцией падает и на весь окружающий мир, также застывшим в неведении перед новым веком.

ЛИСТ №10 23.03.98г. понедельник

ИЖ(Интересная Жизнь). День этот может запомниться только как тягучий и несносный. (Впрочем, не такими ли разве эпитетами можно обозвать и почти каждый мой «на данном историческом этапе» день?) Дул ветер за окном. Днём мать привела Димку. В другой раз я, может быть, и повозился со своим крестником, и поиграл бы с ним, и обрадовался бы его приходу; но теперь мне было не до него, как и вообще мне сейчас «не до чего».
ПЖ(Политическая Жизнь). Вечером неожиданное, прямо скажу, известие пришло из Москвы: отставка российского правительства в полном составе. (Из программы «Подробности»).
В субботу вечером, когда выступал Немцов, я воспринял его заявление насчёт начала войны против финансовой олигархии как обычное переливание из пустого в порожнее во всей ихней тамошней политической игре; но оказалось несколько посерьёзнее на этот раз.
ИЖ(Интересная Жизнь). Интересно было ещё заметить в этот день, как телевизор, и в частности те политические рекламы, которые нынче бесперебойно по нему шуруют, определяет во многом сознание современного ребёнка. Мой крестник Димка в коротких диалогах, вернее говоря – в коротких обменах репликами сам с собой, устами «зелёных» вопрошал: «Вихіду немає?», устами «руховцев» утверждал: «Будьмо!»; а что касается «Кравчука, Медведчука, Марчука, Онопенко, Суркиса», то они вообще Димке «надоели»: и действительно, рекламные ролики СДПУ(о) настолько часто крутят сейчас по украинским программам телевидения, что даже «малі діти» беззапиночно научились произносить такие, довольно-таки сложные для детской речи, фамилии.
Ф(Фильмы). Фильм «Чистилище», который собирался смотреть поздним вечером, оказался невзоровским детищем, напичканным натурализмом боевых действий в Чечне. Перед показом фильма выступал Кравчук (это меня несколько удивило: фильм Невзорова и предисловие к фильму Кравчука – несколько неожиданным показалось сочетаньице! Впрочем… за всё, как говорится, заплачено). Плёл предвыборную агитационную чушь, заправленную примерами из последующего фильма. Интересно, знает ли сам Невзоров, что его фильм используется как некая «агитка», как некая пошлая политическая реклама-антиреклама?
Смотреть я этот фильм не стал, переключился на «Провокатора» на канале «1+1».

24.03.98г. вторник

Ф(Фильмы). Понедельник, 23. 23:30 – «Провокатор». Типичный американский триллер «про шпионов». Типичная американская массово-развлекательная пропаганда. Северокорейская шпионка влюбляется в американского парня, чей отец служит офицером на военной базе США в Южной Корее. Личные чувства, как это водится, возобладали над патриотическим долгом.
До конца не досмотрел: баба Нина, проснувшись, встала с кровати и, не спросив, смотрю ли я или нет, потушила телевизор. Не стал ей перечить на этот раз, повернулся к стенке и заснул.
ИЖ(Интересная Жизнь). У себя на квартире на микрорайоне. Читал. Так, беспорядочно. Углублялся в «Теорию литературы». Прочёл также семь начальных глав из кн. Исайя из Библии. Заглядывал в другие книги. Сам знаю, что это вредно. Как заметил кто-то из классиков, читать беспорядочно подобранные книги – ещё хуже, чем вообще ничего не читать. Но ничего уж не могу с собой поделать: вошло в привычку, надо же чем-то себя занимать, пока собой фундаментально заняться никак не в состоянии.
ПЖ(Политическая Жизнь). В шоу «5 на 5», где на этот раз оппонентами выступали «Либеральная партия и Партия труда – вместе!» и «Народно-демократическая партия», самыми выразительными фигурами были ведущие – Пиховшек и Вересень. Но это им по обязанностям так полагается. Пиховшек даже вдруг, ни с того ни с сего, начал употреблять один неприличный эпитет, задавал гостям вопрос: а как они считают, - спрашивал он народных демократов, - не участвуют ли они в передаче на букву «б». Ада Роговцева заявила, что она олицетворяет духовность (в предвыборной программе либералов-трудовиков). Что ж, - при таком спонсоре, как В.Щербань, олицетворяющем прагматичность, и при том гонораре, который тот ей, наверняка, отвалил, - очень-таки легко олицетворять собой духовность.

