Малоизвестные татарские разности - 60

***
Компиляции
***



''Бишбалта''

***

ПЯТЬ ТОПОРОВ И ИНЫЕ СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
2010-02-03 Павел Зарифуллин
Грозный кабан
Сакральная география и этнофутурология Казани

***

Всё в Казани пропитано Грозным, и это по праву его город, гораздо более Грозный, чем тот Грозный на юге. В Грозном-на-юге на конференции я познакомился с одним адыгским князем, в своё время служившим в казанском гарнизоне. Так вот этот князь уверенно повествовал мне, коренному казанцу, про памятник Ивану Грозному, якобы стоящему в современной Казани. «Борода всклочена, глаза вылезают из орбит!», — доказывал князь. Интересно, где он там его увидел? Не при Советах, ни при Империи, ни при Бабае памятника Грозному в Казани отродясь не бывало.  Князюшка оказался визионер, он видел то, что будет, он угадал особую тонкую пневматическую субстанцию, Стихию Грозного, наполняющую Город особым энергетическим полем. Это поле можно сравнить с рубашкой Русской Империи, родившейся, безусловно, «в рубашке» и в Казани.
Когда-то в устье Казанки, на левом ее берегу, находилось пригородное село Бишбалта, в переводе означающее «Пять топоров». Между ним и городом по Ханскому углу протекал рукав Казанки, называемый Эчке Казан (Внутренняя Казанка). Именно в этом селе находилась ставка того, кто создал Русскую Империю. Именно внутри «Пяти Топоров» в особом «траектационном пространстве» между философским субъектом и объектом (согласно французскому этнографу Дюрану) находился Архетип, соткавший миф и совершивший священную теургию.

Итак, 1552 год — год взятия Казани армией Ивана Грозного. В сие «время оно» турецкие пираты окончательно подчиняют Триполи и Алжир, всемирный император Карл V (это в его владениях никогда не заходило Солнце) отрекается от престола, а в Китае происходит самое мощное за историю человечества землетрясение, унёсшее несколько миллионов жизней.

Понять, что произошло при штурме Казани, сегодня крайне сложно, также, как и невозможно всё свести к победе христиан над мусульманами или русских над татарами. Казань брали касимовские татары-мусульмане во главе с бывшим ханом казанским же Шах-Али. В свою очередь ударной силой действовавшего хана Ядыгара были нагайбаки-несториане, «гвардейцы Сююмбике», степняки-христиане. Бились они отчаянно. Их в отличие от казанского хана не помиловали, а перерезали всех поголовно, в том числе и касимовские татары во главе с мусульманином ханом же (бывшим Казанским) Шах-Али. Вот такой вот крутой маршрут: при взятии Казани Иваном Грозным мусульмане перебили христиан!

Здесь можно вспомнить, что крестовый поход против альбигойцев организовал отлучённый от церкви французский король, а сопротивление крестоносцам возглавил граф Тулузы (добрый католик, что ни кем и не оспаривалось). Т. е. это было не религиозное и не межэтническое мероприятие. Вот и событие 1552 года мы толкуем, как мифологическое, алхимическое, архитипическое и метафизическое.

Чтобы представить, что же реально такое на реке Казанке в 1552 году творилось, и в какую сторону закрутил Грозный свои Алтын Бишбалта — надо сделать особое трансцендентное усилие. Нужно посмотреть на событие даже не со стороны, а, я бы сказал, сверху.


История Казани
***
Вокруг города располагались обширные слободы и села. Одна из таких слобод - Кураишева - находилась на левом берегу реки Булак. Остатки ее кладбища неоднократно фиксировались в районе современного центрального рынка. Не менее известна и слобода плотников и кораблестроителей "Бишбалта" ("Бежболда"). Здесь же, в заливе устья Казанки, была стоянка торговых и военных кораблей казанцев.



Гасырлар Авазы - Эхо веков
***
"Откуда есть пошла Адмиралтейская слобода..." История Казанской Адмиралтейской слободы (XVIII-XIX вв.)

Государство, которое едино войско сухопутное имеет,
одну руку имеет, а которое и флот имеет, обе руки имеет...1
Петр I

20 октября 1696 г. Боярская дума под нажимом Петра I приняла указ «Морским судам быть…». Так началась славная история российского кораблестроения и флота, которая не обошла стороной и наш город.

На протяжении всего XVIII в. Казань была одним из важных судостроительных центров Российской Империи. Здесь, на берегах Волги, жителями Адмиралтейской слободы было построено около 400 гражданских и военных судов, от одномачтовых ботов до трехмачтовых фрегатов с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек на одном судне).

Почему именно Казань стала центром кораблестроения на Волге? Этому способствовало несколько обстоятельств: наличие богатых водных и лесных ресурсов, а также многовековой опыт судостроения на Волге.

Еще во времена волжских булгар приказанское село Бишбалта славилось своими мастерами и являлось центром местного судостроения. Несколько веков спустя, в 1710 г., казанцы выстроили для Балтийского флота целую эскадру из пяти кораблей — «Орел», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань», а затем еще несколько судов для Каспийского моря.

Немалую роль сыграло и то, что Казань расположена почти у самого пункта пересечения двух величайших восточно-европейских речных систем — Волжской и Камской. Во время весеннего разлива Волга и Кама, соединяя свои воды, давали городу вид обширного полуострова и делали хорошей пристанью. Впоследствии Волжско-Камский речной узел стал самым крупным воднотранспортным бассейном Центральной России, где на судоходных работах было занято более половины всех рабочих водного транспорта2.
Волга протекала по территории восьми губерний: Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Саратовской и Астраханской, где впадала в Каспийское море. По измерениям, проведенным в середине XIX в., длина реки от верховьев до Астрахани составляла 3 295 верстI. На 1 323 версте, немного не доходя до впадения Ветлуги, Волга вступала в Казанскую губернию. Длина течения Волги по Казанской губернии — 298 верст3.
Кроме Волги по территории Казанской губернии протекало еще более 20 рек Волжской системы, из которых судоходными являлись Кама (180 верст), Вятка (45) и Сура (40).
По берегам Волги росли подходящие для кораблестроения леса4. Казанскую губернию в народе называли не иначе, как «лесное царство»: 38 % губернской площади занимали леса, из них четвертая часть была корабельная (дуб и мачтовая сосна). Англичанин Джон Белл отмечал, что «местные леса столько изобилуют дубами, что можно б из них построить корабли для всего света»5.
Поскольку корабли в изучаемое время строились только из дерева, император обращал особое внимание на сохранение лесов. В 1719 г. некоторые породы — дуб, илем, вяз, сосна — были объявлены заповедными. За их незаконную вырубку было велено, «вырезав ноздри, ссылать на каторгу»6.

