Охота-11, сторонний наблюдатель

                СТОРОННИЙ  НАБЛЮДАТЕЛЬ

Рассказывая об охоте с претензией на некое осмысление этого человеческого феномена, по-видимому, нельзя не посвятить хотя бы несколько скупых страничек тому, как  это явление представлено за пределами нашей Родины, в так называемых цивилизованных странах.
Эта тема была слегка затронута в главке о корриде и некоторых других видах охоты за рубежом.

 Увы, автор не обладает личным оптом по этой части, но все же с некоторыми аспектами охотничьей проблемы ему удалось познакомиться при непосредственном контакте с одной из этих стран. Причем на примере не каких-то там «разных прочих шведов», а в "современном форпосте" цивилизации – Соединенных Штатах Америки, в ее благословенных штатах: Алабаме, Флориде, Миннесоте и Нью Джерси. В качестве стороннего наблюдателя дикого животного мира, для чего ему вовсе не было никакой необходимости забираться в дикие безлюдные места.

Достаточно было совершать пешие и автомобильные прогулки не только по  окрестным  лесам и паркам, но и просто по улицам городов «одноэтажной Америки», а то и того проще – поглядывать с домашнего дэка (балкона) или даже сквозь окно на прилегающие к дому усадебные и приусадебные участки.

Они там изобилуют кроликами, зайцами, сурками, белками, утками, гусями, индейками и, что особенно удивительно,   оленями. То есть, можно сказать, почти полным набором, подчеркиваю, не домашних, а вполне и совершенно диких существ. Поразительный тесный и дружеский симбиоз человека и дикого животного. Разумеется, до известных пределов.

Ниже представлен пересказ дневниковых записей из разных мест и времен американских странствий автора.

Алабама, небольшой город Обурн. 21 ноября 1997 года, на следующий день по приезде в гости к  дочери, зятю и внукам. Живут в таунхаузе, в двухсапальной квартире (две спальни, два туалета, гостиная, кухня). Окраина городка, погруженная в лес. Микропоселочек, состоящий из нескольких двухэтажных четырехквартирных домиков, обустроенных теннисными кортами и открытым плавательным бассейном.

Поднявшись в 7 утра и проводив Андрея с детьми на работу и в школу, Юрий с Катей пошли прогулять собачку Кудрю, бежевого полугодовалого кокер-спаниеля женского пола. Место для прогулки сравнительно удобное: гравийная автодорога вглубь леса, где километрах в 2 – 3 расположена небольшая группка частных домиков, так что дорога отнюдь не перегружена транспортом. За час-полтора проехали всего две легковушки с  приветливо здоровающимися водителями. И это было необычно для  Юрия и приятно – доброжелательность чужих и незнакомых людей радовала.

Но особенно поразило другое: повстречались со стайкой диких индеек, огромных неторопливых птиц, переходивших дорогу, фактически не обращая внимания на находящихся невдалеке людей. Юрий глазам не поверил, но Катя успокоила отца: это здесь в порядке вещей.

И еще большим подарком для оторопевшего россиянина стало появление на дороге группы оленей-важенок с потомством: пять-шесть мам и около того очаровательных деток. Тоже не торопясь, но все же опасливо поглядывая по сторонам, шли они в том же направлении, что и индейки, но в другое время и в другом месте.

И все это в волшебном и теплом мире субтропического леса, в тепле его и аромате диковинных для россиянина растений. Просто чудо какое-то!

Надо сказать, правда, что в его глазах только одно отвращало от окружающих красот – противная  российскому человеку  особенность, как выяснилось, полуоткрытого ему мира, а именно,  металлические сети-заборы с обеих сторон дороги. А над редкими проходами в этих загородках висели отрезвляющие объявления: частая собственность, проход запрещен!

 Дома вечером Юрий выяснил у Андрея свои права и возможности по части посещения окркстностей. Да, сказал Андрей, если над входом висит такое объявление, то лучше в него не входить – можно нарваться на большие неприятности.
- А если я обнаружу прореху в заборе, и над нею не будет подобного предупреждения?
-  Тогда, пожалуй,  можно рискнуть пролезть через нее
- Отлично!

И в следующую свою прогулку с собачкой 23 ноября он таки нашел подходящую дырку и, пролезши в нее, оказался в  частном лесу какого-то не очень хозяйственного собственника – если ему не понравится мое самовольство, пусть позаботится о сохранности ограждений или о внятном напоминании в виде объявления нежеланным посетителям, куда они попали!

И за это самовольное вторжение в жлобский мир собственника Юрий был награжден чудесным открытием – красивейшим лесным озером, куда  в этот же день  привел все свое семейство.

