И снова о грамотности и не
В одной из своих статей я позволил себе как-то поёрничать над тем, что в угоду некоторым бывшим советским и постсоветским власть имущим учёные филологи и не очень учёные чиновники от Минобразования пытаются упростить грамматику русского языка, чтобы не утруждать просветлённые мозги больших людей и чтобы они не выглядели белыми воронами на окружающем фоне чёрного цвета. И вынужден признаться, что был не прав. Оказывается при более глубоком ознакомлении с состоянием этого вопроса, что процесс модернизации, к чему неоднократно призывал Д. Медведев, проник и в эту специфическую область то ли теоретических исследований, то ли прикладных знаний.
И развивается этот процесс даже не по спирали согласно законам материалистической диалектики, а следуя, как в старом советском анекдоте, синусоидальным колебаниям вокруг прямой как стрела генеральной линии партии, указывающей дорогу к коммунизму. И после упрощенческих тенденций 20-30 годов прошлого столетия (40-е рассматривать не будем: не до того было – война), наступила полоса исследований в свете указаний вождя, изложенных в труде “Марксизм и языкознание”, отмечался новый всплеск научной филологической мысли, освобождённой от пут Марра, а также сопутствующих им вредных учений вейсманизма, морганизма и прочих не наших измов. Затем снова начался спад как бы по ниспадающей синусоиде с заходом даже в область отрицательных значений функции потенциальной грамотности и снова всплеск.
Чтобы не “растекаться мыслью по древу” бесконечных нововведений и правил по морфологии и орфографии, ограничусь только правилами раздельного и слитного написания частицы “НЕ” с различными частями речи. Если раньше правила в основном сводились к тому, что частица НЕ пишется слитно, если без этой частицы слово не употребляется, например, неуклюжий, или слово с частицей НЕ может быть заменено синонимом, например, незнакомый=чужой, а отдельно пишется, если перед или между частицей НЕ и словом можно вставить другое слово, например, ещё не скошенный луг или не (очень) внимательный.
Теперь же вместо этих двух правил предлагается 11 правил, детализирующих особые случаи их применения, расписанных на 2 страницах. Все они написаны методически правильно с пояснениями на конкретных примерах, но рассчитаны скорее на преподавателей, чем на абитуриентов, готовящихся к ЕГЭ по русскому языку на подготовительных курсах. Хотел вначале привести здесь все эти 11 правил, но и самого лень обуяла, и читателей решил не утомлять, а если кого-либо заинтересует, то тот и сам может найти это учебное издание государственного университета управления (под редакцией кандидата эконономических наук, доцента Никоноренкова Н.Н.)
Свидетельство о публикации №213032301801
Да, мы всякие управления-приложения-примыкания не учили... Но не всегда знание кучи правил способствует грамотности-)))
Насчет НЕ еще два были всегда - не с глаголом и противопоставление (не хороший, а плохой)
Константин Сергеевъ 24.03.2013 01:51 Заявить о нарушении
Сергей Федченко 3 24.03.2013 22:07 Заявить о нарушении