...Однако даже законная вырубка корабельного леса и вывозка его на нужды Петербургского адмиралтейства были очень значительными, особенно после смерти Петра I, и это не могло не оставить своих следов. Немецкий натуралист, академик Петербургской Академии наук Иоганн Гмеллин, проезжая в 1734 г. по Сибирскому тракту, на 18-й версте от Казани наблюдал дубовый лес, который тянулся на 34 версты. Возвращаясь из Сибири по той же дороге через пять лет, Гмеллин был поражен, увидев на месте громадного леса чистое поле7. Но поволжские леса не были вырублены полностью. В начале XIX в. известный немецкий писатель и драматург Август Коцебу, возвращаясь из Сибири в Петербург через Казань, ехал «600 верст… самыми страшными хвойными лесами, где едва на трех или четырех милях попадается деревушка»8.
Но вернемся к Адмиралтейской слободе. Ее образование стало результатом существования в Казани Адмиралтейства. Точкой отсчета в истории слободы является 31 января 1718 г. Тогда последовал высочайший Указ Петра I на имя казанского вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева, которым повелевалось «к рубке, теске и возке корабельных лесов и для других к тому принадлежащих работ брать на работу Казанской, Нижегородской и Воронежской губернии, также из Симбирского уезда служилых мурз и татар, мордву и чуваш...»9.
После получения распоряжения набранные для судового строения плотники, пильщики и прочие кораблестроительных дел мастера Казанской и соседних губерний были расселены в излучине реки Казанки, на левом ее берегу. Место для слободы было выбрано поближе к лесным массивам, так необходимым для строительства судов. С юга к образовавшейся слободе примыкали заливные луга, с севера — Зилантова гора, по всей ее низине были густые заросли дикого, непроходимого леса.
Пустынная пашенная земля Зилантово-Успенского монастыря заканчивалась татарским селом БишбалтаII , ставшим «ядром» Адмиралтейской слободы. В буквальном переводе с татарского Бишбалта означает «Пять топоров». Откуда такое странное название? Дело в том, что в этом старинном пригородном селе издавна жили татарские мастера по дереву — «балта остасы», то есть плотники, лесорубы, столяры. В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для плотников хватало. Бишбалтинские же плотники со временем стали специализироваться на строительстве разного типа речных судов10.
Постепенно Бишбалта стало большим селом лесорубов, плотников и корабельных дел мастеров. Здесь были прекрасные сосновые и дубовые леса, и предки казанских татар строили из них свой торговый и военный флот. Этому во многом способствовало и географическое расположение села, рядом с которым протекала судоходная Волга. Возле селения находилась достаточно просторная бухта, где могли останавливаться крупнотоннажные речные суда и военные корабли.
Исходя из этого, некоторые исследователи связывают основание в излучине реки Казанки села лесорубов с зарождением судостроения на Волге11.


Восстановим старое имя – Бишбалта
Город нашей памяти | 4 октября, 2004
***
Поразительно, что в современном мире, переполненном машинами, компьютерами и прочими сверхумными существами, так много еще неизведанного и неопознанного. Однако большей частью это непознанное вполне возможно объяснить, стоит лишь обратить свой взор к далекому прошлому, в котором, несмотря на серьезную удаленность от нашего времени, и по сей день пульсирует волшебство жизни. Существует оно и в тайной жизни чисел.

Так, в старейшей части города существовало поселение Бишбалта, в переводе «Пять топоров». Откуда произошло это название? Обратимся для начала к истории. Как утверждал археолог Альфред Халиков, проводивший раскопки за Казанкой, в районе Зилантовой горы, им найдены остатки пригородных поселений, существовавших еще в то время, когда на Кремлевском холме только появилась белокаменная крепость. В селе Бишбалта жили «балта остасы» – мастера по дереву – лесорубы, столяры, плотники. Здесь же находилась большая бухша – залив Волги, в которую заходили многочисленные торговые и военные суда. В округе были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар использовали их для строительства своей флотилии – торговой и военной.

В связи с этим вспоминаются записи в русских летописях о том, как однажды отправились в умирающую Древнюю Русь 30 судна с  сотнями пудов зерна.

Булгары называли корабли насадами, учанами и ладьями. Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранялась в татарских названиях некоторых типов судов, ходивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьти, каюки, карбасы. Если нужно было везти зерно, соль или другие сыпучие грузы, использовали насады. Когда надо было везти текстильные, меховые изделия, то загружались учаны. Учаны – суда средних размеров в случае необходимости использовали для перевозки воинов. Чаще всего приходилось охранять купеческие суда, направляющиеся вверх по Волге, Оке, Каме и Вятке. Здесь на купцов нападали, и новгородские разбойники  грабили их ладьи (это мелкие суда). В устьях мелководных рек на ладьи перегружали товары с насадов и учанов и везли вверх по течению. Насады, учаны и ладьи передвигались по речной глади с помощью парусов. Когда возникала необходимость, употребляли весла.



Восстановим старое имя – Бишбалта
Город нашей памяти | 4 октября, 2004
***
Давно существовавшее в Казани речное судостроение обратило на себя внимание царя Петра I. В 1710 году из Казани на Балтику были отправлена эскадра из пяти кораблей: «Орел», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда», «Город Казань», а затем – восемь судов для Азовского флота.

Село Бишбалта около Казани, пользующееся репутацией крупного судостроительного пункта, было избрано Петром I для устройства здесь второго в России адмиралтейства (после Петербургского) для строительства судов Каспийского флота. Казанское адмиралтейство за 112 лет своего существования поставило около 400 судов. Такова история Бишбалты.

И все же – почему Бишбалта («Пять Топоров»)? Составители буквально всех краеведческих справочников зациклились на дословном переводе слова. Они утверждают, что в самом начале строительства у сельчан было всего пять топоров – отсюда и название села.

Между тем объяснение слова биш (пять) – религиозное, оно уходит корнями в ислам, где цифре 5 придавалось особое значение. Она  в восточной традиции имеет особый смысл. Так, еще  у древних тюрков было 5 обращений к Всевышнему; некоторые исламские  обряды и понятия образовались с учетом правил исламского вероучения:  5 ежедневно исполняемых главных мотивов, 5 ключей к тайному познанию, 5 раз повторяется священная клятва, у исламских народов 5-й день недели выходной… До XVII века у мусульман мира за эталон культового сооружения была принята мечеть Мекки. Не надо быть излишне наблюдательным, чтобы заметить – у нее 5 минаретов. Такое же число минаретов и у мечети в городе Медине. По той  же самой причине,  как указывает архитектор Нияз Халитов, и в Бишбалте была возведена большая пятиминаретная мечеть «Юсуф». Однако название это не прижилось, бишбалтинцы называли ее по-своему  –«Бишбармак» (пять пальцев).