ЛИСТ №11 25.03.98г. среда

ИЖ(Интересная Жизнь). Сегодня ранним утром, когда я шёл к себе на квартиру на микрорайон, меня назвали «батей» (парень, возрастом, наверно, постарше меня, спешивший куда-то с молодой женщиной: оба – «простого», «рабоче-крестьянского», «похмельно-пропитого» вида; на углу четырёхэтажного дома при повороте на ставок). «Батя, спички есть?» - «Да нету». – «Что у тебя вообще только есть…» (Низковатого, ниже среднего роста, - следовательно, большие нахалы). Но неужели я так осунулся и так заметно постарел – за предыдущие ли двое суток своей «бухаловки» или же за всю свою «недавнюю жизнь»?
ИЖ(Интересная Жизнь). Всё утро падали пушистые снежинки; и когда я шёл, они падали мне на пальто. Красота! Красота зимы. Зима… Зима в конце марта... Когда же она кончится?.. Задаю себе этот обывательски традиционный вопрос, а сам только того и хочу, чтобы она не кончалась: настолько красива она в своей снежной и холодной красоте. Запоздалая зимняя снежная красота.
«Март заместил январь», - сказала по этому поводу баба Нина.
ПМ(Просто Мысль). Я замечаю, что в политических программах больше приковывают моё внимание лица говорящих, нежели их слова. Настолько, по-видимому, утрачена нынче цена Слова.
А(Афоризм). Что пьяный, что голодный – одинаково слаб: с той лишь разницей, что пьяного терзают духи, а голодного – опустошают.
КЖ(Культурная Жизнь). Возвращаться вечером с микрорайона как-то не очень хотелось. Но поддался соблазну – посмотреть очередную серию телесериала «Зал ожидания». Накануне, в конце предыдущей серии, в нём появился новый персонаж – писатель Филимонов, перебравшийся из провинции в Москву. Очень заинтересовался я этим персонажем, - а потому, отставив прежнюю мысль – пропустить одну серию (ведь всё равно, по дальнейшим сериям, можно будет восстановить картину событий!), отправился смотреть телевизор.
ИЖ(Интересная Жизнь). Возвращаясь, наблюдал на вечернем небе своим художническим оком интересную картину: облако, растянувшееся по небу в форме очертания обнажённого тела. Нечто подобное я видел в книжке-учебнике по Истории Древнего Мира: так древние египтяне представляли себе небо, по которому на лодке проезжает бог Солнца Ра. (Это я видел там, где оканчивается ул.Пушкина и выходишь к 3-ей школе).

