Как русские цари боролись с мздоимством?
В Своде Законов содержалось описание видов лихоимства, за которые должно было наказывать:
• противозаконные поборы под видом государственных податей;
• вымогательство деньгами и вещами;
• взятки с просителей по исполнительным и судебным делам.
Если какое-нибудь должностное лицо будет уличено в перечисленных деяниях, то оно подлежит наказанию. Основанием для этого был законодательный документ «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», который регулировал отвественность чиновников за мздоимство и лихоимство. Была, однако, небольшая странность в том документе: в нем не было дано четкого определения этим понятиям. Отсюда и очень расплывчатые наказания, от денежного штрафа до лишения должности, а при особо грубых нарушениях чиновника могли арестовать, лишить имущества и отправить на каторжные работы.
Несмотря на то, чтобы создана законодательная база для борьбы с мздоимством и лихоимством, период царствования Николая I ознаменован непоследовательностью в борьбе с коррупцией. При общем решительном настрое правительства против должностных преступлений к отдельном чиновникам, у которых было «рыльце в пуху», высшая власть относилась очень снисходительно.
Начало правления Александра II ознаменовалось систематическими публикациями имущественного положения чиновников государства. Примерно раз в 1-2 года публиковались книги, которые назвались: «Список гражданским чинам такого-то ведомства». В этих томах содержались сведения о занимаемой должности и службе чиновника, его жаловании, наградах, взысканиях, размере его имущества и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное.
Книги с информацией о чиновниках были общедоступны. Любой желающий, имея такой «Список» мог сравнить то, что декларирует чиновник, и какое картина его имущественного состояния в реале. Публикация такой открытой информации стала еще одним важным шагом к борьбе со взяточничеством на государевой службе.
В 1866 году вышла новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». В нем давались развернутые пояснения и комментарии к статьям о взятках и предусмотренных за них наказаниях.
Александр III также внес свою лепту в борьбе с коррупцией. В частности, следует отметить большой вклад царя по искоренению злоупотреблений на железных дорогах. Александр постановил отказаться от практики частных концессий на эксплуатацию железных дорог. Результат этой меры сказался очень быстро: казна прекратила нести огромные убытки, исчезли «железнодорожные короли», финансовые интересы которых были тесно связаны с деятельностью крупных российских чиновников. На освободившиеся деньги стали строится новые железнодорожные линии, были введены единые тарифы на этот популярный транспорт.
При царствовании последнего российского царя Николая II было создано новое Уголовное уложение. По сравнению с предыдущими законодательными актами этого толка оно было проработано гораздо лучше в отношении борьбы с коррупцией. В этом документе было введено определение понятий «взяточничество» и «лихоимство».
Рост взяточничества в России в начале 20 века был связан с ростом числа чиновников, военными заказами, различными сделками с недвижимостью и эксплуатацией участков с полезными ископаемыми. Коррупция возросла в разы во время русско-японской войны. Это вынудило царское правительство принять дополнительные меры по усилению ответственности за получение взяток в военное время. Если чиновники попадались на лихоимстве в этот период, то на них не распространялись никакие амнистии. Они проводили время, занимаясь трудотерапией на каторге от звонка до звонка.
В 1911 году министр юстиции И.Г. Щегловитов внес на рассмотрение законопроект «О наказуемости лиходательства». Дача взятки в нем рассматривалась как самостоятельное преступление. Однако царь не дал ходу этому проекту, поскольку, с его точки зрения, этот документ мог «затруднить борьбу» с коррупцией. Иначе говоря, монарх испугался, в который раз!
С началом Первой мировой войны коррупция возросла, но борьба с ней ужесточилась. Под занавес монархического режима в России (в 1916 г.) был принят чрезвычайный закон, по которому существенно повышалось наказание за мздоимство и лихоимство. Особые строгости применялись к взяточникам, вовлеченным в дела, связанные со снабжением армии и флота боевой техникой, продовольствием и личным составом. Время для России было нелегкое, и такие чрезвычайные меры были вполне оправданы.
После свержения царизма Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию (ЧСК), которая должна была расследовать обвинения в коррупции членов царского правительства. ЧСК не нашла в действиях подследственных никакого состава преступления. Кроме того, А.Ф. Керенский вынужден был констатировать, что «в действиях Николая II и его супруги не нашлось состава преступления».
В заключение хочу привести исследования наших современников А. Звягинцева и Ю. Орлова. Они изучили биографии и послужные списки всех генерал-прокуроров Российской империи в период от создания этой должности в 1722 году до февраля 1917 года. В их поле зрения оказалось более 30 человек, занимавших этот высокий пост. Они сумели обнаружить только одного человека, втянутого в коррупцию. Подумайте, только один корыстолюбивец, отвечающий за законность в России, за 300 лет! Может быть, не все так плохо в нашем государстве, и есть надежда, справиться с коррупцией?
Свидетельство о публикации №213032400207