Сам собой  напрашивается вывод: выражение 5 топоров имело для жителей села явный оттенок священности. Аналогично стоит трактовать и   названия других татарских сел: Бишбатман (пять кадок), Бишкумэч (пять булок), Бишмунча (пять бань), Бишбаш (пять голов), Бишэй (пять лун) и много другие. В районе Кавказских Минеральных Вод, где издавна живут народы, исповедующие ислам, находится гора Биштау (пять гор), отсюда  – русское название города Пятигорск), в Казахстане  есть гора Биштамак (пять ртов).

Такая же тайна цифр существует и в других религиях, например, цифра семь в христианской религии:  7 братьев – семь Симеонов и 7 сестер; 7  дней недели; 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 основных запахов в стереохимической теории; 7 – это константа, определяющая объем человеческой памяти. Как видно, это число символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. У христиан – 7 смертных грехов и 7 главных добродетелей. Во фразе за семью печатями не менее глубокий смысл. Существует поверье: стоит на такой тайник покуситься недоброжелателю, на защиту тайны непременно встанут божественные силы, и победа, несомненно, будет за ними. Число семь вообще принято называть числом жизни. Именно по этой причине люди верующие полагали, что у рожденного через 7 месяцев больше шансов выжить, нежели у восьмимесячного.

Интересная трактовка цифры девять в буддийской религии. Число 9 там символизирует все. В своем божественном аспекте девятка означает божественную силу и мощь Творца, проявляющуюся в материальной среде закономерностей. В своем природном аспекте число 9 символизирует физический план бытия. В аспекте же человеческом оно олицетворяет собой идею духовной мощи, т.е. идею Посвящения. Именно по этой причине в буддийском дворце Гучун бывшего запретного города, в пекинской  резиденции императоров династии Мин и Цин – 999 помещений, такое же количество комнат – в буддийском дворце столицы Тибета Лхаса. Магия цифры 9 жива в Китае до сих пор. Так, в начале 2003 года многие китайские газеты рассказали  о пекинском миллионере, который презентовал своей возлюбленной 99999 роз, доставленные ей на нескольких грузовиках.

Не правда ли, любопытна и интересна тайная жизнь цифр?

И еще: жаль, что такое яркое, отшлифованное временем название, как Бишбалта, исчезло с топонимической карты нашего  города. Улица в Адмиралтейской слободе, когда-то носившая название Бишбалтинской,  наречена Большой. Поневоле напрашивается вопрос: к чему Казани столь безликое название улицы? Тем более что «Больших» в нашем городе и без того достаточно.

Надо бы городской комиссии по топонимике к 1000-летию Казани исправить эту ошибку.

Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед



ЗАПИСКИ
ИМПЕРАТОРСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ОТДЕЛЕНИЮ ЭТНОГРАФИИ.
Том XXXII
***
ВЯТИЧИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
Исследование
Павла Ивановича Якобия (1842-1913)
С предисловием пастора Я. Гурта и указателями
С.-Петербург Типо-Литография „Герольд" (Вознесенский пр., 3).
1907

УКАЗАТЕЛЬ
географических имен
и указатели слов финских и тюркских наречий

Башкино
Бегина
Бежа
Бежболда
Беж-Болдай
Бежемирово
Бежбалта
Бежбалтай



Переписная книга 1710 года дворцовых вотчин  Казанского и Уржумского уездов переписи казанского коменданта Никиты Алферьевича Кудрявцова;
***
Царевококшайского и Яранского уездов переписи Ивана Салова

(РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.135) ..
(л.77об.) В починке по речке Черной а Бежболда тож


Списки жертв
***
Кондаков Тимофей Максимович

Проживал: д. Малая Бежболда Дамаскинского с/с Кильмезского р-на.
Приговорен: , обв.: на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г..
Приговор: репрессирован как владелец кулацкого хозяйства. Реабилитирован 8 августа 2001 г.

Источник: Книга памяти Кировской обл.




Бахши Иман
Джагфар  тарих
***
...Родился Джамбек в Биш-Балте, о которой рассказал следующее. Этот мензель был основан в 1004 году царем Масгутом Балтаваром, которого по-тюркски звали Биш или Бел, почему и станция получила название Биш Балтавар. Царь Ибрагим, однако, велел переименовать этот мензель в Биш-Балту - за то, что его жители дали приют Масгуту после его бегства из Болгара...

***

...Цо-знак мензеля Биш Балтавар, который называли «двухглавой змеей» или «двухглавым драконом»... Люди говорили: «...У казанского дракона две головы - бычья и змеиная - потому, что одни казанцы твердят о возникновении Казани в год быка, а другие - в год дракона...»



Балтавар
***
Балтавар - титул царя волжских булгар. Засвидетельстован Ибн Фадланом для периода IX - 1-й четв. X вв.



Tomka Szaszki Janos (1692 - 1762) - выдающийся венгерский ученый, географ, родился в городе Зойом (ныне Зволен, Словакия), в семье потомственных дворян. Является автором ряда книг по мировой географии. Описывает Булгарии как Волжскую, так и Дунайскую. Отмечает что в Булгарии (Волжской) проживают уфимские и башкирские татары. В1750-1751гг. составил свои знаменитые исторические карты, с которыми мы вас предлагаем познакомиться. На данной карте Западной Венгрии находится город Балтавар (См. фрагмент). Город Балтавар описан так же в Географии Томки Саски Яноша. Само название Балтавар являлось титулом Булгарских царей. Балтавар также это булгарское названием города Полтавы в районе проживания черных булгар (берендеев) в Великой Болгарии (ныне Украина).

Карты Томка Саски Яноша

http://webcache.goog...u&ct=clnk&gl=ru



Малые ракетные корабли проекта 21631
(шифр «Буян-М»)
являются многоцелевыми кораблями класса «река-море».


Проект разработан Зеленодольским ПКБ для ВМФ России, главным конструктором проекта является Я. Е. Кушнир. Назначение малых ракетных кораблей этого проекта — охрана и защита экономической зоны государства[3].

