Вербное воскресенье

“...благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних” (Лк. 19:39).

Это случилось в воскресенье и знаменовало начало Страстной недели. В хронологическом порядке события её выглядели так: в понедельник произошло очищение храма, во вторник в этом храме состоялся своего рода диспут; в среду было помазание Христа в Вифании; в четверг состоялась вечеря любви и Господа арестовали; в пятницу Он предстал перед синедрионом и был казнён; в субботу, как известно, находился в гробу, а в воскресенье – воскрес из мёртвых.
Хотя митинг, связанный с входом Христа в столицу Израиля, не был заранее запланирован здесь на земле, тем не менее, он был запрограммирован на небе. И устами пророка Захарии Бог предрёк это триумфальное событие. А в Псалме 23-м пророк и поэт Давид воспел не только земное это шествие, но и более возвышенное – царственное восхождение Господа в город славы: “Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь Сил, Он  – Царь славы” (Пс. 23:9-10). Таково описание триумфальной инаугурации Христа.
Народ ждал явления этого Царя, правда, по убеждению угнетённых евреев, Он должен был возглавить народно-освободительную борьбу против римской оккупации Палестины. Они видели Его в качестве военного полководца, политического лидера, гордого завоевателя, подобного Цезарю или Александру Македонскому. О кротости и смирении такого вождя, возглавляющего революционное восстание, не могло быть и речи. Вот почему кроткий Христос не вмещался в “прокрустово ложе” тогдашнего иудейского сознания. Его хотели видеть в качестве Давида, могущего сразить закованного в железо римского Голиафа.
После побед над врагами империи римский полководец получал право на триумф. Он ехал впереди на белом коне, а за ним шли воины, вели рабов и кричали нечто вроде “слава римскому народу – строителю светлого будущего!” Так у нас в стране недавно скандировали. И ещё звучало “ура!”, кстати, на татарском языке означающее “смерть”. Сейчас поутихли: не до того...
Воскресенье это называется вербным, потому что у нас святят вербы – взамен пальмовых листьев, используемых в Израиле вроде своеобразных знамён. Кстати, пальмовые ветви – символ победы. И во Христе люди видели победителя. Он стал победителем над болезнями многих из них, и даже смерть победил в Вифании, когда воскресил Лазаря. Это была смерть не клиническая, которую преодолевают реанимационными мероприятиями, а смерть биологическая – поскольку труп уже разлагался. Но Иисус совершил это, по выражению Иоанна Златоуста, “чудо из чудес”. Церковное предание гласит, что Лазарь после этого жил долго, и был епископом на острове Кипр, в Греции.
Христос въезжал в Иерусалим, в "город мира", что означает его название, со стороны Вифании. Слово Вифания в переводе на наш язык означает: дом фиников и дом скорби. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Путь к славе лежит через скорби. И Господь это знал. Толпа, конечно, встречала Его радостно, с ликованием. Может быть, Лазарь задал тон этой осанне, может быть, кто-то из бывших больных, исцелённых Иисусом. Но из искры возгорелось пламя бурного восторга: “...всё множество учеников стало велегласно славить Господа” (Лк.19:30-38). “Осанна!” – кричали толпы людей. Другой бы, менее дальновидный на месте Христа стал бы легкомысленно улыбаться и помахивать рукой, приветствуя народные массы. Так делали многие верхогляды – правители, не предвидя, что их скоро свергнут или убьют. Вспомним Юлия Цезаря, Авраама Линкольна, Джона Кеннеди, Индиру Ганди, Беназир Бхутто...
Но Христос видел лукавые сердца этих людей. И потому Он заплакал. Это выглядело дисгармонично: люди смеются, а Он плачет. Какой, на первый взгляд, нелепый контраст!
Но Он видел, как эти многие льстецы и лицемеры, спустя несколько дней будут кричать “распни!” И ещё Он слышал дикие вопли: “Не хотим, чтобы Он царствовал над нами!”, “кровь Его на нас и на детях наших!”, и “нет у нас царя, кроме кесаря!”
Так переменчиво настроение в сердце человеческом: бурные вихревые потоки добра и зла, циклоны и антициклоны страстей меняют там погоду.

Когда вошел Он в Иерусалим,
Толпа Его встречающих плясала,
И, выделяя в кровь адреналин,
Кричала так неистово: «Осанна!»

Но, к сожалению, пять дней спустя,
Переместив акценты и понятья,
Подобная толпа израильтян
Вела Его, как Агнца, для распятья.

В глазах сверкали гневные огни.
Откуда в них агрессия такая?
Они кричали яростно «распни!»,
Себя на осужденье обрекая.

И был казнен измученный Христос –
Подобен стал разрушенному храму.
И в полный рост в душе встает вопрос:
Кого избрать – Христа или Варавву?

