Мое почтение вороне

     Люблю птиц. Всех, но по-разному. Обожаю ворон, очень хорошо приспособившихся жить рядом с человеком и в городе, и в деревне. Удивляюсь ее сообразительности, умению вырулить в трудной ситуации. Любит эта птица поиграть, может быть мстительной. А как трогательно относятся вороны к своим детенышам! И хотя ворона живет рядом с человеком, относится к человеку весьма настороженно. Это не голубь, которого можно покормить с ладони и даже легко поймать в руки. Ворона умна : она понимает, что самое опасное животное – это человек и лучше держаться от него на приличном расстоянии.

     Где бы я ни встретила ворон, не могу пройти мимо, обязательно приторможу и понаблюдаю за ними. Рядом с домом у нас расположен небольшой стадион, принадлежащий колледжу. Стадион со всех сторон обрамлен высокими березами, на которых любят посидеть и побеседовать вороны.  А уж какой гомон стоит тут, когда воронята встают на крыло! Осенью эта птица объединяется в огромные стаи и описывает красивые круги над стадионом. Меня всегда удивляет, как синхронно они меняют направление. Ни одна птица ни на метр не оторвется от стаи. И я всякий раз думаю : что или кто ими руководит?  Ведь надо же им как-то это все объяснить! Сопровождается это кружение массовым карканьем. А летают почему-то поздно вечером, почти темно. Хочется думать, что и у них бывают какие-то собрания, на которых они так бурно обсуждают свои вороньи проблемы.

     Люблю побаловать эту осторожную птицу чем-нибудь вкусненьким. Особенно тогда, когда птенцы нуждаются в корме, ведь ворона кормит своих детенышеи только свежей пищей.

     Я живу на втором этаже, и рядом с моим кухонным окном расположен козырек над крыльцом. Мне очень удобно им туда что-то подбросить. А напротив окна стоит высоченный столб с фонарем. Ворона садится на этот фонарь и ждет. Вот я бросаю на крышу несколько кусочков сыра или мяска. Чуточку отхожу от окна, чтобы птица не боялась, и наблюдаю . На козырьке всегда пасутся голуби, а потому ворона торопится унести пищу быстрее. Голуби беспрекословно уступают и место , и пищу. Ворона никогда не улетит с одним кусочком, если их тут несколько. Она возьмет два или три кусочка- ровно столько сколько сможет унести, причем рационально их расположит в клюве, чтобы не потерять по дороге.

     Ворона всеядна, не брезгует ничем. Она с удовольствием съест и хлебушка кусочек , и рыбий хвостик, проникнет своим клювом в пакетик из-под майонеза и добросовестно его «вылижет». Кстати о кусочке хлеба. Случается, что нечего бросить на козырек, а ворона сидит и поглядывает на мое окно.  Ну я и брошу ей завалявшийся, засохший  хлебец. Она и этому очень рада, потому что найдет водичку и тут же размочит корочку, а потом с наслаждением съест.  Водичку найти ей не проблема – под окном у меня всегда стоит какая-нибудь емкость для воды (поливаю клумбы).

      Однажды сын кричит
- Мама! Подойди к окну, посмотри, что творит ворона. У нее , наверно, похмелье. Страдает бедняга.
Смотрю, ворона катает банку из-под пива. Поставит банку на «попа», держит ногой и долбит ее своим огромным клювом. Что только она ни делала с несчастной банкой! Но так и не удалось ей попробовать пивца!

     Прямо под окном на большом дереве было воронье гнездо. Соседский кот, еще совсем молодой, залез на дерево просто поиграть. Он своим детским умишком и не подозревал ,что тут можно шикарно полакомиться, но вороны-то этого не знали и очень забеспокоились , но тем не менее они понимали, что это не самый опасный враг. Кот играет веточками, медленно поднимаясь по стволу, а ворона снизу клювом тянет кота за хвост.  С котом такое происходит впервые, но он не пугается, а думает, что с ним играют, и весело отбивается от вороны лапкой. И ведь та понимает, что котенок именно играет.  Эта игра, чувствовалось, нравилась им обоим и продолжалась несколько минут.

     Выйдя на пенсию с преподавательской работы, я пошла трудиться администратором в филармонию. Прямо под окном нашего здания росли голубые ели, ветки которых дотягивались до окон. На уровне третьего этажа вороны соорудили свое гнездо. Вся их семейная жизнь протекала на наших глазах . Это было  очень увлекательно – высиживание кладки, вскармливание птенцов, слет с гнезда. Но однажды на наших глазах произошло невероятное.

     В тот год птицы высиживали очередных птенцов. Все было как всегда, ждали потомства. По радио объявили, что ожидается штормовая погода. Но пока все было тихо. Думали, что, может быть, пронесет. Случалось и такое. Вдруг кто-то заметил, что вороны забеспокоились – гнездо-то было перед глазами. Мы столпились у окна и стали наблюдать. Вороны покричали – покричали и ,видимо, приняли решение, что необходима «эвакуация». Чрезвычайно бережно птица брала в клюв яйцо и куда-то улетала. Минут через 15-20 гнездо опустело. А ровно через три часа началось такое, что может присниться только в страшном сне! Вершина ели, на которой было гнездо ,надломилась , а гнездо штормом снесло на землю.  Прошло много лет, а та ель так и растет с надломленной вершиной, напоминая нам о страшной трагедии в вороньей семье. Больше они у нас не селились.

