Революционисты и Церковь

Думаю, на фоне последних событий в Ватикане стоит поговорить об обозначенной тенденции в развитии двух наших, все ещё значимых для многих, конфессий. Пока не принят Закон, по которому подобные рассуждения, возможно, будут отнесены к оскорблению чувств верующих, попытаюсь обозначить позиции. Истинных же верующих, чьи чувства не поколебали политические катаклизмы прошлого века, смею уверить. Веру предков чту, как духовную опору в своей жизни.

                ИЕЗУИТСТВО.

 За короткое время сформирован чуть ли не слоган. Скажем, узнаваемый бренд, сближающий нынешнего главу Ватикана и народные массы, далекие от христианских идеалов.  Папа Франциск — любитель книг и кино, увлекается Борхесом и Достоевским. Без всякого сомнения, он читал "Бесы". Думаю, никак не мог пройти мимо одной из фраз, характеризующей близким для него словом действующее лицо романа.

 "-Никогда! Но оставим. Я слишком неловко вступилась. Давеча этот иезуит предводительша закинула тоже несколько саркастических намеков о вчерашнем."

 Вроде и эпизод незначительный, мелкая деталь канвы, но думаю, стоит присмотреться повнимательнее. Вторая половина XIX века. Идеи надвигающейся революции подхватывает "продвинутая" молодежь провинциального городка. И и на этом фоне мелькнуло ставшее сейчас актуальным слово. Да ещё в таком контексте!

 "Бесы"-один из наиболее политизированных романов. Рефлексия Достоевского на зарождение революционного движения в России, с его радикализмом, порой варварскими методами решения возникших проблем. И старый мир, характеризуемый подобным образом. Впору примерить на ветви нашей власти, где такие "предводительши", своей иезуитской хитростью рулят глобальными процессами.

 Занятно, что в это же время, что написан роман, Чайковский в своей переписке с Надеждой Фон-Мекк упоминает в таком же контексте сотоварища по творческому "цеху".

 "Что касается Листа, то этот старый иезуит на всякую присылаемую к августейшему его просмотру вещь отвечает преувеличенно восторженными комплиментами".

 Возможно, что Петр Ильич подобным образом хотел подчеркнуть свое достоинство. Вряд ли Ференц Лист был реальным иезуитом и слово, характеризующее его носит сравнительный характер.  И не видим ли мы и сейчас восторженные комплименты новоизбранному Папе. Он и перстень попросил не из золота, а из серебра, и трон заменил простым креслом. А что вы хотите? Иезуит.

 В переносном значение слово это характеризует лживого, двуличного человека. Субъекта, скрывающего свои истинные намерения под маской учтивости, внешнего аскетизма. Не случайно в русском языке у него есть яркий синоним.

 Вот, что занятно. В словаре Даля слову "лицемер" уделяется очень большое внимание, с соответствующими характеристиками и синонимами. Один из которых "пустосвят" относится тоже к вере. Пустосвят характеризует суетного богомола. По иронии судьбы известный старообрядец Никита Константинович Добрынин получил обидное прозвище Никиты Пустосвята. Вот такое трагическое и в то же время забавного смешения понятий. Хоть и синонимами оказались, но никак не мог быть "упертый" в своей вере старообрядец иезуитом.

                ДОГОНЯЮЩИЕ.

 Очевидно, что слово, не упомянутое Далем, получило в России второе толкование под воздействием исторических событий, перелома эпох. Церковь в целом не сумела правильно среагировать на уже ощущаемые большинством тенденции. В дальнейшем, на первом этапе развития новой, революционно-экспериментальной формации, она была буквально выброшена с арены влияния на умы большинства. Растоптана и поругана самим же большинством.

 Но возникает законный вопрос. Не было ли обусловлено развитие исторической ситуации в России на стыке веков иезуитством нашего православия? Внешней, пышной атрибутикой, старательно прячущей социальные язвы быстро развивающегося общества. В сопоставлении революционных тенденций в экономике и нищенском существовании "плебса" нет ничего парадоксального. При неразвитых социальных институтах такое явление в России повторяется раз от раза. Зачем далеко ходить? Яркие примеры вы видите и в нашей современности.