В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий. Тендер был выигран Зеленодольским ССЗ 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство пяти кораблей данной серии[1].
Всего планируется построить 5 кораблей этого проекта для пополнения корабельного состава Черноморского флота России[4] (головной корабль серии пополнит состав Каспийской флотилии ВМФ России).
На церемонии закладки головного корабля «Град Свияжск» присутствовали премьер-министр Республики Татарстан И. Ш. Халиков, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. В. Куликов, заместитель Начальника департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» В. Ю. Комаров, главный наблюдающий от ВМФ проекта 21631 С. Н. Михеев и другие[1].
22 июля 2011 года на предстапельной площадке цеха № 18 ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени А. М. Горького»был заложен первый серийный корабль проекта 21631 «Углич» (заводской № 632) — второй в серии[5].

http://ru.wikipedia.org/wiki/



26.01.2011
***
В этом году с ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» ушли два фрегата проекта «Гепард 3.9», построенные по заказу военно-морских сил Социалистической Республики Вьетнам. Это первый экспортный военный контракт завода за постсоветский период. В Зеленодольске надеются, что «Гепарды» совершат в Юго-Восточной Азии своего рода прорыв и станут лучшей рекламой заводу и спроектировавшему их ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ).



26.01.2011
***
Заложенный в конце августа на заводе им. Горького головной малый ракетный корабль проекта 21631 – представитель боевых машин нового поколения. Сдача корабля назначена на 2013 год, ему будет присвоено имя «Град Свияжск». На церемонии закладки командующий каспийской флотилией контр-адмирал Валерий Куликов отметил: «Бывает, приедешь на судостроительный завод, а он мертвый. А здесь я обошел все цеха - все живое, настрой (как говорят на флоте «морально-психологическое состояние экипажа») у людей есть, несмотря на проблемы, которые я тоже вижу».



26.01.2011
***
19 ноября, в день своего 115-летия, на заводе им. Горького» заложили судно проекта А145 , с которым связывают новую эпоху в истории предприятия - скоростных пассажирских судов для моря в Зеленодольске до сих пор не делали. Предполагается, что будет построена целая серия А145. Разработчик проекта – петербургское ОАО «Агат Дизайн Бюро», заказчик судов - ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», потенциальный клиент – мэрия Сочи, которой «плавсредства» нужны для проведения Олимпиады-2014.



В Татарстане строят ракетный корабль для ВМФ РФ
***
Фото: zdship.ru

Судно будет оснащено ракетным вооружением, позволяющим наносить удары высокоточными крылатыми ракетами.
Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького состоялась торжественная церемония закладки корпуса малого ракетного корабля проекта 21631. Мероприятие прошло на предстапельной площадке цеха №18. В нем принял участие премьер-министр РТ Ильдар Халиков.
Малый ракетный корабль проекта 21631 – второй серийный корабль, который построят на заводе им. Горького. Головной корабль проекта был заложен 27 августа 2010 года. Проект разработан специалистами Зеленодольского проектно-конструкторского бюро для Военно-Морского Флота России.
Назначение таких кораблей – охрана и защита экономической зоны государства. Малые ракетные корабли проекта 21631 являются многоцелевыми кораблями класса "река-море". В отличие от своего прототипа (малого артиллерийского корабля проекта 21630), этот корабль имеет почти в два раза большее водоизмещение и оснащен ракетным вооружением, позволяющим наносить удары высокоточными крылатыми ракетами как по морским, так и по наземным целям.



СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ТАТАРСТАН»
Проект 11661 «Гепард» • Gepard class

Сторожевой корабль «Татарстан», флагман Каспийской флотилии ВМФ России

В Татарстане спустили на воду ракетный корабль "Дагестан"

На службу в Каспийскую флотилию ВМФ РФ он отправится в мае.
На ОАО "Зеленодольский завод им. Горького" состоялась церемония вывода из закрытого эллинга и спуска на воду ракетного корабля "Дагестан". Это второй корабль из серии проекта 11661К. По сравнению с головным кораблем "Татарстан" (флагман Каспийской флотилии) он оснащен более современными радиотехническими системами и вооружением.

"Дагестан" находится почти в полной технической готовности и в ближайшие дни пройдет испытания судовых систем и оборудования, сообщает пресс-служба завода.

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначены для поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащены артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.


"ЗУБАСТЫЙ БУЯН":
Стал известен внешний вид малого ракетного корабля проекта 21631 - Flot

Редакция Центрального Военно-Морского Портала получила проектные изображения малого ракетного корабля проекта 21631. Исходя из анализа графики, можно сделать некоторые выводы о составе вооружения корабля.

Согласно полученным изображениям, МРК проекта 21631 будет вооружен вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 сверхзвуковых ракет "Калибр" или "Оникс", одной 100-мм артиллерийской установкой А-190М, одной 30-мм артиллерийской установкой АК-630М1-2 "Дуэт", двумя пусковыми установками для ПЗРК "Гибка", двумя 14,5-мм и тремя 7,62-мм пулеметами.

Ранее сообщалось, что корабль имеет следующие основные тактико-технические элементы: длина - 74,1 м, ширина - 11 м, высота на миделе - 6,57 м, осадка - 2,6 м, водоизмещение - 949 т, скорость - 25 узлов.

Проект 21631 многоцелевого корабля класса "река - море" разработан Зеленодольским ПКБ. Назначение малых ракетных кораблей проекта 21631 - охрана и защита экономической зоны государства.

***

В Зеленодольске заложили второй малый ракетный корабль "Буян-М"
26 июля 2011 19:58
***
Модель СКР "Дагестан" пр.11661К

Татарстанские ''Гепарды'' для Вьетнама.

Вьетнамская Гепард 3.9 класса фрегат испытания на море

"Татарстан"
Сторожевой корабль (фрегат) проекта 1166.1 типа "Гепард"
Флагман Каспийской флотилии.

 В настоящее время на экспорт, по данным СМИ, предлагаются корабли проекта 1166.1 следующих вариантов:
"Гепард 1" - с вертолетной площадкой (без ангара), расположенной в корме на месте буксируемой ГАС;
"Гепард 2" - с вертолетной площадкой и ангаром, расположенным на месте ЗРК "Оса-М";
"Гепард 3" - с увеличенным до 2000 т водоизмещением, установкой ЗРАК "Кортик" вместо носовой установки АК-630, снятой кормовой установкой АК-630, ангаром на месте ЗРК "Оса-М" и вертолетной площадкой на месте буксируемой антенны ГАС;
"Гепард 4" - патрульный и спасательный корабль, без вооружения, с ангаром и вертолетной площадкой;
"Гепард 5" - со снятым КРК "Уран" и ЗРК "Оса", вертолетной площадкой, уменьшенной скоростью хода (23 узла) и увеличенной до 6000 миль дальностью плавания.