25 ноября рано утром снова с Кудрей посетили озеро. Было  ноль градусов, трава вся белая от инея, а над озером красивейший туман. И на них буквально натолкнулись лани. Метрах 15 – 20. Ошалело поглядели и шарахнулись в лес.

27 ноября проснулся в 5 часов, и снова отправились с Кудрей гулять и обследовать окрестности. На это раз нашел прореху справа от дороги, и через 15 минут ходьбы по размытой и заросшей дорожке пришли к реке.

 Не широкая, метров 20 , с обрывистыми берегами, перекатами и плесами. Стайки уток. Очень красиво. А по пути домой обнаружил в кустах кендюх и кишки лани. Это, наверное, один из результатов ночной охоты местных. Ночью и рано утром была слышна стрельба. По-видимому, начался сезон охоты.

28 ноября – снова встреча с оленем на основной дороге – в 15 метрах! Несколько дней сидел дома весь в соплях и кашле. Вышел в лес только 5 декабря и столкнулся с оленихой и теленком. Долго стояли и рассматривали, он их, они его.

9 декабря – встреча с тремя индейками. Ох, и огромные же создания!

10 декабря – олень в 17 метрах.

Далее – провал, пустота. Разве что парящий высоко-высоко орел да многочисленная птичья мелюзга в лесу. Наверное, охотнички пораспугали и поубавли крупную живность. И лишь 21 декабря снова встреча с оленем. Молоденький и маленький. Но уже с рожками. Метрах в 13-14 остановился и долго их рассматривал.

Потом встряхнул хвостиком, прыгнул и замелькал зеркальцем в лесу с другой стороны  дороги. Тут-то Кудря и взорвалась восторгом и суетой.
 Она взрослеет, становится все любопытнее, подвижнее, все дальше и на дольше покидает временного хозяина.
12 января, наткнушись на оленя, уже как взрослая и настоящая, бросилась за ним в погоню. Это было кратковременное, но очень  захватывающее зрелище.

14 снова встреча с оленем.

Однажды, скрывшись надолго в лесу, Кудря будто пропала. Затем послышался далекий лай, И вот он все ближе и ближе. Но в нем какие-то истерические нотки, почти вой. Наконец - совсем рядом. Вылетает прямо на Юрия, а за нею – койот! Оба шарахаются Юрию под ноги. А он, сообразив, в чем дело, кидается на хищника, и тот, мгновенно среагировав,  круто сворачивает и скрывается в кустах. Ошалевшая Кудря прижимается в ногам спасителя.

Накануне Нового Года ездили во Флориду. Там, кроме всего прочего,  поразило Великое Крокодиловое болото. Пересекали его от Майами в западном и северо-западном направлении к городкам Эверглейс и Нейплс.

 Крокодилов увидеть не довелось,  но общее впечатление от окружающего мира было незаурядным. Совершеннейшая плоскота, редко поросшая сначала чем-то вроде камыша, а далее по мере приближения к западному побережью Флориды, лесом, все более высокорослым и представленным пальмами и соснами (так им показалось).

 И всюду огромное количество птиц: утки, цапли, дрозды (?), пеликаны, какие-то хищники и еще черт его знает что! И по обе стороны от дороги – высокие сети, по-видимому, уберегающие и дорогу, и животных от взаимного столкновения и уничтожения.
Слева – Национальный парк Эверглейс, справа – крупная и экзотическая резервация  индейцев. Все в  сплошных болотах.

Миннесота. Городок Вудбери рядом с Миннеаполисом. Май - июнь 2004 г. Вокруг места довольно плоские и скорее травянистые, чем лесные. Лишь парки создают благоприятные условия для  обитания  крупных животных, которые и пользуются этим без всякого стеснения.

Речь идет об оленях, обязательных фигурантах паркового устройства и убранства. Многочисленные водоемы даже в пределах жилых массивов в обрамлении камышовых зарослей – отличное место для гнездования гусей и уток. Разумеется, и птицы, и звери непременно дикие и вольные в своем поведении.

Здесь нам посчастливилось стать свидетелями (и не однажды!) того, как они,  будучи дикими, среди белого дня разгуливают по дорогам, улицам, газонам и площадям населенных пунктов.

Умилила такая сцена. Очень важно и неторопливо переходит дорогу с напряженным автомобильным движением  гусыня, а за ней длинная цепочка гусят, вполне соответствующих облику «гадких утят», потому что возраст их еще очень мал, летать они еще не умеют и способны только ковылять вслед за своей мамочкой.

Автодвижение на дороге мгновенно замирает, и по открытому пространству медленно шествует эта замечательная процессия. По-видимому, из одного соседнего водоема в другой то ли на встречу с соседями, то ли на лучшую кормежку, то ли просто на очередную прогулку.