26.03.98г. четверг

КЖ(Культурная Жизнь). Вчера, как уже сообщалось, я отправился смотреть телесериал. И не пожалел. Серия, причём с самого своего начала, выдалась интересной. Преуспевающий ныне писатель Филимонов приехал забрать с собой в Москву воспитательницу детского дома Ирину – свою жену, с которой несколько лет тому назад пришлось разойтись, поскольку он тогда был нищим и потому, что у него имелись и имеются кое-какие половые проблемы; но он в скором времени собирается их решить: он теперь сказочно богат, знаменитый голливудский кинорежиссёр Стивен Спилберг предлагает ему заключить контракт на постановку фильма по его сценарию, а потому может решать любые проблемы. Ирине теперь предстоит мучительный выбор: либо оставаться с бродягой-Боярским, либо согласиться (а проще говоря – купиться) на предложение своего слабосильного в половом отношении мужа.
…Что-то до боли родное и знакомое усматривалось мне во всём этом. И что-то очень уж до боли родное и знакомое усматривается мне вообще и в сюжете телесериала, и во взаимоотношениях его героев. Ведь и я в жизни своей переживал по частичке от каждого того чувства, какие переживают каждый из героев сериала, сталкиваясь с теми или иными жизненными ситуациями.
ПЖ(Политическая Жизнь). Я вспомнил, что в понедельник спрашивал своего крестника Димку, за кого бы он проголосовал на выборах, будь у него такая возможность. «Ни за кого, - воскликнул пятилетний мальчуган. Но тут же поднял два пальца вверх: - Я – за Украину!» Устами младенца…
ИЖ(Интересная Жизнь). Сегодня с утра ярко светило солнце. С больших сосулин под крышами домов закапали капли.
Идя к себе на квартиру на микрорайон, я не стал одеваться «парадно» (плащ-балахон зимний и брюки от костюма), а надел джинсы и старую коричневую куртку. Я почему-то не постеснялся сегодня: казалось, сама погода скрашивает всю небрежность и зачуханность моей одежды.
ЧЖ(Читательская Жизнь). Придя к себе, продолжил чтение кн. Исайя. Очень актуальной представилась мне 24-я глава: о крушении цивилизации.