Основной разработчик
ФГУП "Зеленодольское ПКБ" 
Основной производитель
Зеленодольский судостроительный завод им. Горького   

Водоизмещение, т:  1930               
Скорость полного хода, уз.  28 (максимальная)

Дальность плавания максимальная, мили    3500 при скорости 14 узлов Автономность, сут. 15-20

Вооружение:
ракетное  и  артиллерийско-стрелковое

2х4 КРК типа "Уран"; ЗРК "Оса-МА" или ЗРАК "Каштан"; 1х1ё 76-мм АК-176, 2х6 30-мм АУ; 2х2 533-мм ТА; 1х12 РБУ-6000


Противодиверсионный катер П-? проекта 21980 «Грачонок»
***
заложен на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М.Горького»
(Зеленодольск, Татарстан) 6 мая 2011 года.
заводской №983


Проектант — ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Технические характеристики:
Водоизмещение: около 140 т.
Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 7,3 м, осадка — 1,8 м.
Максимальная скорость хода: 23 узла
Дальность плавания: 200 миль
Автономность: 5 суток
Экипаж: 6 человек

Вооружение:
одна 14,5-мм пулеметная установка МТПУ
один противодиверсионный гранатомет ДП-64
один противодиверсионный гранатомет ДП-65
четыре ПЗРК типа «Игла»
Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»



Малый ракетный корабль «Углич» проекта 21631 «Буян-М»
***
В Зеленодольске заложен второй малый ракетный корабль "Углич" проекта 21631

25.07.2011 18:50
На Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького 22 июля прошла церемония закладки второго малого ракетного корабля "Углич" проекта 21631 "Буян-М".
Пять кораблей проекта 21631 "Буян-М" планируется построить и для Черноморского флота. Головной корабль серии "Буян-М" - "Град Свияжск" - заложен 27

августа 2010 года, корабль также строится для Каспийской военной флотилии.
Корабли проекта 21631 "Буян-М" имеют водоизмещение 949 тонн , длину 74,1 метра, ширину - 11 метров и глубину осадки - 2,6 метра. Развивают скорость до 25 узлов.
Малые ракетные корабли (корветы) класса "Буян-М" оснащены противокорабельными крылатыми ракетами, артиллерийской установкой калибром 100 мм, зенитно-артиллерийским комплексом "Дуэт" и несколькими пулеметами калибров 14,5 и 7,62 мм.

Эскиз малого ракетного корабля (корвет) проект 21631 Буян-М (с сайта flot.com)
Источник Лента.ру


Заложен на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М.Горького»
(Зеленодольск, Татарстан) 22 июля 2011 года.
заводской №632

Проектант — ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро».
Технические характеристики:
Водоизмещение: 950 т.
Главные размерения: длина — 74,1 м, ширина — 11 м, осадка — 2,6 м.
Максимальная скорость хода: 25 узлов
Дальность плавания: 1500 миль
Автономность: 10 суток
Экипаж: 36 человек

Вооружение:
***
одна 100-мм артустановка А190-01 «Универсал» с СУО «Ласка»
одна 30-мм артустановка АК-630М-2 «Дуэт»
одна ПУ УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) 3С14
два АМС (автоматизированный модуль самообороны) 3М-47 «Гибка» (ЗУР «Игла-С»)


Малый ракетный корабль «Великий Устюг» проекта 21631 «Буян-М»
***
заложен на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М.Горького»
(Зеленодольск, Татарстан) 27 августа 2011 года.
заводской №633
Проектант — ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро».
Зеленодольский Завод



Ренат Мистахов: «Завод имени Горького загружен заказами до 2016 года»
16.01.2012
***
В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ ЗАПЛАНИРОВАНА СДАЧА ЧЕТЫРЕХ КОРАБЛЕЙ: БЫСТРОХОДНОГО СУДНА ПРОЕКТА А145, КАТЕРА, ДВУХ ТАНКЕРОВ-СЕМИТЫСЯЧНИКОВ.

ЧАСТЬ 1-Я

В 2012 году Вьетнам и Россия, вероятно, завершат переговоры о постройке в Зеленодольске еще двух кораблей для ВМС этой страны. Об этом сообщил в ходе интернет-конференции с читателями "БИЗНЕС Online" генеральный директор заводы им. Горького Ренат Мистахов. Кроме того, он рассказал, что за последние три года компания продемонстрировала фантастический рост выручки – увеличившись за это время почти в четыре раза, в минувшем году она достигла 10 млрд. рублей. Сейчас главная задача судостроителей – проведение модернизации завода и набор персонала.   

Ренат Мистахов: «Сегодня от заказов зависит многое – и развитие завода, и укомплектованность предприятия наиболее квалифицированными работниками, и повышение заработной платы, и самое главное, модернизация производства»

«МОЯ ЗАДАЧА - МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА»
***
- Ренат Искандерович, с какими трудностями вы столкнулись в начале работы на заводе? И какими способами удалось справиться? (Ильназ)
- На завод я пришел в ноябре 2009 года. Конечно, было не просто - новый коллектив, новые люди. Я прошел путь от рабочего до руководителя Казанского отделения Горьковской железной дороги. И после этого принял решение развернуться на 180 градусов и уйти в промышленность. А транспорт и промышленность - две большие разницы: ставятся другие задачи, другие показатели характеризуют работу, применяется другая форма управления предприятием.
Окунувшись в жизнь завода, я понял, что самая главная моя задача, как генерального директора, - это максимально повысить объемы производства. Сегодня от заказов зависит многое – и развитие завода, и укомплектованность предприятия наиболее квалифицированными работниками, и повышение заработной платы, и самое главное, модернизация производства. В рыночных условиях предприятие, которое находится в застое и берет заказы только под имеющееся количество сотрудников, не выживет. Надо брать заказы под развитие мощностей предприятия, привлекать рабочих и служащих дефицитных профессий и развивать производство.
Придя на завод, я поставил себе две основные задачи: первая - в 2010 году нарастить объемы производства, вторая – провести техническое перевооружение и модернизацию производства. Конечно, углубившись в заводские проблемы, я понял, что этим не заканчивается, это только одна из основных трудностей предприятия.