 Но вернемся к затронутому периоду нашей истории. Парадоксально, но именно наиболее влиятельные религиозные последователи Никиты Пустосвята поддержали революционные тенденции. Из этой когорты ярко выделяется род Морозовых. Поколениями влияли эти люди на развитие промышленности России, вкладывались в продвижение прогрессивных идей и тенденций. И одновременно сохраняли свою веру.

 Опять парадокс. Молодая ветвь нашего православия явно упускала свои возможности, а старообрядцы заметно "продвинули" революцию в массы. Наиболее ярким примером на этом фоне выглядит Савва Морозов. Сейчас невозможно отделить истину от вымысла, но несомненно были серьезные факторы, руководящие его действиями. И даже любовь к члену РСДРП, актрисе Андреевой( подпольная кличка Феномен) ложится романтической строчкой в эту бурлящую революционными идеями жизнь. Как и его смерть-запоздалое осознание гибельности процесса.

 А православие невольно и безвольно вовлеченное в этот круговорот, уже скоро испытало всю горечь унижения и бесправия. Но только ли большевики виноваты в исторических событиях начала XX века? Изъятие государством церковных ценностей проходило на фоне страшного голода начала двадцатых годов. За это время в России погибло свыше пяти миллионов человек. Естественно, что идея мобилизовать для борьбы с голодом находящиеся под куполами ценности была встречена большинством населения одобрительно.

 К этому времени девяносто процентов имеющегося у православной церкви золота, серебра и драгоценных камней находилось в Храмах и монастырях. Объемы, конечно, были не такие значительные, как сейчас. Всего было изъято ценностей на два с половиной миллиарда золотых рублей. Трагизм заключался в том, что эти ценности сопутствовали христианским святыням. Для примера, золота было конфисковано 33 пуда (528 кг), а империалов и полуимпериалов на сумму 3 115 рублей. То есть в "презренный" металл переплавлялись соответствующая, если так можно сказать, утварь.

 Кстати, большевики хорошо освоили иезуитские приемы. Только миллион рублей из собранного было потрачено на закупку продовольствия. Страна сама, даже под идеологическим гнетом, выбиралась из кровавой ямы, созданной противоречием верхушек власти. Рискну сказать, в том числе и церковной власти. Очень жаль, что подобные противоречия не видит нынешнее руководство РПЦ. Думаю, это хорошо отражается в раскладе материальных ценностей и их процент, находящихся в Храмах и монастырях, по сравнению с началом прошлого века ничуть не изменился. А если учесть дорогие квартиры, иномарки и швейцарские часы, то он будет ещё круче. Само государство, давая в девяностых значительные преференции РПЦ, усугубило ситуацию.  На этом фоне взаимоотношение официального православия и части социума не располагают к оптимистическим прогнозам.

                КОНЦЕПЦИЯ ТОНКИХ МАТЕРИЙ.

 Думаю, в складывающейся ситуации католицизм намного быстрее разобрался в видимых тенденциях. И сделал решительный шаг. Чего стоит одно отречение Бенедикта XVI. В Русской Церкви подобного вообще не было. А Ватикан не перестает нас удивлять. Вчера произошла историческая встреча двух Пап. Меня лично в этой ситуации заинтересовала привычная для современности деталь. Нет, не равноправное положение мест молящихся. Добирался Франциск к "брату" на белоснежном, под стать церковным одеждам, вертолете. А расстояние между резиденциями всего-то тридцать километров.  Для наших чиновников, в какие бы одежды они не наряжались, включая церковную сутану, этот вид транспорта, конечно, привычен. А уж учитывая ставшие естественными "пробки" и меры безопасности от собственного народа и подавно. Но, думаю, в рамки образа нового Папы, творимого сейчас СМИ, уже не вписывается. А может в Ватикане после мероприятий "пробки" так и не рассосались? Да дороги, наверное, поразбились. Тогда понятно.