Христос, плачущий над Иерусалимом – грустная картина и нашего времени. Не принимают Его, как Он того заслуживает, ни Бонн, ни Вашингтон, ни Киев, ни Москва. “Оставляется дом ваш пуст”, – предсказывает Он. И спустя некоторое время, в 70-м году, тогдашний Иерусалим был разрушен. Не осталось даже камня на камне.
А вот уже в Новом Иерусалиме не будет ни слёз, ни плача, ни воплей (Ин. 21:2-3). Радостный смех и веселие будут там, однако и сегодня нам не стоит унывать и отчаиваться. Даже в том случае, если “нас огорчают, а мы всегда радуемся” (2 Кор. 6:10), – писал апостол Павел. “Осанна в вышних!” – восклицали люди. А Христос тогда горько плакал.

Народ преклонялся пред Ним,
Предчувствуя выход из мрака.
Входящий в Иерусалим,
Христос огорченно заплакал.

Он плакал, предвидя, что храм
Безжалостно будет разрушен,
Поскольку нечестия хлам
Заполнил бессмертные души.

Он мог бы сплотить ту толпу
И власть захватить всю земную,
Но Он выбирает тропу
В Небесное царство иную –

Дорогу страданий и слёз
Избрал Он и с ношею крестной
Идет на Голгофу Христос,
Чтоб смерть победить в день воскресный.

«Ваш дом оставляется пуст
За то, что Меня не узнали», –
Сказал в этот день Иисус.
Не дай Бог, чтоб так было с нами!

Христос плачет, а дьявол, разумеется, тут как тут. Через фарисеев искуситель вновь подходит к Иисусу и шепчет:
– Вижу, Тебе эта хвала не по душе. Ясное дело, она противоречит Твоей кроткой и смиренной природе. Поэтому прикажи остановить эти хвалебные славословия, запрети эту осанну.
Какая спекуляция на чувствах Христа! “Господи, –  говорят фарисеи, – запрети им...”
Однако бодрствовал Господь над Словом Своим, знал, что должно исполниться пророчество Захарии. И поэтому мудро парировал искусительный удар:
– Если и они умолкнут, то камни возопиют.
Сегодня именно то время, когда вопиют камни. Чудеса совершаются на каждом шагу: из каменных, очерствелых сердец звучит хвала Спасителю. И Он преображает эти каменные сердца. Они становятся детьми Авраама, то есть верующими людьми. Каменные сердца делаются мягкими, способными любить Бога и ближних. И смыслом их жизни становится приумножение хвалы Господу, как это делает псалмопевец: «А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе» (Пс. 70:14). Сейчас мы находимся на пороге второго пришествия Христа во славе. Он грядёт скоро! Слава Ему за это! Осанна в вышних – и здесь, и в вечности, сейчас и во веки веков!

Спаситель въезжает в Иерусалим.
А люди до хрипа надсадно,
кричат, расстилая одежды свои:
– Давидову Сыну – осанна!

В ответ на ликующий возглас толпы
Спаситель внезапно заплакал.
Он видел, что этот восторженный пыл
остынет в дворце у Пилата.

Точнее энергия этих людей
в другое направится русло...
Он видел Голгофскую смертную тень,
и стало Спасителю грустно.

Сейчас, распинаясь в любви перед Ним,
они восклицают "Осанна"!
А завтра настаивать будут: "Распни!",
лишив Его царского сана.

А после всех пыток на древе распнут
под атеистическим ливнем...
И вот Он, в предчувствии этих минут,
скорбит об Иерусалиме.

Как мать о ребенке, так плачет Христос,
как птица, прощаясь с птенцами...
не видя восторга толпы из-за слез,
не слыша ее восклицаний.

Спаситель въезжает в Иерусалим,
пророча евреям осаду...
Давайте, друзья, преклоняясь пред Ним,
продолжим святую осанну!


Рецензии
Да, Александр! Согласна с Вами, без признания величия и подвига Христа
человек своё имя носит незаслуженно.

произведение многогранное, как и все Ваши творения по воле Творца.

Спасибо за праведный труд.

Ната Гранковская   25.03.2016 18:24     Заявить о нарушении
Как восхитительны Ваши комментарии, Наталия Васильевна!
Как дорого то, что высоко цените подвиг Спасителя!
Ведь отношение Бога к нам предопределяется нашим отношением к Его Сыну.

Он не писал красивых книг
И сочинений многотомных.
Он был, подобно Агнцу, тих
И мудр в познаниях бездонных.

Книг не писал, но сам Он стал
Благословенной Книгой жизни.
Как важно, чтобы Крест Христа
Был центром творчества и мысли!

С почтением –

Александр Азовский   25.03.2016 23:57   Заявить о нарушении