ФСБ заказала в Зеленодольске фрегат для охраны шельфа
29.12.2011
***
ТАКИХ БОЛЬШИХ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ В ТАТАРСТАНЕ ДО СИХ ПОР НЕ СТРОИЛИ

Сегодня газете "БИЗНЕС Online"стали известны подробности крупного заказа, который предстоит выполнить судостроительному заводу им. Горького. Речь идет о суперсовременном уникальном боевом корабле - фрегате 1-го ранга, который будет способен ходить в арктических широтах, преодолевать поля крупнобитого льда, также проект обещает невиданный комфорт для экипажа. 

Ренат Мистахов еще на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» обмолвился, что завод выиграл «тендер на очень интересное судно»

ЗАГАДОЧНЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ТЕНДЕР
***
Напомним, на минувшей неделе в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online», генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов рассказал о том, что предприятие  выиграло «закрытый тендер на очень интересное судно», которое должно быть заложено в феврале-марте. От обсуждения подробностей он уклонился, отметив только, что в тендере участвовало 12 верфей, и что это фрегат водоизмещением 3 тыс. т. Отталкиваясь от материала «БИЗНЕС Online», портал flotprom.ru уточнил, что корабль строится для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. А сегодня блог, созданный по инициативе Центра анализа стратегий и технологий, конкретизировал: это большой пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 («Океан») разработки ОАО «ЦМКБ «Алмаз».
Информации об «Океане» немного, если точнее, то ее можно найти только на сайте «Военно-промышленного курьера» (ВПК). Проект 22100 - корабль открытого моря, предназначенный для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. «Океан» должен заменить пограничные сторожевые корабли (ПСКР) 1-го ранга проекта 11351. Новый ПСКР будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток, в арктических широтах и преодолевая площади крупнобитого льда. Предусмотрены бортовой вертолет и катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт во время движения фрегата. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. Особое внимание уделено созданию комфорта для экипажа. Каюты рассчитаны на двух человек, и в каждой предусмотрен санузел. Благодаря двум опреснителям, круглосуточно будет подаваться горячая и холодная вода. Головной ПСКР должен выйти в море в 2015 году.



В Зеленодольске построят еще два фрегата для Вьетнама
08.12.2011
***
КОНТРАКТ НА ВТОРУЮ ПАРУ «ГЕПАРДОВ» ТЯНЕТ ПРИМЕРНО НА $400 МИЛЛИОНОВ

«Рособоронэкспорт» и Зеленодольский завод им. Горького успешно завершили контракт на поставку во Вьетнам двух фрегатов «Гепард» и подписали договор на еще два таких корабля. Эта новость пришла вчера с международного салона LIMA-2011 (Малайзия). И в Казани, и в Зеленодольске к ней отнеслись с осторожностью: как разъяснили газете «БИЗНЕС Online» - в том числе, чтобы не сглазить

"Гепарды" на заводе им. Горького 

НА ЭТОТ РАЗ «ГЕПАРДЫ» БУДУТ НЕ УДАРНЫЕ, А ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ
***
«Контракт выполнен в оговоренные сроки. У вьетнамской стороны замечаний нет. Первый «Гепард» был поставлен в прошлом году, второй - в этом. Сейчас подписан контракт на вторую пару таких кораблей», - сказал «Интерфаксу-АВН» заместитель директора по гособоронзаказу и внешнеэкономической деятельности ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Сергей Руденко.
Напомним, контракт с ВМС Вьетнама на строительство двух фрегатов проекта «Гепард 3.9» «Рособоронэкспорт» заключил в декабре 2006 года. Проектировались корабли ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), строились – на заводе им. Горького. 10 июля 2007-го был заложен первый корабль, 28 ноября того же года - второй. Головной корабль HQ-011 Dinh Tien Hoang (заводской номер 954) был введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011-го. Второй - HQ-012 Ly Thai To (заводской номер 955) - 22 августа того же года. Контракт оценивался в $350 миллионов.
«Гепард 3.9» - развитие проекта 11661 (разработка того же ЗПКБ). Головной корабль проекта - «Татарстан» (тоже построен в Зеленодольске) - с 30 августа 2003 года служит в составе Каспийской флотилии. Сегодня на Черном море проходит испытания однотипный «Дагестан». Но главный конструктор «Гепардов» Виктор Кашкин настаивает, что у вьетнамских фрегатов с их каспийскими собратьями общие только обводы корпуса и энергетическая установка — все остальное переработано в соответствии с появлением новой техники и с учетом места службы.
Фрегаты предназначены для поиска, обнаружения и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей, самостоятельно или в составе группы кораблей. Они могут решать конвойные и патрульные задачи. Водоизмещение - 2100 т, скорость - 28 узлов (52 км/ч), автономность морского перехода - 20 суток. На фрегате могут базироваться вертолеты Ка-28 или Ка-31. Вчера в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Руденко отметил, что если первые два «Гепарда» - ударные, то вторая пара будет с противолодочной спецификой.

Вьетнамские офицеры на мостике "Гепарда"

Вертолет Ка-27 садится на палубу "Гепарда"

К «ГЕПАРДАМ» ПРИСМАТРИВАЮТСЯ КАМБОДЖА И ИНДОНЕЗИЯ
Контракт на четверку фрегатов - самый крупный проект РФ и Вьетнама в сегменте боевых надводных кораблей основного класса, сообщает центр анализа мировой торговли оружием. Вообще же объем российского экспорта вооружений и военной техники во Вьетнам за последние годы вырос в 3,5 раза. И корабельная составляющая в нем едва ли не превалирует. Вьетнам не только закупает пограничные сторожевые катера, но и намерен самостоятельно строить по российским проектам малые корабли. Сегодня выполняется контракт на поставку Вьетнаму шести дизельных подводных лодок типа «Варшавянка» на $2 миллиарда.
В 2006 году при подписании контракта вьетнамская сторона подняла вопрос о лицензионном строительстве еще двух аналогичных кораблей на верфях в Хошимине. Также были разговоры о строительстве еще пары фрегатов на заводе им. Горького. Но до сего дня все это оставалось в области предположений. Любопытно, что новый контракт подписан в условиях вьетнамско-китайского территориального спора в Южно-Китайском море, которое во Вьетнаме называют Восточным. Руководства обеих стран заявляют, что остановят любого, покусившегося на их суверенитет, и полны сил отстаивать «исконные территории».
Решение Вьетнама о строительстве еще двух «Гепардов» говорит и о качестве исполнения ЗПКБ и заводом им. Горького предыдущего заказа. Как рассказывал ранее газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков, отзывы вьетнамцев положительные. «Хотя об определенных недостатках мы знаем, они требуют осмысления», - уточнил Волков. Также на заводе им. Горького сообщали, что с учетом эксплуатации головного «Гепарда» на втором был доработан интерьер.
По словам Руденко, интерес к «Гепардам» проявляют и другие страны Юго-Восточной Азии. «Вчера здесь на выставке у нас состоялась встреча с министром обороны Камбоджи. Они интересовались такой же парой кораблей», - рассказал Руденко «Интерфаксу». Ранее гендиректор ЗПКБ рассказал газете «БИЗНЕС Online», что «Гепард» был доработан под требования конкурса, проводящегося Индонезией. «Был момент, когда Россию отодвинули от конкурса, а победителем фактически назвали Голландию. Но сегодня конкурс продолжается», - сообщил Волков.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководство ЗПКБ не стало ни подтверждать, ни опровергать информацию о контракте, в том числе «чтобы не сглазить». Руководство завода им. Горького находится в Малайзии, и на момент сдачи материала получить его комментарий не удалось.

