Меланхолия Ларса фон Триера

                Точка зрения.
 
      Это фильм глубоко пессимистический и символический. Апокалипсис начинается с вторжения в свадебную идиллию демонической мамаши двух сестер с ее ненавистью, завистью . Хрупкое чувство не выдерживает негативного рацио. Происходит слом героини.
   Далее, как в Евангелие, конец света наступает тогда, когда любовь в людях охладевает. Тогда-то и появляется планета Меланхолия, несущая Земле гибель.Появляется, как отражение внутренних метаний, она то удаляется, то приближается вновь. Жюстина сжигает за собой все мосты, проходит через отчаянье и безумие и в конце концов обретает спокойствие и силу перед лицом смерти в экзистенциалистской уверенности, что это гибель всего сущего во Вселенной, ибо мы в ней одиноки. И все иллюзии о продолжении жизни подобны "волшебному шалашу" для утешения ребенка. Таков апокалипсис атеиста.
  "А ведь все могло быть по другому", - говорит, уходя, отвергнутый героиней муж. Думается, это ключевая фраза Но первая часть картины на закрытом показе Гордона была как бы незамечена. Вскользь упоминалось о ненужной свадьбе (так ли уж ненужной?) и о том, что конец света в фильме не астрономический.
    Хорошо. что фильм явился поводом ответить на вопрос, напористо задаваемый Гордоном: "Умирать как будете?" " Не поверю в конец света и буду заниматься обычными делами" - ответил один из зрителей. И эта точка зрения, кажется, наиболее близка ведущему диспут. Но удастся ли населению Земли так красиво умереть, а не то что выжить, если оно не перестанет губить себя и планету?      


Рецензии