     Ворона может быть очень агрессивной и помнить обиду. Ко мне приехала родственница из другого города и пошла на барахолку что-то купить. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через городской парк, где было очень много ворон.  Родственница шла одна, у нее было прекрасное настроение в предвкушении покупки, но совершенно неожиданно она подверглась сокрушительной бомбардировке со стороны стаи ворон. Со страшным криком они планировали прямо ей на голову. Она отбивалась как могла, но птицы настойчиво продолжали атаку. Помогли прохожие.  Что подвигло птиц на такое? Видимо, кто-то похожий на эту женщину (походкой? Одеждой? Или чем-то другим) крепко их обидел.

     Рано утром я быстро собрала рюкзачок и побежала на автобус, который ходил до нашей дачи. Остановка автобуса была недалеко. Прошла я метров двести от дома, как над моей головой пролетела ворона, села на рядом стоящее дерево и неистово закаркала.  Я прошла мимо нее, но она снова повторила этот же трюк. Тогда я поняла, что у нее что-то случилось,и она явно меня куда-то звала. Я пошла за ней, она привела меня к птенцу, который , видимо , выпал из гнезда. Гнезда на рядом стоящих деревьях я не увидела. Что делать? Оставить птенца – съедят кошки или замучают дети. Пришлось вернуться домой. Ворона строго контролировала, куда я его несу, летела следом и громко каркала. Я зашла в подъезд, вышла на балкон и показала птенца вороне.
Она еще покричала намного и улетела.

     Птенец быстро освоился, начал есть, полностью оперился, пропала у клюва желтизна, крылышки стали крепкими. Мой птенец созрел, чтобы вернуться в свою семью.  Я опять встаю очень рано, пока на улице никого нет, и иду на то место, где  его подобрала.  Смотрю, на асфальте гуляют два вороненка. Держатся рядышком и что-то исследуют. Я очень осторожно подобралась как можно ближе и из-за кустика посадила моего питомца на дорогу. Как это ни удивительно, он пошел в сторону птенцов. Мне так хотелось верить, что это его братья или сестренки. Я стояла за кустиком и наблюдала. Птенцы сошлись в кучку и уже втроем что-то рассматривали. Им никто не мешал – на улице-то пусто. Я ждала ворону, она должна была прилететь к своим малышам, и она прилетела! Как же я была обрадована, что  мама-ворона и не удивилась появлению третьего птенца. Я так и не поняла, был ли это ее родной птенец или у ворон принято помогать сиротам. Но самое главное я поняла – моего малыша приняли в семью ! У меня аж слезы навернулись.

     Мое почтение тебе,  ворона!


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Фаина!
Вот, какой случай, произошёл ещё давно, с моей малюсенькой кошкой:
гуляла, однажды, она, ещё будучи беззубым котёнком, по парапету моего балкона на
8-ом этаже. А в центре двора, напротив моего балкона, (балкон до сих пор не застеклён, - у меня единственной, из всего огромного дома), - на самой верхней ветке высокой берёзы, сидел большущий Чёрный вОрон, и неподвижно и пристально, наблюдал за моей смелой Кошулькой! (как потом выяснилось мною - ждал! И не напрасно ждал, и не просто: ждал! Он - ТЕЛЕПАТИЧЕСКИ, позвал!)
Около моего балкона 8-го этажа, вдруг появилось большое количество, множество, огромная стая, - сорОк! Кричащих-горланящих, мельтешАщих, снуЮщих вблизи кошки, - которая, перепугавшись, шмыгнула под маленький детский столик-парту, (бывшей когда-то партой, моего бывшего первоклассника, старшего сына).
Я сумела быстро пересчитать сорОк, - только до восьми-девяти.. остальных пересчитать не смогла, очень уж они быстро перемещались.. И кричали, и налетали.

Их было чрезвычайно много, я за всю жизнь, видела только два раза по одной, и два раза - по две..

ВоРОН, неподвижно, словно гипнотизируя, смотрел на всё происходящее - и ждал!
Надо, - чтобы Котёнка слетела с парапета!
Но Котёнку - спасли: ПАРТА. Инстинкт самосохранения. И прыткая Хозяйка.
;-))
Всего доброго, - ваша, Инночкина Люлько, - Рысь. Будьте здоровы! )))

Валентина Чаплыгина   01.02.2022 21:27     Заявить о нарушении
Спасибо большое,Валентина,за Ваш
отклик.У Вас получилась прекрасная
миниатюрка.
Все, что написано о животных, для
меня очень мило и дорого : живот -
ные - большая составляющая моей
жизни. До сих пор.
Если любите животных,заходите в го-
сти. Здесь много чего интересного.

Да,от Люлечки я слышала о Рыси.
Красивая оказалась Рысь!
Не все просто в жизни Инны. И куда
"кривая выведет",трудно сказать...

Будьте здоровы и благополучны.

Фаина Нестерова   02.02.2022 06:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 83 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.