Тимур Латыпов
Фото: Роман Хасаев, ЗПКБ, завод им. Горького


Код П-104
Проект 21980
Построенный в Зеленодольске противодиверсионный «Грачонок» вошел в состав ВМФ
30.12.2011
***
Второй противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» принят в состав ВМФ России. Он будет нести службу в составе соединения кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота.
Катер спроектирован специалистами нижегородского ОАО КБ «Вымпел», строительство освоено на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М.Горького». «Грачонок» предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия пограничной службе при решении задач охраны и защиты государственной границы России.
Головной катер этого проекта с осени 2009 года находится в Кронштадском соединении кораблей охраны водного района (флаг был поднят в мае 2010-го). Второй катер был заложен в мае 2010-го, спущен на воду в июле того же года и осенью по внутренним водным путям переведен в Новороссийск для прохождения испытаний, сообщает Центральный военно-морской портал  В Зеленодольске строится (заложен в мае 2011 года) третий катер проекта 21980.
Основные характеристики. Водоизмещение - 140 т. Главные размерения: длина - 30 м, ширина - 7,3 м, осадка - 1,8 м. Скорость полного хода - 23 узла. Дальность плавания - 200 миль. Автономность - 5 суток. Экипаж - 6 человек. Вооружение: 14,5-мм пулеметная установка МТПУ, противодиверсионный гранатомет ДП-64, противодиверсионный гранатомет ДП-65, четыре ПЗРК типа «Игла».

П-104
Невская Губа, Кронштадт

 
27 августа 2010, 22:29
Церемония закладки ракетного корабля «Град Свияжск»                ***               
Видео
http://tvzvezda.ru/n...ablya_2708.html

Каспийскую флотилию пополнит «Град Свияжск». Малый ракетный корабль новейшего типа в торжественной обстановке заложен на стапеле в Татарстане. Проект не имеет аналогов в мире и разработан в конструкторском бюро при заводе имени Горького в Зеленодольске, который станет местом строительства судна. «Свижяск» принадлежит к классу «река-море» и будет оснащен мощным вооружением, способным поражать цели на воде и вести огонь по наземным и воздушным объектам.



На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоится закладка третьего МРК типа "Буян"
***
27 августа 2011 года состоялась торжественная церемония закладки малого ракетного корабля "Великий Устюг" - третьего серийного корабля проекта 21631 разработки ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" (ЗПКБ) , сообщает пресс-служба предприятия.

Головной корабль этого проекта заложен 27 августа 2010 года, в канун Дня Республики Татарстан, и получил имя "Град Свияжск". Второму заказу этого же проекта, заложенному 22 июля 2011 года, дано имя "Углич". Среди высоких гостей на закладке второго корабля присутствовали премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, а также командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Алекминский.

Малые ракетные корабли проекта 21631 являются многоцелевыми кораблями класса "река-море", оснащенными самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения, позволяющими наносить удары как по морским, так и по наземным целям. Благодаря правительству Республики Татарстан горьковчане имеют большие и перспективные заказы. В нынешнем году заводу предстоит сдать 5 кораблей, два из которых уже отправлены во Вьетнам – это фрегаты проекта "Гепард-3.9" (проектант – ОАО "Зеленодольское ПКБ"). На днях на втором корабле состоялось поднятие Государственного флага Вьетнама.

В настоящее время Зеленодольский завод имени А.М. Горького является единственным судостроительным предприятием в России, которое развернуло серийное строительство скоростных пассажирских судов речного и морского назначения. Начиная с 2006 года, речному флоту передано 5 единиц комфортабельных судов нового поколения, созданных на базе интеграции судостроительных и авиационных технологий. Сегодня на стапелях завода ведется строительство 2 единиц судов проекта А145, предназначенных для обслуживания гостей и жителей города Сочи во время подготовки и проведения Олимпиады 2014 года. В сентябре первое судно должно быть презентовано на Х Международном инвестиционном форуме в городе Сочи.

Суда данного проекта имеют современный облик, отвечают требованиям безопасности судовождения, соответствуют международным экологическим стандартам. Будучи скоростными комфортабельными пассажирскими судами глиссирующего типа с автоматически управляемой динамикой движения ("механизированным днищем"), они идут на смену морально и физически устаревшим СПК типа "Метеор", "Комета", "Колхида", "Восход". Заказ строится в соответствии с требованиями всемирно известного сертификационного органа БЮРО ВЕРИТАС.

ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" получил признание за свою работу на российском уровне – удостоен звания "Лучший российский экспортер 2010 года" в судостроительной области. Презентация моделей строящихся кораблей и скоростных судов, новых проектов теплоходов (А45-90, А45-4) вызвала широкий интерес среди участников XV Международного экономического форума и других престижных выставок.

За последние два года на Зеленодольском заводе имени Горького интенсивно развивается судостроение. Закладка новых серийных заказов как для ВМФ России, так и для дружественных государств по линии военно-технического сотрудничества значительно повысила имидж завода как динамично развивающегося судостроительного предприятия.

МОСКВА , 27 августа 2011 , ОРУЖИЕ РОССИИ , Семенова Ксения



«Зеленодольский завод им. Горького» отправил второе судно заказчику во Вьетнам
***
«Зеленодольский завод им. Горького» завершил ходовые и приемные испытания, а также испытания систем вооружения второго корабля из серии проекта «Гепард-3.9».

Проект корабля был создан специалистами ОАО «Зеленодольское ПКБ». Судно «Гепард-3.9» было построено на верфях «Зеленодольского завода им. Горького».

Погрузка корабля был осуществляена на специализированное транспортное судно EIDE TRANSPORTER и отправлено заказчику во Вьетнам. Ориентировочная длительность перехода к верфям заказчика составит 65 суток.