Прошествовали если не хозяева, то вполне законные обитатели этих мест через опасную зону, движение транспорта по ней возобновилось, а невольные свидетели этой чудной экскурсии, водители и пассажиры автомобилей, поехали дальше по своим делам, но с неожиданно полученным зарядом доброты, благодушия и веселья. Дурного настроения и взаимных перепалок как не бывало.

Нью-Джерси. Городок Хиллсборо. Декабрь 2005 – февраль 2006 гг.и 17 августа – 24 сентября 2012 гг. Это месчто в США, кроме перечисленных и описанных выше особенностей распространения и поведения диких животный в этой стране, познакомили Юрия с еще одной стороной волнующей его проблемы.

Здесь для наблюдения за животными можно было даже не покидать жилище. Особенно удобно было созерцать жизнь наших меньших братьев, удобно сидя на дэке в кресле с чашкой кофе, чая или бокалом  вина. Дэк или, по нашему, балкон, в отличие от предыдущих случаев, лежал прямо на земле, являясь, собственно, никаким не балконом, а скорее террасой.

Перед ней – большая поляна, обрамленная густым кустарником и украшенная несколькими деревьями. С двух сторон от дома и за поляной  располагались соседские дома, между которыми были свободные проходы на поляну. Она-то   и была  сценой, где время от времени разыгрывались естественные действия и акты, разыгрываемые дикими существами (полевки, белки, кролики, сурки, олени и разнообразные птицы).

Иногда к ним присоединялись домашние звери из окружающих жилищ – кошки и собаки. Но их участие всегда носило агрессивный, охотничий характер с явным оттенком игры, впрочем всегда весьма опасной и иногда трагической для мелких дикарей - птичек и мышек.

Разным видам  диких существ природа отводила свое время: оленям – ночь, суркам и кроликам – вечерние сумерки, птицам – день.

Очень забавно было наблюдать как белочки, дразня собачек и кошек, соскакивали с деревьев, прыгали в сторону своих врагов и, добившись опасного их внимания, стремительно возвращались на безопасные ветки деревьев.

Сурки, высунувшись из своих нор, долго следили за окрестностями и, убедившись в своей безопасности, осторожно выбирались на поверхность, где тотчас принимались шастать по поляне и рыться в ее травах и корешках.

Снедаемые охотничьим азартом кошки мучительно и бесполезно подкрадывались к ним, так как сурки твердо  исполняли ритуал самосохранения,  всегда вовремя ныряя в норку. Не везло только птичкам и мышкам – это была дичь «по зубам».

Олени, конечно, не были еженочыми  посетителями поляны, так как  их путь из леса был сравнительно далек и пролегал через густо заселенное людьми место. Но тем не менее время от времени и им удавалось просочиться к нашей поляне, что происходило обычно уже ночью.

По рассказам Кати, они тогда прогуливались совсем вблизи от дома, чуть не заглядывая в окна. Родителям, однако, за короткий срок их пребывания у дочери не посчастливилось стать свидетелями подобной оленьей экспансии. Зато из окон другого дома отец вдоволь насладился зрелищем оленьего семейства.

Однажды, проводив внука Федю в аэропорт Нью-Арк, заехали с  Андреем  к Кате, дежурившей по своим риэлтерским делам вместе с Милой в  продаваемом доме. Продавали его, между прочим, россияне: некто Хачатурян с женой Светой. Дом был почти пуст. Осталась лишь  библиотека русских книг, диски с цыганскими песнями, диваны и машина в гараже..

Дом стоял на окраине густого леса, нависая своим прекрасным сооружением над глубоким заросшим оврагом. А по оврагу, подходя вплотную к дому, разгуливали олени, матуха с двумя оленятами довольно взрослого вида. Очень милые зверушки, грациозные, изящные и крайне осторожные.

Налюбовавшись ими, Юрий захотел сфотографировать их, но через стекло закрытых окон не получилось. Только вспышками подсветки испугал животных. И пожалел не только об этом, но и том, что не мог купить (580 тыс. долларов!) этот сказочный дом (в три этажа,  с множеством  комнат и гаражом под одной крышей) вместе с оврагом и очаровательными гостями  из первобытно дикого мира.

Вот таковы обстоятельства сожития североамериканцев с  животным миром, унаследованного  от аборигенов-индейцев и гармонично  сохраняемого в фантастической смеси разноплеменных народов.

Конечно, были и горестные потери: не только выбитые под корень бизоны, но и основательно сами индейцы.

Но сейчас-то, в нашей всклокоченной современности смогли же они создать удивительный мир сосуществования комфортной людской цивилизации с буквально пропитавшей эту цивилизацию дикой природой. И при этом – магазины, переполненные невероятным количеством охотничьего оружия и снаряжения (немыслимо высоченного и соблазнительного качества)  практически в свободной продаже. Урок, достойный подражания, если не сказать: даже обезъяннего копирования!


Рецензии