 В целом же католицизм более органично вписывается в мировые тенденции. Как, к примеру, трактует возникновение материи наша православная церковь? Вы знаете? Подскажите. А если этот вопрос задаст школьник младших классов на соответствующем уроке? Готов ли батюшка к ответу? А у католицизма формируется уже современное представление, основанное на концепции тонкой настройки Вселенной. Взяли они его, как ни странно, у православного ученого-теиста Ричарда Суинберна. Конечно, не всякий школьник "въедет" в фундаментальные константы, объясняющие устойчивость материи и её эволюцию.Но, думаю, и туманные рассуждения наших "батюшек" современное поколение не слишком устроит. В подобных условиях на одних запретительных законах, направленных на сохранение чувств верующих, далеко не уедешь.

 Да и как быть атеистам, свято верящим в эволюционное развитие вселенной и Дарвину, с его обезьянами? Высокомерно ответить, вы от обезьян, а мы-то, христовы дети, от Боженьки? Вот и разбивается общество на недочеловеков и сверхчеловеков. И не к чему хорошему такая тенденция не приводит.

                ПОСЛЕДСТВИЯ?

 Наша Церковь занимает сейчас довольно устойчивое положение в обществе. Вектор девяностых позволил в короткое время восстановить тысячи Храмов, возвести новые. Сам был очевидцем и в малой степени участником этих событий. Уже в то время возникало противоречивое чувство. Вроде все правильно делали. Собирали народные средства на восстановление, выносили тонны мусора из загаженных и порушенных церквей. В это время официальные власти на местах избрали выжидательную позицию. Вроде бы и не мешали, но не больно включались. "Братки" и те были активнее. В это же время начинается довольно спорная страница во взаимодействии руководства государства и РПЦ. Речь идет о беспошлинном возе в Россию подакцизных товаров. Думаю, современное руководство РПЦ хочет забыть эту историю. Но так ли естественной для духовного возрождения православия в России была она? И сейчас следует обозначенным во второй половине девяностых вектором развития. То есть, накопление материальных ценностей, как и сто лет назад, происходит в Храмах и монастырях.

 И очень своевременным выглядит избрание Ватиканом иезуита, который избрал имя Франциска, католического святого, который основал нищенствующий орден. И судя по реакции общества, ход оказался блестящим. А любовь к Достоевскому придает пикантность действиям нового Папы. На этом фоне официальное православие России выглядит довольно бледно. Занятно, что на днях протоиерей Чаплин назвал экологическую акцию "Час Земли" лицемерной. Точнее, с элементом лицемерия. Можно, очевидно, применить здесь соответствующий синоним-иезуитство. Но не видится ли в этом заявлении скрытая критика властей, которые впервые приняли участие в акции? Мы опять видим отставание нашего православия от общих тенденций. И это на фоне пока вялотекущего социального кризиса. Сам священнослужитель обозначает позиции:

 "...а готовы ли мы всерьез пересмотреть свой образ жизни, чтобы не заставлять страдать окружающую природу, готовы ли мы перестать тратить каждый день сотни литров воды на свое любимое тело и на то, во что оно одето, готовы ли мы пожертвовать хотя бы полпроцента своих доходов на восстановление природы".

 Очевидно, что этот вопрос мы можем переадресовать не только руководству страны, но и верхушке РПЦ. И не только на восстановление природы, на нужды миллионов обездоленных. Не пора самой нашей Церкви сделать шаг на опережение будущих исторических событий, сместить баланс материальных ценностей в сторону простых прихожан? А так получается, что слова напоминают иезуитство. Лицемерие, прикрывающее бездонную социальную пропасть между бедными и богатыми. Между роскошным внедорожником иеромонаха Ильи и дошираком дорожных рабочих-гастарбайтеров. Лицемерны призывы к социальной справедливости, когда изрекающий погряз по уши в роскоши и чванливости.

 Думаю, и у нас пора создавать своеобразный "нищенствующий орден". Иначе могут возникнуть более влиятельные тенденции, направленные на новый передел материальных ценностей. Но куда девать привыкших к роскоши? Они же так привыкли к накопленным ценностям. Думаю, увы, не моральным.

               


Рецензии