ЛИСТ №12 27.03.98г. пятница

06:00. Температура воздуха – 00.
ЛЖ(Личная Жизнь). Вчерашний визит матери по адресу Петраковского, 13 вызвал в моей душе новый переполох. С того момента, как она, зайдя ко мне на квартиру, сообщила об этом, нахожусь в сильном внутренне-эмоциональном возбуждении. Такая новость и должна была дать такой сильный эмоциональный заряд. Но отношение моё к ней (т.е. к новости) неоднозначное, попеременное, (равно как и к визиту, что эту новость вызвал).
Надо сказать, какие-то предчувствия томили меня вчера целое утро (может быть, в связи с описанным выше эпизодом из телесериала?). И вот, часам к пяти, когда я, увлёкшись печатаньем на машинке, отстукивал одиннадцатый-двенадцатый листы из своей повестушки, - тут-то и пришла мать, принесла эту новость (вместе с двумя булками к чаю).
ИЖ(Интересная Жизнь).
Распорядок вчерашнего моего вечера:
18:00 – выносил ведро с мусором.
с 18:00 до 20:00 – решил совершить прогулку. Спустился в овраг, к речке-вонючке; затем взобрался на терриконик. Затем принялся «каскадировать»: три раза скатывался по снежному склону вниз, - и кружилась голова от давно не испытываемых, такого рода острых ощущений. Затем, тем же оврагом, пробрался к мосту; вылез на Ростовскую трассу и отправился домой, на Петровского.
20:00 – ужин: пшеничная каша, кровяная колбаса, солёный огурец и булка с чаем.
21:00 – просмотр заключительной серии «Зала ожидания».
22:00 – купался в ванной.
После купания попытался было скоро уснуть; но сон – до часу, наверно, а то и до двух – никак не давался.
А сегодня проснулся – шести ещё не было.
Сон. Двор моего дома по ул.Кальницкой. Тёмный вечер. я спускаюсь откуда-то со стороны терриконика и иду по двору. Рядом со мною оказывается мать. Во дворе расположены гаражи, - причём не так, как они в действительности расположены, а впритык примыкают к асфальтовой дорожке. Мы проходим мимо своего подъезда. Мать говорит, что она будто бы хочет познакомить меня с девушкой по имени Регина. Мы проходим мимо крайнего подъезда, где на лавочке сидят три сморщенные бабульки в платках. Затем идём в ту сторону, где стоит домик, а рядом автозаправочная станция. Но вместо домика – торговый павильон. Оттуда выходят две молоденькие, лет по 16-ти, девчушки. На этом сон замутняется и прерывается.
…Ещё во сне я удивился: почему Регина? Очень странное и совсем-совсем далёкое от меня имя: девушек с таким именем я на своём личном жизненном пути не встречал. Но сейчас вот вспомнил о фрейдовском самоанализе. Мать вчера рассказывала о своём визите. Среди прочего рассказывала и о том, как благодушно её приняла собака Нэнси. А Нэнси – так, помнится, звали жену президента США Р.Рейгана. А ещё мне помнится, что когда чета Рейганов приезжала с официальным визитом в Москву, то тогда – в газетах тогда об этом писали – в московских роддомах одними из самых популярных имён, которые мамы давали народившимся своим девочкам, были Нэнси и Регина.
И теперь мне относительно понятно, почему во сне мать хотела познакомить меня с девушкой по имени Регина.
ПМ(Просто Мысль). Не то чтобы какие-то атеистические умонастроения, но какая-то апатия в вере приходит ко мне в те периоды, когда насыщаюсь физиологически.
ПМ(Просто Мысль). Я человек ни добрый, ни злой. Я человек творческий.
КЖ(Культурная Жизнь). Т/с «Зал ожидания». Заключительная серия. Вчера (в 21:00).
Выбор одной из героинь оказался не столь мучительным, как предполагалось ранее. В зарубежных сериалах этот выбор растянулся бы ещё по крайней мере серий на двадцать. (Кстати, ранее в анонсе, вроде бы, было объявлено, что будет 32 серии, а оказалось их – всего 10). Ирина оказалась, по своему же собственному определению, «пошлой и вульгарной бабой» и, не долго мучаясь расставанием с «бродягой»-Боярским, сбежала со своим разбогатевшим писателем. Герой Боярского напоследок обозвал её «тварью». («А теперь заплачь, обидься и уйди!»).
…А сегодня целый день стоит у меня в ушах песня «Ноченька». Песня, которая звучит в концовке. («Ты была иль не была, ты гнала иль нежила…»). Лёг вздремнуть, просыпаюсь – а она всё ещё стоит у меня в ушах. Неотвязчиво.
ИЖ(Интересная Жизнь). Вечер мой выдался усталый. С утра цапанул одну лишь булку (вернее даже – огрызок булки) с чаем. Сидя развалившись на диване, наблюдал закат: малиново-кисельные, молочно-кисельные, чернично-кисельные разводы на небе.