Как сообщила пресс-служба судостроительного заводв, все механизмы, системы и вооружение корабля соответствуют контрактной спецификации и утвержденному техническому проекту. Корабль серии проекта «Гепард-3.9» имеет улучшенные характеристики по мореходности, маневренности, динамичности, управляемости и дальности плавания. С учетом пожеланий заказчика выраженных после прибытия во Вьетнам первого фрегата, были проведены ряд доработок по улучшению внутреннего интерьера корабля.

По оценке специалистов второй корабль стал еще более удобен в обслуживании и эксплуатации.


проект 21631
***
...''Сложнейшие заказы военно-морского ведомства по¬лучал Зеленодольский судостроительный завод им. Горь¬кого. Здесь было создано конструкторское бюро, кото¬рое выполняло разработки по созданию противолодоч¬ной обороны страны. В этот период быстроходные и глу¬боководные подводные лодки с мощным торпедным и ракетным оружием превратились в основной класс во¬енно-морских флотов мира.


Рыболовное морозильное судно типа "Зеленодольск"
проект 1361
***
В период с 1963 по 1968 г. было построено 36 судов этого проекта. Часть них были рыболовными морозильными судами и часть производственными рефрижераторами. Также на базе этого проекта в 1968 году построили одно учебное судно.


Малые ракетные корабли проекта 1239
***
Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч» — тип МРК на воздушной подушке, состоящих на вооружении Черноморского флота.

Назначение
***
Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является[
1. Уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море.
2. Обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника.
3. Ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил.
4. Ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.

История строительства
***
Строительство кораблей проекта велось на Зеленодольском ССЗ под Казанью. Корабли проекта являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевым кораблем, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Проект создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1 с учётом опыта применения МРК на боевой службе в Средиземном море. Катамаран пр.1239 обладает высокой мореходностью, имеет большую палубу и более комфортные условия использования оружия и размещения экипажа. При создании корабля широко применялся опыт ЦМКБ ''Алмаз'' и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа  ''Джейран'', ''Зубр'' и др.


ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД
***
Ракетный корабль на воздушной подушке "Бора" Черноморского Флота


Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" Черноморского Флота




Проект 1124
(шифр «Альбатрос», кодовое обозначение НАТО— Grisha class corvette)

Корабли проектов 1124 и 1124М «Альбатрос».
***
Малые противолодочные корабли проекта 1124 (шифр «Альбатрос», кодовое обозначение НАТО — Grisha class corvette) — тип малых противолодочных кораблей, строившихся в 1970-е—1980-е годы для Военно-Морского Флота СССР в составе 2 основных серий (проекты 1124 и 1124М). Была разработана также «сторожевая» версия корабля.

…На начало 1960-х годов советский флот испытывал резкий рост потребностей в новых эскортных и противолодочных кораблях ограниченного водоизмещения. Новые корабли должны были обеспечить развёртывание советских ПЛАРБ и ПЛА, осуществлять охрану военно-морских баз, соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. С появлением в ведущих морских державах субмарин нового поколения с обычными и ядерными энергетическими установками резко возросла подводная угроза во всех операционных зонах советского ВМФ, в том числе в ближней морской зоне. В распоряжении ВМФ СССР находились малые противолодочные корабли проектов 122А и 122бис (построено 369 кораблей), противолодочные катера проекта 199 (построено 52 ед.), противолодочные катера (МПК) проектов 201М и 201Т (построено 183 ед.), а также относительно современные МПК проекта 204 (построено от 63 до 66 кораблей). К недостаткам последнего проекта относилась слабая ПВО и недостаточно надёжная АУ «АК-725», тогда как опыт послевоенных локальных конфликтов свидетельствовал о возрастающей угрозе для кораблей со стороны авиации, поэтому МПК проекта 204 устарели уже в момент постройки, а резерв на модернизацию у этих кораблей ввиду сравнительно небольшого водоизмещения отсутствовал…

…За разработку малого противолодочного корабля проекта 1124 группа ведущих специалистов Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (бывшее ЦКБ-340) была удостоена Государственной премии СССР[3].


Назначением кораблей проекта 1124 согласно тактико-техническому заданию было обеспечение развёртывания советских ПЛАРБ, охрана военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах[1] (акваториях Балтийского и Чёрного морей, Кольского, Амурского и Уссурийского заливов и Авачинской бухты с прилегающими к ним районами). Боевая эксплуатация кораблей на сложных морских театрах (Северный и Тихоокеанский флоты) не предполагала применение кораблей в открытом море…

История строительства

Всего было построено 88 из 90 заложенных кораблей различных серий, в том числе 76 малых противолодочных кораблей модификаций 1124 и 1124М (5 кораблей проекта 1124М служили в качестве пограничных сторожевых кораблей), а также 12 пограничных сторожевых кораблей 1124П[5].

Проекты 1124 и 1124П

МПК-170 проекта 1124.
26 декабря 1966 года на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» имени А. М. Горького в Зеленодольске (современное ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького») судостроители заложили корпус головного корабля проекта — «МПК-147». 12 января 1967 года «МПК-147» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР[3].
В ходе испытаний головного корабля пришлось отказаться от экзотических «гребней надводного борта», усложнявших технологию изготовления корпусных конструкций, и упростить при разработке рабочей документации геометрию выступающих частей корпуса[3].
Военно-Морской Флот СССР заказал судостроительной промышленности 38 кораблей проекта 1124. Девятнадцать из них было построено на Зеленодольском судостроительном заводе (ССЗ № 340)

 
МПК-194 "Брест" проекта 1124М.
***
МПК-194 "Брест" - малый противолодочный корабль проекта 1124М.
МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ
Северный флот.
ПОСТРОЙКА, ИМЯ
Корабль заложен на судостроительном заводе в Зеленодольске 11 мая 1987 года, спущен на воду 30 июля 1988 года, вошел в состав флота 9 ноября 1988 года. С 22 июля 1988 года по 15 февраля 1992 года имел наименование "Брестский комсомолец".


В ТАТАРСТАНЕ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
30.03.12 21:12
***
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Министерством обороны принято решение о возобновлении производства в Татарстане подводных лодок. В рамках программы перевооружения ВС РФ решено воссоздать производство, действовавшее на территории республики с 1952-го по 1957 год….

….Накануне состоялся нешуточный спор о том, какой именно город республики станет базой для нового производства. На него претендуют Бугульма, Нурлат и Азнакаево. Какой из этих городов получит государственную поддержку, несколько тысяч рабочих мест, а заодно и станет "закрытым", решится в течение двух ближайших дней.


Рецензии