Охота-12, в сухом остатке

               
                12. В   СУХОМ   ОСТАТКЕ

Так что же такое охота? Это выслеживание,  преследование  и убийство диких животных, как об этом говорят не только обыватели, но и толковые словари? Можно сказать и так, потому что это правда. Но эта правда не полная, она подобна тому, как если бы мы сказали о человеке, что это биологическая система, функционирующая за счет ассимиляции и диссимиляции, обеспечиваемыми трудовой деятельностью и мыслительными процессами.

 Мне представляется, что рассматриваемое нами явление должно претендовать на более емкое определение. Оно, как мне кажется, должно включать в себя и то, что, помимо словарного определения,  безусловно, содержится  в охоте  как не менее значимое составляющее. Что же это такое?

Это взаимодействие человека и природы в самом широком и глубинном смысле. С одной стороны, оно определяется  личными качествами и программой поведения человека, заложенных в нем и природой, и опытом предшествующих поколении, и его личным опытом. Определяется оно также и средствами охоты.

С другой, - это сама природа, а именно, ее материальный компонент, состояние,  предмет охоты и его состояние. Здесь все важно, но, наверное, главную роль играет все-таки программа поведения человека..

 Надо иметь ввиду, что каково бы ни было происхождение человека, в акте его творения обязательно должна была быть заложеной программа его поведения, то есть механизмы и способы его общения с природой, с окружающей его средой. Охота – часть этого взаимодействия, может быть, одна из древнейших и до настоящего времени существующая. В ней присутствует комплекс мотивов, правил,  ощущений и ассоциаций.

 Человек не может не задавать при этом себе вопросы, не испытывать чувства, не подвергать себя самооценке и не подвергаться  давлению со стороны этой программы. Вся эта программа нацелена на достижение успеха в охоте. Это единственная ее цель. Положительный результат приносит не только удовлетворение, он способствует самоутверждению, повышает самооценку, порождает гордость, атмосферу оптимизма, повышает жизненный тонус, он из особи мужского пола создает мужчину.

И еще охота это отбраковка наименее приспособленных к условиям существования  или избыточных в данных конкретных условиях  особей дикого мира как фактор соблюдения рационального количественного баланса между живым и мертвым в природе, то есть как один из способов достижения гармонии.

Таким образом,  эта программа содержит  дарованное человеку осознание гармонии, являющейся единственной основой сохранения целостности природы и жизни на Земле. Оно в частности зафиксировано в классическом тезисе: «не руби ветку, на которой сидишь». В нем содержится требование: не давай своей жадности и глупости сдвинуть ситуацию в необратимый процесс деградации. Соблюдай меру, чтобы сохранить равновесие между необходимой смертью и вожделенной жизнью.

 Эта инстинктивная потребность является нравственной основой ритуализма в охоте, выражающегося в соблюдении правил,  в уважении к жертве, в умеренности, в благодарности высшим силам или обстоятельствам, приведшим тебя к успеху.

Примером последовательной реализации этой части программы и являются созданные в цивилизованных странах условия сосуществования людей с дикими животными, как это показано мною выше в записках об американских наблюдениях и впечатлениях.

Эта программа учит также и тому природному закону, который не позволяет вести масштабную и смертельную внутривидовую борьбу. Не убивать себе подобных – это возвращение к законам природы, это залог сохранения и процветания вида.

 Охотники, непосредственно общающиеся с природой и убивающие диких животных, может быть, больше других знают, что друг друга убивать нельзя – так поступают  и этим учат их  те, кого им должно убивать на охоте самим. Они учатся этому от диких зверей.

 Но люди до сих пор предпочитают вести друг с другом убийственные войны и с ожесточением наказывать тех, кто «не жалеет» своих меньших братьев. Трагический парадокс нашей дурной цивилизации.

Все сказанное создает идеальный образ охоты, но ведь в жизни все может быть и бывает иначе. Конечно, но не из идеального ли нам следует исходить при оценке и сотворении чего-то, не на идеальное ли нам следует ориентироваться в своем поведении! Ведь идеал это некое отображение в сознании человека высших законов бытия.

Приведенные примеры охотничьих историй из жизни одного заурядного охотника свидетельствуют о существенном их отличии от представленного здесь идеала. Но все же они не столь безнадежны – ведь в них присутствуют и образцы вполне нормального поведения,  да и в целом, вернее, в итоге этот опыт кажется вполне достойным положительной оценки, хотя отдельные моменты должны быть осуждены как противоречащие законности и нравственности.

Увы, в современном облике охоты как общественного и личного явления таких отрицательных примеров можно сыскать немало. В связи с этим может возникнуть вопрос: а можно ли и нужно ли заниматься этим сегодня, а если да, то зачем. В полной уверенности в своей правоте твердо заявляю: да! И можно, и нужно.

Охота необходима и сегодня потому, что только она погружает человека в самые глубинные и интимные основы живой природы, только в ней человек может полностью ощутить себя ее частью и понять, что  она такова и есть благодаря гармонии, невозможной без равновесия между жизнью и смертью, без борьбы и конкуренции, без состязания. Судя по высшему разряду, мы не можем не признать, что в ней больше честности и нравственности, чем в цивилизованном выкармливании животных для их дальнейшего убийства и поедания.


Рецензии