ЛИСТ №13 28.03.98г. суббота

КЖ(Культурная Жизнь). (После просмотра т/с «Зал ожидания»). Лишний раз убеждаешься, насколько же люди похожи между собой своим внутренним миром. Те чувства и переживания каждого из героев в тех или иных ситуациях, мне кажется, я примерял и на себе. Внутренний мир людей схож; разнятся лишь социальные роли, ими исполняемые: один – бродяга-бомж, другой – артист, третий – культурист, четвёртый – мент, пятый – мэр, шестой – просто еврей и т.д., и т.п.
ИЖ(Интересная Жизнь). Сегодняшняя ночь выдалась холодной, ветреной; и я, ещё со вчера отказавшись от каких бы то ни было прогулок, забрался под одеяло и, обнеженный его теплом, так и продрых до самого рассвета. Сны, правда, снились несколько тревожные и сумбурные.
…Зима продолжается, но как-то скучней и скучней становится на неё смотреть.
…Днём выходил купить себе чего-нибудь из еды. Истратил 1 грн. 45 коп. Купил: вермишель с куриным бульоном в пакетике; плюшку; драже шоколадное с изюмом. Придя домой, с аппетитом всё это «навернул» - после почти что суточного голодания.
Испытывал небольшое беспокойство: почему не идёт мать, ведь обещала ещё вчера прийти, жратву принести, - а мне ещё и сны всю ночь тревожные снились…
…Но после того, как подкрепился, ко мне явилось спокойное, бессуетное рабочее настроение. Как-то наплевать вдруг стало на то, что там сейчас творится в стране и в мире; какая-то благостная отстранённость от всей той пакостной «политики», какая владеет сейчас умами и душами моих сограждан.
В какую уже, в какой уж раз приступил к начальной главе романа-90 (вступительная глава – размышления 18-летнего парня о смысле жизни); так мягко и так благодатно было на душе, когда думал над тем, какую структуру избрать для изложения своих картин-мыслей и как наиболее ярче представить всё это на бумаге, как наиболее выпуклее разместить слова в предложении… и когда заглядывал в словари и другие источники (журнал «Юность» и др.), т.е. когда искал параллели оформляемым своим мыслям…
Опускались на город предвечерние сумерки. Матери я так и не дождался. Когда выходил от себя, это благостное, но и волнительное, но и тревожное (а оттого, может быть, и вдвойне благостное!) состояние не покидало меня. На улице было слякотно, падала снежная изморось; но на все эти погодные неприличности я смотрел оком вдохновенного художника и, как это со мной бывает, словно бы не шёл, а парил.
Правда, чем ближе я подходил к дому, тем больше тревоги во мне нарастало. Но всё, слава Богу, оказалось относительно благополучно. А относительно потому, что у бабы Нины весь день было плохо с сердцем; а мама Юля тоже приболела, вот и не пришла.
С аппетитом съел на ужин тарелку пельменей, приправленных майонезом.
ПЖ(Политическая Жизнь). 20:00 – программа «Время» с С.Доренко. Интервью с бывшим премьером России В.С.Черномырдиным. Я, кажется, поймал себя на том, что испытываю симпатию к этому столь важному лицу, но симпатию своеобразную: как к человеку, над которым специально подшучиваешь и над которым нарочно забавляешься, чтобы посмотреть, как он будет обижаться на твои подшучивания; а от того, с каким важным и серьёзным видом он обижается на твои невинные и, в общем-то, неоскорбительные подшучивания, тебе становится ещё забавнее.
ПЖ(Политическая Жизнь). Доренко, заканчивая свою программу, упомянул показанный в начале недели фильм «Чистилище». («Мне бы не хотелось спорить о его художественных достоинствах и о том, как бы Невзоров снял знаменитый «Титаник», - я думаю, вы сами догадываетесь как…). Затем перечислил имена организаторов чеченской войны и дал им понять, что жизнь на политической арене сейчас меняется стремительно и очень скоро каждому из виновников той акции, возможно, предстоит отвечать по-крупному.
ИЖ(Интересная Жизнь). 21:00. Читаю передовую статью в газете «Голос Донбасса». «…Благотворительность – забава грабителей», - сказал когда-то великий провозвестник свободы француз Жан-Жак Руссо…» Мама Юля (в эту же минуту, параллельно с моим чтением) в разговоре с бабой Ниной: «…А вот я не знала, а оказывается, ещё Жан-Жак Руссо говорил…»
Интересная параллель! Интересное совпадение! (Я читаю – мама Юля озвучивает).
ИЖ(Интересная Жизнь). Засыпая, я вновь испытывал двойственное чувство относительно оценки того, как прожит мой день. Многое из того, что я запланировал, я не исполнил. Но исполнить это «многое» - значит пойти на отчаянный и сумасшедший поступок. А я хотя и не могу «в данный исторический момент» назвать себя трусом, но и революционер из меня никудышный.
Ф(Фильмы). 23:05 – «Джульетта и духи» (реж. Ф.Феллини). Фильм-феерия. Фильм-карнавал. Как истинно художественное зрелище, очень пришёлся мне по вкусу. Зрелище для киногурманов. Главная героиня (несравненная Дж.Мазина) ассоциируется у меня с Золушкой, стремящейся из сказки попасть в реальную жизнь.

(на этом дневник прерывается)


Рецензии