Трепетным ланям категорически не читать!

               Изящный гайтан Шнобеля и могучий шнобель Гайтана.
                (Или слово о русском мате)


Любое произведение искусства, в том числе и литературное, рождается и живёт в таких условиях, которые для него естественны.

Любители изящной словесности во все времена пытались найти «художественный» эквивалент обозначения интимных частей тела и сексуальных действий в отношении этих самых частей.

Но, параллельно с этим, существовал и существует мощный пласт народной поэзии, сочная речь которой, не признавая всевозможных реверансов и расшаркиваний на паркете, звучала и звучит живым образным языком.

Ревнители нравственности – как дореволюционные, так и советские – всегда боялись: а вдруг общество станет аморальным после знакомства с подобного рода литературой и поэзией в частности.

Конечно, существует множество стихов, в которых мат используется ради мата, как следствие ущербного словарного запаса, или по иным, ведомым только самим авторам, причинам. И это есть тот самый «низовой жанр», к которому обычно причисляют любое стихотворение с «неприличными» словами.

Но, параллельно матерно-рифмованному словоблудию живёт и развивается поэзия, идущая корнями от устных народных традиций, которые, как бы их ни контролировали, не подвластны никакой цензуре.

Не случайно на литературных сайтах у меня появились два любимчика, использующие в своих стихах так называемую «ненормативную лексику», а проще говоря, обычный русский мат. Причём эротика выступает в стихах обоих авторов, как художественный приём, с помощью которого они живописуют яркие, запоминающиеся образы.

Эти авторы – детский писатель Шнобель и Гайтан.  Авторы, совершенно различные в своём творчестве, в манере письма, в построении стиха, в создании образа и сюжета произведения.

ДП Шнобель не зря обозначил себя как «добрый детский писатель». Его стихи искренни, непосредственны и шаловливы, как дети, для которых он пишет «правильные» произведения.

                Человек, шагай по жизни гордо!
                Прав был Горький, слог его не тлен,
                Я иду уверенно и твёрдо,
                Только трёт залупа у колен.

Вот так, по-пионерски, весело шагает литературный герой Шнобеля из клиники в стихе «Пластическая хирургия», где ему:

                Ведь мои четыре с половиной,
                Ловко превратили в двадцать шесть.

В стремлении к физическому совершенствованию герой честно констатирует свои недостатки:
               
                Член хорош, а яйца подговнили,..

По-детски радостное бл...ство лирического героя Шнобеля отражено в стихе «Люся, соси!»

                Она не блистала своей красотой,
                Коса и хрома с детских лет.
                Я с ней забавлялся обычно бухой,
                Но что это был за минет!

Как только не изгонялось из литературы роскошное слово «срать», заменяемое на всевозможные деликатные «оправиться» и «справить нужду». Шнобель в стихе «В центре площади столичной» без всяких экивоков пишет прямо:               
                Свежим ветром обдуваем,
                Был, иль не был знаменит,
                Точно вряд ли мы узнаем.
                Обосрался – и стоит. 

Говоря о поэзии Шнобеля, надо признать, что собственно ненормативной лексики у него не так уж и много. Гораздо больше описания ненормативных ситуаций эротического толка. Тем не менее, позитив, исходящий от его стихов, радость бытия лирического героя, его юмор и ирония по отношению к себе оставляют самое хорошее впечатление.

Совершенной противоположностью творчеству Шнобеля является поэзия Гайтана, обильно уснащённая ненормативной лексикой.

Лирический герой Гайтана многолик, как и сам автор.
Вот он, как актёр, примеряет маски в диалоге Буратино и папы Карло в стихе «Деревянная сказка», в точности передав разговор двух упившихся мужиков:

                - А волосы? - Как небо голубые...
                Ну а чистюля? – сказка, шопесдец.
                Ты, Папо, все мозги в труху мне выеб
                За наш союз двух любящих сердец.
 
                Старик, плеснув вина, изрыг: «Мудило,
                Она ж, как нарисованный очаг,
                За нех... пол каморки отхватила,
                Что не пройти уж в грязных онучАх!

                Пьеро-еблан, тут постоянно вьётся:
                Стишки, подарки…****ый шансон.
                А Артемон? Всё в тапки не насрётся…
                Понюхай, блять, чем пахнет наш озон!
               
В разговоре нищего с подругой-бомжихой звучит горько-снисходительная ирония, за которой угадывается трагедия выброшенных из общества людей:

                Посмеёмся-поебёмся,
                Мандавошечек встряхнём
                И устало отобьёмся
                Пред грядущим тяжким днём.

В своей обнажённой откровенности лирический герой Гайтана откровенно шокирует «почтеннейшую публику» в стихе «Цербер морга»:

                Добро и зло в объятьях цепких,
                Лежат здесь на одних весах.
                Кого е...ть? Одни калеки,
                С дерьмом в гниющих телесах…

Поэзия Гайтана мощна, стихийна и очень метафорична. Это как раз тот случай, когда ненормативная лексика органично сочетается с сюжетом и образами стихов. Она бурлит, разливаясь бесконечным потоком, как в одном из лучших стихов автора – «К весне»:

                Размочи мою душу сонливую,
                Как водяра — черствеющий хлеб.
                Обернувшись оторвой блудливою,
                Полетай на моём помеле!

                Я сгребу тебя, статную, рыжую,
                Отъебу, что голодный кобель –
                Будто бл..., с перепоя бесстыжую,
                Раскачавши земли колыбель.

Сравнивая двух авторов – Шнобеля и Гайтана – я прихожу к мысли о том, что истоки их поэзии – в самобытном народном творчестве, помноженном на безусловный талант этих поэтов. В том самом творчестве, из которого в своё время черпали вдохновение для своих, теперь уже признанных классикой, поэм А.С.Пушкин («Гаврилиада») и И.С.Барков («Лука Мудищев»).

Р. S. 
Увы мне! Оберегая нежные уши любителей изысканной прозы и высокой поэзии, здесь,
на прозе.ру,  вместо "неприличных" слов вдруг возникли стыдливые звёздочки.
Лучше бы они возникали вместо того потока ширпотреба, состряпанного из "нормативных" слов,
которым отдельные авторы обильно орошают сайт, искренне считая этот поток литературой.


Рецензии
Тамара, я не трепетная лань, но... стоило так много времени и буков тратить на Шнобеля и Гайтана? Резвятся ребята... Ну и пусть...в классики им всё-равно не попасть.
С уважением,

Валентина Коркоран   14.05.2016 16:55     Заявить о нарушении
Да дело не в том, кто и в какие попадёт в классики, Валя.
Это поэты, которых можно назвать классиками контр-культуры.
Певцы людских пороков, и человеческого дна. Особенно Гайтан.
В отличие от прилизанных красивостей он размашист и стихиен.
Нельзя писать с оглядкой "а что про меня подумают, если я напишу
то-то и то-то?". Поэт, писатель интересен, если он правдив.
А то, что такая поэзия кого-то коробит, не имеет значения.
Чистых людей, людей, как ни странно, это не коробит, хотя
кое-что ужаснуть может. Сложный вопрос. Не для короткого коммента.

Тамара Кошевая   19.05.2016 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.